Статья "Формирование коммуникативных УУД при изучении темы "Части речи"
статья (3 класс) на тему

Статья посвящена теоретическим основам формирования УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий при изучении темы «Части речи»

Татьяна Юрьевна Алексеева,

учитель начальных классов ГБОУ школы № 555 «Белогорье»

Перемены, которые произошли и происходят в современном обществе, требуют совершенствования и реформ в образовании, переосмысления целей, результатов  и интересов. Одним из основных направлений стала разработка новых стандартов для начальной и основной школы. Системно-деятельностный подход, лежащий в их основе, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и определяет универсальные учебные действия, которыми должен овладеть учащийся. Именно овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться.

В широком значении термин «универсальные учебные действия»  означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Существует четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Безусловно, овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных дисциплин. Совершенно очевидно, что жесткой градации по формированию определенного вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других - на формирование других видов УУД. Но в целом, на современных уроках идет формирование всех четырех видов универсальных учебных действий:

  1. Личностные – самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания.
  2. Регулятивные – целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование.
  3. Познавательные – общеучебные, логические и знако-символические.
  4. Коммуникативные.

Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю упражнение?», «Чему я научился на уроке и что мне еще следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно.

Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения иностранному языку:

  1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная.
  2. Развитие личности учащихся.
  3. Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Важнейшим результатом обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции, которая включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

К коммуникативным УУД, формируемым средствами иностранного языка отнесем:

  1. В области инициативного сотрудничества:

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

  1. В сфере планирования учебного сотрудничества:

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

  1. Во взаимодействии:

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;

- строить понятные для партнера высказывания;

- строить монологическое высказывание;

- вести устный и  письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника.

  1. В управлении коммуникацией:

- определять общую цель и пути ее достижения;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- оказывать сотрудничество и помощь;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;

- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

В рамках введения новых стандартов также происходят значительные изменения в планировании урока иностранного языка:

  1. Признание ученика носителем субъектного опыта, выявление и использование этого опыта в работе.
  2. Участие учеников в организации и анализе урока, учет их мнений при планировании последующих уроков.
  3. Урок представляет собой серию учебных ситуаций, развивающихся в соответствии с  инициативой учащихся.
  4. Учитель предусматривает возможность гибкого изменения временных рамок для обсуждения, дискуссии.
  5. На уроке учитель отмечает индивидуальные предпочтения учащихся в работе с учебным материалом.
  6. Учитель разрабатывает и использует на уроке дидактический материал различного типа, вида и формы.
  7. Преобладают методы проблемного обучения, ориентированные  на активизацию самостоятельности детей.
  8. Основной формой взаимодействия на уроке является парная и групповая работа (диалог, полилог).
  9. Учитель и учащиеся оценивают не только результат деятельности, но и ее процесс. Ученик сравнивается сам с собой, а не с другими, преобладает направленность на успех, широко используется самооценка и взаимооценка.
  10. Домашнее задание предполагает возможность выбора способа его выполнения, а также использование творчества ученика, что может послужить оснащением следующего урока.

Учитывая данные изменения и ориентируясь на достижение планируемых результатов обучения, актуальной для каждого педагога становится проблема разработки урока с целью формирования коммуникативных УУД, а именно выбора форм, методов, технологий, способствующих их развитию.

Для развития коммуникативных универсальных учебных действий у  учащихся на уроках иностранных языков используются игровые технологии, проектная и исследовательская деятельность, технология проблемного обучения. Наиболее распространенными становятся парная и групповая формы работы. Для формирования и совершенствования коммуникативных УУД на уроках английского языка в рамках ФГОС, учащимся предлагаются такие задания:

- упражнение на логическое заполнение пропусков;

- составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок;

- поиск ошибок в письмах и текстах;

- составление текстов из предложенного набора предложений;

- выстраивание логических смысловых цепочек;

- подготовка творческих мини-проектов;

- заполнение анкет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование коммуникативных способностей младших школьников"

О проблемах и актуальности формирования коммуникативных навыков в свете новых образовательных стандартов...

Статья "Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка" для коррекционных школ 8 вида

Интеграция детей с интеллектуальной недостаточностью в общество проходит с затруднениями, обусловленными сложностью при налаживании социальных связей, коммуникативных и межличностных отношений. В стат...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ  УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

статья-Формирование коммуникативной компетенции младших школьников

«Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им"....

Статья "Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников"

Современная жизнь устроена таким образом, что человеку постоянно приходится сталкиваться с различными проблемами. Поэтому необходимо научить младших школьников общаться и взаимодействовать с разными л...

Статья: "Формирование коммуникативных УУД через групповые формы работы (работа в парах)"

В данной работе представлена методика формирования коммуникативных УУД, а также ее актуальность....