Культура педагога
материал на тему

Тишина Наталья Васильевна

Культура педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_pedagoga.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

"Культура педагога – условие успешной профессиональной деятельности"

     В современном стремительно развивающемся обществе все больше возрастает потребность в профессионально компетентных педагогах. Это связано с разработкой новой парадигмы культуросообразующей функции образования. Возрастают требования к качеству подготовки учителей и качеству их деятельности. А какие качества учителя могут указывать на то, что он является профессионально компетентным? Какие компоненты определяют профессиональную компетентность педагога? В настоящее время в отечественной педагогической науке нет однозначного подхода к определению этого понятия, не изучены все факторы, влияющие на формирование его профессиональной деятельности.  Предлагают рассматривать психолого-педагогическую культуру мастерства педагога как совокупность определенных компетенций, позволяющих учителю выполнять свои профессиональные функции, успешно адаптироваться к постоянно меняющимся социальным и педагогическим условиям, постигать произведения культуры и вносить свой вклад в ее развитие. Педагог – человек высокой культуры, ее носитель. Благодаря педагогической деятельности не прерывается связь времен, культурные ценности становятся достоянием новых поколений.

  Культура личности, считает О.С. Газман, – это гармония культуры знания, творческого действия, чувств и общения, это гармония внутреннего мира и внешней деятельности.

        В современных условиях возрастает потребность в осуществлении образования в контексте культуры, актуализируется проблема подготовки учителя высокой педагогической культуры, посредника между культурами разных народов, способного к разработке и осуществлению культуросообразных педагогических технологий.

Это включает квалификацию, профессионализм, педагогическую культуру, мастерство и компетентность учителя

(Л.В. Кондрашова, P.M. Куличенко, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова)

Профессионализм

Одним из аспектов профессиональной культуры учителя является культура психологическая. В.А. Сухомлинский называл знание психологической культуры "азбукой самопознания и самоутверждения, культурной духовной жизни личности".     Психологическая культура педагога включает и функциональные критерии, такие как: готовность к самопознанию, глубину психологических знаний, способность к переносу психологических знаний в ситуации психологической деятельности, гибкость поведения в отношениях с окружающими, адекватный выбор способов саморегуляции, навыки самонаблюдения, самоанализа, самооценки, способность влиять на людей и противостоять влиянию.

   Следовательно, можно обозначить, что психологической культурой должен обладать каждый учитель и что психологическая культура педагога не только проблема, но и задача современного этапа развития психологии, педагогики и организованного процесса подготовки педагогических кадров.

Психолого-педагогическая культура – основа, которая дает возможность подняться к вершинам мастерства.

Мастерство

Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью учителя, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Важнейшими из них являются: интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, гражданственность, патриотизм, гуманизм, трудолюбие и работоспособность. Главные качества педагога-мастера – человеколюбие и умение общаться с людьми.

По мнению А. С. Макаренко, каждый учитель может стать мастером, если он не лентяй. Мастерство учителя – высший уровень профессионализма, результат многолетнего педагогического опыта и творческого саморазвития.

Компетентность

Особенность профессиональной компетентности учителя – намного более сложное явление, чем только психолого-педагогическая культура и мастерство учителя. Это определенное качество деятельности, которое подсказывает самый эффективный способ решения педагогических ситуаций. Как известно, умелый учитель воздействует на учеников самим своим присутствием, и, как отмечал Э.Шорт: "неважно, что мы делаем, важно, как мы это делаем".

В современном мире, чтобы быть профессионально компетентным, учитель должен, с одной стороны, постоянно учиться, заниматься самообразованием, а с другой стороны, самореализовываться в педагогической деятельности.

Педагогическая культура.

Педагогическая культура – основа, которая дает возможность подняться к вершинам мастерства общения педагога и учащихся, – это нить, связывающая духовность учителя с духовным миром ребенка, – это критерий профессионализма учителя, гармония соответствующих знаний, чувств и поведения, интеллигентность, развитый интеллект, устойчивая педагогическая направленность интересов.

Важнейшая черта педагогической культуры – это умственный труд и творчество, духовность, широкий кругозор, гуманизм.

В научной психолого-педагогической литературе последних лет большое внимание уделяется проблеме профессиональной педагогической культуры учителя.

По этой проблеме известны мысли классиков педагогики: Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского.

Значительный интерес представляет педагогическое наследие А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, связанное с разработкой проблемы педагогической культуры учителя. Великие педагоги включали в педагогическую культуру знание нравственных норм и правил общения, культуру речи, виртуозное, мастерское владение приемами и методами взаимодействия и воздействия на личность ребенка, его чувство собственного достоинства.

