Предметная неделя русского языка и литературы "Люблю тебя, моя Отчизна!"
методическая разработка (3 класс) по теме
В данном материале представлен план проведения предметной недели в начальной школе (2 -4 классы), сценарий открытия недели, вопросы викторины, тексты для списывания. Итоги и анализ предметной недели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_provedeniya_predmetnoy_nedeli_russkogo_yazyka_1.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ “Усть-Баргузинская СОШ им.Шелковникова К.М.”
Утверждаю
Директор___________________Вильмова М.Г.
План проведения предметной недели
по русскому языку и литературному чтению
“Люблю тебя, моя Отчизна!”
Цель:
- привитие любви к великому русскому языку,
- формирование интереса к нему как к учебному предмету,
- повышение общей языковой культуры.
Дата проведения | Мероприятие | Место проведения | Ответственный |
02.12 | Открытие недели | актовый зал | Бродникова Н.П. |
03.12-04.12 | Викторина “Самый грамотный класс” | класс | Чиркова А.П. |
06.12 | “Король и королева письма” | класс | Муравьёва М.П |
07.12 | Конкурс плакатов “Счастливое детство” | коридор 1 этаж | вся группа учителей 4 классов |
09.12 | Конкурс чтецов “Лучше нет родного края” | 24 каб | вся группа учителей 4 классов |
10.12 | Классные часы или уроки посвящённые 20 -летней годовщине “Дня Конституции” | 1-4 классы | классные руководители |
11.12 | Подведение итогов | линейки по параллелям | вся группа учителей 4 классов |
12.12 | Дружинный сбор “Посвящение первоклассников в радужную страну” | спорт зал | Тимофеева О.В. |
Сценарий открытия недели русского языка и литературы.
Чтец 1 (читает стихотворение А.Яшина «Русский язык»):
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Чтец 2 (читает стихотворение Г.Зумакуловой, кабардино-балкарской поэтессы):
Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою порой.
Но, как родной.
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг.
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране,
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой...
Забыв родной язык - я онемею.
Утратив русский, - стану я глухой.
Миниатюра «Ударение»
Вбегает Федя с флаконом (лекарство) и больший ложкой.
Федя: Так хочется поскорее в школу, Неделя русского языка начинается, а у меня горло болит как назло…. Нужно лекарство принять.
Берёт бутылочку с лекарством, читает:
«Три раза в день по одной столовой ложке. После приема пищи» (в слове «пищи» - ударение стоит на последнем слоге).
Начинает пищать. Вбегает мама:
Мама: Что случилось, сынок? Почему пищишь?
Федя: А я лекарство принял. А здесь написано (читает): «3 раза в день, после приема пищи».
Мама: Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочел. Три раза после приема пищи. (Ударение на первом слоге).
Федя: Ой, мамочка! А ведь нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.
Ведущий:
- Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.
- В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».
К нам на праздник пришли гости
- Прошу Вас! Проходите! Представьтесь, пожалуйста! (На сцену входят знаки препинания в чёрных костюмах и с табличками на груди)
1 уч-cя (?):
Разные вопросы задаю я всем:
-Как? Откуда? Сколько?
-Почему? Зачем? Где? Куда?
-Какая? Отчего? О ком? Что?
-Кому? Который? Чья?Каким?
-О чём?
Вот какой я мастак, Вопросительный знак!
2 уч-ся (!):
-Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение, победу, торжество…
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я, то предложение
С особым выражением
Произнестись должно!
(А. Тетивкин)
3 уч-ся (.):
Точка
У меня особый пост
В самой малой строчке.
Если Точка —
Вывод прост:
Это значит —
Точка..
Фразу следует кончать,
Если Точка рядом.
Точку надо уважать.
Точку слушать надо.
И хотя же я твердыня
В книге и в тетради,
Без особого труда
Нужно со мной поладить,
Если только мысли
Нить
От воды избавить,
Если Точку
Не забыть
Вовремя поставить.
(Ф. Кривин)
4 уч-ся (…):
- Я - многоточие. (пауза)
Обо мне сложены такие строчки:
Стоят три кумушки рядком,
Ведут беседу, но тайком,
Какими-то далёкими
Туманными намёками…
5 уч-ся (:):
- Я - двоеточие.
