«Из опыта работы с родителями младших школьников».
статья по теме
Сообщение на городском методическом объединении классных руководителей по теме «Из опыта работы с родителями младших школьников».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сообщение на городском методическом объединении
классных руководителей по теме
«Из опыта работы с родителями младших школьников».
«Семья – один из шедевров природы»
Д.Писарев
«Как редко ребёнок бывает таким, как нам хочется…»
Януш Корчак
«Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей»
В.Сухомлинский
«Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беспроблемной»
Д.Добсон
«Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства»
Эбнер – Эшенбах
О современной семье очень много пишут и говорят. Многие педагоги обвиняют семью в том, что ребёнок в ней не воспитывается, родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Сегодняшняя семья очень изменилась. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребёнок. Всё труднее педагогам находить общий язык с родителями учащихся; во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем. Но педагоги всё-таки делают всё невозможное, чтобы общение с родителями было эффективным. Оно должно направлено на создание единого воспитательного поля, единой воспитательной среды, где наивысшие ценности станут основой жизни, достойной Человека.
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества.
Педагоги, работающие с младшими школьниками знают, какие тревожные чувства и какое опасение испытывают и младший школьник и его родители, когда ребёнок поступает в школу. И «трудный2 ребёнок появляется в начальной школе только из-за противоречий во взглядах на воспитание маленького человека у педагогов и родителей. Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями. Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы заключается в создании условий для комфортной, радостной и счастливой жизни ребёнка, для развития его индивидуальности.
В своей работе с родителями я использую
следующие направления:
- психолого-педагогическая диагностика учащихся и их родителей.
Её можно использовать при подготовке к родительским собраниям по определённым проблемам, и для знакомства с будущими учениками и их родителями.
Ещё в «Школе будущего первоклассника» начинаю диагностику учащихся для выявления мотивационной готовности к школе, уровня подготовки, умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.
Для родителей провожу следующие анкеты:
- экспресс-прогноз состава родительского коллектива
- экспресс-опрос будущего первоклассника
- методика неоконченных предложений, которая помогает определить отношение родителей к школе, учителю.
Подобная предварительная диагностика помогает мне увидеть родителей и детей, наметить план работы.
В результате этой диагностики составляется «Социальный паспорт класса», диагностическая карта на девочек и мальчиков, планируется работа с учащимися по группам: интеллектуально-одарённые, спортивно-одарённые и творчески одарённые дети. (СЛАЙДЫ)
При подготовке к родительским собраниям очень часто использую и тематические диагностики по определённым темам. Материалы беру в журнале «Воспитание в школе» и методических пособиях «Классный руководитель» и «Родительские собрания» (ПОКАЗ КНИГ).
2)главным направлением в работе любого классного руководителя является просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики,
к которым можно привлекать различных специалистов : психолога, социального педагога, школьного врача, учителей-предметников, администрацию школы. Для того, чтобы такое просвещение родителей вызывало у них самих интерес, я предлагаю на первом родительском собрании ряд тем, которые можно будет обсудить в ходе родительских собраний, а также прошу обозначить и те вопросы, которые интересуют родителей.
Такое просвещение необходимо ещё и для того, чтобы родители могли увидеть себя и других в обсуждаемой проблеме, сделать для себя соответствующие выводы. После обсуждения любой проблемы стараюсь приготовить и раздать каждому из присутствующих «Памятки» или даю рекомендации. Ежегодно планирую «Родительский всеобуч» (ПОКАЗ СЛАЙДА).
Планируя родительское собрание, сообщаю тему или повестку предстоящего РС, чётко слежу за посещаемостью, приучаю родителей сообщать о причинах непосещения РС и назначаю индивидуальную встречу.
3)ещё одно важное направление в работе с родителями – это формирование у них понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
Своих родителей я знакомлю не только с Уставом школы, с требованиями, которые предъявляет школа к своим учащимся, но и с традициями школы, с её историей. Такая работа начинается ещё до школы – с традиционной экскурсии по школе; на родительских собраниях рассказываю не только о классных делах и мероприятиях, которые провожу с детьми, но и знакомлю родителей своих учеников с традиционными общешкольными делами, с победами на спортивных соревнованиях, в творческих конкурсах, с лучшими учениками и учителями.
4)одним из вопросов на РС является консультация родителей:: знакомлю не только с учебниками, по которым обучаются дети, но и с методикой проведения уроков, даю рекомендации по выполнению домашних заданий, знакомлю с критериями оценки деятельности учащихся.
Достаточно часто стараюсь проводить «День открытых дверей» в классе: приглашаем родителей на «открытые» уроки и классные часы, даю индивидуальные рекомендации.
На первых собраниях выясняю, какую помощь классному руководителю могут оказать родители, какие у них интересы, традиции в семье, чтобы привлечь их и к внеурочной деятельности.
СЛАЙД.
В течение 4-х лет обучения в начальной школе в нашем классном коллективе созданы свои традиции.
