Сердце отдаю детям
статья по теме

Моя педагогичекая философия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon serdce_otdayu_detyam._pedagogicheskaya_filosofiya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сердце отдаю детям. Педагогическая философия.

Пусть слово живое

Наши разум и душу разбудит,

Погрузит нас в мир доброты.

В словаре известного русского филолога С.И. Ожегова читаю:

"Философия - 1. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. 2. Методические принципы, лежащие в основе какой - нибудь науки."

"Педагогика - 1.   Наука о воспитании и    обучении.

2. Воспитательные приемы, воздействия."

"Педагогический - соответствующий требованиям педагогики." Учитывая    все    вышесказанное,    можно    вывести    определения    пед. философии:

"Пед. Философия " - совокупность пед. методов, лежащих в основе воспитания и обучения.

Суть моей пед. философии можно передать в нескольких словах: любовь к ученикам, а через эту любовь - привитие им любви к учению. Может быть, мои суждения несколько односторонни или слишком кратки, но зато, на мой взгляд, они четко и ясно определяют главное в работе учителя.

Основная заповедь учителя - любовь к детям, любовь к своей профессии. У Ш. А. Амонашвили есть памятка с заповедями для учителя:

"Будь осторожен.

Не ошибись.

Не навреди.

Будь надеждой для школьника.

Дари себя детям.

Знай, к чему стремиться.

Постоянно ищи в ребенке богатство его души.

Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с

ним в ребенке." К этим восьми заповедям я бы для себя прибавила еще такие:

"Не заставляй учиться, побуждай желание учиться.

Сделай так, чтобы школа стала для ученика вторым домом.

Относить к ученику так, как ты бы относился к своему ребенку.

Не бойся быть с детьми доброй и ласковой. Доброты и любви никогда

не бывает много . Люби и любима будешь."

Я учитель и горжусь эти. Учитель - это не просто профессия. Это состояние души. Это образ жизни. Учительский труд - это вечный поиск, неуспокоенность. И это любовь. Любовь к своему делу, к своим ученикам.

Это прекрасно - видеть ясные глаза детей, радостные улыбки, слышать их звонкий смех, держать за теплые ручонки и ощущать, как тепло их рук передается тебе и согревает душу. А как они встречают меня каждое утро, как ждут нового, какой огонек горит у них в глазах, когда они делают

3

маленькие открытия. А как дети ждут похвалы учителя! Что может осчастливить и озарить ребенка больше, чем произнесенное учителем доброе и ласковое слово? Здесь главное - найти, за что похвалить! Порадуемся за то, что получилось: один удачный элемент, одна буква в строке, одно слово. А как ждут первоклассники свою первую оценку! Это должна быть обязательно "5" и получить ее должен каждый. Как озаряются глаза ребенка, получившего первую в жизни пятерку!

Мне сразу в голову приходят строчки Л. Фадеева:

Открыла тетрадку,

Портфель на снегу,

И глаз от пятерки отнять не могу!

Красивая!

С точкой.

Морковки красней.

Тетрадка такая нарядная с ней!

Можно так же оценивать словом. Доброе слово учителя - лучший подарок ребенку. Красиво выводя каждую букву, пишу: "Молодец!", "Умница!", "Спасибо за работу!", "Рада за тебя!". Найти такие слова не трудно, если любишь детей.

Мои ученики - это мои дети. Я каждый день жду с ними встречи. Замечаю, как они растут, умнеют. Каждая новая встреча с воспитанниками как капля живительной влаги , каждая встреча - праздник. Я уже не могу

без десятков веселых, восторженных, лукавых глаз моих учеников. 5

люблю      свою   работу   и   чувствую   себя   на   своем   месте.

удовлетворения дает мне столь необходимое сегодня душевное равновесие, гармонию, питает меня положительными эмоциями.

Учителем быть непросто: всегда ходишь на грани чего - то опасного и загадочного.

Быть нравоучительным и назидательным легче, чем попытаться побудить ученика к самовоспитанию. Любить послушного и исполнительного ученика легко, а вот полюбить трудного и неспособного очень сложно. Я стараюсь понимать и любить не только способного ученика, но и того, который нуждается в постоянной опеке и помощи. Ребенок очень чувствителен в этом возрасте. Он четко воспринимает отношение учителя к себе. Я постоянно помню об этом.

В. А. Сухомлинский писал: "В душе каждого ребенка есть невидимые струны, если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат". И это очень правильно. В каждом ребенке есть много хорошего, важно это хорошее увидеть. Нужно суметь понять каждого ученика и принять его таким, какой он есть. Этому принципу я следую в течение всех работы в школе.

Я стремлюсь к тому, чтобы мои ученики рассуждали, спорили и искали истину сами, чтобы выводы делали тоже сами. Очень важно развивать у детей способность мыслить свободно, без страха, творчески. Не беда, если ребенок ошибется. Ошибка - это нормальный этап в работе.

5

Ошибаться не стыдно - стыдно не думать! Сразу пресекаю попытки высмеять товарища, допустившего ошибку. Здесь очень важно развивать умение слушать и слышать учителя или товарища по классу. Всего этого я стараюсь добиться на уроке.

