Самоанализ педагогической деятельности учителя
статья по теме
Обощение моего оыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_professionalnoy_pedagogicheskoy_deyatelnosti_smirnova_n.a.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ профессиональной педагогической деятельности
учителя начальных классов
МБОУ «Десятовская ООШ», Кожевниковского района, Томской области
Смирновой Натальи Анатольевны
Принципиальным отличием школьных стандартов второго поколения является их ориентация на формирование личности учащихся, на овладение ими универсальными способами учебной деятельности. Личностно-ориентированное образование направлено на ученика, на развитие его личностных особенностей. Методическая тема, над которой работает коллектив нашей школы: «Личностно-ориентированные технологии в образовательном процессе».
Цель моей педагогической деятельности: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения учиться;
освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
К основным задачам своей профессиональной деятельности я отношу:
-организацию обучения и воспитания учащихся;
- сохранение и укрепление здоровья каждого учащегося;
- обеспечение самореализации и самосовершенствования ученика;
- повышение мотивации к учебной деятельности, как залог образовательного уровня школьника;
- формирование компетентностей, критического мышления;
- познавательной активности ученика;
- создание благоприятных условий для усвоения программного материала в полном объёме каждым ребёнком.
В течение последних двух лет я работаю над методической темой: «Многосенсорный подход в обучении младших школьников». На мой взгляд, эта тема соответствует концепции личностно-ориентированного обучения, а многосенсорное обучение- это одно из направлений здоровьесберегающей технологии, основной целью которого, является создание условий для успешного обучения младших школьников, а также сохранения и укрепления их здоровья. За этот период был создан педпроект «Организация личностного подхода в обучении младших школьников с учётом их модальности». Опыт работы по теме самообразования, результаты педагогического проекта я представляла на Районной эстафете педагогического мастерства «Учитель – учителю» и на выступлении с докладом в рамках областных курсов повышения квалификации.
В межаттестационный период осуществляла образовательный процесс по программам УМК «Школа России» и «Перспективная начальная школа». По программе УМК «Перспективная начальная школа» я работаю второй год. Сложность в том, что мне самой, как учителю необходимо было многое переосмыслить, перестроиться в своей работе, т.к. он кардинально отличается от УМК «Школа России» по которому я работала (дорабатываю с 4 классом), трудность ещё и в том, что работать приходится в классах-комплектах. Для того, чтобы результативно работать по программе «ПНШ» изучаю авторские методические рекомендации, прошла обучение на курсах повышения квалификации по теме «Реализация требований ФГОС начального общего образования средствами УМК «Перспективная начальная школа», посещаю семинары, общаюсь на интернет- сайтах с коллегами, работающими по этому УМК.
УМК «ПНШ» — это личностно-ориентированная образовательная система. Содержание УМК «Перспективная начальная школа», структура, предлагаемая авторами, технология формирования УУД полностью соответствует требованиям, предъявляемым к учебникам нового поколения в условиях перехода на ФГОС начального общего образования. УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, тетради для самостоятельной работы.
Основная идея комплекта: оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
С первых дней знакомства с учениками в первом классе, я поняла, что дети, пришедшие ко мне, имеют разную готовность к школе. Одни уже умеют читать, другие не знают и букв. А ученики, не справляющиеся с темпом продвижения при изучении программного материала, требуют к себе повышенного внимания и других форм работы. Поэтому на своих уроках я использую методы дифференциации, направленные на развитие познавательной активности:
-дифференцированные задания, направленные на развитие психических процессов: внимание, воображения, памяти, логического мышления;
-дифференцированная самостоятельная работа;
-индивидуализация домашних заданий (по объёму, по сложности, по творческой направленности);
-использование наглядности в разных видах.
Система знаний разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребёнка с его работой в малых группах и с участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идёт в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учёта уровня его актуального развития и личных интересов.
То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.
Зная, что одной из основных задач начальной школы является формирование учебной деятельности школьников, на своих уроках я учу детей самостоятельной постановке целей (в начале с использованием речевых клише), планированию путей их достижения, самоконтролю и взаимоконтролю, самооценке и взаимооцениванию, рефлексии своей деятельности.
В своей работе использую:
- проблемно-диалоговую форму изложения учебного материала, так как при создании проблемной ситуации задействуются те психологические центры, которые вызывают у учащихся эмоциональное проявление, в частности, желание к самостоятельному поиску решения;
- элементы технологии развития критического мышления через чтение и письмо: синквейн, чтение текста с остановками, маркирование текста символами, кластер, «Лови ошибку», «Мозговой штурм»,
- использую форму контроля в виде тестовых заданий
В учебниках УМК «Перспективная начальная школа» представлен обширный материал для развития кругозора и обогащения словарного запаса учащихся. Дети 2 класса уже взяли за правило на любом из уроков гуманитарного цикла работать с толковым словариком, представленным во 2-й части учебника «Русский язык». В процессе обучения каждый текст вызывает разнообразные положительные эмоции, выражать которые дети учатся на уроках литературного чтения. Много заданий на развитие наблюдательности, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Особенно нравится детям чтение по ролям или инсценирование. Выполнение таких заданий в учебниках УМК «Перспективная начальная школа» облегчено цветным маркированием. Со второго класса дети учатся выполнять цветное маркирование самостоятельно.
