Работа с одарёнными детьми в начальной школе: новые методы и подходы.
статья по теме

 

Нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого учащегося.

С этой целью создания благоприятных условий для развития талантливых учащихся в МБОУ СОШ №3 с. Арзгир создана Программа работы с одаренными детьми «Созвездие». Девиз работы: «Через тернии – к звездам».

Цель  программы – развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odaryonnymi_detmi.docx50.25 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одарёнными детьми в начальной школе:

новые методы и подходы.

«Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Его необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

В. А. Сухомлинский.

    Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить. Развитие умственных способностей ребенка – это основа его самоактуализации как будущего преобразователя общества; гаранта его научно-технического и социального прогресса.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что главными задачами современного образования являются раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. ФГОС предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие их развития; обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

В этой связи на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности человека, степени его одаренности, начиная с самого раннего детства.

 Нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого учащегося.

С этой целью создания благоприятных условий для развития талантливых учащихся в МБОУ СОШ №3 с. Арзгир создана Программа работы с одаренными детьми «Созвездие». Девиз работы: «Через тернии – к звездам».

Цель  программы – развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения.

Задачи:

1.Создать банк данных "Одаренный  ребёнок".

2.Организовать специальное психолого-педагогическое пространство для возможности интеллектуального и творческого проявления одаренных детей.

3.Проводить мероприятия по научному, методическому и информационному обеспечению программы.

4.Сформировать творческую среду в МБОУ СОШ №3 с. Арзгир для развития одаренности детей и подростков.

5.Формировать у интеллектуально развитых учащихся устойчивую потребность в научной и исследовательской деятельности.  

6.Создание условий для укрепления здоровья одаренных детей.

7.Использовать  различные системы обучения, методы и приемы, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.)

8.Оформить и распространить полученный опыт.

Перед собой мы ставим ряд задач, реализация которых возможна в условиях целостности образовательного процесса,  максимального использования средств урочной и внеурочной деятельности.

Модель работы с одаренными детьми  представляет собой комплекс различных мероприятий:

 -индивидуализация и дифференциация обучения в урочное время;

 -внеклассная работа во внеурочное время;

-психолого-педагогическое сопровождение;

-УМК «Гармония», «Перспективная начальная школа»,  «Планета знаний»;

-подготовка к  олимпиадам и участие в них;

-летний предметный лагерь;

-интеллектуальный марафон «Ученик года»;

 -работа НОУ «Малая Академия Наук»;

-предшкольная подготовка, способствующая интеллектуальному и творческому развитию дошкольников;

 -сотрудничество с учреждениями дополнительного образования (ЦДТ, ЦДЮиТ, ДЮСШ).

    Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

В нашей школе активно действует научное общество учащихся «Малая академия наук». НОУ – это добровольное творческое объединение учащихся начальных классов, стремящихся совершенствовать свои знания в различных областях естественнонаучного направления, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности под руководством педагога.

     Отличительной чертой НОУ является то, что в него входят  учащиеся уже с первого класса, потому что важно, как можно раньше дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и склонностей.

     НОУ даёт возможность осознать свою значимость, принадлежность к науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками – единомышленниками, даёт возможность принимать участие в экспериментах и исследованиях.

     Ученическая научно-практическая  конференция является одной из важных форм организации процесса обучения. При выполнении учебно-исследовательской работы учащиеся получают новые знания в соответствующей области науки, развивают свои творческие способности, навыки исследовательской деятельности, воплощают свои знания и способности в реальном исследовательском проекте. Результаты своего исследования учащиеся представляют на  районной  конференции.

   Уже второй год   в МБОУ СОШ № 3 с. Арзгир под девизом: «Учись, твори, исследуй» проходит  районная  межпредметная конференция школьников  «Школа. Наука. Интеллект». Активное участие в ней принимают мои учащиеся.

Так 2011-2012 учебном год,  Павшенко Кристина, учащаяся 4А класса,  заняла 1 место в секции «Естественные науки и современный мир». Она защищала  работу  «Разноцветное чудо»  о мыльных пузырях. Выбор темы   исследовательской работы  не случайный.  Во время  осенних каникул 4 класс  побывал в городе Ставрополе на цирковом водном  представлении, программа была интересной, но больше всего учащихся поразил номер с мыльными пузырями, он заинтересовал и  Кристину.