Мне интересно общение с ребятами. Как они умеют слушать! Через слово ребенок воспринимает окружающий мир, познает его, оценивает, делает выводы. Для него слово - это целый мир, не до конца изведанный и понятный. Учителю, как никому другому , надо помнить:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Шиффнер

Очень важно на первом этапе изучения русского языка заложить в юные сердца любовь к родному слову, уважение к нему, привить привычку говорить грамотным литературным языком. Важно, чтобы уже с 1 класса ребенок понял, что грамотно и красиво говорить - это искусство, которому надо долго и терпеливо учиться.

Но вначале ребенка следует научить читать. Как учитель начальных классов, свою основную задачу я вижу прежде всего в том, чтобы научить детей читать.

"Чтение, - писал виднейший представитель отечественной методики начального обучения Н. Ф. Банаков, - главное орудие начальной

б школы, которым она может двигать как умственное, так и нравственное

развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность".

"Чтение, - продолжал и углублял эту мысль выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя".

Действительно, чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно - популярной литературе. Чтение - это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают. Это и то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов. Иначе говоря, умения и навыки формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер и , следовательно, используемый учеником при изучении почти всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни, когда ему приходится иметь дело с печатными или рукописными материалами, источниками какой - либо информации.

7

После того,  как дети   научились  читать,  я  ставлю  перед  собой следующие задачи:

-        формировать и совершенствовать навыки сознательного,
правильного, беглого и выразительного чтения;

-        овладеть приемами читательской деятельности, умениями
читательской культуры;

  • овладеть речевыми навыками и умениями работать с
    разного вида текстами;
  • познакомить с изобразительными средствами языка;
  • расширить знания в области детской литературы;
  • знакомить с жизнью и творчеством детских писателей;
  • формировать чувство прекрасного, развивать эстетический
    вкус;

-        учить понимать, любить и ценить памятники искусства,
красоту и богатство родной природы.

Для того, чтобы эти задачи не просто оставались на бумаге, а воплотились в жизнь, использую на уроках различные средства и методы работы. Стараюсь создать такие условия обучения, чтобы учиться было легко, интересно, увлекательно, чтобы потребность в познании нового возникала как само собой разумеющееся, необходимое явление. Но если научить читать можно каждого ребенка, то привить читательский интерес к книге -

8

нет. Поэтому одна из моих основных задач -   привить ребенку любовь к чтению.

Книга - это источник знания. А ведь источник - это начало чего -нибудь, это то, откуда что - то исходит. Слово тоже имеет начало. И это начало, эту исходную точку дети находят, пользуясь многочисленными справочниками, словарями. В этот момент они ощущают себя не просто читателями, а исследователями. Увидеть, объяснить - огромная работа для детского мышления, титанический труд, который не дает лениться душе, не дает застояться мысли.

Б. Раевский в стихотворении "Лучший друг" пишет :

Не сосчитать моих друзей!

Но есть любимый друг...

Навек я книгу полюбил -

Она мой лучший друг.

Не секрет, что порой уроки чтения в начальных классах сводятся лишь к механическому чтению текстов учебника. Моя задача - построить урок так, чтобы он соответствовал современным требованиям, имел научную основу, чтобы уже с 1 класса учащиеся могли оперировать такими понятиями, как "метафора", "эпитет", "сравнение" и др. Работа по усвоению этих понятий проводится на каждом уроке. Произведения художественной литературы не просто читаются, а разбираются с учетом стилистических особенностей, составляется план, текст разбивается на

законченные по смыслу части, дети учатся передавать содержание прочитанного путем подробного и сжатого пересказа. На этом этапе работы учащиеся выделяют основную идею произведения, самостоятельно оценивают ситуацию, высказывают свое отношение к происходящему.

Научить детей бегло и выразительно читать, давать аналитические ответы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, уметь спорить и убеждать, красиво и грамотно говорить и писать - моя задача и как учителя, и как воспитателя. И для осуществления этой задачи я делала, делаю и буду делать все необходимое.

Гляжу я на своих малышей и думаю: "Как же далеко от них, на первый взгляд, понятие "пед. философия", которое я постаралась раскрыть". Но ведь на то я и учитель, чтобы помогать маленьким девочкам и мальчикам подниматься по ступенькам знаний и формировать свой взгляд на мир. С этим я иду по жизни и верю, что найду ключик к сердцам моих учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация с конкурса педагогического мастерства"Сердце отдаю детям"

В 2010году я участвовала в конкурсе педагогов дополнительног образования Оричевского раона Кировской областиСердце отдаю детям" Я показывала свой опыт работы в кружках "Умники и умницы " и "В здоровом...

презентация к конкурсу "Сердце отдаю детям"

Презентация отображает мой путь в профессию:как все начиналось, чего достигла в профессии, чем увлечена как педагог, учитель и урок, мое педагогическое кредо....

Эссе "Сердце отдаю детям"

Приложение к эссе "Сердце отдаю детям"...

Приложение к эссе "Сердце отдаю детям"

Внеклассные мероприятия, фотографии обучающихся МОУ "СОШ №14" г.Воркуты.Классный руководитель Т.Н.Орехова...

Сердце отдаю детям. Эссе. Моя педагогическая философия. Пасько Т.Б.

Эссе. Моя педагогическая философия. Учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 с. Арзгир, высшей категории, Пасько Т.Б....

"Сердце отдаю детям" творческий отчет-презентация работы кружка "Умелые руки".

Визитная карточка Скрипачевой Ольги Александровны, руководителя кружка "Умелые руки". Здесь показана работа кружка, его содержание и по каким направлениям он работает, достижения учителя и учащихся за...