Эссе "Размышления о ФГОС"
материал по теме
Предварительный просмотр:
Ильченко Татьяна Михайловна
Учитель начальных классов, руководитель ШМО
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №23 им. А. П. Антонова»
г. Майкоп, ст. Ханская
В каждом ребенке спит величайший гений, творец. Работа учителя состоит в том, чтобы разбудить этого «Великого спящего».
Я работаю учителем начальных классов 32 года, из них половину своей деятельности являюсь руководителем ШМО учителей начальных классов. Когда встал вопрос о переходе работы по новым стандартам, конечно же, было много проблем.
Первая проблема : какую же выбрать программу? Изучив предложенные программы, наш коллектив остановился на программе «Школа 2100», так как
«Школа 2100» — общероссийская общественная программа развития общего среднего образования, охватывающая массовые общеобразовательные учреждения (школы) и различные формы дополнительного образования. Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании” и других законодательных актах.
Главная цель «Школы 2100» — научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.
Три кардинальные и принципиальные позиции программы «Школа 2100».
1.Системность. Дети с 3 лет и до окончания школы учатся по целостной образовательной системе, которая максимально помогает ребенку раскрыть свои способности, на доступном языке дает ученику ответы на важнейшие вопросы: «Зачем учиться?», «Чему учиться?», «Как учиться?», учит эффективно пользоваться своими знаниями и умениями. Все учебники и учебные пособия основаны на единых подходах к содержанию, сохраняют методологическое, дидактическое, психологическое и методическое единство, в них используются одни и те же основные образовательные технологии, которые, не меняясь, по сути, трансформируются на каждом этапе обучения.
2. Непрерывность. «Школа 2100» — это совокупность предметных курсов от дошкольного образования до старшей школы. Под непрерывностью понимается наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся вперед на каждом из последовательных временных отрезков.
3. Преемственность. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения: детский сад – начальная школа – основная школа – старшая школа – вуз – последипломное обучение, то есть, конечном счете, единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования. Образовательная система «Школа 2100» дает ученикам знания в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
И вот другая проблема, каким же должен быть современный урок в связи с требованиями ФГОС?
Как учителю, руководителю МО пришлось вновь взяться за учебу: курсы, посещение обучающих семинаров, открытых уроков, чтение и изучение документов, рекомендаций, интернет ресурсов. Теория прекрасно, но практика все, же лучше. И я предложила своим коллегам подробно изучать Стандарты нового поколения и каждый этап завершать проведением открытых уроков. Так нами были проведены уроки по темам: «Мотивация младших школьников - как аспект личностного развития», «Формирование УУД в образовательном процессе», Формирование познавательного интереса и познавательной активности в учебном процессе».
Посещая уроки, мы убеждаемся, что мы идем по верному пути и уверены, что, в процессе методической работы развивается педагогическое мастерство и профессиональная педагогическая компетентность учителей. Происходит обогащение их психолого-педагогических, дидактических, методических знаний и умений, развитие ценностных ориентаций и качеств, творческого стиля мышления, освоение новых педагогических технологий, формируется потребности каждого педагога в профессиональном образовании, саморазвитии и полноценной самореализации в избранной профессии.
В каждом ребенке спит величайший гений, творец. Работа учителя состоит в том, чтобы разбудить этого «Великого спящего».
Я работаю учителем начальных классов 32 года, из них половину своей деятельности являюсь руководителем ШМО учителей начальных классов. Когда встал вопрос о переходе работы по новым стандартам, конечно же, было много проблем.
Первая проблема : какую же выбрать программу? Изучив предложенные программы, наш коллектив остановился на программе «Школа 2100», так как
«Школа 2100» — общероссийская общественная программа развития общего среднего образования, охватывающая массовые общеобразовательные учреждения (школы) и различные формы дополнительного образования. Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании” и других законодательных актах.
Главная цель «Школы 2100» — научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.
Три кардинальные и принципиальные позиции программы «Школа 2100».
1.Системность. Дети с 3 лет и до окончания школы учатся по целостной образовательной системе, которая максимально помогает ребенку раскрыть свои способности, на доступном языке дает ученику ответы на важнейшие вопросы: «Зачем учиться?», «Чему учиться?», «Как учиться?», учит эффективно пользоваться своими знаниями и умениями. Все учебники и учебные пособия основаны на единых подходах к содержанию, сохраняют методологическое, дидактическое, психологическое и методическое единство, в них используются одни и те же основные образовательные технологии, которые, не меняясь, по сути, трансформируются на каждом этапе обучения.
2. Непрерывность. «Школа 2100» — это совокупность предметных курсов от дошкольного образования до старшей школы. Под непрерывностью понимается наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся вперед на каждом из последовательных временных отрезков.
3. Преемственность. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения: детский сад – начальная школа – основная школа – старшая школа – вуз – последипломное обучение, то есть, конечном счете, единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования. Образовательная система «Школа 2100» дает ученикам знания в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
И вот другая проблема, каким же должен быть современный урок в связи с требованиями ФГОС?
Как учителю, руководителю МО пришлось вновь взяться за учебу: курсы, посещение обучающих семинаров, открытых уроков, чтение и изучение документов, рекомендаций, интернет ресурсов. Теория прекрасно, но практика все, же лучше. И я предложила своим коллегам подробно изучать Стандарты нового поколения и каждый этап завершать проведением открытых уроков. Так нами были проведены уроки по темам: «Мотивация младших школьников - как аспект личностного развития», «Формирование УУД в образовательном процессе», Формирование познавательного интереса и познавательной активности в учебном процессе».
Посещая уроки, мы убеждаемся, что мы идем по верному пути и уверены, что, в процессе методической работы развивается педагогическое мастерство и профессиональная педагогическая компетентность учителей. Происходит обогащение их психолого-педагогических, дидактических, методических знаний и умений, развитие ценностных ориентаций и качеств, творческого стиля мышления, освоение новых педагогических технологий, формируется потребности каждого педагога в профессиональном образовании, саморазвитии и полноценной самореализации в избранной профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривается преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требовани...
Аналитико – сопоставительная таблица ФГОС 1 и ФГОС второго поколения
В материале дана сопоставительная характеристика стандартов. Что изменилось в образовании, в чем инновационность ФГОС второго поколения?...
ФГОС Рабочая программа по литературному чтению 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по литературному чтению 2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая п...
ФГОС Рабочая программа по окружающему миру 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по окружающему миру 2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая...
ФГОС Рабочая программа по технологии 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по технологии 2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая прогр...
Изучение содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021.
Статья содержит изучение содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021....
.Выступление учителей 1-го класса по освоению нового ФГОС НОО и ФГОС ООО: «Психологическая готовность к обучению в школе в условиях ФГОС НОО и ФГОС ООО». Результаты адаптации.
Психологическая готовность к обучению в школе в условиях ФГОС и ФГОС ООО...