Активизация познавательной деятельности средством нестандартных форм урока
опыты и эксперименты по теме
I. Активизация познавательной деятельности мл. школьников как психолого-педагогическая проблема.
В школе есть ряд проблем, которые относятся к старым ,традиционным, то есть к тем, с которыми неизбежно приходится мириться. Проблема активизации познавательной деятельности справедливо может быть отнесена к их числу. Активная познавательная деятельность предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у него сформировано одно из ведущих качеств личности- познавательная активность. Необходимость формирования познавательной активности заставляет учителей искать средства активизации и управления учебно-воспитательной деятельностью.
II. Опыт работы учителя по активизации познавательной деятельности мл. школьников средствами нестандартных форм урока.
Одним из путей активизации познавательной деятельности младших школьников является проведение нестандартных уроков. По определению И.П. Подласова, нетрадиционный (нестандартный) урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру». В разряд нетрадиционных уроков попали некоторые типы занятий, заимствованные из внеклассных форм организации учебной работы. Отношения педагогов к таким формам проведения уроков различны: одни видят в них правильный шаг в направлении демократизации школы, другие, наоборот, считают такие уроки нарушением дидактических принципов, искажением структуры урока. Необычные по замыслу и организации нетрадиционные уроки нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. Такие уроки не только радость для младших школьников, но и определенный стимул, побуждающий интерес, вселяющий уверенность в свои силы и способности. Нетрадиционные уроки отвечают возрастным особенностям детей, полезны для их развития. Задания, которые получают младшие школьники на этих уроках (заполнить анкету, создать рекламу, взять интервью, подготовить доклад, провести экскурсию и другие), помогают им жить в атмосфере творческого поиска, действуют на детей вдохновляющее и постоянно развивают их речь.
По мнению Т.Б. Кропочевой, нетрадиционный урок не только может но и должен быть использован в начальной школе. «Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Все это осложняет работу учителя. Для того чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогут в этом нетрадиционные уроки» (Кропочева, 2002, с. 58).
Нетрадиционные уроки приносят пользу лишь тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. Только проанализировав весь материал по предмету, который предстоит изучить в текущем учебном году, учитель сможет определить, какие уроки целесообразно провести в нестандартной форме. Чаще нетрадиционные уроки имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся. Но некоторые из них (уроки-путешествия, интегрированные уроки, уроки-сказки и другие) можно использовать и при изучении нового материала.
Проводятся нетрадиционные уроки не чаще одного-двух раз в четверть, обычно при завершении изучения какого-либо раздела, поэтому желательно ставить их по расписанию последними, так как дети увлекаются игрой, что может помешать проведению следующих уроков.
К данному виду урока готовится заранее не только учитель, но и весь класс, а иногда и родители.
Нетрадиционные уроки можно объединить в следующие группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nestand_uroki.docx | 30.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Верхнебельская основная общеобразовательная школа филиал
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
средняя общеобразовательная школа с. Тирлянский
муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
Активизация
познавательной деятельности младших школьников средством нестандартных форм урока.
Учитель
начальных классов
Евстифеева И.А.
Содержание
I. Активизация познавательной активности младших школьников как психолого-педагогическая проблема.
II. Опыт работы учителя по активизации познавательной деятельности мл. школьников средствами нестандартных форм урока.
III. Обучающее, развивающее и воспитывающее значение нетрадиционных форм урока.
IV. Литература.
Чтобы представить
привычное
крупным планом,
нужно уметь
обычное
сделать странным.
Пит Хейн.
I. Активизация познавательной деятельности мл. школьников как психолого-педагогическая проблема.
В школе есть ряд проблем, которые относятся к старым ,традиционным, то есть к тем, с которыми неизбежно приходится мириться. Проблема активизации познавательной деятельности справедливо может быть отнесена к их числу. Активная познавательная деятельность предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у него сформировано одно из ведущих качеств личности- познавательная активность. Необходимость формирования познавательной активности заставляет учителей искать средства активизации и управления учебно-воспитательной деятельностью.
