Одарённые дети и формы работы с ними.
статья по теме
Данный материал содержит определение одарённости, модель одарённого ребёнка, признаки, отличающие одарённого ученика, категориии одарённых детей, формы выявления одарённости, принципы и формы работы с одарёнными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odaryonnymi.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с одарёнными детьми
В настоящее время внимание психологов и педагогов как в нашей стране, так и за рубежом привлекает проблема детской одаренности.
«Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский
Одарённость - это качество, которое может как проявиться и развиться, так и исчезнуть.
Одарённость может проявляться как явная, которая «у всех на виду»; возрастная, которая по истечении нескольких лет может исчезнуть; скрытая, которая не проявилась, но существует.
Различают разные группы одаренных детей. К первой группе можно отнести «сверходаренных» детей с чрезвычайно ускоренным умственным развитием. Они – контингент специальных школ и интернатов. Существует и другая группа – дети с очень высоким специализированным уровнем способностей, например музыкальных или математических. Обычно дети этой группы обучаются в специализированных школах, и для массовой школы работа с ними также не является остроактуальной. К третьей группе относятся достаточно многочисленные дети, обучающиеся вместе с другими в массовой школе, но отличающиеся от остальных особой предрасположенностью к овладению той или иной образовательной областью, ранней психологической зрелостью, высоким уровнем социальной культуры.
Модель одаренного ребенка
- личность, здоровая физически, духовно – нравственно и социально;
- личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда;
- личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;
- личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
- личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
- личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.
Признаки, отличающие одаренных учеников
У них отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.
Психологический аспект: у одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, но в возрасте 2-5 лет они не могут четко развести реальность и фантазии: одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, т.к. они не понимают, что восприятие мира у всех разное.
В дальнейшем основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности.
Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других «стандартных» решений. Общая одаренность выражается в более «быстром» обнаружении решения:
- как правило, более активно и всегда чем-либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;
- настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;
- благодаря многочисленным умениям они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;
- умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;
- некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.
Выделяются следующие категории одарённых детей:
- дети с высокими общими и интеллектуальными способностями
- дети с признаками специальной умственной одарённости в той или иной области наук и конкретными академическими способностями
- дети с высокими творческими способностями
- дети со спортивными способностями
- дети с высокими лидерскими способностями
Как правило, у одарённых детей проявляются такие способности, как высокая любознательность, владение большим объёмом информации, богатый словарный запас, высокая концентрация внимания, богатое воображение, высокая продуктивность мышления, а также умение замечать тонкие различия, способность высказывать оригинальные идеи, критичность в мышлении, использование альтернативных путей поиска информации, умение строить гипотезы и предвидеть последствия. Одарённые дети обладают доминирующей активной познавательной потребностью, испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Формы выявления одаренных детей:
- наблюдение;
-общение с родителями;
-работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
- олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.
Следует отметить, что важным в работе с одаренными детьми является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение дальнейшего развития.
Основная задача – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы любые индивидуальные особенности детей не прошли мимо нашего внимания. «Каждое дитя до известной степени гений», - писал Шопенгауэр. Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого - способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности… Наше внимание к одаренным детям должно происходить как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Принципы работы с одарёнными и способными детьми.
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества
- принцип развивающего обучения;
- принцип опережающего обучения;
- принцип комфортности в любой деятельности;
- принцип свободы выбора учащимся, дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
- принцип сотрудничества (переход от принципа «следуй за мной» к принципу «веди себя сам»).
Формы работы с одарёнными детьми:
- индивидуальный подход на уроках, использование дифференцированного обучения
- использование активных методов обучения и современных образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная и исследовательская деятельность и др.)
