Мастер-класс "Интеграция предметов"
учебно-методический материал по теме

Хисаметдинова Юндуз Рамилевна

Мастер-класс был проведен с целью обобщения педагогического опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего мастер-класса «Интеграция предметов в раскрытии понятия «Как прекрасен этот мир!».  Сл.1

*  Сегодня я хочу рассказать об использовании элементов интеграции на уроках в начальной школе.   Этот подход можно называть еще метапредметным. Он обеспечивает возможность показать окружающий мир во всем его многообразии с привлечением знаний из разных областей.  Это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).Сл.2

* Прошу вас обратить внимание на экран.    Что вы видите? (земной шар)

  Давайте рассмотрим этот объект с точки зрения разных научных дисциплин.   Например, что думают об этом математики? ( шар, круг…)

Языковеды? (слово «земля» женского рода, какое значение имеет…)

   Географы? (это планета, там 6 материков, охрана природы, экология)

 Физики? (закон земного притяжения…)

Историки? (человечество и цивилизация, развитие …)

-Конечно,  наука пытается объяснить явления и объекты со своей точки зрения.  Но мы видим сколько объектов? (1).

- Вы – взрослые образованные люди, а ребенок младшего школьного возраста  может и не понять смысл разных точек рассмотрения.    У него восприятие и психические процессы еще развиваются. У дошкольника складывается своя  «картина мира».  Она целостна. Но она нарушается с приходом в школу из – за границ между предметами.    Поэтому и в новых стандартах заложен метапредметный подход.

Это подтверждают слова философа И.  Канта «Не мыслям следует учить, а мыслить».

  Чтобы глубже понять, как осуществляется интеграция предметов на конкретном уроке, выполним с нашими участниками небольшое практическое задание. Но хочу сразу предупредить, что задания подобраны именно для взрослых. Доля младших школьников все делается немного проще по особенностям возраста. Разделимся по парам.

*Сейчас мы поработаем с японскими хокку.

Хокку (хайку) - лирическое стихотворение, отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека на фоне круговорота времён года. Увидеть прекрасное и не остаться равнодушным – вот к чему призывает нас поэзия хокку.

Хокку нельзя читать быстро, потому что в этом случае ничего не поймёшь. Хокку требует внимания, размышления, тишины. В нём всегда заложена возможность более полного развития темы. Простота хокку- это гениальная простота, за которой- постоянная доброта души, обострённая чуткость восприятия мира.

Прошу внимательно послушать хокку поэта Мацуо Басё.

 Чем же там люди кормятся?

 Домик прижался к земле

 Под осенними ивами.   Басё

- Еще раз прочитайте хокку, стараясь вникнуть в глубокий смысл этих строк.

- Какое время года описано?(осень) Представьте, какими могут быть осенние ивы?( яркие, разноцветные)

- Домик какой вы представили? (Старый, покосившийся)

- Почему поэт переживает о том, чем люди кормятся?

- Какая главная мысль стихотворения?( о том, что поэт беспокоится о питании людей материально. Или беспокоится об их духовной пище)

- Есть ли здесь недоговоренность?

- Можете ли вы хокку представить в виде картины?

- Часто к хокку рисовали картины. Но я вам предлагаю картину не японскую, а нашу, родную, башкирскую.   Э то наш земляк.

    Лутфуллин Ахмат Фаткуллович (1928 - 2007), живописец, народный художник СССР (1989), действительный член РАХ (1997). В жанровых и исторических картинах, портретах ("Три женщины", 1969; "Прощание. 1941 год", 1973; "Х. Загретдин", 1977) мастерски интерпретирует эмоциональный, композиционный и цветовой строй. Лутфуллин – художник истинно башкирский не только по рождению и национальности, но и по глубокой привязанности к родной земле и своему народу, по редкому умению видеть и чувствовать своеобразие и красоту его быта, характера и традиций.

 Картина называется «Дом с пристроем».

  1. Внимательно всмотритесь в картину. Находят ли здесь отражение мысли из хокку? ( Да, осенняя природа, есть домик)
  2. Но художник нарисовал японскую природу? (Нет). Это башкирская деревня.

Поработаем с рамками. Выделите рамкой область картины, которая изображает дом. Какое у вас создается впечатление? (Что дом старый, нет надежды, уныло).