Обо мне говорят так:
Двоеточие глазастое
Ходит, знаниями хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам,
Что к чему...
(А. Шибаев)
6 уч-ся (-):
- Я - тире. (пауза)
Лягу палочкой на строчку:
-Проходите по мосточку.
(По А.Шибаеву)
7-8 уч-ся (« ») - 2 уч-ся:
- Мы - кавычки. О нас есть такие стихи:
Всегда подслушать норовят
То, что другие говорят…
(А. Шибаев)
9-10 уч-ся ( ( ) ) - 2 уч-ся:
- Мы - скобки.
Словам раскрываем объятия:
- Ждём в гости вас,
Милые братья!
(По А.Шибаеву)
11 (,)
Я запятая
«Выйду на дорожку,
Всем подставлю ножку».
Я помогаю людям читать. Там, где я стою, нужно сделать небольшую паузу. Многие вежливые слова любят стоять со мною рядом: пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания.
Ведущий: В современном русском языке много разделов:
Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика. Это жители чудесной и загадочной страны Лингвиния. На этой недели мы приглашаем Вас в мир языка, литературы и миллионов чудесных книг!
Исполняется песня "Страна Лингвиния" (на мотив песни "Страна Лимония").
I. За морями есть большая страна,
Страной Лингвинией зовется, друг, она.
Узнаешь нового ты много в той стране.
II. Ты с той страной, приятель, с детства знаком.
Для слов и звуков та земля – родной дом.
Чуть-чуть усилия – и с ними будешь ты дружить.
III. Возьми в дорогу своих знаний запас,
И легче станет путь-дорога в тот час.
Давай отправимся мы в ту страну сейчас.
- Еще в начале тридцатых годов замечательный советский писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.
- Сегодняшнее наше мероприятие, посвящённое НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА, завершаем замечательным стихотворением, которое называется…
Стихотворение «Выучи русский язык!».
1 -й ученик:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
2-й ученик:
Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!
3-й ученик:
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!
4-й ученик:
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!
Викторина “Самый грамотный класс”
Вопросы викторины.
Ф.И. ______________________________________Класс_________________
Вопросы по русскому языку.
1. Какое женское имя состоит из тридцати букв я?____________________
2. Пользуясь алфавитом, прочитайте зашифрованную загадку и отгадайте её.
12 20 16 4 16 3 16 18 10 20 15 1 3 19 6 23 33 9 29 12 1 23? _______________________
3. Какие буквы пишутся после Ж, Ш, Ч, Щ? ____________________________________
4. Сколько звуков обозначают гласные Е, Ё, Ю, Я после согласных? ________________
5. Какие из парных согласных звуков являются звонкими? ________________________
6. Закончи фразеологизм подходящим словом (фразеологизм– устойчивое сочетание слов):
Голоден как__________________
Изворотлив как _______________
Нем как ______________________
Болтлив как __________________
Как мокрая ___________________
7. Запиши как можно больше слов, в которых есть слово«ель»:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
8. Вставь в стихотворение подходящие по смыслу предлоги:
Я______ утра ______ лесу гуляю,
______росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
______берёзку и ______ мох,
______малину, ежевику,
______ежа и ______ ежиху,
______которой ______ ежат
Все иголочки дрожат.
9.В этом квадрате с буквами спрятались 13 обитателей морей и рек. Отыщи их. Слова могут быть написаны по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – краб – уже найдено.
______________________________________________________________
_____________________________________________________________
Вопросы по литературе.
1. Переведите на латинский язык слово «книга».____________________
2. В чей день рождения отмечается Международный день детской книги?______________________________________________________
3. Кто создавал первые рукописные книги на Руси?______________________________
4. Как называется одна из древнейших форм книги? __________________
5. В каком городе находится самая большая в нашей стране библиотека – Российская государственная библиотека, в которой сейчас более 40 миллионов книг на 247 языках мира?________________________________________________
6. Как называется краткое изложение содержания книги, помогающее читателю или покупателю лучше ориентироваться в океане современных печатных изданий? ____________________________________________________________
7. Для малышей выпускают …. _____________________________________________
8. Как называется наша российская "Книга рекордов Гиннесса"?_________
9. В руке какой всемирно знаменитой статуи находится книга? ________
10. Какой новый вид книги появился в ХХ веке? ___________________
Вопросы по истории.
