Личностно-ориентированное обучение и воспитание
статья по теме
Личностно-ориентированное обучение и воспитание.Педагог в личностно-ориентированной школе. Принципы личностно-ориентированного обучения. Особенности личностно-ориентированного урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_kachanovskoy_n.n.lichnostno_-_orientirovannoe_ob._i_vosp.docx | 42.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно-ориентированное обучение и воспитание
Предпосылки возникновения новых форм организации учебного процесса и педагогических технологий:
1) Современное общество требует воспитания ярких индивидуальностей. Ребёнку нужно стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме; 2) Современные школьники раскрепощены и независимы мыслями и действиями, что требует новых подходов и методов в общении с ними; 3) Школа нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.
Вывод: необходим переход от традиционного обучения к личностно-ориентированному.
Личностно-ориентированное образование
Личностно-ориентированное обучение. Учебный процесс, направленный на каждого ученика с присущими ему познавательными особенностями. Предоставляет возможность каждому школьнику реализовать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъектный опыт. Личностно-ориентированное воспитание. Педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребёнка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей. Личностный подход - последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. Личностный подход оказывает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения. Личностно-ориентированное обучение предполагает, в первую очередь, знание особенностей каждого ученика. Для этого проводятся ДИАГНОСТИКИ. Педагог в личностно-ориентированной школе Роль: предметника, психолога, организатора и координатора учебной деятельности. Задача педагога: профессионально используя данные о ребёнке в учебном процессе и знания по организации личностно-ориентированного обучения, создать разностороннюю образовательную среду. Принципы личностно-ориентированного обучения Принципы обучения – это исходные положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности учащихся. Исходными положениями в личностно-ориентированном обучении являются: 1) принцип целеполагания и мотивации: требует от учителя умения организовать и управлять деятельностью учащихся по целеполаганию, мотивации и определения темы занятия, которое реализуется на практике различными путями: - на одних уроках ученики совместно с учителем формулируют проблемный вопрос; - на других - ученики выходят на постановку целей, анализируя домашнее задание; - на третьих – учителем на доске записываются только ключевые слова: а) Что? Как? Зачем? Почему? От чего зависит? Как влияет? Что общего? б) определить, вывести, выявить закономерность, доказать и т.д., а учащиеся на основе данного плана составляют целостную картину целей на занятия; 2) принцип открытости – возможность дополнять, видоизменять информацию, форм организации учебно-познавательной деятельности; реализуется на основе обработки диагностики с мониторинговым подходом; диагностика позволяет учителю объективно определять количество учеников, работающих на разных уровнях, корректировать педагогическое воздействие; на занятиях главный акцент делается на самостоятельную работу с индивидуальным темпом в сочетании с приёмами взаимообучения и взаимопроверки; 3) принцип вариативности - использование на уроках (или для домашних заданий) нескольких альтернативных учебников, справочников, таблиц, что позволяет рассмотреть многие вопросы с различных позиций и выработать свой подход к их решению; 4) принцип успешности обучения – собственный успех каждого школьника, использование стимулирующего поощрения его активной деятельности при работе оценочной системы; это позволяет увеличить интенсивность урока за счёт повышения активности учащихся и возможности оценить каждого; создаёт высокий эмоциональный подъём и настрой на весь урок, условия для повышения интереса к предмету. Увеличения количества учеников, вовлекаемых в активную учебно-познавательную деятельность; 5) принцип направленности обучения на развитие личности ученика – реализуется через создание условий для каждого школьника по формированию индивидуального стиля деятельности, а именно через самостоятельную и контрольную работу с разноуровневыми заданиями; через выбор ролей в деятельности групп; через возможность выбора уровня домашнего задания. Личность - устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. Задачи формирования личности: - Формирование ценностной определённости и ценностной толерантности;
