Статья "Формирование коммуникативных УУД при изучении темы "Части речи"
статья (3 класс) на тему
Статья посвящена теоретическим основам формирования УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnykh_universalnykh_uchebnykh_deystviy_pri_izuchenii_temy.docx | 17.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий при изучении темы «Части речи»
Татьяна Юрьевна Алексеева,
учитель начальных классов ГБОУ школы № 555 «Белогорье»
Перемены, которые произошли и происходят в современном обществе, требуют совершенствования и реформ в образовании, переосмысления целей, результатов и интересов. Одним из основных направлений стала разработка новых стандартов для начальной и основной школы. Системно-деятельностный подход, лежащий в их основе, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и определяет универсальные учебные действия, которыми должен овладеть учащийся. Именно овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Существует четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Безусловно, овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных дисциплин. Совершенно очевидно, что жесткой градации по формированию определенного вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других - на формирование других видов УУД. Но в целом, на современных уроках идет формирование всех четырех видов универсальных учебных действий:
- Личностные – самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания.
- Регулятивные – целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование.
- Познавательные – общеучебные, логические и знако-символические.
- Коммуникативные.
Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю упражнение?», «Чему я научился на уроке и что мне еще следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно.
Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения иностранному языку:
- Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная.
- Развитие личности учащихся.
- Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Важнейшим результатом обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции, которая включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
К коммуникативным УУД, формируемым средствами иностранного языка отнесем:
- В области инициативного сотрудничества:
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
- В сфере планирования учебного сотрудничества:
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
- Во взаимодействии:
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
- строить понятные для партнера высказывания;
- строить монологическое высказывание;
- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника.
- В управлении коммуникацией:
- определять общую цель и пути ее достижения;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- оказывать сотрудничество и помощь;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
В рамках введения новых стандартов также происходят значительные изменения в планировании урока иностранного языка:
- Признание ученика носителем субъектного опыта, выявление и использование этого опыта в работе.
- Участие учеников в организации и анализе урока, учет их мнений при планировании последующих уроков.
- Урок представляет собой серию учебных ситуаций, развивающихся в соответствии с инициативой учащихся.
- Учитель предусматривает возможность гибкого изменения временных рамок для обсуждения, дискуссии.
- На уроке учитель отмечает индивидуальные предпочтения учащихся в работе с учебным материалом.
- Учитель разрабатывает и использует на уроке дидактический материал различного типа, вида и формы.
- Преобладают методы проблемного обучения, ориентированные на активизацию самостоятельности детей.
- Основной формой взаимодействия на уроке является парная и групповая работа (диалог, полилог).
- Учитель и учащиеся оценивают не только результат деятельности, но и ее процесс. Ученик сравнивается сам с собой, а не с другими, преобладает направленность на успех, широко используется самооценка и взаимооценка.
- Домашнее задание предполагает возможность выбора способа его выполнения, а также использование творчества ученика, что может послужить оснащением следующего урока.
Учитывая данные изменения и ориентируясь на достижение планируемых результатов обучения, актуальной для каждого педагога становится проблема разработки урока с целью формирования коммуникативных УУД, а именно выбора форм, методов, технологий, способствующих их развитию.
Для развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на уроках иностранных языков используются игровые технологии, проектная и исследовательская деятельность, технология проблемного обучения. Наиболее распространенными становятся парная и групповая формы работы. Для формирования и совершенствования коммуникативных УУД на уроках английского языка в рамках ФГОС, учащимся предлагаются такие задания:
- упражнение на логическое заполнение пропусков;
- составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок;
- поиск ошибок в письмах и текстах;
- составление текстов из предложенного набора предложений;
- выстраивание логических смысловых цепочек;
- подготовка творческих мини-проектов;
- заполнение анкет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование коммуникативных способностей младших школьников"
О проблемах и актуальности формирования коммуникативных навыков в свете новых образовательных стандартов...
Статья "Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка" для коррекционных школ 8 вида
Интеграция детей с интеллектуальной недостаточностью в общество проходит с затруднениями, обусловленными сложностью при налаживании социальных связей, коммуникативных и межличностных отношений. В стат...
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...
статья-Формирование коммуникативной компетенции младших школьников
«Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им"....
Статья "Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников"
Современная жизнь устроена таким образом, что человеку постоянно приходится сталкиваться с различными проблемами. Поэтому необходимо научить младших школьников общаться и взаимодействовать с разными л...
Статья: "Формирование коммуникативных УУД через групповые формы работы (работа в парах)"
В данной работе представлена методика формирования коммуникативных УУД, а также ее актуальность....