1. Человек, любящий свою родину.________________________________
2. Человек, получивший от народа право на власть. ___________________
3. Когда отмечается День России? ________________________________
4. Кто принял действующую Конституцию РФ? _____________________
5. В каком году была принята действующая Конституция РФ? __________
6. Что означают цвета нашего флага, по мнению российских геральдистов?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Что символизирует двуглавый орел на гербе Российской Федерации и что означают короны, над его головами?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Какая религия установлена в Российской Федерации в качестве государственной?
_____________________________________________________________
9. Какое образование в российской Федерации является обязательным?
______________________________________________________________
Тексты для списывания
2 класс
О нашей Родине.
В большой стране у каждого человека есть свой уголок, где он родился и рос. А из множества маленьких уголков состоит наша великая Родина. Мы любим Родину. Человек без Родины — что соловей без песни.
(33 слова)
3 класс
О нашей Родине.
В большой стране у каждого человека есть свой уголок, где он родился и рос. Это его маленькая родина. А из множества маленьких уголков состоит наша великая Родина.
Наша родина – это речной и озёрный край. Она огромна и прекрасна. Мы любим Родину. Человек без Родины — что соловей без песни.
(48 слов)
4 класс
О нашей Родине.
В большой стране у каждого человека есть свой уголок – деревня, улица, дом, где он родился и рос. Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Наша родина – это речной и озёрный край. Она огромна и прекрасна. Про реки, озёра и родники сложено много песен, стихов, поговорок. Мы любим Родину. Недаром в пословице молвится: «Человек без Родины — что соловей без песни. (68 слов)
Анализ проведенной викторины «Хочу всё знать»
в рамках предметной недели русского языка и литературного чтения «Люблю тебя, моя Отчизна»
3-4 декабря в начальной школе прошла викторина «Хочу всё знать» с целью развития интереса к глубокому изучению русского языка и литературы во внеурочное время; ознакомление с основным законом нашей страны – Конституцией, формированием активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры.
Результаты викторины:
2-б класс - 834 б – средний балл – 56 1 место
2-а класс - 845 б – средний балл -50 2 место
3-г класс - 890 б – средний балл – 49 3 место
Личные достижения:
Сабашников Рома 2-а класс – 82 балла
Алексеева Лена 3-г класс – 73 балла
Панов Костя 2-г класс – 71 балл
Панов Максим 2-г класс – 71 балл
Михайлёва Даша 4-а класс – 71 балл
Анализ проведённого конкурса «Король и Королева письма»
в рамках предметной недели русского языка и литературного чтения «Люблю тебя, моя Отчизна»
6 декабря в начальной школе прошёл конкурс «Король и Королева письма» с целью выявления и развития у учащихся каллиграфических способностей. Ребятам предстояло каллиграфически точно, без ошибок списать текст «Наша Родина»
На первый взгляд работа кажется простой и лёгкой. Но сколько старания пришлось приложить конкурсантам, чтобы их работы были отмечены строгим жюри, как лучшие.
Победители конкурса:
Среди учащихся 2-х классов:
Оленников Артём – 2-г класс
Шабдирова Мария – 2-б класс
Среди учащихся 3-х классов:
Мисюркеев Максим – 3-г класс
Алексеева Елена – 3-г класс
Среди учащихся 4-х классов:
Колмаков Александр – 4-б класс
Зыкова Татьяна – 4-а класс
Поздравляем наших победителей!
Анализ проведённого конкурса плакатов “ Моё счастливое детство” в рамках предметной недели русского языка и литературного чтения
“Люблю тебя, моя Отчизна”
7 декабря в начальной школе прошёл конкурс плакатов “ Моё счастливое детство” с целью воспитания любви к Родине, чувства уважения и гордости за свою Родину. Ребята всех классов приняли активное участие. 2 класс “В” стал лауреатом, остальным классам была объявлена благодарность.
Анализ конкурса чтецов “Лучше нет родного края!”