Вместе с родителями мы проводим совместные праздничные мероприятия: праздник первого звонка, осенние и зимние праздники, 23 февраля и 8 марта, День Святого Валентина, семейный праздник и др.; принимаем участие во всех творческих конкурсах поделок, рисунков и фотографий, в которых нам помогают принимать участие непосредственно родители – есть и свои результаты: многие работы моих учеников были отправлены на областные конкурсы, а семья Гориных стала победительницей областного конкурса семейной фотографии по правильному питанию. Традицией в классе стало и оформление фотовыставок к праздничным датам, фотографий из семейного архива по разным темам («Наша дружная семья», «Отдыхаем вместе», «Летние каникулы», «Зимние забавы», «Моя мам – лучше всех!», «Мама, папа, я – дружная семья», «Мой любимый город» и др.)
Традицией стало и поздравление ребят с Днём рождения. А родителей своих учеников я поздравляю со всеми праздничными датами, вклеивая поздравления в личные дневники учащихся, обязательно делаю записи с благодарностью за участие в каждом конкурсе. На родительских собраниях (в устной или письменной форме) благодарю родителей за поддержку и воспитание детей, а в конце учебного года вручаю «Благодарственные письма» активным родителям за подписью директора школы.
СЛАЙД.
Мои ученики – активные участники общешкольной жизни. Благодаря игре-путешествию «На планету Знаний» ребята развивают свои способности по разным направлениям. Большую помощь в организации многих праздников оказывают и родители. Ежегодно лучшие ученики класса вместе с родителями приглашаются на школьную церемонию «Ученик года».
Родители моих учеников стараются посещать не только родительские собрания, но и мероприятия, в которых принимают участие их дети: мы посещаем ДМШ, СОК, ЦДТ, кинотеатр, музей, цирковые программы.
Результаты своей работы мы стараемся отражать в «Классной летописи», в фото и видеосъёмках.
Все ученики нашего класса (за исключением двоих, которые живут в пос.Малый-Бердяш) заняты дополнительным образование: посещают ДМШ, кружки и спортивные секции. Многие дети занимаются дополнительно изучением английского языка. Это тоже заслуга их родителей. Каждая семья старается воспитать своего ребёнка успешным. К сожалению, в нашем классе недостаточно развита такая форма работы, как поездки и экскурсии : большой процент семей – неполные, разный семейный бюджет, но многие родители самостоятельно вывозят своих детей за пределы города в цирк, в зоопарк, на выставки, на горнолыжную трассу.
Читая сочинения детей «Субботний вечер у нас дома», которое они писали в классе без подготовки, было видно, что практически все семьи проводят выходные вместе (вместе отдыхают, выполняют домашнюю работу, выезжают за город, принимают гостей).
5)огромную роль в сотрудничестве классного руководителя с родителями играет классный родительский комитет,
который и оказывает мне помощь в организации учебно-воспитательного процесса в урочное и внеурочное время.
Не секрет, что есть очень активные и инициативные родители, есть такие, которые не могут отказать учителю, а есть те, которые предпочитают оставаться в стороне. Стараюсь к работе родительского комитета привлекать всех: устанавливается очерёдность посещения школьной столовой, общешкольных заседаний родительского комитета, выхода родителей на праздники и вечера в ЦДТ и ДМШ, закупку новогодних подарков. Сбор денег на нужды класса осуществляет председатель классного родительского комитета (ежегодно эта кандидатура переизбирается)
Я рассказала вам о традиционных формах работы с родителями, которые использую в своей работе. Но существуют и нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, которые многие классные руководители уже внедряют в свою работу:
СЛАЙД
- родительские чтения
- родительские вечера
- тематические, групповые и индивидуальные консультации
- родительские тренинги
- «Часы откровения» для привлечения проблемной семьи к сотрудничеству со школой и классным руководителем
В завершении своего выступления, хочу ещё раз обратить ваше внимание на то, что для эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями своих учеников на первый план нужно поставить интерес родителей, который необходимо развивать и поддерживать разнообразными формами работы, постоянно изучать характер отношений, складывающихся между учащимися и их родителями, просвещать родителей по данному вопросу, оказывать методическую и практическую помощь в построении позитивных отношений в семье между детьми и взрослыми,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы: "Патриотическое воспитание младших школьников коррекционной школы VIII вида на внеклассных мероприятиях"
Из опыта работы. Выступление на МО классных руководителей на тему: "Патриотическое воспитание младших школьников коррекционной школы VIII вида на внеклассных мероприятиях"...
Из опыта работы.Этнокультурное образование младших школьников как часть духовно-нравственного воспитания .
Из опыта работы.Этнокультурное образование младших школьников как часть духовно-нравственного воспитания ....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/26/picture-168208-1356506625.jpg)
Представление опыта работы "Исследовательская деятельность младших школьников"
Исследовательская деятельность младших школьников (февраль 2016г)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/24/picture-695203-1445703921.jpg)
Статья из опыта работы "Развитие речи младших школьников как основа успешного обучения"
Статья из опыта работы на тему: "Развитие речи младших школьников как основа успешного обучения"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-972298-1510472006.jpg)
Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).
Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка высокие духовные и нр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/18/picture-1228076-1584483989.jpg)
Обобщение опыта работы на тему «Разнообразные формы работы с родителями младших школьников»
Обобщение опыта работы на тему «Разнообразные формы работы с родителями младших школьников»...