Часто на уроках чтения использую метод экспрессии в творческих ситуациях. Чередование различных видов деятельности на уроках чтения снижает утомляемость, дети больше успевают, понимают цель, смысл своей работы, так как их деятельность мотивированна.
На уроках окружающего мира учащиеся впервые пробуют заниматься исследовательской деятельностью. Здесь же они обучаются правилам гигиены, правилам поведения на воде, безопасному поведению дома, на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми и т. д. С целью создания условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности мною была создана программ по внеурочной деятельности «Юный исследователь». Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Личностно-ориентированное образование направлено на ученика, на развитие его личностных особенностей, и одним из путей его осуществления являются современные педагогические технологии (информационно –коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые.)
В обучении использую информационных технологий:
- при изложении нового материала — визуализация знаний ( программа презентаций Power Point);
- при закреплении изложенного материала (тренинг);
- система контроля и проверки (тестирование);
- самостоятельная работа учащихся (обучающие и развивающие программы, энциклопедии);
- тренировка конкретных способностей учащихся (внимание, память, мышление и т.д.).
Строить все уроки, используя информационные технологии, невозможно. У обычных рабочих уроков своя специфика, цели другие. Но есть уроки, где компьютерные технологии необходимы. На сегодняшний день мною разработаны уроки с использованием презентаций, которые я создаю сама или пользуюсь теми, которые создавали коллеги. Основными целями использования компьютерных технологий на своих уроках я вижу: повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде.
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной, так и во внеурочной деятельности. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека.
Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, так как предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
В уроки, во внеклассные мероприятия включаю занятия активно-двигательного характера: физминутки, гимнастику (для слуха, для глаз, дыхательную, для разных групп мышц), музыкальную паузу, оздоровительные игры, беседы «Уроки здоровья и безопасности».
Использование игровых технологий позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечит психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.
В своей педагогической деятельности важное место отвожу работе с детским и родительским коллективом, так как это способствует успешной социализации детей в обществе, развивает их навык общения с взрослыми и сверстниками, позволяет им применять багаж, полученный в учебной деятельности в неформальной обстановке.
Системное использование современных педагогических технологий, тщательный анализ и контроль результатов деятельности учащихся позволило получить устойчивые положительные результаты в обучении.
Для развития общей интеллектуальной (академической) одаренности, принимаем активное участие в олимпиадах и конференциях, конкурсах различного уровня.
Налажена тесная связь с родителями обучающихся. Сотрудничество с родителями проходит в различных формах. Это и собеседования с родителями, выступления по обмену опыта в воспитании детей на родительских собраниях. Они являются участниками всех мероприятий в классе.
Работая в современных условиях, принимаю участие в конкурсах, мастер - классах на разных уровнях (муниципальном и региональном), участвую в семинарах окружного, муниципального и регионального уровня, направленных, на повышение качества образования, повышаю уровень квалификации через курсовую подготовку, в инновационной деятельности стараюсь шагать в ногу со временем. Создала в социальной сети работников образования nsportal.ru свой персональный сайт, где опубликовала своё электронное портфолио и учебно-методический материал. Имею свои страницы на сайтах ProШкола.ru и Завуч.инфо, где печатала свои методические материалы.
Являюсь школьным координатором в организации конкурсов, олимпиад разных уровней, за что имею благодарности за организацию и проведение мероприятий в школе.
В 2011 году получала стипендию Губернатора Томской области лучшим учителям Томской области.
В школе постоянно идет процесс обновления образования. Появляются новые педагогические идеи и технологии, поэтому ставлю перед собой задачу: не стоять на месте, всегда искать и находить новые эффективные методы работы, изучать все новое и применять в своей практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов
Самоанализ работы учителя начальных классов...
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов
Я работаю учителем начальных классов и одновременно выполняю функции классного руководителя в МОУ СОШ №2 г. Талдома с 1980 года. Закончила в 1980 году Истринское педагогическое училище по специальност...
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов.
Исходя из новых целей и задач современного образования, целью своей педагогической деятельности считаю, формирование знаний, умений, навыков и ключевых компетентностей, развитие творческих способносте...
Самоанализ педагогической деятельности учителя.
В работе представлен анализ моей педагогической деятельности за последние три года....
САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности учителя Быковой Галины Михайловны
Школа, в которой я работаю, является малокомплектной, а это влечёт за собой ряд условий, которые я должна учитывать в выстраивании своей педагогической концепции. Труд учителя в малокомплектной ...
Самоанализ педагогической деятельности учителя
Оставить след...крошечку своей души...частицу сердца в каждом, кто был рядом.В этом и заключается мое педагогическое кредо, моя педагогическая позиция, мое педагогическое счастье....
Самоанализ педагогической деятельности учителя
В материале изложен самоанализ педагогической деятельности учителя за 5 лет работы. Материал может быть интересен педагогам, готовящимся к аттестации....