9 декабря проводился конкурс чтецов среди учащихся 2-4 классов о Родине, родном крае. Хочется отметить, что впервые в конкурсе чтецов принимали участие самые маленькие ученики нашей школы – первоклассники. Учащиеся 1- 2 классов с большим удовольствием читали стихи о красоте и величии, любви и уважении к нашей Родине.
Участниками конкурса стали учащиеся, занявшие призовые места в классе. Всего принимало 25 учащихся. Итоги конкурса подводились по параллелям. Победителями стали:
Лаурет конкурса чтецов среди учащихся начальных классов стал
ученик 3 “г” класса Сенотрусов Артём
Среди учащихся 2-х классов:
1 место- Трофимова Ульяна - 2 “б”
2 место - Егорушкин Герман - 2 “а”, Соломина Ульяна - 2 “б”
3 место - Козулин Андрей 2 “а”, Бабинцева Кристина 2 “Б”
Среди учащихся 3-х классов:
1 место - Ковальчук Сергей - 3 “г”
2 место - Алексеева Елена 3 “г”, Мисюркеев Максим 3 “г”
3 место - Быкова Дарья 3 “в”, Родионов Родион 3 “в”
Среди учащихся 4-х классов:
1 место- Тормозова Александра 4 “б”
2 место- Меньшиков Данил 4 “в”
3 место- Бояркина Ангелина 4 “г”, Уваров Сергей 4 “в”.
11 декабря учителя начальных классов провели внеклассные мероприятия ( с целью взаимопосещения), посвященные 20 - летию Дня Конституции.
Класс | Тема | Учитель ФИО |
2-а | “Россия - Родина моя!” | Федотова О.К. |
2-г | “20 - летие Конституции РФ” | Дробышева М.А. |
3-а | “Гражданин России” | Шаликова А.М. |
3-в | “Овеяны славою герб наш и флаг” | Обласова Н.Д. |
3-г | “Права, обязанности и ответственность школьников” | Малыгина Е.В. |
4-б | “С любовью к России” | Муравьёва М.П. |
4-в | “Права и обязанности школьников” | Тимофеева О.В. |
4-г | “Россия -Родина моя” | Чиркова А.П. |
12 декабря в рамках конкурса “Классный, классный” на школьном этапе проводили открытые уроки России.
2-б | “День Конституции” | Маргасова И.А. |
3-б | “ 20-летие Конституции РФ” | Ушакова Г.В. |
4-а | “Мой класс, моя школа, моё государство” | Бродникова Н.П. |
13 декабря на торжественной линейке были подведены итоги недели начальной школы. Участники школьных туров всех конкурсов были отмечены грамотами и благодарностями за участие.
14 декабря проведён традиционный дружинный сбор “Посвящение первоклассников в Радужную страну”.
Выводы:
Творческая группа учителей 4-х классов составили и провели интересную, разнообразную программу предметной недели, в которой все учителя начальной школы участвовали в проведении открытых уроков, викторин, конкурсов, классных часов, праздника.
Данные мероприятия помогают:
1.создают условия максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым учеником в зависимости от его индивидуальных способностей, наклонностей, культурно - образовательных потребностей;
2. повышают интерес учащихся к учебной деятельности, к познанию действительности и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации;
3. помогают учителям и ученикам в раскрытии своего творческого потенциала, организаторских способностей;
4. создают праздничную творческую атмосферу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметная неделя русского языка в начальной школе
Отчёт об организации и проведении школьной предметной недели русского языка ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2- 4...
Предметная неделя русского языка в начальной школе.
Предметная неделя русского языка в начальной школе Цели: привить любовь к русскому языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету; повысить общую языковую культуру; углубить и ра...
Предметная неделя русского языка.
В этом разделе олимпиады, игра по станциям....
Предметная неделя русского языка и литературы
Предметная неделя по русскому языку и чтению в начальных классах...
Предметная неделя русского языка.
План предметной недели по русскому языку в начальной школе....
Предметная неделя русского языка в начальной школе
С 27 по 30 апреля 2015 года прошла Неделя русского языка в начальной школе. Программа предметной недели была разнообразной, насыщенной и интересной. Все мероприятия проводились в соответствии с ...
Предметная неделя русского языка в начальной школе
Разработка мероприятий на предметную неделю по русскому языку....