Экологические проекты в начальной школе.
статья по теме
В материале отражена работа над экологическими проектами с младшими школьниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_ekologicheskie_proekty.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Современная школа - это учреждение, в котором происходит социализация, становление ребёнка как личности, место, где формируется жизненная позиция, мировоззрение человека.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа и методы проектно-исследовательской деятельности определены им как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Одной из ведущих задач учебно-воспитательной работы в современной школе является привитие первичных научно-исследовательских навыков младших школьников. Кроме того, проектно-исследовательская деятельность является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.
Проектно-исследовательская деятельность помогает младшим школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учёбе. В педагогике и психологии «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Проект – это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектно-исследовательскую деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.
В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет структуру и содержание основной образовательной программы начального общего образования, частью которой является программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Мы не можем не затрагивать вопросы экологического воспитания и привития экологической культуры своим учащимся. Здоровье человека на 20 - 30% зависит от экологических условий. От эффективности экологического просвещения зависит, в конечном счете, качество и продолжительность жизни людей. Понятие «экологическая культура» состоит из взаимосвязанных элементов: экологических знаний, чувств, экологически оправданного поведения, экологического мышления и сознания. Основа проявления экологической культуры – деятельность человека, стремящегося осознать свое влияние на природу, разумность использования ее богатств и способов улучшения окружающей природной среды.
Формирование ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Поэтому закладывать основы экологической культуры необходимо в раннем возрасте, как отметил М.Кинг «Нужное дело надо делать вовремя».
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
При реализации экологического проектирования ребенок проходит три стадии:
во-первых, открытие многообразия природы, эмоционально-чувственное отношение к наблюдаемым объектам;
во-вторых, период исследования экологических связей («Все связано со всем»);
в-третьих, пора раздумий, размышлений и действий.
Включать школьников в проектно исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с 1 класса. В начале – доступные исследования, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения, математики и во внеурочное время. Я всегда помню: тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. Часто она конкретная, узкая и задается в форме вопроса: «Зачем ежу яблоко?», «Откуда в сыре дырки?», «Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?».
В 1-ом классе много коллективных проектов: «Звериная азбука», «Цветочная азбука» (после изучения алфавита), «Островки радости» (дизайн-проект цветочной клумбы). При совпадении интересов у нескольких школьников организовываю мини-группы. Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивает деятельность школьника: мотивирует, консультирует, помогает, наблюдает.
Во 2-х классах появляются самостоятельные проекты экологической направленности: «Откуда пришли комнатные растения?», «Моя безопасность», «Еда без вреда», «Живые кондиционеры», «Зимующие птицы нашего города», «Экология класса» и др.
В 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика. Возможно проведение социологических опросов, экологических акций, разработка проектов, реализация которых имеет выход за пределы класса и школы. Вот тематика некоторых из них: «Были о пыли», «В защиту сорняков», «Березовая роща. SOS», «Люди и мусор. Кто кого?», «Экология школы, или Школа, в которой я бы хотел учиться», «Экологическая обстановка микрорайона школы», «Хочу выступить в защиту …», «Проект детской площадки». Ребята активно участвуют в составлении сборников «Заповеди друзей Маленького принца», «Экологические игры» (для 1-2 классов), выпуске справочника «Экологические системы», подготовке Календаря экологических дат. Проводят экологические акции «Елочка – зеленая иголочка», «Сдай батарейку – спаси планету» и др.
Подробнее остановлюсь на некоторых конкретных проектах. Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Теоретические знания, полученные ребенком на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов, явлений, проведение собственных исследований, наблюдений, умение обобщить свои наблюдения, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведения.
Реализация экологического проекта «Моё дерево» предполагает интегрированный подход. В младшем возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира, что учитывалось и при разработке программы, методики исследований школьников. Обобщение же полученного материала проводится в форме сочинений, рассказов, сказок, рисунков, бесед с использованием художественной литературы.
Таким образом, программа работы над проектом предусматривает использование для целей экологического образования и воспитания не только специальных уроков окружающего мира и экологии, но и уроков русского языка, литературы, изобразительного искусства, технологии и т.д. На уроках, совместно с учителем, ученики обсуждают характер заданий, методику наблюдений и обобщают полученный материал.