 Предметом   рассмотрения является  «мыльный пузырь»: из чего он состоит, почему он такой разноцветный  и хрупкий, как его можно приготовить, и как продлить ему жизнь.

      В 2012-2013 учебном году на конференции, посвящённойгоду окружающей среды, мои учащиеся 1А класса представляли  коллективную исследовательскую работу «Весна на подоконнике», где заняли 1 место. В  своем исследовании  учащиеся знакомились с понятием «гиацинт», изучали, в каких областях искусства затрагивается тема весенних цветов. Детипроводили наблюдения за ростом и развитием гиацинтов. 12 цветков раскрылись и источали довольно сильный сладкий, неповторимый аромат. Всем, кто к нам приходил в класс:  родителям, учителям -  дети сообщали, что у нас на подоконнике поселилась весна. И мы её приходу очень рады.

     Подобные проекты не только развивают познавательную активность учащихся, учат их исследовательской деятельности, но и воспитывают чувство любви к природе, делают их неравнодушными.

    Ежегодно в начальной школе проходит школьный  фестиваль  исследовательских работ «Планета знаний». Мы подводим итоги исследовательской деятельности,  которой занимались учащиеся на протяжении нескольких месяцев. Наш фестиваль можно назвать праздником науки, потому что ребята  демонстрируют результаты своего самостоятельного поиска в решении определённых задач. Работа проходит по секциям. Участники фестиваля выступают перед учащимися начальных классов и родителями. После окончания конференции в классах проводятся «круглые столы».

Школьная конференция  «Планета знаний» показала готовность  учащихся начальной школы к исследовательской деятельности. А широкое представление результатов работы детей способствовало повышению мотивации к такой форме работы.

    Педагоги уверены, что, развивая исследовательское мышление младших школьников, они учат их сомневаться, искать, сравнивать, активно развивать свой творческий и интеллектуальный потенциал, это пригодится ребятам в последующем обучении в средних и старших классах.

   Учителями начальных классов опубликованы лучшие работы учащихся в социальной сети работников образования  Nsportal.ru.  

    Члены НОУ начальной школы принимают активное участие  в конкурсах и олимпиадах муниципального, краевого, федерального и международного  уровня. Ежегодно они становятся участниками школьного интеллектуального марафона  «Умники и умницы».

    Олимпиады в начальный период обучения занимают важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребенка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них - ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребенка развивающе.

Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей  степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом  они служат развитию творческой инициативы ребенка.

    Пятый  год учащиеся моего класса  принимают активное участие в Национальной образовательной программе «Интеллектуально-творческий потенциал России», которая направлена на постоянное расширение кругозора ребёнка, на развитие системы привлечения школьников в науку.

    Во Всероссийском конкурсе проекте «Интеллект - Экспресс»  20 победителей, 18 призёров, 7 лауреатов. Во Всероссийском  конкурсе-игре по ОБЖ «Муравей»11 призовых мест: 2 победителя, 9 призёров, 1 лауреат. В краевой многопредметной дистанционной олимпиаде «Интеллект» 2 победителя. Во Всероссийской олимпиаде для младших школьников 7 призовых мест: 3 победителя, 4 призёра.

       На районной  межпредметной олимпиаде для учащихся начальной школы «Зажги свою звезду» команда учащихся моего класса: добилась лучших результатов: 7 командных и 10 личных призовых мест. Учащиеся Павшенко Кристина и Волков Александр стали победителями в личном зачёте. На протяжении нескольких лет мои учащиеся становились победителями  районной  предметной олимпиады.

   Участие в таких олимпиадах активизирует  у учащихся  стремление к самообразованию, чтению дополнительной литературы, освоению компьютера.        Я стараюсь учить детей быть более самостоятельными в своих суждениях, иметь свою точку зрения и  аргументировано отстаивать ее.

    По традиции, ежегодно в мае  в начальной школе проходит конкурс«Ученик года»  под девизом: «Только учение, старание и труд к высотам учебы нас приведут».

   Издавна в человеке ценились гармония, совершенство ума, души и тела, поэтому в конкурс «Ученик года» включены такие задания, которые помогают показать учащимся творчество, смекалку, талант, стремление к совершенству.

    Этот конкурс зажигает «яркие звёздочки» на школьном небосводе, среди них и мои учащиеся.Свои победы и достижения учащиеся фиксируют в портфолио.

   Одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является технология работы с портфолио. Систематическая работа с портфолио помогает  учащимся решать очень важные задачи: своевременно отмечать свои успехи, проследить индивидуальный рост успешности  в учёбе и развивать уверенность  в себе на пути достижения маленьких школьных побед.

    Учащиеся ответственно относятся к заполнению портфолио. Об этом говорят хорошие результаты районного (заочного) конкурса «Портфолио учащегося начальной школы».

    Участие  школьников в конференциях, олимпиадах, конкурсах дает положительный результат в работе с семьёй: формируется позитивный психологический климат в семье, активизируется взаимодействие между школой и семьёй. Работа ребёнка при поддержке родителей даёт хороший результат в формировании его мировоззрения и личностных  качеств.

    Работа с одаренными детьми продолжается круглый год. Во время летних каникул дети посещают школьный оздоровительный лагерь, с ними занимаются учителя, работающие в лагере. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала.  Формы работы в летний период: индивидуальные занятия с одаренными детьми, самостоятельная работа учащихся с дидактическим материалом,   индивидуальные консультации для учащихся по работе с дидактическим материалом, педагогические консультации для родителей одаренных детей

Результатом реализации такой программы становится оздоровление детей, включившихся в режим лагерной жизни, постоянно находящихся в движении, приобщение их к спорту и здоровому образу жизни, умение жить в коллективе, получение новых знаний, умений и навыков, реализация творческого потенциала личности ребёнка.

Учителей нашей школы не могут не волновать вопросы как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ученику почувствовать себя в ситуации успеха.Ответы на эти вопросы мы видим в реализации дифференцированного и индивидуального подходов в обучении.

Цель дифференцированного подхода - приспособить условия обучения к особенностям различных групп учащихся.

Цель индивидуального подхода - подметить в каждом ученике его сильную сторону и позволить ей претвориться в жизнь. Реализовать поставленные цели мне помогают различного вида уроки: урок поиска рациональных решений, урок проверки результатов путем сопоставления, урок самостоятельной работы, требующей творческим заданием, урок-зачет, урок-дискуссия, интегрированные уроки, уроки в форме соревнований, урок «дублер начинает действовать», урок-аукцион, панорама, телепередача, живая газета, устный журнал, урок-сказка, урок-сюрприз, заочное путешествие, экскурсия, гостиная, урок-КВН, «Что? Где? Когда?», урок-исследование.

Приоритетными формами работы на уроке являются индивидуальная самостоятельная работа, фронтальное обсуждение ее результатов, работа учащихся в парах,  группах.

Задача учителя - увидеть индивидуальность своего ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы. Обеспечить его максимальное развитие.

В нашей школе реализуются УМК «Гармония», «Перспективная начальная школа»,  «Планета знаний», которые обеспечивают интеллектуальное развитие ребёнка. Мною  были апробированы:УМК «Перспективная начальная школа»,  «Планета знаний».  В процессе обучения  использованы  инновационные технологии: моделирование, проектирование, деятельностный подход, технология КСО, нестандартные ситуации на уроке, активные методы обучения, (составление кластеров, синквейнов). Проектная деятельность выступает как основная форма организации в урочной и внеурочной деятельности школьников. Проектная деятельность выделяется в процессе обучения уникальной возможностью реально использовать и развивать индивидуальные способности каждого ученика.

       На уроке дети самостоятельно  выбирают  темы для выполнения проектов. Моя же роль – помогать ученикам, консультировать и координировать работу учащихся, оказывать помощь  в выборе направлений сбора сведений, отыскивать чудеса на каждом уроке.  Мы вместе с детьми дерзаем и творим, ищем ответы на волнующие нас вопросы, и я радуюсь тому, что мои ученики не боятся их задавать. Ребята дарят мне минуты фантазии и воображения, вдохновения и творчества.  В нашем  классе организована выставка «Проекты руками детей».  Большая ответственность также ложится на плечи  родителей при  сборе информации и подготовке проектов. Это привлекает родителей активно участвовать в обучении ребёнка, а ребёнок получает постоянную поддержку и понимание, внимание и заботу со стороны родителей. В моём классе благодаря новому подходу в обучении и воспитании детей установлен тесный контакт с родителями.

    Внеклассная работа – ещё одно звено в работе с одарёнными детьми, способствует  развитию познавательного интереса и  формированию личности учащихся. Занимательные упражнения, уроки-путешествия, ребусы, головоломки - все это способствует развитию мышления учеников.    Внеклассная работа позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребенка.

