Анализ работы кафедры учителей начальных классов
статья по теме

Наумова Наталья Сергеевна

Анализ работы за 2012- 2013 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_2012-2013.docx56.74 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы кафедры учителей начальной школы

 за 2012/2013учебный год

Целью образовательного процесса в начальной школе является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

На 2012-2013учебный год перед коллективом учителей начальных классов ставились такие цели и задачи:

Цель работы кафедры учителей начальных классов: обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Задачи на 2012-2013 учебный год:

  • Внедрение ФГОС. Освоение нового оборудования.
  • Создание механизмов выявления, координации и интеграции сетевого взаимодействия в работе с одарёнными детьми.
  • Обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного образования.
  • Формирование у школьников основ здорового образа жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей.
  • Повышение профессионализма педагога.

Данные цели и задачи являются приоритетными в современном образовании и сформулированы в Госстандарте.

При ГБОУ СОШ №1351 в 2012 – 2013 учебном году работало методическое объединение учителей начальных классов.

В МО начальных классов – 11 учителей.  2 учителя имеют I квалификационную категорию: Архипенкова Н.А., Климанова Н.С.; 1 учитель высшую квалификационную категорию: Мелкумян И.В.; 8 учителей – имеют II квалификационную категорию. В 2012 – 2013 учебном году учителя посещали курсы повышения квалификации по теме «ФГОС».

Начальная школа работает по УМК «Школа России» и УМК «Перспектива». Учителями было составлено календарно – тематическое планирование в соответствии с рекомендациями и нормативным базисным планом общеобразовательной школы, введенным в действие Министерством образования РФ. Календарно – тематическое планирование по предметам было рассмотрено и утверждено на заседании МО.

Все учителя начальной школы опытные учителя, с большим стажем работы. Обмен опытом работы проходил таким образом:

- в начале учебного года руководителя МО учителей начальной школы Климановой Н.С. было проведено собеседование с учителями начальных классов, были выбраны темы по самообразованию, совместно определены сроки и форма реализации.

У каждого учителя определена индивидуальная тема по самообразованию, которая анализируется через участие педагогов в работе МО учителей начальных классов, педсоветов, семинаров, творческих отчетах.

п/п

Ф.И.О. учителей

Должность

Тема самообразования

Открытый урок

1

Позднякова Ю.М.

Учитель начальных классов

 Адаптация первоклассников к  

 школьному обучению

Март (Русск.язык: «Буквосочетания ЖИ-ШИ»)

2

Сушина Е.Е.

Учитель начальных классов

 Чтение вслух как средство повышения уровня памяти и внимания младших школьников

Ноябрь (Матем.: « Прием вычислений вида: 36+2,36+20»)

3

Бодю Л.Е.

Учитель начальных классов

 «Формирование адекватной самооценки у учащихся в процессе обучения»

Март (математика: «Объём фигуры»).

4

Сурина В.Н.

Учитель начальных классов

 Методические приемы, используемые в обучении решению текстовых задач в начальной школе

Февраль (окружающий мир: «Огонь, вода и газ»)

5

Червоняк И.П.

Учитель начальных классов

 Развитие орфографической зоркости в начальных классах.

Ноябрь (математика: «Сравнение дробей»)

6

Мелкумян И.В.

Учитель начальных классов

Леворукий ребенок и почему его нельзя переучивать.

Февраль (окружающий мир: «Войдем в музей»).

7

Климанова Н.С.

Учитель начальных классов

 Использование иформационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов

Март (русский язык: «Спряжение глаголов».)

8

Архипенкова Н.А.

Учитель начальных классов

Дидактическая система деятельностного метода обучения. 

Март (окружающий мир «Опасные места»)

9

Савельева А.В.

Учитель начальных классов

 Значение ИКТ компетентности учителя в процессе обучения младших школьников.

Март (математика «Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток»).

10

Горбачёва И.А.