II. Опыт работы учителя по активизации познавательной деятельности мл. школьников средствами нестандартных форм урока.
Одним из путей активизации познавательной деятельности младших школьников является проведение нестандартных уроков. По определению И.П. Подласова, нетрадиционный (нестандартный) урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру». В разряд нетрадиционных уроков попали некоторые типы занятий, заимствованные из внеклассных форм организации учебной работы. Отношения педагогов к таким формам проведения уроков различны: одни видят в них правильный шаг в направлении демократизации школы, другие, наоборот, считают такие уроки нарушением дидактических принципов, искажением структуры урока. Необычные по замыслу и организации нетрадиционные уроки нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. Такие уроки не только радость для младших школьников, но и определенный стимул, побуждающий интерес, вселяющий уверенность в свои силы и способности. Нетрадиционные уроки отвечают возрастным особенностям детей, полезны для их развития. Задания, которые получают младшие школьники на этих уроках (заполнить анкету, создать рекламу, взять интервью, подготовить доклад, провести экскурсию и другие), помогают им жить в атмосфере творческого поиска, действуют на детей вдохновляющее и постоянно развивают их речь.
По мнению Т.Б. Кропочевой, нетрадиционный урок не только может но и должен быть использован в начальной школе. «Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Все это осложняет работу учителя. Для того чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогут в этом нетрадиционные уроки» (Кропочева, 2002, с. 58).
Нетрадиционные уроки приносят пользу лишь тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. Только проанализировав весь материал по предмету, который предстоит изучить в текущем учебном году, учитель сможет определить, какие уроки целесообразно провести в нестандартной форме. Чаще нетрадиционные уроки имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся. Но некоторые из них (уроки-путешествия, интегрированные уроки, уроки-сказки и другие) можно использовать и при изучении нового материала.
Проводятся нетрадиционные уроки не чаще одного-двух раз в четверть, обычно при завершении изучения какого-либо раздела, поэтому желательно ставить их по расписанию последними, так как дети увлекаются игрой, что может помешать проведению следующих уроков.
К данному виду урока готовится заранее не только учитель, но и весь класс, а иногда и родители.
Нетрадиционные уроки можно объединить в следующие группы.
1. Уроки в форме соревнований : викторина, КВН, конкурс и другие.
Урок-КВН проводится в форме соревнований между командами. Этапами урока являются задания для команд: приветствие, разминка, домашнее задание, практические задания, поединок капитанов и другие. Вопросы и задания по содержанию могут носить познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.
2. Уроки-игры.
3. Уроки- экскурсии.
4. Уроки-путешествия.
5. Уроки, опирающиеся на фантазию: сказки. Такой вид нетрадиционного урока лучше проводить в 1-2 классах. Он может быть построен по сказкам В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, по русским народным сказкам, или учитель сам сочиняет новую сказку. Как и в любой сказке, на таком уроке должны быть положительные и отрицательные герои. В сказке должна быть завязка, кульминация и развязка.
6. Интегрированные уроки.
7. Уроки-телепередачи.
8. Уроки- встреча.
Организация учебно-воспитательного процесса в современных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания форм и методов построения учебной деятельности учащихся.
Использование нестандартных форм и методов – одно из важных средств обучения, т. к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
В подготовке таких уроков принимает участие не только учитель, но и учащиеся, так как значительное время на таком уроке отводится представлению домашних заготовок. Появляется возможность дифференцировать обучение, расширяются рамки учебной программы, поднимается авторитет даже самого слабого ученика. В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различны. Чтобы уйти от однотипности структуры урока, чтобы преодолеть стереотипность в обучении, сделать урок радостным и интересным, учитель планирует, строит урок в соответствии со своим опытом, настроением, темпераментом.
