рабочая программа по мкзыке 4 класс программа "Школа 2100"
рабочая программа (4 класс) по теме
рабочая прогамма по музыке для 4 класса по рограмме "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_4_klass.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа «Музыка»
Рабочая программа по музыке составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы и на основе программы, разработанной авторами (Л.В.Школяр, В.О.Усачева) ( УМК «Школа 2100»);
I. Пояснительная записка
Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который еще в 70-е годы ХХ века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.
Задача предмета – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.
Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:
- общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
- задачам образования – развитию способностей к художественнообразному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.
Для формирования первоначальных представлений о значении и роли музыки в духовном развитии человека необходимо прежде всего научить детей слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. Вот почему в качестве ведущей для музыкального развития учащихся выступает тема «Искусство слышать» и её конкретизация – главная тема 1-го класса, получающая продолжение во всех последующих классах, «Как можно услышать музыку». Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.
Раздел «Внутренняя музыка» специально предназначен для сосредоточения школьников на процессуальности своего духовного мира: вслушиваясь в колыбельные песни (1-й класс как начало познания музыки и жизни), в возвышенный мелодический язык народных и композиторских инструментальных и вокальных произведений (2-й класс), в интонации патриотических песен (3-й и 4-й классы), школьники соотносят возникающие эмоции со своими собственными, задумываются о воздействии музыки на человека.
2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они
- музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;
- учатся за графическим изображением знаков – букв и нот – видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально-смысловые соответствия.
Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли.
Пониманию единства мысли, речи, характера человека служат представленные в «Галерее» – музыкальной, литературной, художественной – портреты русских людей, созданные художниками-передвижниками, звучащие в музыке, возникающие на страницах биографий и различных литературно-поэтических произведений.
3. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.
Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни.
Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения, слушания музыки, игр на детских музыкальных инструментах.
4. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.
Восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью, является не только отдельным разделом – «Слушание музыки», а становится ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. Слушательская культура – это умение воспринимать музыку и выразить своё отношение к ней; это знание основных закономерностей и понятий музыки как вида искусства (обобщённые знания, служащие опорой восприятия) – композитор, исполнитель, слушатель, выразительные и изобразительные средства музыкального языка, песенность, танцевальность, маршевость, интонация, развитие и построение музыки. Эти содержательные линии формирования восприятия школьников и их интереса к музыкальному искусству преемственно и последовательно из класса в класс прослеживаются в содержании предмета. Методическим «ключом» к пониманию содержания музыки является проблема соотношения художественного и обыденного. Через практические задания («Лаборатория музыки») школьники, наряду с другими проблемами, самостоятельно исследуют музыку, выявляя, как обыденное становится в искусстве художественным.
5. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, быличка) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.
Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть её.
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности..
Программа по музыке строится на следующих принципах: обучение музыке как живому образному искусству; обобщающий характер знаний; тематическое построение содержания образования, вытекающее из природы искусства и его закономерностей.
II. Особенности содержания программы и тематическое планирование
В этом варианте программы органично соединены программы 1–3-го классов трёхлетней начальной школы и программа для 1-го класса четырёхлетней начальной школы. Обе разработаны под руководством Д.Б. Кабалевского.
Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенностью этого возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом, и начальным этапом систематического формирования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе.
Главная и единственная тема 1-го класса и первого года обучения музыке в школе – «Как можно услышать музыку». Она рассматривается в каждой четверти под различным углом зрения. В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки, и поэтому она представлена боле подробно – 8-ю тематическими блоками, а не почетвертными темами.
Тематика 2–4-го классов организована по четвертям. Некоторые незначительные изменения не затрагивают основное содержание программы и вызваны объективными условиями её реализации в современной российской школе.
Программа и педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского – уникальное наследие отечественной педагогики, которое непременно должно быть в арсенале современного учителя музыки.
III. Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курс «Музыка» изучается с 1-го по 4-й класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 128 часов.
IV. Тематическое планирование
Основные содержательные линии:
1 класс
№п/п | Тема. Проблема. 1-я Четверть. «Как можно услышать музыку?» | Кол-во часов. | Прогнозируемый результат. |
1 | Основные содержательные линии: | 1 | Осознание ребенком роли музыкального искусства в жизни вообще и в жизни каждого человека. |
2 | «Что значит слышать музыку?» | 1 | Знать истоки музыкального искусства |
3 | Колыбельная песня. Колыбельность-начало познания музыки и жизни. | 1 | Введение музыкальных интонаций из речевой праосновы |
4 | Родные корни: родная речь, родной музыкальный язык. | 1 | Музыкант, творец, без которого музыка существовать не может |
5 | Музыкальный язык-озвучивание народных загадок, закличек. | 1 | Знать истоки возникновения песни |
6 | В мире сказочных мелодий русских композиторов | 1 | Уметь выявлять жанровое начало(песня, танец, марш) |
7 | Играем в сказку | 1 | |
8 | Идем в поход | 1 | Уметь различать характер музыки |
9 | Музыкальные краски осени | 1 | Уметь импровизировать |
2-я четверть. «Как можно услышать музыку?» | |||
1 | Звучащий образ Родины | 1 | Находить интонации |
2 | Былина, как художественное явление | 1 | Уметь озвучивать ситуации в рамках творческих заданий |
3 | «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» | 1 | Становление марша |
4 | Детская жизнь, отраженная композиторами в своих произведениях | 1 | Уметь определять характер героев, их настроение |
5 | Поход в музыкальный зоопарк | 1 | |
6 | И Шелест к Шороху спешит(бумажная симфония. | 1 | Знать, что такое «музыкальное содержание» |
3-я четверть. «Как можно услышать музыку?» | |||
1 | Что может музыка? | 1 | Многообразие отражение мира в многообразии жизни |
2 | Зима в музыке | 1 | Знать народные обычаи |
3 | Музыка в движении | 1 | |
4 | Где живут ноты | 1 | Знать ноты, темп, динамику |
5 | Музыка передает характер сказочных героев | 1 | Узнавать народные инструменты |
6 | Музы не молчали | 1 | |
7 | Русские образы-Масленица | 1 | |
8 | Природа просыпатся. Весна в музыке | 1 | Навыки вокальной деятельности |
9 | Музыка и стихи о маме | 1 | |
10 | Мелодии и краски пробуждающей природы в жизни человека | 1 | Умение петь и слушать музыку |
4-я четверть. «Как можно услышать музыку.» | |||
1 | В детском музыкальном театре | 1 | Стремление участвовать в музыкальных спектаклях |
2 | В детском музыкальном театре | 1 | |
3 | Легко ли стать музыкальным исполнителем? | 1 | Знать, что такое музыкальный театр(артисты, дирижер, оркестр) |
4 | Русские народные инструменты | 1 | Знать, что такое опера, балет, хор. |
5 | На концерте | 1 | Концерт, исполнитель. |
6 | Музыкальная прогулка по выставке | 1 | Главный критерий-артистизм |
2 КЛАСС
1-я четверть. Три кита в музыке | ||
.№ | Тема урока | Цель урока |
1 | Три «кита» в музыке | Знакомство с основными жанрами. |
2 | Знакомство с жанром «Марш» | Познакомить с жанром марш |
3 | Марш | Расширить и углубить знания |
4 | Танец | Познакомить с жанром танец |
5 | Танец | Отличие танца от других жанров |
6 | Танец | Хоровод. Народный фольклор. |
7 | Песня | Знакомство с жанром песня |
8 | Песня | Научить детей начинать и заканчивать песню |
9 | Урок-концерт | Обобщение |
2-я четверть. «О чем говорит музыка?». | ||
1 | О чем говорит музыка | Научить определять настроение и характер музыки |
2 | Что выражает музыка | Научить слушать и понимать настроение музыки |