Учитель начальных классов

 «Формирование морфологических обобщений на уроках русского языка»

Октябрь (окружающий мир: «В гости к осени»)

11

Кузьмина Н.Д.

Учитель начальных классов

 Использование ИКТ на уроках в начальной школе

Декабрь (русский язык: «Склонение существительных»)

Можно сделать вывод о том, что работа учителей над самообразованием носит практический характер, соотносится с общей методической темой школы и МО и направлена на совершенствование  профессионального мастерства педагогов. Результатом деятельности становится повышение качества образования в начальной школе, развитие личности, повышение уровня воспитанности младших школьников. Среди проблем, связанных с работой над самообразованием, следует выделить следующие:

  • неумение части учителей рационально спланировать работу над самообразованием;
  • недостаточно активная работа МО учителей начальных классов по обобщению лучшего опыта.

           Решить данные проблемы можно через организацию инструктивно-методических совещаний по вопросам планирования работы над самообразованием и обобщением опыта своей деятельности. На каждом заседании методического объединения необходимо заслушивать сообщения учителей о ходе и результатах работы над темой самообразования.

Учителям начальных классов следует активнее принимать  участие по распространению своего педагогического опыта не только в своем учреждении, но и на уровне района и города.

В начальных классах на 1 сентября 2012 года обучалось 261 человек. На конец 2 четверти 262 человека, на конец 3 четверти  267 человек, на конец года 265 человек.

Четверть

Выбыли

Прибыли

I

1

-

II

-

2

III

1

7

IV

2

0

итого

4

9

Анализируя численность учащихся, в течение года мы видим, что количество учащихся увеличилось.

Сравнительная таблица.

Начало года

II четверть

III четверть

Конец года

261ученик

262 ученика

267 учеников

265 учеников

Обучение велось по четырехлетней программе. Количество классов – 11. Обучение велось в режиме одной смены. В режиме пятидневной учебной недели (2 – 4 классы, с 6 развивающим днем), на основании санитарных норм. В первом полугодии работало 3 группы продленного дня, во втором – 2.

В начальной школе работали – 11 учителей начальных классов, 10 учителей- предметников, воспитатели ГПД. Во 2 группе продленного дня работала преподаватель, которая совмещала функции учителя и воспитателя (Бодю Л.Е.):

ГПД №1 (1 классы) – Иванова С.В.

ГПД №2 (2 классы) – Бодю Л.Е.

ГПД №3 (3,4 классы) – Джатдоева Ш.М.

Учителя начальной школы имеют образование:

  •  высшее - 10 человек,

  •  незаконченное высшее - 1 человек

По стажу педагогической работы:

  • молодые специалисты – 2 человека,
  • от 5 до 10 лет – 4 человека,
  • от 10 до 20 лет – 3 человека,
  • от 20 до 30 лет – 2 человека,
  • более 30 лет – 1 человек

В педагогическом коллективе налажена атмосфера сотрудничества, взаимопонимание, поддержки (взаимопосещение уроков, с целью обмена опытом, совместная разработка уроков, праздников, планирование общешкольных мероприятий).

В течение года было проведено 5 заседаний методического объединения. Каждое заседание отражало свою тему. Педагоги в течение года работали над выбранной темой самообразования, выступали с докладами на заседаниях метод.объединения.

Повышая свой профессиональный уровень, учителя посещают районные семинары, участвуют в районных, городских семинарах. Овладев новыми информационными технологиями, педагоги активно делятся своим педагогическим опытом на семинарах.

Учителя не только повышают свой профессиональный уровень, но и обменивались приобретенным опытом со своими коллегами и коллегами из других школ на заседаниях МО, семинарах.

Только вместе, только сообща мы смогли достичь высоких результатов, которые по достоинству оценила аттестационная комиссия:

  • Высшая категория – 1 человек (Мелкумян и.В.),
  • Подтверждение занимаемой должности – 4 человека

В этом году (летом) Червоняк И.П. и Савельева планируют повысить свою категорию на I категорию.