- Формирование конвергентного и дивергентного мышления, поисковой активности; - Формирование самопознания, позитивной Я-концепции; - Формирование самостоятельности; -Формирование способности к кооперации, соотнесению своих интересов с интересами других людей, признание ценности личностной уникальности каждого человека. 6) принцип индивидуализации обучения – опирается на составление индивидуальных программ по усвоению учебного материала для каждого ученика на основе результатов мониторинга по определению зоны ближайшего развития. Определение личностно-ориентированного урока Надо признать, что современный школьный урок стал более гибким по целям и задачам, вариативным по формам и методам проведения, разнообразным по техническим средствам, используемым учителем. И все же далеко не всегда его можно считать личностно-ориентированным. Нередко под личностно-ориентированным уроком понимают гуманное, уважительное отношение к ученику, видя задачу педагога прежде всего в том, чтобы создать эмоционально положительный настрой класса на работу. Бывает, учитель не ставит плохой отметки, даже если ответ ученика того заслуживает. Стараясь помочь слабым учащимся, он закрывает глаза на проявление недисциплинированности, использует разнообразные развлекающие моменты. Широко используются уроки с увлечением, развлечением, насыщенные самостоятельными творческими заданиями. Все это, безусловно, делает урок более интересным, привлекательным, более результативным, но еще не дает основания считать его личностно-ориентированным. Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель–ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяется позиция ученика — от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. Особенности личностно-ориентированного урока Этапы урока: Актуализация. На личностно ориентированном уроке актуализируются не знания, полученные на других уроках, а жизненный опыт учащихся (субъектный опыт учеников) – он предмет анализа, а знания, полученные на уроке, обогатят опыт учащихся ; Мотивация и целеполагание. При личностно ориентированном подходе учитель должен постараться создать условия для самомотивации школьниками собственной деятельности и самоцелеполагания; Изучение нового материала . Учитель создает условия для усвоения образовательного стандарта, учитывая индивидуальные особенности учеников, а для развития познавательной активности оставляет «белые пятна» - по ходу изучения нового материала задает вопросы, на которые ученики самостоятельно найдут ответы, если захотят(ситуация выбора!); Отработка умений и навыков. Чтобы развивать мыслительные операции у учеников, нужны индивидуальные задания: заданий таких должно быть очень много, чтобы каждый ученик смог выбрать исходя из своих особенностей. На этом этапе урока очень важно создать ситуацию успеха; Подведение итогов урока. На личностно-ориентированном уроке – двойной результат: Объективный – отметка ( критерии: правильность, самостоятельность, оригинальность); Субъективный – рефлексия (осознание школьниками собственной деятельности и ее результатов, оценка себя). Организация личностно ориентированного урока ( в сравнении с традиционном уроком) Данная тема хорошо раскрыта в статье «Личностно ориентированный урок: технология проведения и оценки» Жука Николая Николаевича, директора Яготинской средней общеобразовательной школы Благовещенского района Алтайского края.
Традиционный урок | Личностно ориентированный урок |
1. Целеполагание. Урок преследует цель — вооружить учащихся твердыми знаниями, умениями и навыками. Формирование личности является следствием этого процесса и понимается как раз-витие психических процессов: внимания, мышления, памяти. Дети работают во время опроса, по-том «отдыхают», дома зубрят либо ничего не делают. 2. Деятельность учителя: показывает, объясняет, раскрывает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура — учитель. Развитие ребенка — абстрактное, попутное! 3. Деятельность ученика: ученик — объект обучения, на которого направлено воздействие учителя. Работает один учитель — дети нередко занимаются посторонними делами. Знания, умения и навыки они получают за счет психических возможностей (памяти, внимания), а чаще нажима учителя, зубрежки, скандала в семье. Такие знания быстро улетучиваются. 4. Отношения «учитель–ученик» субъектно-объектные. Учитель требует, заставляет, грозит контрольными и экзаменами. Ученик приспосабливается к каждому учителю, лавирует, отлынивает, иногда даже учит. Ученик — лицо второстепенное | 1. Целеполагание. Цель — развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превраща- 2.Деятельность учителя: организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Учитель объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура — ученик! Учитель же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения: побуждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ученика. 3. Деятельность ученика: ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идет не от учителя, а от самого ребенка. Используется методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера. 4. Отношения «учитель–ученик» субъектно-субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения |
При подготовке и проведении личностно ориентированного урока учитель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, затем деятельность, определяя собственную позицию. Вот как это представлено в таблице 2.
Таблица 2.