- дополнительные индивидуальные и групповые занятия с одарёнными и способными детьми по предметам
- конкурсы и олимпиады (школьные, городские, международные)
- внеклассные мероприятия
- интеллектуальные марафоны
- создание портфолио
- работа с родителями (консультации для родителей, открытые уроки и внеклассные мероприятия, привлечение родителей к организации конкурсов, внеклассных мероприятий, проектной и исследовательской работе детей, творческие отчёты перед родителями)
Дискуссионные формы организации обучения: сократическая (сократовская) беседа, интеллектуальная разминка, групповое интервью, групповая дискуссия, дельфийский метод, круглый стол, мозговой штурм, сеть ассоциативных связей (САС).
Игровые формы организации обучения: ролевая игра, имитационная игра, деловая игра, организационно - деятельностная игра, психодрама, социодрама.
Смешанные формы организации обучения: метод ХОБО, индивидуальный практикум, метод деловой поездки (метод «Выездной семинар»), психогимнастическое упражнение, метод разбора документов (метод «Баскетбольная корзина»), метод инцидента, метод «Лабиринта действий», метод анализа конкретных ситуаций (case-study, гарвардский метод).
Комплексные формы организации обучения: социально-психологический тренинг.
Во внеурочной деятельности учащиеся могут проявлять свои способности, посещая занятия кружков и факультативов.
С удовольствием дети принимают участия в различных творческих интеллектуальных конкурсах, малых учебных олимпиадах, брейн-рингах, КВНах, викторинах и т. п.
Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе начинается с наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, мышления, внимания, воображения, используется анкетирование и тестирование учащихся и их родителей, изучается медицинская карта ребёнка.
Следующий этап работы с одарёнными и способными детьми – создание мотивации и условий для их оптимального развития. Для создания мотивации используются следующие приёмы:
- рейтинг учащихся
- «почётное место» в классе, в классном уголке
- классные часы по самоопределению
- создание портфолио с последующей презентацией
На этом этапе урочная и внеурочная работа строится таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, и направлена на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. Проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности. Совершенствуются групповые формы работы, ученики начинают проявлять склонность к тому или иному учебному предмету, самостоятельность и творчество при выполнении заданий. В учебной работе используются словари, детские энциклопедии, справочники, Интернет. Вводятся факультативы, кружковая работа.
Начиная со 2-го класса, учащиеся принимают участие в школьных и международных олимпиадах. Уже в начальной школе дети участвуют в проектной деятельности.
Внеклассная работа позволяет развивать в детях организаторские способности. Одаренные дети могут выступать в роли ассистента учителя на уроках, выполняют задания опережающего характера, выполняют роль лидера или консультанта при работе в группе. В конце учебного года подводятся итоги достижений учащихся, составляется рейтинг, в котором учитываются успехи детей не только в учебной деятельности, но и во всех соревнованиях и конкурсах, включая эстетические, художественные, спортивные, личностные. На последнем родительском собрании отмечаются успехи и достижения учащихся, презентуются лучшие портфолио, вручаются грамоты и дипломы.
«Одарённость – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии».
К.К. Платонов.
Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога. Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои таланты? Поэтому в перспективе я планирую продолжать работу с одарёнными детьми, а также буду отслеживать их успехи и в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Одаренные дети и формы работы с ними
Доклад на тему "Одаренные дети и формы работы с ними"....
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НИМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Из опыта работы учителя начальных классов Подгайной Ирины Николаевны...
Выступление на РМО учителей начальных классов по теме: « Формы и методы работы в направлении поиска и поддержки одарённых детей , современные технологии»
Одним из направлений президентской инициативы «Наша новая школа» является формирование разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления ...
Одарённые дети в системе работы учителя начальных классов
Выступление на методическом объединении...
Использование и внедрение методов и форм работы по выявлению, обучению, развитию, воспитанию и поддержки одарённых детей (из опыта работы)
Каждый учитель знает, с каким трудом усваивают дети таблицу умножения. Как ускорить и облегчить процесс запоминания? Что сделать, чтобы на нас работал, великий волшебник – интерес? Ведь перед на...
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НИМИ
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно в школе должны закладываться основы развития думающ...
Одарённые дети, особенности работы с ними
Современному обществу нужны грамотные специалисты. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности.Учителю предстоит выявить всех, кто интересуется р...