Сами исследования ведутся во внеурочное время, тем самым снимается проблема выделения дополнительного времени на уроках. Практическую исследовательскую деятельность делю на три этапа:
1 Подготовительный этап. (Экскурсии, беседы, объяснение задач, выбор объекта исследования, имя дерева, работа с родителями).
2 Исследовательский этап. (Знакомство с деревом, изучение коры, ствола, изучение кроны, листьев, изучение цветов, семян, изучение почвы) Для этого я использую различные наводящие вопросы.
3 этап. Обобщение материалов (Написание сочинений, составление сказок, составление рекламы дерева, можно организовать и праздник дерева. Все результаты исследования оформляются на усмотрение самого ученика).
В конце работы над проектом детям следует предложить составить рекомендации, по охране дерева, уходу за ним и т д. После работы в рамках проекта у детей сформировалось положительное эмоциональное отношение к деревьям, они поняли последствия воздействия людей на объект исследования, у них возникла естественная потребность помочь своему другу-дереву, защитить его; они осознали роль деревьев в природе и жизни человека.
Очень интересной была исследовательская работа Словеснова Александра, ученика 4 класса, по теме « Вода. Что мы пьём?». Целью своего исследования он выбрал изучение значение воды в жизни человека и выяснение ситуаций с водоснабжением в нашей области. Задача в данной работе заключалась в проверке качества водопроводной воды и её влияние на здоровье человека. В результате проведенного исследования ребенок сделал вывод, что существуют способы очистки воды, которые не требуют больших денежных затрат. Необходимо отстаивать воду, её фильтровать и только после этого кипятить.
Или работа Лизунова Степана «Вода-источник жизни». В своей работе он задумался, а какова же вода из источников в нашем районе? Для этого мальчик провел эксперимент. Набрал воды из водопроводного крана в квартире, воду из источников в деревне Высоцкое, воду, привезенную с экскурсии из источника Жабынь Белевского района. Он различил воду по вкусу, по осадку на стенках чайника, по цвету заваренного чая. Вместе с родителями воду доставили в лабораторию для определения качества воды.
Эти работы выдвигались школой на муниципальный конкурс проектов младших школьников « Я – исследователь!».
Сейчас я имею некоторый опыт работы, который предполагает использование метода проектов в образовательном и воспитательном процессе. Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности.
1) Учёт интересов детей.
Ситуация, когда учеников заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.
2) Учение через деятельность.
Проектно-исследовательская деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.
3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.
4) Сотрудничество участников педагогического процесса.
Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но и между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками .
5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.
Используя проектно–исследовательскую технологию в системе уроков окружающего мира УМК «Школа России», учитель сможет как решать образовательные, познавательные, развивающие и коммуникативные задачи, так и воспитывать гражданина достойного своей Родины. Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);
-презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле).
Внедрение элементов технологии проектно-исследовательского обучения в учебный процесс дало положительные результаты. Участвуя в проектно-исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрывают себя как личность в новом качестве.
Повышение мотивации, значимости своего труда вызывает положительные эмоции, связанные с процессом обучения. Овладение исследовательскими умениями и навыками является предпосылкой формирования у школьника познавательного отношения к миру, целостных представлений о мире, интереса и потребности к «открытию тайн» мира. Владение элементарными навыками исследовательской деятельности облегчает и помогает школьникам чувствовать себя уверенно в любых нестандартных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект в начальной школе
Предлагаемый проект «Экологическая безопасность» разработан для учащихся 3-4 классов начальной школы и тесно связан с учебной темой «Наша безопасность». ...
Статья: "Экологический проект в начальной школе".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3690676","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 48px; height: 47px;"}}]]Экологический групповой проект приурочен к подготовке к...
Экологический проект в начальной школе
Примеры экологических проектов для младших школьников....
Экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания в начальной школе
Материал содержит описание различных экологических пректов в начальной школе...
Экологическое образование в начальной школе. Метод проектов.
Примеры проектов...
Экологические проекты в начальной школе
Презентация для работы в начальной школе...
Работа над экологическими проектами в начальной школе
Экологическое воспитание - одно из главных направлений воспитательной системы в начальной школе....