Рекомендации по формированию контрольно-оценочной деятельности
учебно-методический материал (1 класс) по теме
Советы учителям 1 класса по формированию контрольно-оценочных действий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_formirovaniyu_kontrolno-otsenochnykh_deystviy_2.docx | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предлагаю вашему вниманию методические рекомендации по формированию контрольно-оценочных действий обучающихся в первом классе в рамках новых ФГОС. Рекомендации предназначены для учителей начальных классов.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет в качестве главных результатов наряду с предметными и метапредметные. При этом действия контроля и оценки являются частью личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
В первом классе регулятивные универсальные действия направлены на формирование контроля «в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона», коррекции как «внесения необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата», оценки для «выделения и осознания учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения». Познавательные универсальные действия позволяют осуществлять «…контроль и оценку процесса и результатов деятельности». Коммуникативные универсальные действия формируют умение управлять поведением партнёра – «контроль, коррекция, оценка его действий».
В связи с этим в современной школе система контроля и оценки не может ограничиваться только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по предмету. Необходимо переориентировать контроль, направленный на результат обучения, на контроль над процессом познания, а функция оценки должна заключаться в предоставлении ученику сведений об успешности его учебной деятельности.
Поэтому с первого дня школьной жизни действия контроля и оценки, как у учеников, так и у учителей должны включаться во всей учебной работе. Начиная с первого класса учителю и учащимся необходимо сосредоточить свои усилия на формировании самоконтроля и самооценки как основы для постановки будущих учебных задач. Необходимо вооружить детей такими умениями, как:
- выделять критерии оценки,
- фиксировать их определѐнным образом,
- проводить прогностический, пооперационный, рефлексивный, итоговый контроль,
- проводить самостоятельно коррекцию выявленных недостатков,
- высказывать свою точку зрения при оценке ответов товарищей и т. д.
Следует учитывать, что оценка ребенком своих достижений должна быть дифференцированной (различение границ знания, полузнания и незнания) и оптимистичной (незнание – есть перспектива для дальнейшего развития).
Начинаем обучать и отрабатывать у детей умение оценивать результат своей деятельности с помощью разных оценочных средств: «линеечек», «столбиков знания», «смайликов», «солнышек», цветовых вееров, лесенок и т. д. На начальном этапе обучения оцениванию используем «линеечки» («столбики знания»), по которым, поставив выше или ниже метку, можно измерить любые параметры работы.
Чтобы учащиеся могли легко справляться с таким способом оценки своих достижений, проводится подготовительная работа. Начинаем с обучения первоклассников действиям оценки, взаимооценки и самооценки на первых неделях сентября. Проводим занятия, которые позволяют формировать у ребенка представление об оценке и самооценке. На этих занятиях дети усваивают способы оценки, анализируют собственную деятельность в сотрудничестве с учителем и сверстниками и оценивают ее на основе совместно выработанных критериев. Полученные знания об оценке своих достижений отрабатываются в ходе учебного процесса на предметном материале.
Перед выполнением любого задания на уроке дети рисуют столько линеек – шкал, сколько качеств работы будет оцениваться, и подписывали под ними первые буквы оцениваемого качества. Например, при оценке поделки на уроке технологии с учениками обговаривалось, что можно оценить в работе. Были выделены критерии «Аккуратность», «Самостоятельность выполнения», «соответствие замыслу».
С ребятами обговаривается, конкретизируется, что значит «аккуратность», «самостоятельность», «соответствие замыслу». Под линеечками подписываются буквы «А», «С», «З» и обсуждается, в каком случае крестик можно будет поставить на самый верх – работа выполнена идеально с точки зрения данного критерия или почему крестик может быть помещен ниже, в самый низ. Или, например, при подготовке к написанию букв или элементов на уроке письма с учениками обсуждается, что будем оценивать в работе. В ходе беседы вырабатывались следующие критерии:
1) соответствие образцу,
2) наклон,
3) высота,
4)аккуратность.
Чертим линеечки и подписывались «О», «Н», «В», «А». В соответствии с предъявленными к работе критериями после ее выполнения осуществляется оценка по линеечкам и т. д.
Собрав работы, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадение детской и учительской означало: «Ты умеешь себя оценивать». В случае несовпадения учитель еще раз раскрывает ребенку свои критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.
В октябре месяце наряду с «линеечками» вводятся и другие средства оценивания и самооценивания. На первых порах мы используем «смайлики» и цветовые веера. Для этого в конце каждого урока учащиеся после рефлексии деятельности на уроке, обозначают либо цветом, либо «смайликом» доволен он собой на уроке, почему у него такое впечатление о своей работе, а затем поделиться с классом своей оценкой, прокомментировав ее.
Предметом оценивания могут быть как учебные действия и их результаты, так и способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические средства по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
Описаны педагогические средства по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....
Формирование контрольно-оценочной деятельности в условиях безотметочного обучения
Этапы формирования контрольно-оценочной деятельности в начальной школе...
Приёмы формирования контрольно-оценочной деятельности обучающихся.
материал подготовлен для ШМО...
Формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся в условиях безотметочного обучения.
Актуализация темы.Условие возникновения опыта.Основные педагогические идеи.Теоретическая база опыта.Понятие "Творчество"Понятие "Способности"Внеурочная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС...
Педагогические приёмы формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы
представлены некоторые педагогические приёмы формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы...
Педагогические приёмы формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся 1-4 классов. (Из опыта работы)
Выступление на ШМО...
Формирование контрольно - оценочной деятельности младших школьников
Этапы построения контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в оценке своих знаний и умений с первых дней пребывания ребёнка в школе.Некоторые педагогические приемы, которые...