 В этом учебном году в начальной школе работали 2 молодых специалиста (Позднякова Ю.М. и Сушина Е.Е.). Их наставниками были учителя Климанова Н.С., Архипенкова Н.А. соответственно. Учителя посещали уроки молодых специалистов, оказывали помощь. Но сами молодые специалисты очень редко обращались к своим наставникам. Есть моменты, на которые молодые специалисты должны обратить внимание при подготовке уроков: вовремя поправлять речь детей, следить за своей речью, больше использовать наглядности, добиваться от детей полных ответов, подводить итог каждому этапу урока.

Педагоги начальной школы работают в тесном контакте с учителями – предметниками, воспитателями  детского сада № 2092, что благоприятно влияет на качество образования.

В этом учебном году работали 3 группы продленного дня, которые посещали 90 человек. Но в 4 четверти многих детей забирали сразу после уроков и численность сократилась. Из – за этого количество групп сократилось до двух. Воспитатели работали по составленному плану и графику работы.

По итогам обучения в 2012/2013 учебном году были достигнуты следующие результаты:

1а б/оц – 26 чел.

1б б/оц – 23 чел.

1в б/оц – 24 чел.

Итого: безоценочное обучение 73 человека – все аттестованы.

Класс

Кол – во

«5»

«4,5»

«2»

С одной «3»

% успев.

% качества

ФИО кл. руководителя

2 а

22

6

9

-

-

100

68

Сушина Е.Е.

2 б

24

4

16

-

1

100

84

Бодю Л.Е.

2 в

21

5

4

-

2

100

43

Горбачева И.А.

3 а

26

5

12

-

4

100

65

Сурина В.Н.

3 б

29

-

12

-

7

100

41

Архипенкова Н.А.

4 а

21

1

14

-

2

100

72

Климанова Н.С.

4 б

25

-

17

-

2

100

68

Червоняк И.П.

4 в

24

-

6

-

3

100

25

Кузьмина Н.Д.


ВСТАВИТЬ ИЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ!!!

Школа №1351                                                                                                              Зам. директора Климанова Н.С.


Стабильно высокое качество образования во 2б классе учитель Бодю Л.Е. (79%) и в 3а классе учитель Сурина В.Н. (69%). К концу учебного года повысилось   качество образования во 2 классе «А» на 9% учитель Сушина Е.Е., в 4 классе «А» на 15% учитель Климанова Н.С. и в 4 классе «Б» на 28% учитель Червоняк И.П.

Закончили учебный год на «5» -  21 ученик, что составляет 11%. На «4-5» - 90 учащихся, что составляет 47%. С одной «3» - 21 ученик, что составляет 11%.

При анализе «троек» видно, что большинство учащихся получили их по английскому языку и русскому языку.

Из этого следует обратить особое внимание на преподавание этих предметов и усилить практическую направленность, проводить индивидуальную работу с учащимися.

Анализ уровня знаний учащихся 1 класса свидетельствует о том, что практически все первоклассники овладели программными знаниями, умениями по всем учебным предметам.

Успешно закончили учебный год и переведены в следующий класс 265 учеников, что составляет 100%.

Вышеизложенные результаты показывают стабильный уровень качества образования.

Качество образования по основным предметам отслеживалось в течение года.

См. приложение

Анализируя уровень качества образования по основным предметам можно сделать следующие выводы:

  1. Уровень качества в большинстве классов стабильный.
  2. В некоторых классах наблюдается рост качества образования.

Таким образом, учебная деятельность в начальной школе ниже по предметам: русский язык, английский язык.

Высоким остается качество знаний по чтению, окружающему миру.

С целью выявления уровня усвоения программного материала были проведены контрольные срезы знаний по математике, русскому языку (диктант), литературному чтению.