Направление деятельности учителя | Пути и средства реализации |
I. Обращение к субъектному опыту школьников | 1. Выявление этого опыта путем постановки вопросов: как он это делал? Почему? На что опирался? 2. Организация через взаимопроверку и выслушивание обмена содержанием субъектного опыта между учениками. |
3. Подвести всех к правильному решению через поддержку наиболее правильных версий учеников по обсуждаемой проблеме. 4. Выстраивание на их основе нового материала: путем высказываний, суждений, понятий. 5. Обобщение и систематизация субъективного опыта учеников на уроке на основе контакта | |
II. Применение на уроке разнообразного дидактического материала | 1. Использование учителем различных источников информации. 2. Побуждение учащихся к выполнению проблемных, внутренне неоднородных учебных заданий. 3. Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы. 4. Стимулирование учащихся к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям. 5. Применение карточек с описанием основных учебных действий и последовательности их выполнения, то есть технологических карт, на основе дифференцированного подхода к каждому и постоянного контроля |
III. Характер педагогического общения на уроке | 1. Уважительное и внимательное выслушивание отвечающего независимо от уровня его успеваемости. 2. Обращение к ученикам по имени. 3. Беседа с детьми не свысока, а «глаза в глаза», поддержка беседы улыбкой. 4. Поощрение в ребенке независимости, уверенности в себе при ответе |
IV. Активизация способов учебной работы | 1. Стимулирование учеников к применению различных способов учебной работы. 2. Анализ всех предполагаемых способов, не навязывая своего мнения учащимся. 3. Анализ действий каждого ученика. 4. Выявление значимых способов, избираемых учащимися. 5. Обсуждение наиболее рациональных способов — не хорошо или плохо, а что в данном способе положительно. 6. Оценивание и результата и процесса |
V. Педагогическая гибкость учителя в работе с учащимися на уроке | 1. Организация атмосферы «включенности» каждого ученика в работу класса. 2. Предоставление детям возможности проявить избирательность к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения учебных заданий. 3. Создание условий, позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным. 4. Проявление отзывчивости учителя к эмоциям ученика. 5. Оказание помощи детям, не успевающим за темпом работы класса |
Личностно ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъектного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Но ведь дети, как известно, разные, опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. В таблице 3 представлены характеристики ведущих типов субъектного опыта. Таблица 3.
Познавательная | Коммуникативная | Творческая |
1. Особенности восприятия ситуации: | ||
Ребенок готов к ситуации, воспринимает ее адекватно, как положено | Ситуацию воспринимает как общение, готов к нему в любой деятельности | Ситуацию воспринимает как творчество и рассматривает как поиск новых средств самовыражения |
2. Мотивация деятельности: | ||
Направлена на восприятие новой информации | Направлена на общение | Направлена на творчество |
3. Направленность, личностная ориентация: | ||
На учебную деятельность | На учителя, одноклассников, на себя с ожиданием похвалы, поддержки, поощрения | На реализацию собственных возможностей и интересов |
4. Системность или хаотичность действий: | ||
Умение планировать последовательность действий | Неумение планировать, хаотичность, непоследовательность действий | В деятельности со знакомым материалом — системность, в других случаях — хаотичность |
5. Способность самоконтроля своих действий: | ||
Самоконтроль на высоком уровне | Постоянное сравнение, соотношение себя с другими | Нет склонности к самоконтролю во избежание неудач |
6. Средства самовыражения — вербализация: | ||
Речь как средство рассуждения | Речь как средство общения | Речь как внутренний монолог для поиска решения |
7. Средство выражения, самовыражения: | ||
Исполнительность | Инициатива направлена на общение с окружающим миром для подключения к собственной деятельности | Непостоянная инициатива, она есть только там, где есть творчество |
8. Целесообразность использования ведущего типа субъектного опыта ученика: | ||
Соответствие собственной учебной деятельности целям усвоения знаний. Программирование деятельности | Данного соответствия нет в учебной деятельности | Соответствие наблюдается тогда, когда предполагается творческая деятельность |
9. Результативность использования данного опыта в учебной ситуации: | ||
Учебная деятельность успешная. Тип деятельности соответствует ожидаемому результату | Активное общение не соответствует ожидаемому результату | Частично соответствует ожидаемому результату при выполнении творческих заданий |