Приведу несколько примеров, которые позволяют мне справиться с усталостью детей, помочь настроить их на рабочий лад.
На уроках русского языка большое внимание уделяется словарной работе. Если постараться разнообразить приемы проведения словарной работы, то у детей не будет ослабевать интерес к этому этапу урока, да и готовиться дома к словарной работе, на мой взгляд, у них будет больше желания.
- Учитель читает загадки, а учащиеся их отгадывают. Отгадками являются словарные слова, которые дети записывают в тетрадь, подчеркивая не проверяемые буквы, ставя ударение.
- «Узнать предмет по описанию». Учитель дает описание, дети называют предмет — словарное слово, записывают его.
- Игра «Закрой форточку». Учитель показывает карточки с открывающимися форточками (буквы, которые надо запомнить, вырезаны и отогнуты на противоположную сторону). Учащиеся говорят, какую букву надо вставить и тогда форточка «закрывается» и нужная буква ставится на свое место.
- «Картинный диктант». Учитель показывает картинки с изображением предметов — словарных слов. Можно их сгруппировать по темам (овощи, фрукты, школа…). Этот диктант можно проводить по- разному: как комментированное письмо, как самостоятельную работу, как диктант — молчанку…
- Отгадать ребусы, кроссворды, составленные учителем из словарных слов, отгадать,
- Игра «Разлетевшиеся шары». На доске написаны слова с пропущенными орфограммами, а справа за чертой находятся разноцветные шары с написанными на них буквами. Учащиеся выходят к доске, находят нужный шар и прикрепляют его к слову.
- Грамматическая эстафета с элементами соревнования. На доске в 3 столбика выписаны слова с пропущенными орфограммами. Учащиеся делятся на 3 команды, по сигналу одновременно выходят к доске и вставляют в слово пропущенную орфограмму. Выигрывает тот ряд, который быстрее справляется с заданием, сделав при этом наименьшее количество ошибок.
- Работа по перфокартам. Учитель раздает ученикам карточки со словарными словами, в которых пропущены орфограммы. Дети кладут их на чистый лист и вписывают пропущенные буквы.
Большое значение в организации урока имеет его начало. Важно настроить их на рабочий лад. Именно для этого можно использовать прием начала урока в нетрадиционной форме.
- Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Перед выполнением письменных работ:
Я тетрадочку открою,
И как надо положу.
Я, друзья, от вас не скрою-
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
Волшебные слова для ручки (говорятся шепотом):
Ручка, мы с тобой - друзья.
Плохо нам писать нельзя.
Постараемся опять
И напишем все на «5»..
В качестве нестандартного приема можно использовать этапы урока с элементами театрализации.
- Проверяйка. Проверка домашних заданий и каких-либо умений.
- Вспоминайка. Повторение правописания букв, орфограмм.
- Думайка. Задания повышенной трудности, опережение.
- Словознайка. Различная работа с текстом.
- Поиграйка. Грамматические игры.
- Угадайка. Занимательный материал в виде ребусов, загадок и т.п.
- Слушайка. Разновидность слухового, выборочного диктанта.
- Наблюдайка. Несколько наблюдений при подготовке к прохождению новой темы.
- Составляйка. Работа с деформированным текстом, опорными словами.
- Узнавайка. («Знаете ли вы?»). Знакомство с правилами русского языка, краткие сведения в связи с темой урока.
На уроках математики чаще всего используются такие формы как соревнования, путешествия. Для привлечения внимания и активности учащихся в начале урока провожу устный счёт с элементами игры «Запиши только ответ». Примеры записываю в два столбика по вариантам. После того, как дети записали ответы, проводят самопроверку или взаимопроверку. Такой вид работы ученикам нравится, так как они выступают в роли учителя. При выполнении устных вычислений демонстрирую схемы, ребусы. При совершении путешествия дети встречаются с различными препятствиями, которые можно преодолеть, лишь выполнив то или иное задание. То, что не смог выполнить один, выполним вместе. Ни кого не оставим в беде, поможем друг другу. Ни кого не бросим на посередине пути. Воспитываем дружелюбие и взаимовыручку.