Одной из приоритетных целей современного образования (Госстандарт) является развитие личности школьника, его способностей, одаренности. Для достижения данной цели педагогический коллектив начальной школы использует разнообразные виды деятельности. Например: проектировочная, исследовательская.

Систематические выставки рисунков, поделок («Здравствуй осень», «Школа») позволяют выявить эстетические, творческие способности учащихся. Проектировочная и исследовательская деятельность способствуют выявлению интеллектуальных возможностей ребенка.

Ученики нашей школы принимали участие в конкурсе «Ступень к успеху» Ребята и учителя были награждены дипломами и грамотами.

Также с целью выявления интеллектуальных способностей в начальной школе проводятся предметные олимпиады, где принимают участие все желающие.

Результаты школьных олимпиад говорят о необходимости систематического использования заданий повышенной трудности, на развитие логического мышления.

74 учащихся, что на 11 больше, чем в прошлом учебном году, приняли участие во Всероссийских олимпиадах «Русский медвежонок», «Кенгуру». Эти мероприятия проводятся в школе не первый год и на добровольной основе. Эти конкурсы очень интересны детям. Проведение такой работы повышает интерес учащихся к математике и русскому языку, способствует выявлению одаренных детей.

Результаты городского тура олимпиад учащихся 2 – 4 классов.

Не достаточная удовлетворенность результатами  городских олимпиад младших школьников в 2012 -2013 учебном году заставила учителей пересмотреть подходы к выявлению способных и одаренных   детей и созданию системы занятий с ними.

Приоритетными направлениями деятельности в следующем учебном году станут:

  • раннее выявление способных и одаренных детей и создание условий реализации их творческого потенциала;
  • повышение мотивации учащихся к углубленному изучению математики, русского языка, окружающего мира и других предметов начальной школы;
  • развитие логического мышления учащихся, умение интегрировать знания и применять их для нестандартных задач и получения новых знаний;
  • активизация внеклассной деятельности учащихся по интересам: занятия в факультативах, кружках и т.д.
  • участие во Всероссийских предметных конкурсах («Русский медвежонок – языкознание для всех», «Кенгуру», «Золотое Руно», «Бульдог»)

Оптимальным способом  выявления и поддержки таких детей является организация и проведение школьных предметных олимпиад младших школьников.  Среди учащихся 2 – 4 классов были проведены школьные предметные олимпиады по русскому языку, математике, окружающему миру и выявлены победители, которые стали участниками   городских олимпиад. Учителя начальных классов решили продолжить работу по совершенствованию  

           форм и методов организации внеурочной деятельности по предметам,    

           организовать   постоянную целенаправленную работу по подготовке одаренных      детей к участию в  предметных олимпиадах муниципального уровня.  Ежегодно   принимать участие в городских олимпиадах и конкурсах.

Однако следует отметить, что качество подготовки участников городских предметных олимпиад (по русскому языку и математике) оставляет желать лучшего. Учащиеся школы стали участниками, не заняв призовых мест. Это можно объяснить тем, что система работы со способными и одаренными детьми находится пока в стадии становления. Недостаточно четко разработаны механизмы выявления ранней одаренности, зачастую способности детей оцениваются по их исполнительности и успеваемости, не принимается во внимание уровень  личностного развития  школьников, их готовность к участию в подобного рода мероприятиях. В будущем учебном году следует продолжить работу по совершенствованию системы раннего выявления и поддержки способных и одаренных детей, создавая им режим особого благоприятствования как на уроках через индивидуализацию и дифференциацию обучения, так и во внеурочное время через организацию работы предметных кружков и индивидуальную работу.

Учащиеся 1-4 классов начальной школы стали активными участниками  международных  конкурсов: «Русский медвежонок - языкознание для всех», «Золотое руно», «Кенгуру», «КИТ», «ЧИП», «Я – исследователь» и многие другие. 