Учителю при подготовке и проведении личностно ориентированного урока надо знать характеристики субъектного опыта учащихся, это поможет ему выбрать рациональные приемы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого. Цель дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучить учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам. Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количеству операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетом ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая). В основе такого подхода лежит возможность оценки ученика по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками. Учитель распределяет карточки среди учеников, зная их познавательные особенности и возможности, и не только определяет уровень овладения знаниями, но и учитывает личностные особенности каждого ученика, создавая оптимальные условия для его развития путем предоставления выбора форм и способов деятельности. Различные виды дидактического материала не заменяют, а дополняют друг друга, поэтому на практике учитель должен творчески подойти к решению вопроса о его применении для достижения целей обучения. Технология личностно ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика. Педагогика, ориентированная на личность ученика, должна выявлять его субъектный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оцениваются не только результаты, но и процесс их достижения. Оценка результативности и психологический анализ личностно ориентированного урока А теперь представим себя на месте администратора, посетившего личностно ориентированный урок. Как оценить его ход и результативность? На что обратить внимание в ходе наблюдения и последующего анализа? Нам важно выяснить: во-первых, насколько поставленные перед учащимися цели учитывают особенности данного класса, во-вторых, насколько эффективны методы, приемы и средства их достижения, а в-третьих, оценить деятельность учителя и учащихся на уроке и уровень достижения поставленных задач. Затем надо оценить дидактическое и целевое содержание урока: насколько его материал соответствует по сложности избранному типу урока, совпадает ли формулировка цели урока с его содержательной реализацией, сумел ли учитель подобрать оптимальный объем материала для достижения цели. В ходе наблюдения важно обратить внимание на следующие моменты:
• как ставится перед учащимися цель урока и насколько учитываются при этом потребности, склонности и возможности детей;
• предоставлена ли учащимся возможность соотнести цели урока с содержанием учения и понимают ли они место данного урока в изучаемой теме;
• предоставлена ли учащимся возможность внести изменения в планирование работы на уроке;
• четкая логика построения урока, обоснованное соотношение его частей;
• соответствует ли выбранный тип урока поставленной цели;
• насколько продумано чередование видов работы, типов заданий для снижения утомляемости;
• учитывает ли наглядность урока специфику восприятия учащихся;
• использование учителем разных источников информации и возможностей учебного кабинета;
• предлагаются ли учащимся задания на выбор, и вообще, какой характер носят задания — репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский и творческий;
• формы обучения, используемые на уроке: монологическая, диалогическая, полилогическая;
• способность учителя формулировать вопросы так, чтобы выявить субъектный опыт ученика по теме, поддержка наиболее правильных версий учащихся;
• версии ответов, решений, используемых при изучении нового материала;
• умение учителя обобщить и систематизировать субъектный опыт учеников при изучении темы;
• как формируются на уроке навыки самоконтроля и самоанализа;
• домашнее задание: его объем, способ предложения, по выбору, по форме или по содержанию, даются ли ученикам индивидуальные задания.
Для того чтобы оценить характер педагогического общения на уроке, нам важно отметить, насколько уважительно и внимательно выслушивает учитель каждого ученика, использует ли он ситуации успеха, одобрения, поддержки, поощрения, умеет ли строить беседу на равных, поддерживать ответы учащихся. И еще один существенный момент: учет при выставлении оценки не только правильности, но и самостоятельности, оригинальности ответа учащихся. Обратите внимание на выбор учениками способа работы и обсуждение наиболее рациональных и личностно значимых приемов, на атмосферу включенности в работу и создание условий для развития самостоятельности каждого ученика, на то, оказывается ли помощь детям, не успевающим за темпом работы класса. И, конечно, зафиксируйте применение на уроке различных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся: а) фронтальных, б) парных, в) групповых, г) индивидуальных, д) коллективных. Психологическая оценка урока:
• уровень организации урока (доля спонтанности учительского воздействия в настрое детей на урок);
• соотношение мнемически-репродуктивной и самостоятельной, творческой деятельности учащихся, развитие их мышления;
• соотношение монологического и диалогического общения между учителем и детьми на уроке;
• темп и уровень сложности урока, их адекватность возрасту и контингенту класса;
• соответствие форм и методов учебной работы возрастным психофизиологическим особенностям учащихся;
• оснащенность урока средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей разных психологических типов (аудиальный, визуальный, кинестетический).
