Изменение в деятельности учащихся с введением ФГОС
статья по теме
Сообщение на педсовете, в котором содержатся практические наработки по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сообщение | 339.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Изменения в деятельности учащихся в условиях введения ФГОС Подготовила: учитель начальных классов МБОУ СОШ №5 г. Балаково Бирюкова Татьяна Юрьевна |
г.Балаково 2013 г.
Слайд 1
Слайд 2 Как гласит известная притча: « Чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе — научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.»
Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. Смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика с помощью самого ученика.
Введение стандарта второго поколения изменило школьную жизнь ребенка.
Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях. Именно поэтому в стандарт введена Программа формирования УУД, а примерные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеучебной деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.)
Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации.
Слайд ( Фото)
Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности.( Целеполагание)
Слайд Учебники, по которым мы занимаемся, составлены с опорой на деятельностное обучения. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. Примеры на слайдах А моя задача - организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать. Так реализуется деятельностный подход в обучении. Я на своем примере показываю ученикам, что невозможно знать все, но можно и должно узнавать, вместе с учениками определяю, где и как найти правильный ответ, нужную информацию.
Слайд Поменьше беру на себя, даю больше самостоятельности. При таком подходе у каждого ребенка есть право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее. Учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя (Я могу доказать)
«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями» - сказал когда – то Ж.-Ж. Руссо, выдающийся деятель XVIII века.
Слайд Что изучается с использованием ИКТ?
Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность является использование ИКТ и формирование способности их грамотно применять.
Изучение окружающего мира предлагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты. В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, Интернет. Школьник учится искать информацию в Интернете.
Для родителей это - прежде всего, электронный журнал, домашнее задание ученика, расписание, связь с учителем по электронной почте. Для учителя – это связь с учащимися и первый помощник на уроке и при подготовке к уроку. Для ученика – это доступ к образовательным ресурсам. Сайт класса
Слайд Групповая форма работы :дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. (Фото)
Использования возможностей современных развивающих технологий, позволяет обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека:
информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми)и других.
Слайд Проектная деятельность.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…» Л.Н.Толстой.
Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися вид творческой деятельности, а также результат этой деятельности.
Метод проектов можно и нужно применять в начальной школе, поскольку мы, учителя начальных классов, закладываем "фундамент" всего дальнейшего обучения. Он позволяет закреплять полученные на уроках ЗУНы, усваивать новую информацию в ходе проектной деятельности, способствует развитию компетенций.
По доминирующей деятельности обучающихся проекты подразделяются на пять групп:
Слайд 1.Исследовательский проект.
Он по структуре напоминает настоящее исследование. Такой проект включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение целей, задач, методов исследования.
В качестве примера приведу урок литературного чтения «Сравнение сказки литературной и авторской» во 2 классе.
Конечно, руководящая роль учителя значительна, но ведь это руководство активным познавательным исследовательским процессом, результатом которого (продуктом исследования) будут выводы (знания), которые сделанны самостоятельно и основанные на собственном анализе.
Слайд Участие в сетевом проекте «Свет наш, солнышко, скажи!», который проходил с 1 октября по 5 ноября 2012года.
Ребята были наблюдателями, исследователями и экспериментаторами.
Три дня подряд ребята наблюдали за движением солнца по небосводу и сделали такую зарисовку:
ФОТО
С помощью гномона (солнечных часов) наблюдали за длиной тени в полдень в течение 2-х недель. Проводили эксперименты с глобусом, термометром и настольной лампой для определения температуры в различных уголках Земли в зависимости от расположения их относительно Солнца.
Лопаткин Алексей провёл эксперимент с обогревателем, установив, что в зависимости от того, какими лучами нагревается тряпочка, зависит быстрота её высыхания.
Весь месяц ребята следили , как меняется температура воздуха, долгота дня.
Вместе с ребятами из Санкт-Петербурга и г. Полевского( Свердловская область) делали презентацию
https://docs.google.com/presentation/pub?id=1XFLM8t4WmoF4Catxn-4Id305uY2Jy5LdvTFFx-O0f2M&start=false&loop=false&delayms=3000#slide=id.p
учились ставить метку на общей карте. https://maps.google.com/maps/ms?msid=200819437554647291661.0004ccbce059be1371ea5&msa=0&ll=55.697712,42.190247&spn=0.390832,1.234589
В результате работы над проектом ребята сделали вывод , что Солнце для всех разное, хотя оно у нас одно. Это происходит потому, что Земля круглая и имеет наклон, во время вращения в один и тот же момент лучи по-разному падают на разные участки Земли, поэтому всем достаётся разное количество света и тепла
Слайд Выращивание фасоли «Условия, влияющие на развитие растений» сажали в 3 горшочка (разные условия), наблюдали, делали записи,фото, вывод.
Слайд «Жизнь птиц и растений зимой»
Слайд 2. Информационный проект.Он наполнен сбором информации о каком-то объекте с целью его анализа, обобщения и представления для аудитории. «Эмоции и чувства животных»
Слайд 3. Практико - ориентированный проект
Результат такого проекта заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Предлагаю вашему вниманию фрагмент проекта, выполненного обучающимся 4 класса
«Создание города будущего» (слайд)
Слайд 4. Творческий и ролевой проект
Он предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это создание рукописных книг. Сборников стихов и былин Слайд, Красной книги, Книги «Жалоб природы», произведения изобразительного и прикладного искусства, которые затем будут использованы в оформлении школьного интерьера.
Проекты, когда участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Экологическая сказка «Путешествие лучика» Слайд
(декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;
«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Изменения в деятельности учащихся и их родителей в условиях введения ФГОС.»
В этой статье рассказывается об изменениях в деятельности учащихся и их родителей в условиях введения ФГОС....
Из опыта работы Мониторинг сформированности УУД в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях введения ФГОС
Мониторинг разработан на основе образовательной системы «Школа 2100», программы «Школа России» рекомендаций по проверке и оценке выполнения заданий по предмету. ...
Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"
Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...
Развитие воспитательной компоненты в урочной и внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС.
Статья по теме "Развитие воспитательной компоненты в урочной и внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС" (на примере формирования у учащихся нравственного аспекта в начальной школе)....
Выступление на ШМО на тему: « Характеристика изменений в деятельности учащихся и их родителей в условиях введения ФГОС »
Выступление на школьном МО на тему: « Характеристика изменений в деятельности учащихся и их родителей в условиях введения ФГОС » ...
Развитие мыслительной деятельности учащихся при введении нового материала путем самостоятельного поиска на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.
Введение нового материала путем самостоятельного поиска на уроках русского языка позволяет ученикам более сознательно усвоить изучаемый материал и быть активным участником урока....
Характеристика изменений в деятельности учащихся и их родителей в условиях введения ФГОС
Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеурочной деятельности класса и прини...