«Из опыта работы с родителями младших школьников».
статья по теме
Сообщение на городском методическом объединении классных руководителей по теме «Из опыта работы с родителями младших школьников».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сообщение на городском методическом объединении
классных руководителей по теме
«Из опыта работы с родителями младших школьников».
«Семья – один из шедевров природы»
Д.Писарев
«Как редко ребёнок бывает таким, как нам хочется…»
Януш Корчак
«Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей»
В.Сухомлинский
«Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беспроблемной»
Д.Добсон
«Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства»
Эбнер – Эшенбах
О современной семье очень много пишут и говорят. Многие педагоги обвиняют семью в том, что ребёнок в ней не воспитывается, родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Сегодняшняя семья очень изменилась. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребёнок. Всё труднее педагогам находить общий язык с родителями учащихся; во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем. Но педагоги всё-таки делают всё невозможное, чтобы общение с родителями было эффективным. Оно должно направлено на создание единого воспитательного поля, единой воспитательной среды, где наивысшие ценности станут основой жизни, достойной Человека.
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества.
Педагоги, работающие с младшими школьниками знают, какие тревожные чувства и какое опасение испытывают и младший школьник и его родители, когда ребёнок поступает в школу. И «трудный2 ребёнок появляется в начальной школе только из-за противоречий во взглядах на воспитание маленького человека у педагогов и родителей. Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями. Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы заключается в создании условий для комфортной, радостной и счастливой жизни ребёнка, для развития его индивидуальности.
В своей работе с родителями я использую
следующие направления:
- психолого-педагогическая диагностика учащихся и их родителей.
Её можно использовать при подготовке к родительским собраниям по определённым проблемам, и для знакомства с будущими учениками и их родителями.
Ещё в «Школе будущего первоклассника» начинаю диагностику учащихся для выявления мотивационной готовности к школе, уровня подготовки, умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.
Для родителей провожу следующие анкеты:
- экспресс-прогноз состава родительского коллектива
- экспресс-опрос будущего первоклассника
- методика неоконченных предложений, которая помогает определить отношение родителей к школе, учителю.
Подобная предварительная диагностика помогает мне увидеть родителей и детей, наметить план работы.
В результате этой диагностики составляется «Социальный паспорт класса», диагностическая карта на девочек и мальчиков, планируется работа с учащимися по группам: интеллектуально-одарённые, спортивно-одарённые и творчески одарённые дети. (СЛАЙДЫ)
При подготовке к родительским собраниям очень часто использую и тематические диагностики по определённым темам. Материалы беру в журнале «Воспитание в школе» и методических пособиях «Классный руководитель» и «Родительские собрания» (ПОКАЗ КНИГ).
2)главным направлением в работе любого классного руководителя является просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики,
к которым можно привлекать различных специалистов : психолога, социального педагога, школьного врача, учителей-предметников, администрацию школы. Для того, чтобы такое просвещение родителей вызывало у них самих интерес, я предлагаю на первом родительском собрании ряд тем, которые можно будет обсудить в ходе родительских собраний, а также прошу обозначить и те вопросы, которые интересуют родителей.
Такое просвещение необходимо ещё и для того, чтобы родители могли увидеть себя и других в обсуждаемой проблеме, сделать для себя соответствующие выводы. После обсуждения любой проблемы стараюсь приготовить и раздать каждому из присутствующих «Памятки» или даю рекомендации. Ежегодно планирую «Родительский всеобуч» (ПОКАЗ СЛАЙДА).
Планируя родительское собрание, сообщаю тему или повестку предстоящего РС, чётко слежу за посещаемостью, приучаю родителей сообщать о причинах непосещения РС и назначаю индивидуальную встречу.
3)ещё одно важное направление в работе с родителями – это формирование у них понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
Своих родителей я знакомлю не только с Уставом школы, с требованиями, которые предъявляет школа к своим учащимся, но и с традициями школы, с её историей. Такая работа начинается ещё до школы – с традиционной экскурсии по школе; на родительских собраниях рассказываю не только о классных делах и мероприятиях, которые провожу с детьми, но и знакомлю родителей своих учеников с традиционными общешкольными делами, с победами на спортивных соревнованиях, в творческих конкурсах, с лучшими учениками и учителями.
4)одним из вопросов на РС является консультация родителей:: знакомлю не только с учебниками, по которым обучаются дети, но и с методикой проведения уроков, даю рекомендации по выполнению домашних заданий, знакомлю с критериями оценки деятельности учащихся.
Достаточно часто стараюсь проводить «День открытых дверей» в классе: приглашаем родителей на «открытые» уроки и классные часы, даю индивидуальные рекомендации.
На первых собраниях выясняю, какую помощь классному руководителю могут оказать родители, какие у них интересы, традиции в семье, чтобы привлечь их и к внеурочной деятельности.
СЛАЙД.
В течение 4-х лет обучения в начальной школе в нашем классном коллективе созданы свои традиции.