2. Психологический анализ деятельности учителя на уроке:
• наличие физической или психической дистанции между учителем и детьми («над», «рядом», «вместе»);
• преобладающее отношение к классу;
• коммуникабельность, умение устанавливать контакт с классом и с каждым учеником;
• способы активизации работы учащихся (их разнообразие и педагогическая целесообразность);
• соотношение индивидуального и группового общения на уроке;
• способность к делегированию полномочий учащимся;
• умение слушать;
• способность к индивидуализации и дифференциации учебной работы с учащимися;
• стимулирование запоминания или понимания, самостоятельности мышления;
• работа по формированию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация и др.);
• соотношение принуждения и приглашения в способах организации учебной работы;
• эмоциональная устойчивость, владение собой, преобладание эмоций;
• увлеченность преподаваемым предметом;
• адекватность индивидуальной манеры поведения учителя свойствам его темперамента;
• внешний облик учителя (поза, мимика, пантомима, одежда, прическа, чувство вкуса, стиля).
3. Психологический анализ учебной деятельности учащихся:
• позиция учащихся: активная (субъекты учебной деятельности, действующие по внутреннему побуждению) или пассивная (исполнители целей и задач учителя);
• владение основными компонентами учебной деятельности (постановка цели, ее принятие, выбор средств решения учебных задач, самоанализ, самооценка процесса и результатов учебной деятельности);
• преобладание мотивации учения, проявившейся на данном уроке;
• нацеленность урока: на процесс или на результат учебной работы;
• наличие инициативы у учащихся в процессе учебной работы;
• наличие творческой или исполнительской позиции у детей, тяготение к действиям по алгоритму или эвристическому решению учебных задач, вариативности в решениях;
• наличие вопросов, добавлений, комментариев со стороны детей;
• отношение к ошибкам — своим и товарищей (есть ли страх, напряженность в ситуации ошибки, или она вызывает живой интерес и потребность ее анализа);
• роль учащихся (коммуникативная открытость, индивидуальность, нестандартность речи);
• склонность к кооперации или конкурентности (групповая, парная работа, дискуссии, коллективное решение учебных задач, взаимопомощь, сочувствие в ситуациях неудач, радость в связи с успехом товарищей);
• раскрепощенность или скованность (закрыты, прячутся за ролевые маски);
• отношение учащихся к учителю (уважительное, равнодушное, подчиненное, недоброжелательное);
• преобладающее на уроке самочувствие и настроение класса (напряженность, страх, воодушевленность, энтузиазм, бодрость, жизнерадостность, мажорность, подавленность, равнодушие, раздражительность, агрессия).
Литература и интернетресурсы
- Н.Н. Жук, Личностно ориентированный урок: технология проведения и оценки, журнал «Директор школы», № 2 2006
- И. Якиманская, О. Якунина, Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения, журнал «Директор школы», №3, 1998
- Е.Н.Маслак, Личностно ориентированный урок, maslak-en@mail.ru
- В.Н.Тарасова, Личностно-ориентированное обучение младших школьников.//Начальная школа.- 2005, №11.
- В.В. Болтенко, Проблема трансляции лоо-процесса. File://C:\Documents and Settings\ Администратор\ Мои документы \парадигма лоо.ht 30.11.2004.
- Е.А.Генике, Личностно-ориентированное обучение. file://C:\Doguments and Settings\Администратор\Мои документы\лоо чтение, письмо.ht 30.11.2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание социально активной личности в условиях личностно- ориентированной системы обучения.
Концепция и программа воспитательной работы классного руководителя начальных классов....
Модифицированная личностно ориентированная системно - ролевая концепция воспитания младших школьников "Стать Человеком"
Новизна личностно ориентированной системно – ролевой концепции не только в ее названии. Одним из центральных понятий концепции является социально ориентированный подход, который выражается в механизм...
Психолого-педагогические условия самоактуализации личности в процессе личностно-ориентированного процесса обучения и воспитания
В последнее время личностно ориентированное обучение и воспитание стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов настойчиво осваивают теоретически...
Личностно-ориентированный характер обучения в условиях ФГОС. Организация современного урока.
В современной школе идёт поиск новых подходов к содержанию, организационным формам, методам и средствам учебной работы. Важнейшей идеей современного образования становится его деятельностное сод...
Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников
Транслирование собственного педагогического опыта...
Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.
В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...
Личностно-ориентированный подход в нравственном воспитании учащихся младшего школьного возраста через учебный процесс.
В статье "Личностно-ориентированный подход в нравственном воспитании" рассматриваются наиболее актуальные вопросы воспитания младших школьников....