Теперь выделите рамкой верхнюю часть, где мы видим лес. Какое теперь настроение?

Какой контраст вы видите между строениями и природой? Посмотрите на наличники окон? Что это объясняет? (как бы ни было невзрачно жилье, люди чувствуют красоту, не все должно быть внешне красиво)

Значит, художник что хотел сказать? ( Что не все безнадежно, есть контраст между бедностью жилья и красотой природы, что не материальное богатство главное, а духовное)

  1. Как вы думаете, одинаковы ли главные мысли двух произведений?

- Уважаемые коллеги,  вы увидели, что при связи двух областей искусства достигается более глубокое понимание смысла литературного произведения. Как вы думаете, какое еще искусство можем привлечь для полного восприятия?  (музыку). Какого характера музыку вы бы подобрали? ( Перед вами небольшие подсказки)

Спокойная, тихая, громкая, волнующая, чувственная, громкая, ритмичная, протяжная, печальная, просветлённая и т.д.

*Я с вами согласна. Но лучше один раз послушать, чем много раз говорить. Предлагаю послушать произведение «Октябрь» из альбома   «Времена года» П. И. Чайковского.

1. Какое настроение навевает музыка?

2. Подходит ли она к хокку и картине?

Восприятие произведения искусства — процесс постижения того, что порой невозможно выразить в языковой форме.

*Вот здесь я бы подробнее остановилась на  арт- педагогических технологиях. Это музыкотерапия и изотерапия.  Музыку можно рисовать, слушать, обсуждать. А в изотерапии работа со цветом, рисунки по стихотворениям и музыке.  У детей восприятие развивается через собственные ощущения. Поэтому сейчас  парам предлагаю нарисовать свои эмоции, чувства, которые возникли при восприятии стихотворения, картины и музыки.

*А мы с вами, друзья, проведем небольшой психологический тест, основанный на методике Люшера. Где считается, что четыре основных цвета: синий, зеленый, красный и желтый особенно важны, так как они представляют собой фундаментальные психические потребности. Вы должны для себя выбрать из этих четырех цветов один, которому вы отдаете больше предпочтения.

Кто выбрал синий, поднимите руки — у вас потребность в покое и удовлетворении;

 Кто зеленый, поднимите руки  — у вас потребность  в самоутверждении;

 Кто красный — у вас есть потребность  в активности и успехе;

Кто  желтый —потребность  в ожидании и в ориентированном в будущее желании. Спасибо, надеюсь, это заставит вас задуматься.

Посмотрим, как выразили свои эмоции наши участники? ( Показывают свои рисунки). Спасибо большое.

*Хочу добавить, что метапредметы всегда  ставили главной целью понятия смысла жизни, полного восприятия картины познания.  Это ответы на вопросы «Зачем мне это?», «Где мне это пригодится?»

Коллеги, перед вами несколько незаконченных предложений. Вы можете их продолжить, чтобы сказать,  где вам  могут пригодиться эти знания и где можете их применить?  

 Мне интересно, что…

  Буду применять …

Теперь понимаю …

Меня удивило…

Было трудно…

Я попробую…

 Я думаю, здесь будут уместны слова  старинной японской мудрости:

Всматривайтесь в привычное - и вы увидите неожиданное,

Всматривайтесь в некрасивое -  и вы увидите красивое,

Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное,

Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.

__________________________________________________________________

Дорогие друзья,  еще раз всмотритесь в наш земной шар.

Что великого мы можем здесь увидеть? Это великое заключено в малом -  простом слове. Даю подсказку:

Первая буква этого слова – 14 буква русского алфавита, 16 – башкирского, 13 – английского. Состоит из трех букв.

Да, это слово мир. 

*Всё, что бы человек не воспринимал, это целостный образ, это мир. Как это слово можно понять? В словаре Ожегова дается такое объяснение – слайд.

 Толковый словарь Ожегова.

мир - отдельная область Вселенной, планета

Пример: Звездные миры.

***

2. - отдельная область жизни, явлений, предметов

Пример: М. животных, растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.

***

3. - объединенное по каким-нибудь признакам человеческое общество, общественная среда, строй

Пример: Античный м. Капиталистический м. М. социализма. Научный м.