3 | О чем говорит музыка | Научить слушать, как музыка выражает характер человека |
4 | О чем говорит музыка | Закрепление темы |
5 | Изобразительность в музыке | Научить слушать и понимать музыку |
6 | Изобразительность в музыке | Продолжить изучение темы |
7 | Изобразительность в музыке | Закрепление темы |
3-я четверть. Куда ведут нас «три кита» | ||
1 | Куда ведут нас три «кита?» | Мир большой музыки. Опера М Коваля «Волк и семеро козлят». |
2 | «Куда приводит нас песня?» | Научить детей различать характер песни |
3 | «Куда ведет нас песня?» | Закрепление. |
4 | «Куда ведет нас песня?» | Знакомство с симфонией |
5 | Куда ведет нас танец? | Учить детей слышать в танце характер |
6 | Куда ведут нас песня и танец? | Понимать образное содержание песни и танца |
7 | Куда ведет нас марш? | Характер марша |
8 | Куда приводит марш? | Обобщение и закрепление |
9 | Куда приводят «киты?» | Познакомить детей с творчеством П.И. Чайковского |
10 | Обобщение | Закрепление знаний |
4-я четверть. Что такое музыкальная речь? | ||
1 | Что такое музыкальная речь? | Разное звучание музыки |
2 | Музыкальная речь | Формы произведения |
3 | Музыкальная речь | Закрепление |
4 | Что такое музыкальная речь? | Темп, песенность, танцевальность |
5 | Музыкальная речь | Прослушать сказку С.Прокофьева «Петя и волк». |
6 | Музыкальная речь | Музыкальные инструменты и образы |
7 | Музыкальная речь | Продолжить знакомство со сказкой С.Прокофьева «Петя и волк» |
8 | Заключительный урок-концерт | Обобщение. |
3 КЛАСС
№ урока | Тема урока | Цели урока |
1-я четверть Песенность, танцевальность, маршевость. | ||
1 | Песня, танец,марш. | Переход в более широкие музыкальные понятия |
2 | Песня, танец, марш перерастают в другие формы. | Расширение знаний детей |
3 | Вокально-инструментальная музыка | Знакомство с романсом |
4 | Вокально-инструментальная музыка | Произведения Э.Грига |
5 | Произведения М.Глинки С.Прокофьева | |
6 | Песенность в вокальном жанре. Церковные песнопения | Знакомство с музыкой русской православной церкви |
7 | Танцевальность. | Развитие фантазии и музыкального слуха |
8 | Инструментальная музыка | Мазурка |
2-я четверть. | ||
1 | Маршевость в музыке. | Произведения Л.Бетховена, Ф.Шуберта |
2 | Песенно-танцевальная музыка | Народная, духовная музыка |
3 | Интонация | Значимость интонации |
4 | Интонация | Выразительность |
5 | Интонация. Зерно-интонация | Умение услышать зерно-интонацию |
6 | Интонация | Выразительность и изобразительность |
7 | Интонация. Знакомство с нотной записью | Обобщение по теме |
3-я четверть. | ||
1 | Развитие музыки | Знакомство с видами музыкального искусства |
2 | Развитие музыки | Знакомство с видами музыкальной выразительн. |
3 | Ладовое и динамическое развитие музыки | Виды развития музыки |
4 | Классическая музыка и народная музыка | Расширить представление о развитии музыки |
5 | Развитие музыки | Исполнение народной песни |
6 | Развитие музыки | Дальнейшее развитие темы |
7 | Развитие музыки | Классические произведения |
8 | Выразительность и изобразительное развитие | Изобразительность и выразительность |
9 | Развитие музыки. | Темп |
10 | Закрепление и обобщение темы | Повторение |
4-я четверть | ||
1 | Построение(формы) музыки | Характер музыки |
2 | Формы музыки | |
3 | Построение музыки | Рондо |
4 | Развитие музыки | Вариации |
5 | Формы музыкального произведения | Закрепление |
6 | Обобщение темы четверти «Формы музыки» | Повторение |
7-8 | Обобщение изученного за год | Урок-концерт. |
