ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК-КОМПЬЮТЕР»
методическая разработка по теме
Эффектиное использование ИКТ на уроке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_laboratoriya_uchitel-uchenik-kompyuter.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК-КОМПЬЮТЕР»
Современное школьное образование невозможно представить без использования компьютеров. Необходимость овладения компьютерной грамотой очевидна, достоинства ИКТ в обучении не вызывают сомнений. Современные школьники, которые с детства играют с компьютерными приставками, электронными игрушками, компьютер воспринимают также естественно, как простейшие бытовые предметы. Поэтому у младших школьников практически нет психологического барьера перед этой техникой. Учителю необходимо соответствовать современному ученику.
Почему именно компьютер мы привлекаем в качестве союзника и помощника?
Во-первых, наиболее важен для детей младшего возраста фактор привлекательности. Движение, звук, цвет на экране способствуют передаче информации в понятной и привлекательной форме, а новизна работы вызывает повышенный интерес и усиливает мотивацию учителя. Материал снабжён рисунками, анимацией, звуковым сопровождением, а всё это оказывает положительное воздействие на ученика.
Во-вторых, учащиеся начальных классов легче и быстрее, чем старшеклассники, осваивают новые технологии, так как у них ещё не сложился стереотип мышления и именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта.
В-третьих, сегодня даже в среде младших школьников заметен повышенный статус ученика, просто умеющего делать что-то полезное с помощью компьютера.
В-четвёртых, используя компьютер можно организовать обучение детей с учётом их индивидуальных особенностей, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, а предоставляя ученикам право на ошибку.
И, наконец, самая главная причина заключается в том, что компьютер – это машина, которая может отвечать разным интересам школьника:
к рисованию, сочинительству, музыке, конструированию, наукам. Важно только помочь детям в осознании того, что компьютер – это, прежде всего, инструмент познания, а не престижная игрушка.
Конечно, школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она в состоянии дать школьнику основные базовые ориентиры основных знаний. Школа может и должна развить познавательные интересы и способности ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования. И в этой ситуации роль современных информационных технологий является наиболее важной.
Применение информационных технологий в процессе обучения в начальной школе даёт возможность активировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.
Интерес детей к компьютеру огромен, и нужно направить его в полезное русло. Компьютер должен стать для ребёнка равноправным партнёром, способным реагировать на все его действия и запросы. Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит сохранить здоровье и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей.
А что об этом думают сами дети? Вот только некоторые из их высказываний, смысл которых можно выразить словами английской пословицы: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». Кроме того психологи доказали, что человек более 80% информации усваивает через зрение, и поэтому чем более эффективным будет зрительное представление, тем больше удовольствия мы получим от фильма, игры или урока.
Проведение уроков в форме презентаций увеличивает объем информации для усвоения. Создание презентаций — творческий, интересный, хотя, трудоемкий процесс. Но, как показывает опыт, потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату. Компьютер дает прекрасную возможность для анимации, которая удерживает внимание. Презентация с использованием анимации помогает не только составить яркий, эмоциональный и в то же время научный образ, но и активизирует познавательную деятельность учащихся и помогает в работе над формированием понятия и его запоминанием. При закреплении ребята работают более активно, у них много впечатлений ,т.к. все смогли не только прочитать материал урока, но и увидеть его. Презентация может идти на протяжении всего урока, так называемым "пунктиром», а может занимать только его часть. На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, может осуществляться демонстрация примеров, задач на доске, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка и т.д.
Мне кажется, что список возможностей программы Power Point для повышения эффективности уроков еще далеко не полон, и хочется надеяться, что возможности программы PowerPoint поможет учителям повысить эффективность уроков по различным предметам.
В соответствии с гигиеническими требованиями по использованию персональных компьютеров в начальной школе для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Для понижения зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации: оптимальная продолжительность непрерывного занятия за компьютером для учащихся I-IV классов должна быть не более 15 мин; с целью уменьшения зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности упражнения можно проводить в игровой форме. Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение. Уроки с применением компьютерных технологий не могут быть ежедневными еще потому, что при их подготовке и организации от учителя и ученика требуется гораздо больше интеллектуальных и моральных усилий, чем при подготовке обычного будничного урока. Продолжением урока является внеурочная деятельность, различные ее формы, где ИКТ нашли самое широкое применение. Компьютер позволил уже в начальной школе ввести элементы проектной деятельности. Создание проектов позволяет не только получить навыки работы в программе, но и служит развитию познавательных интересов, творческих и интеллектуальных качеств личности ребенка, воспитанию эстетических вкусов. Значительно интереснее проходят классные часы о соблюдении техники безопасности, правил поведения в школе или в столовой, если показать детям презентацию с использованием не только стихов, плакатов, но и местного материала, например, фото из школьной столовой, из рекреации во время перемены. Разнообразие световой палитры, анимационные эффекты – всё это позволит значительное время удерживать произвольное внимание учащихся младших классов.
А как же излучение? То, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. Но потенциал между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним человека разгоняет пылинки до огромных скоростей. Необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством слабой уборки.
Использование ИКТ на уроке помогает расширить кругозор учащихся, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, повысить успеваемость и качество учебного процесса, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диплом 3-ей степени в городском конкурсе "Кабинет-творческая лаборатория учителя"
Участие в городском конкурсе "Кабинет-творческая лаборатория учителя" 2011 г. - 3-е место среди кабинетов начальных классов....
Моя творческая лаборатория
Мой класс очень творческий. Поэтому нам доверяют защищать честь школы на районных и городских конкурсах. Все выступления (визитки, презентации) готовлю сама. Пишу стихи, делаю постановку танцев.... Хо...
Творческая лаборатория учителя начальных классов
В презентации представлена творческая лаборатория учителя начальных классов по следующим разделам:. I. Нормативные документы и программно- методическое обеспечение. Рабочие программы учителя. II. Испо...
Творческая лаборатория Карандашные фантазии
Материал содержит сведения о происхождении карандаша и значении этого слова...
Урок развития речи (творческая лаборатория) "Апрель - снегогон, водолей, цветень"
Этот урок предполагает большую работу исследовательской деятельности обучающихся 3 класса. В ходе подготовки к этому уроку дети распределились на группы, каждая группа выбрала для себя задания: 1 груп...
"Умелые руки не знают скуки". Творческая лаборатория
Творческий проект...
Новая схема «Учитель-ученик-компьютер»
В статье представлен опыт работы учителя младших классов по схеме 1 ученик - 1 компьютер....