Вместе с родителями мы проводим совместные праздничные мероприятия: праздник первого звонка, осенние и зимние праздники, 23 февраля и 8 марта, День Святого Валентина, семейный праздник и др.; принимаем участие во всех творческих конкурсах поделок, рисунков и фотографий, в которых нам помогают принимать участие непосредственно родители – есть и свои результаты: многие работы моих учеников были отправлены на областные конкурсы, а семья Гориных стала победительницей областного конкурса семейной фотографии по правильному питанию. Традицией в классе стало и оформление фотовыставок к праздничным датам, фотографий из семейного архива по разным темам («Наша дружная семья», «Отдыхаем вместе», «Летние каникулы», «Зимние забавы», «Моя мам – лучше всех!», «Мама, папа, я – дружная семья», «Мой любимый город» и др.)
Традицией стало и поздравление ребят с Днём рождения. А родителей своих учеников я поздравляю со всеми праздничными датами, вклеивая поздравления в личные дневники учащихся, обязательно делаю записи с благодарностью за участие в каждом конкурсе. На родительских собраниях (в устной или письменной форме) благодарю родителей за поддержку и воспитание детей, а в конце учебного года вручаю «Благодарственные письма» активным родителям за подписью директора школы.
СЛАЙД.
Мои ученики – активные участники общешкольной жизни. Благодаря игре-путешествию «На планету Знаний» ребята развивают свои способности по разным направлениям. Большую помощь в организации многих праздников оказывают и родители. Ежегодно лучшие ученики класса вместе с родителями приглашаются на школьную церемонию «Ученик года».
Родители моих учеников стараются посещать не только родительские собрания, но и мероприятия, в которых принимают участие их дети: мы посещаем ДМШ, СОК, ЦДТ, кинотеатр, музей, цирковые программы.
Результаты своей работы мы стараемся отражать в «Классной летописи», в фото и видеосъёмках.
Все ученики нашего класса (за исключением двоих, которые живут в пос.Малый-Бердяш) заняты дополнительным образование: посещают ДМШ, кружки и спортивные секции. Многие дети занимаются дополнительно изучением английского языка. Это тоже заслуга их родителей. Каждая семья старается воспитать своего ребёнка успешным. К сожалению, в нашем классе недостаточно развита такая форма работы, как поездки и экскурсии : большой процент семей – неполные, разный семейный бюджет, но многие родители самостоятельно вывозят своих детей за пределы города в цирк, в зоопарк, на выставки, на горнолыжную трассу.
Читая сочинения детей «Субботний вечер у нас дома», которое они писали в классе без подготовки, было видно, что практически все семьи проводят выходные вместе (вместе отдыхают, выполняют домашнюю работу, выезжают за город, принимают гостей).
5)огромную роль в сотрудничестве классного руководителя с родителями играет классный родительский комитет,
который и оказывает мне помощь в организации учебно-воспитательного процесса в урочное и внеурочное время.
Не секрет, что есть очень активные и инициативные родители, есть такие, которые не могут отказать учителю, а есть те, которые предпочитают оставаться в стороне. Стараюсь к работе родительского комитета привлекать всех: устанавливается очерёдность посещения школьной столовой, общешкольных заседаний родительского комитета, выхода родителей на праздники и вечера в ЦДТ и ДМШ, закупку новогодних подарков. Сбор денег на нужды класса осуществляет председатель классного родительского комитета (ежегодно эта кандидатура переизбирается)
Я рассказала вам о традиционных формах работы с родителями, которые использую в своей работе. Но существуют и нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, которые многие классные руководители уже внедряют в свою работу:
СЛАЙД
- родительские чтения
- родительские вечера
- тематические, групповые и индивидуальные консультации
- родительские тренинги
- «Часы откровения» для привлечения проблемной семьи к сотрудничеству со школой и классным руководителем
В завершении своего выступления, хочу ещё раз обратить ваше внимание на то, что для эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями своих учеников на первый план нужно поставить интерес родителей, который необходимо развивать и поддерживать разнообразными формами работы, постоянно изучать характер отношений, складывающихся между учащимися и их родителями, просвещать родителей по данному вопросу, оказывать методическую и практическую помощь в построении позитивных отношений в семье между детьми и взрослыми,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы: "Патриотическое воспитание младших школьников коррекционной школы VIII вида на внеклассных мероприятиях"
Из опыта работы. Выступление на МО классных руководителей на тему: "Патриотическое воспитание младших школьников коррекционной школы VIII вида на внеклассных мероприятиях"...
Из опыта работы.Этнокультурное образование младших школьников как часть духовно-нравственного воспитания .
Из опыта работы.Этнокультурное образование младших школьников как часть духовно-нравственного воспитания ....
Представление опыта работы "Исследовательская деятельность младших школьников"
Исследовательская деятельность младших школьников (февраль 2016г)...
Статья из опыта работы "Развитие речи младших школьников как основа успешного обучения"
Статья из опыта работы на тему: "Развитие речи младших школьников как основа успешного обучения"....
Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).
Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка высокие духовные и нр...
Обобщение опыта работы на тему «Разнообразные формы работы с родителями младших школьников»
Обобщение опыта работы на тему «Разнообразные формы работы с родителями младших школьников»...