4 КЛАСС
№ урока | Тема урока | Цель урока. |
1 | 1-я четверть. Музыка моего народа | Познакомить с многообразием народной музыки |
2 | Музыка моего народа | Продолжить знакомство |
3 | Музыка моего народа | Русская народная песня |
4 | Музыка моего народа | Частушки |
5 | Музыка моего народа | Маршевая трудовая песня |
6 | Музыка моего народа | Контата |
7 | Русская народная песня | Военные песни |
8 | Музыка моего народа | Урок-концерт |
2-я четверть. | ||
1 | Русская народная музыка | Дать понятие народной обрядной песни |
2 | Детский музыкальный фольклор | Песня-былина |
3 | Музыка русской православной церкви | Познакомить с церковными песнями |
4 | Музыка православной церкви | Сочинения С. Рахманинова |
5 | Колокольный звон России | Колокольный звон |
6 | Русский костюм | Русские обрядовые песни |
7 | В гостях у деда Мороза | Славянский фольклор |
3-я четверть. | ||
1-2 | Музыка моего народа | Обрядовые праздники |
3-4 | Оркестр. Ансамбль. Солист. | |
5 | Русские народные инструменты | Разнообразие инструментов, и их история |
6 | Между музыкой моего народа и музыкой разных народов нет границ | Музыка молдавского и грузинского народа |
7 | Песни советских композиторов | Украинские песни |
8 | Музыка белорусского народа | Сравнить музыку русского и белорусского народа |
9 | Музыка закавказских народов | «Лезгинка- грузинский танец |
10 | Узбекская музыка | Музыка прибалтийских стран |
4-я четверть | ||
1 | Музыка разных стран | Музыка разных стран |
2 | Музыка Л.Бетховена | Полька |
3 | Музыка Моцарта | Расширение знаний о музыкальной культуре |
4 | Польская музыка | Творчество Шопена |
5 | Музыка азербайджанских композиторов | «Рондо»-музыкальная форма |
6 | Композитор-исполнитель-слушатель | Рассказать о разных видах участников музыки. |
7-8 | Музыка всегда со мной. | Урок-концерт. |
Учебно – методическое обеспечение
- Примерные программы начального общего образования. В 2х ч. Ч.1. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2009
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2х ч. Ч.2 – 3 изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010
- А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. 2 изд.- М.: Просвещение, 2010
- Л.В. Школяр, В.О. Усачёва. Музыка. 1 класс.
- Л.В. Школяр, В.О. Усачёва. Музыка. 2 класс.
- Л.В. Школяр, В.О. Усачёва. Музыка. 3 класс.
- Л.В. Школяр, В.О. Усачёва. Музыка. 4 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа для 1 класса ос 2100 по изо автор куревина
рабочая программа для 1 класса ос 2100 по ИЗО автор Куревина...
Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")
Рабочая программа предназначена для учителя начальных классов, работающего по ФГОС второго поколения, Образовательная система "Школа 2100", данная программа включает все преподаваемые предметы....
Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")
Рабочая программа составлена для 1 класса по всем предметам. Образовательная система "Школа 2100"...
Рабочая программа Математика. 1 класс."Школа 2100"
Программа по математике Демидова 4 часа в неделю...
Рабочая программа Математика 1 класс Школа 2100
Рабочая программа по предмету "Математика" 1 класс Школа 2100...
Рабочая программа для 2 класса ("Школа 2100")
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание программы, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, методическое обеспечение и тематическое пла...
рабочие программы 1-4 класс "Школа 2100"
рабочие программы 1-4 классы "Школа 2100"...