В этом году в первые, ученики 1 – 4 классах приняли активное участие во Всероссийских дистанционных олимпиадах по всем предметам. И многие из ребят заняли призовые места.

        Участие в подобных мероприятиях создает прекрасные возможности для раскрытия творческого потенциала школьников, обеспечивает участие в различных видах деятельности, что, в конечном итоге, способствует развитию личности учеников.

В апреле 2013 года в ГБОУ СОШ № 1924 проходил XIV окружной Лего – фестиваль. Команда учащихся 4 класса под руководством Климановой Н.С. приняли активное участие в этом мероприятии. Всем участникам вручили грамоты.

А ученики 4 – 5 классов принимали участие в конкурсе «Безопасное колесо». Заняли 2 место по району, а на окружном уровне заняли 5 место.

Не только ребята принимали участие в конкурсах, но и учителя в этом учебном году участвовали в конкурсах и пед.чтениях. Мелкумян И.В. выступила на 6 окружных пед.чтениях «Средовый подход к организации образовательного процесса в условиях ФГОС» по теме: «Реализация системно – деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературного чтения». За участие Ирине Владимировне объявлена благодарность. Сурина В.Н. участвовала в дистанционном конкурсе сценариев уроков, а Климанова Н.С. в конкурсе портфолио. Учителя награждены сертификатами – участников.

Итоги проведения недели начальной школы

Неделя начальной школы проводилась в соответствии с планом работы школы (с 01.04 по 15.04. 2013 года), в которой приняли участие учащиеся с 1 по 4 класс. План подготовки и проведения недели разрабатывался методическим объединением, согласовывался с заместителем директора по УВР Колбасевой Е.Н. за две недели до начала ее проведения.

 Организатором  недели начальной школы явилось методическое объединение.

 Участниками  недели начальной школы стали:

- зам.директора по УВР Колбасева Е.Н..;

- учителя начальных классов;

- учащиеся начальной школы;

- родители обучающихся.

В рамках  недели начальной школы  были проведены следующие мероприятия:

Была выпущена стенгазета «Человек и природа». Проведены конкурсы рисунков, чтецов, защита презентации, олимпиады. Учителя провели открытые уроки, на которых присутствовали коллеги. А завершением недели стала торжественная линейка, в которой принимали участие ученики начальной школы.

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться. Что может быть важнее?

Высказывание академика Семенова А.П. «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя.

В 2012/2013учебном году в 1 – 3  классах уроки проводились интегрировано с ИКТ. Для конструирования уроков учителя используют программную оболочку, выпущенную компанией MicroSoft Office РР.  

ИКС-инструментальная компьютерная среда для организации уроков в начальной школе. Основные функции ИКС - демонстрация фрагментов урока с применением слайдов и вызова тестовых заданий, загадок, которые можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Диск помогает учителям в конструировании уроков и формировании электронной поддержки для них.

Продолжением урока является внеурочная деятельность, различные ее формы, где ИКТ нашли самое широкое применение. Компьютер объединил учителя, учеников, родителей. Не секрет, что сегодня многие, имея дома компьютер, используют его как игрушку. Родители наших учеников стали активными участниками образовательного процесса. Они помогают в создании компьютерных фильмов, презентаций по различной тематике. И непременно по концу года готовится итоговый материал о жизни класса.

Будущее формируется в школе. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в это общество. И решить эту задачу помогает массовое внедрение ИКТ в образовательный процесс.

Определенные трудности у учителей начальных классов вызывает необходимость изменения и переосмысления цели деятельности начальной школы. По-прежнему предпочтение на уроке  отдается формированию знаний, умений, навыков детей в ущерб развитию личности ребенка.

Отдельные учителя испытывают трудности при организации стиля взаимоотношений с детьми. Учебное сотрудничество  и организация диалогового общения на уроке в их  классах  продолжает оставаться в сфере пожеланий.

       Изменение  профессиональной позиции  учителя является сложным процессом, оно прямо связано с его  личностными качествами, с его профессиональными ценностными ориентациями.