Для этого учителю, – утверждал А.С. Макаренко, необходимо быть деликатным, обладать чувством меры, саморегуляции, эмпатией, выдержкой, повышенным требованиям к внешнему виду (одежда, привычка, носовой платок, выражение лица, мимика, жесты, движения, пантомимика, голос).

“Высокая педагогическая культура – условие успешной профессиональной деятельности учителя”

         Культура педагога  – комплексное многоуровневое явление, включающее и личностные качества – характер, общительность, общую эрудицию, творческий потенциал в целом и пр.)

Культура педагога определяет во многом эффективность педагогических технологий.

 Конечно, многое зависит от стажа:

  Начало профессиональной деятельности (стаж до 6 лет)

“Если на этом этапе жизни у человека отсутствует надлежащее качество энтузиазма, то в такой жизни немного будет предпринято и еще меньше совершенно”.

Английский писатель С. Смайлс

“Истинный деятель, вступив на путь, сразу видит перед собой столько дела, что не станет жаловаться, что ему не дают делать, а непременно отыщет и успеет что-нибудь сделать”.

                                                                                     Ф.М. Достоевский

Этап профессиональной зрелости

А.(от 7 до 15 лет стажа)

Б.(от 16 до 25 лет стажа)

Период лидерства и мастерства

. Стабильный период (33 – 40 лет)

“Зрелые люди – это те, кто заботится о детях, которых они произвели на свет, о работе, которую они выполняют, о благосостоянии других людей в том обществе, в котором они живут”.

Э. Эриксон

После 25 лет стажа

“Настоящая жизнь начинается в 50 лет. В эти лета человек овладевает тем, на чем основываются истинные достижения, приобретает то, что можно отдавать другим, познает то, чему можно учить, расчищает то, на чем можно строить”.                                                                                          У. Бок

Имидж педагога – условие успешной профессиональной деятельности

Имидж (анг. imag – образ, вид)

Внешний образ, создаваемый субъектом, с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение других;

В 90-е годы сформирована в России новая отрасль – имиджеология как наука о технологии личного обаяния.

К высокому уровню общей и педагогической культуры учителя относится:

  • структура педагогического мастерства: условие педагогического творчества, условие эффективности и качества учебно-воспитательного процесса, средства успешной самореализации учителя, основа педагогического мастерства;
  • гуманистическая направленность: человек – абсолютная ценность, идеалы, интересы, система ценности, гуманистический стиль, гуманистические отношения;
  • профессиональные качества: гражданственность, патриотизм, интеллигентность, духовно-нравственная культура, любовь к детям, трудолюбие и работоспособность, ответственность, технологическая компетентность;
  • система профессиональных знаний, умений: философские, социальные, психолого-педагогические, специальные, дополнительные;
  • творчество, умения и педагогические способности: дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, организаторские, творческие, эмоционально-ценностные.          Помните!

     Ребенок при общении с педагогом-мастером не замечает, что его воспитывают и обучают. Ему просто хочется еще и еще раз встретиться с интересным, добрым и мудрым человеком – Учителем.

 Наиболее полная характеристика профессионально значимых качеств учителя дана В.А. Сластениным: "Учитель не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждающей человека в человеке".

Повышайте свою психолого-педагогическую культуру, так как она является условием успешной профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Составляющие профессиональной культуры педагога»

Самостоятельная работа «Составляющие профессиональной культуры педагога» по курсу " Образование и общество. актуальные проблемы психологии и педагогики" ( академический инвариант )...

Этика в профессиональной культуре педагога (практико-значимый проект)

Цель данной работы - рассмотреть роль и место этики в профессиональной культуре педагога, помочь учителю провести тестирование на определение уровня общительности, уровня культуры в общении, узнать. л...

Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога

Практическая задача педагогической конфликтологии – добиться нормализации и гуманизации отношений между основными субъектами школьного социума – педагогом и детьми – на основе толерантности, диалогово...

Профессиональная культура педагога как многоаспектный феномен

Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Социальная сторона про...

Этика в профессиональной культуре педагога .

Этика в профессиональной культуре педагога  С...

Методическое объединение как ресурс формирования и развития инновационной культуры педагога

В статье дано краткое описание системы работы по повышению квалификации педагогов в стенах учреждения: цели, мотив, этапы и направления деятельности, показатели эффективности....

Конфликтологическая компетентность педагога как составляющая профессиональной культуры педагога.

Материал содержит понятие конфликтологической компетентности; понятие конфликта; причины возникновения конфликтов; особенности конфликтов в современной школе и подходы к разрешению конфликтов.Учитель,...