  Среди  форм внеклассной работы с одаренными детьми можно отметить работу кружков  и факультативов.  Внеклассная деятельность – даёт прекрасную возможность видеть детей в неформальной обстановке, формировать их кругозор и интерес к окружающему миру. В первых классах ведется кружок «Введение в школьную жизнь». Во 2-3 классах ведутся кружки: «В мире книг», «Веселая грамматика», «Занимательная математика», «Эрудит», «Я - исследователь». Во 2-4 классах проводятся факультативы: «Мир чисел», «В союзе с природой», спецкурс «Информатика в играх и задачах».

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. В нашей школе создана система работы с одаренными детьми, которая начинается ещё во время предшкольной подготовки.

В течение последних лет наша школа совместно с  детским садом глубоко занимается проблемой выявления и дальнейшей работой с одаренными детьми, она строится в тесном сотрудничестве старшего воспитателя, педагога-психолога, воспитателей, родителей,  учителей.

Работа строится по следующим этапам: проработка литературы, определение диагностических методов  при работе с  одаренными детьми, определение  категории одаренных.

С целью развития интеллектуальных способностей педагоги, по рекомендации педагога-психолога,  еженедельно проводят занятия, где предлагаются детям различные виды интеллектуальных игр: головоломки, кроссворды, шахматы, ЛЕГО и т.д. главное требование к таким играм - определенная степень их сложности.

   Дополнительное образование в школе напрямую связано с базовым образованием, оно расширяет и углубляет его, создаёт условия для его индивидуализации. Дополнительное образование обеспечивает  реализацию внеурочной деятельности в начальной школе. Внеурочная деятельность отражает цели и задачи основной образовательной программы начального общего образования, создает такую образовательною среду, которая  в полной мере удовлетворяет потребности детей и их родителей.

 Дополнительные образовательные услуги осуществляются по следующим направленностям: спортивно - оздоровительное («Туристы-краеведы»); общекультурное (ДПИ), общеинтеллектуальное  «Умники и умницы», духовно-нравственное («Народоведение»).

Кружки и объединения, входящие в учебный план внеурочной деятельности, занимают значительное место в образовательном пространстве школы, помогают развивать у учащихся творческие способности, выявлять музыкальные и актерские данные, формирует их общую культуру, расширяет и углубляет знания в области прикладного искусства, истории родного края.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

    В рамках реализации программы модернизации системы общего образования кабинеты начальных классов оснащены АРМ,  учебно-лабораторным оборудованием, которое используются в работе, как в урочное время, так и при проведении внеурочной деятельности.

       Применение  современного оборудования способствует формированию у учащихся универсальных учебных действий, а так же позволяет активизировать познавательную мотивацию младших школьников к исследовательской и проектной деятельности и более широко применять педагогические технологии, привлекая родителей к процессу обучения и воспитания.

   Систематическая работа с одарёнными детьми дает положительные результаты. В результате кропотливой работы учителей начальных классов последние четыре года в начальной школе наблюдается стабильность качества знаний и обученности.

Число отличников выросло в два раза: с 6 человек до 13, что составляет 20%  от числа аттестованных учащихся начальной школы.

Повысилось количество призёров и победителей различных конкурсов и олимпиад. Учителями начальных классов, педагогом-психологом   проделана большая работа по выявлению и поддержке одарённых детей. В школе создан электронный  банк одарённых детей.

     Работая над формированием познавательной активности учащихся, я вижу, что ребята учатся быть более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и аргументированно отстаивают ее.  Но самое главное - это то, что у ребенка развиваются его познавательная деятельность и учебная мотивация. Если развиты эти качества, то будет развиваться и мышление. А думающий человек - это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.

Главная формула  моего профессионального успеха — это признание, когда видишь отражение того, что хотелось получить, в результате проведенной работы, в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих. Формула учительского счастья проста - это, когда получаешь удовлетворение от успешной деятельности твоих учеников, от чувства благодарности в их глазах за полученные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе

Программа "Модель работы с одаренными детьми начальной школы"...

Статья по теме "Исследовательская работа с одарёнными детьми в начальной школе"

Хотелось бы поделиться с вами опытом работы с одарёнными детьми нашей школы. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нест...

Презентация Работа с одарёнными детьми в начальной школе

Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особен­ностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способны...

Выступление на педсовете по теме: «Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявл...

Выступление на педагогическом совете "Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творчески...