В этих условиях основной задачей методической работы следует считать обеспечение психолого-педагогической подготовки учителя, овладение им различными методиками диагностики психического развития ребенка и уровня овладения им знаниями. Необходимо  знакомить учителей с  современными гуманистическими концепциями, методиками воспитания и развития  личности.

Выводы и рекомендации:

1. Работу МО учителей начальных классов следует признать удовлетворительной.

2. Учителям начальных классов рекомендуется:

  • принимать самое активное участие в конкурсах профессионального мастерства и других конкурсах различных уровней;
  •  привлекать к участию в интеллектуальных и творческих конкурсах учащихся;
  •  продолжить работу по обобщению и распространению своего опыта;
  • принимать непосредственное участие в городских и областных семинарах, секциях, конференциях;
  • работать над повышением уровня профессионализма путем изучения опыта работы лучших учителей;
  • направить свою деятельность на улучшение состояния преподавания, повышение уровня знаний, умений и навыков, уровня развития и воспитанности учащихся.

3. Руководителю МО:

  • способствовать организации помощи учителям в овладении педагогическим мастерством;
  • знакомить учителей с новинками методической литературы;
  • продолжить работу по качественному и своевременному оформлению документов МО.
  1. Заместителю директора по УВР в начальной школе:
  • Вести постоянный контроль за деятельностью МО, оказывать учителям необходимую помощь;
  • содействовать соответствию результатов состояния учебно-воспитательного процесса в школе с требованиями нормативных документов;
  • вести работу по своевременному выявлению и исправлению ошибок и недочётов в организации и осуществлении образовательного процесса.

МО начальных классов на 2013-2014 учебный год ставит своей целью -  выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными знаниями за курс начальной школы.

Задачи на 2013-2014 учебный год:

1. Всестороннее изучение стандартов 2 поколения и внедрение их в практической деятельности учителей.

2.Формирование творчески работающего коллектива учителей - единомышленников путем совершенствования методической работы, внедрения передового педагогического опыта в практику работы школы, организации публикаций творческих работ учителей.

3.Создание системы воспитательной работы с целью формирования сплоченного ученического коллектива через формирование и закрепление традиций школы, совершенствование работы воспитателей ГПД, развитие сознательной дисциплины на уроках и во внеурочное время.

4. Повышение воспитательной результативности каждого урока.

5.Расширение применения деятельностного подхода к обучению и воспитанию учащихся, внедрения исследовательских работ и проектных задач в уроках и внеурочной деятельности.

6.Накапливание  и систематизирование в кабинетах дидактического раздаточного материала.

7.Организация уроков с использованием технических средств обучения, повышения их роли в активизации познавательной деятельности.

8.Освоение и внедрение новых современных технологий в связи с введением ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы кафедры учителей начальных классов

Анализ работы методического объединния (кафедры) учителей начальных классов за 2009-2010учебный год....

Отчёт о работе кафедры учителей начальных классов .

Отчёт о работе кафедры учителей начальных классов ....

Анализ работы кафедры учителей начальных классов

Анализ  работы кафедры представлен в виде схем...

План работы кафедры учителей начальных классов на 2012 -2013 учебный год.

План работы кафедры  учителей начальных классовна 2012 -2013 учебный год....

ОТЧЕТ-анализ РУКОВОДИТЕЛЯ КАФЕДРЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ОТЧЕТ-анализ  РУКОВОДИТЕЛЯ КАФЕДРЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ ЛИЦЕЙ №11 г. ХИМКИ  ЗА 2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОД...

План работы кафедры учителей начальных классов

План работы кафедры учителей начальных классов...

План работы кафедры учителей начальных классов в 2019-2020 учебном году

План работы кафедры учителей начальных классов в 2019-2020  учебном году по теме "Качество образования младших школьников в условиях модернизации образовательной системы"...