***

4. - совокупность всех форм материи в земном и космическом прост ранстве, Вселенная

Пример: Происхождение мира.

***

5. - светская жизнь, в Anti монастырской жизни, церкви

***

6. - сельская община с ее членами

Пример: С миру по нитке - голому рубашка (посл.).

***

7. - земной шар, Земля

Пример: Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих закомых, связях; книжн.).

***

8. - земной шар, Земля, а также люди, население земного шара

Пример: Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих закомых, связях; книжн.).

***

9. - согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны

Пример: Жить в мире. В семье м. Борьба за сохранение мира на Земле.

***

10. - соглашение воюющих сторон о прекращении войны

Пример: Заключить м.

***

11. - спокойствие, тишина

Пример: М. полей. М. вашему дому! М. праху его (добрые слова об умершем).

 *Сколько значений у этого слова? В этом простом слове заключено все, что важно для нас.

Ответьте, что для вас  важно в этом мире? (ответы)

Этот мир для нас привычен, но в то же время загадочен.  Давайте научимся сами и научим наших детей уметь наблюдать этот мир, уметь видеть в обычном красоту и воспринимать его таким, какой он есть, беречь его. Я желаю вам видеть в своих учениках неожиданное, красивое, сложное и великое.

 (Звучит музыка, читаю стихотворение.)

Огромен мир, бескрайне поднебесье,

Лесам, воде конца не вижу я.

 Но мир бы не был так огромен, если

 В нем не светила б мне любовь моя.

 Прекрасно поле, горы, расстоянья,

Лицо зари и белых туч края.

 Прекрасен мир – от одного сознанья

Что всем владеет в нем любовь моя.

Муса Гали.

Спасибо за внимание!

Карточка участника.

  1. Хокку (хайку) - лирическое стихотворение, отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека на фоне круговорота времён года. Увидеть прекрасное и не остаться равнодушным – вот к чему призывает нас поэзия хокку.

 Чем же там люди кормятся?

 Домик прижался к земле

 Под осенними ивами.   Басё

  1. Лутфуллин Ахмат Фаткуллович (1928 - 2007), живописец, народный художник СССР (1989), действительный член РАХ (1997). В жанровых и исторических картинах, портретах ("Три женщины", 1969; "Прощание. 1941 год", 1973; "Х. Загретдин", 1977) мастерски интерпретирует эмоциональный, композиционный и цветовой строй. Лутфуллин – художник истинно башкирский не только по рождению и национальности, но и по глубокой привязанности к родной земле и своему народу, по редкому умению видеть и чувствовать своеобразие и красоту его быта, характера и традиций.

 Картина  «Дом с пристроем».

  1. Музыка. Спокойная, тихая, громкая, волнующая, чувственная, громкая, ритмичная, протяжная, печальная, просветлённая и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет, признак предмета, действие предмета. Закрепление.

Урок подготовлен к проведению 12 апреля в День космонавтики....

Предмет, признак предмета, действие предмета

Урок дан для закрепления понятий на материале, посвященном Дню космонавтики....

«Обобщение о словах- названиях предметов, признаков предметов, действий предметов».

Урок русского языка во 2 классе на тему «Обобщение о словах- названиях предметов, признаков предметов, действий предметов».Цели урока: обобщить  знания об имени существительном, имени прила...

3 класс. Математика. Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов. (Стр.21)

3 класс. Математика. Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов.  (Стр.21) Урок проходит в игровой форме . УМК «Школа России»....

Урок русского языка. "Слова, которые называют предметы, признаки предметов, действия предметов." 1-ый класс.

Урок русского языка по теме "Слова, которые называют предметы, признаки предметов, действия предметов." 1 - ый класс. Программа "Школа России."...

«Обобщение знаний о словах, обозначающих предметы, признаки предметов, действия предметов».

Сценарий урока русского языка с элементами театрализаии для учащихся 2 класса по УМК "Школа России"...

Разработка проверочной работы по русскому языку по теме "Слова, обозначающие предмет, признак предмета и действие предмета", 1 класс , УМК "Школа России"

Разработка проверочной работы по русскому языку по теме "Слова, обозначающие предмет, признак предмета и действие предмета", 1 класс , УМК "Школа России"...