Для развития интереса к урокам русского языка использую графический планшет. Учащимся предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в составлении кроссворда по теме, записи слов, подчеркивании орфограмм, выделении частей слова, нахождении грамматической основы и второстепенных членов предложения.
Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание аудио средства. Например, на уроке «Литературная гостиная» предлагаю детям прослушать записи образцового чтения небольших по объёму произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся уроки — викторины по сказкам, расширяют и закрепляют полученные знания.
Нетрадиционный урок особенно полезен и интересен первоклассникам. С их неусидчивостью и стремлением к игровой деятельности помогают справиться уроки-игры. По теме « Творчество А. Барто» провожу урок-игру по названию цикла стихов Агнии Львовны « Игрушки». Урок проходит в нестандартной обстановке. Дети не сидят за партами, а на маленьких стульчиках в центре класса. Каждый из детей подготовился дома к чтению наизусть стихотворений, не зная их автора. В начале урока объявляю тему и цель урока. Для создания эмоционального настроя в классе готовится выставка игрушек. Читая стихи « Бычок», « Мячик», « Лошадка», « Самолет» и др., дети имитируют игру. Можно использовать инсценирование, иллюстрирование стихов. Между чтениями наизусть используется чтение по учебнику, рассказы учителя о творчестве поэтессы, просмотр мультфильма по мотивам стихотворени. Урок заканчивается викториной « Как м
Одной из форм познавательной деятельности является игра, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Для того чтобы возбудить интерес к счету, применяю в различных вариантах следующие ролевые игры: «Рыбалка», круговые примеры, «Кто быстрее», «Найди ошибку», «Закодированный ответ», «Математическое домино», «Собери карточку», «Эстафета».
Игровую форму занятий можно использовать на различных этапах урока. Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.
III. Обучающее, развивающее и воспитывающее значение нетрадиционных форм урока.
Урок построенный в виде сказки, соревнования, игры – это наука побеждать. В игре воспитываются такие жизненные качества как внимательность, настойчивость в достижении цели, усидчивость. Нестандартные уроки приучают детей к согласованным действиям, к точности и своевременности выполнения игровых заданий, к ответственности перед товарищами. Воспитывают самостоятельность, самообладание, выдержку, волю к победе – все то, без чего не мыслим успех. А ведь наличие всех этих условий составляет основу всякого плодотворного труда.
Таким образом, можно сделать вывод, что от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективности учебного процесса.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Все предложенные приемы и формы работы рождались постепенно в течение многих лет работы, часть из них заимствована из опыта работы других учителей, часть — из книг, методических пособий.
Литература:
1. Активизация обучения и воспитания в начальных классах/Под ред. А.И. Сорокиной.-М.,Из-во Академии пед. наук РСФСР,1963.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-М.Просвещение, 1985.
3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрастею-М.Просвещение,1983.
4. Особенности психического развития детей 6-7 летного возраста/ Под ред. Д. Эльконина, А. Венгера, М. Педагогика, 1988.
5.Сычева Г. Н. Нестандартные уроки в начальной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дидактическая игра - как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"
Тема работы: "Дидактическая игра - как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"...
Использование интерактивных форм и методов обучения, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики. Автор: Ульянова О.Н. учитель МБОУ БСОШ № 5
Использование интерактивных форм и методов обучения в ОУ....
Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики
Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспит...
Использование интерактивных форм и методов обучении, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
В статье представлен теоретический материал по данной проблеме. В качестве примера использования интерактивных форм обучения описаны приемы работы на уроке математики в 3 классе...
Педагогическое исследование на тему: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету»
В данной работе определены цели , задачи, методы педагогического исследования.Выдвинута гипотеза исследования активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка....
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьн...
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационн...