«Использование здоровьесберегающих технологий на уроке»
методическая разработка по теме
Выступление на педагогическом совете по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 38.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ №2»
г. Истра
Московская область
Выступление на педагогическом совете школы
Тема выступления:
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроке»
Подготовила:
Николаева Марина Викторовна учитель начальных классов
2012-2013 уч. год
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроке»
(слайд 1)- титульный лист
(слайд 2)
Актуальность проекта:
- В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу.
- Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью.
- Объем информации удваивается с каждым годом, увеличивается количество учебных дисциплин в школе.
- Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует компьютер, телевизор, игры в телефонах и т.п.
- Отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья их детей.
- Для того, чтобы жить в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свое здоровье и индивидуальность.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов».
(слайд 3)
Причиной резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста являются:
- падение уровня жизни, социальные потрясения;
- неблагоприятная экологическая обстановка;
- ухудшение состояния здоровья матерей;
- стрессы;
- малоподвижный образ жизни;
- перегрузка учебного процесса большим количеством дисциплин;
- неполноценное питание;
- отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях;
- частичное разрушение служб врачебного контроля;
- массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Значительное ухудшение здоровья детей стало общегосударственной проблемой. Как никогда остро встает проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время, а также просветительской работы с обучающимися и их родителями.
Учителя начальных классов продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья учащихся.
(слайд 4)
Здоровьесберегающие технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
(слайд 5)
Существуют различные
типы технологий:
- Здоровье сберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
- Оздоровительные ( физическая подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия)
- Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
- Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, конкурсы, фестивали)
(слайд 6)
Задачи:
- воспитание грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни;
- внедрение в работу школы рекомендаций, приемов, технологий, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой;
- реализация всех позитивных возможностей, которыми располагает каждый учитель, стремящийся дать ученику старт счастливой жизни.
В структуре урока, учителями применяются следующие элементы здоровьесберегающих технологий:
(слайд 7)
- положительный эмоциональный настрой на уроке;
- оптимальный темп ведения урока;
- подача материала доступным рациональным способом;
- наглядность;
- смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
- физкультминутки, динамические паузы;
(слайд 8)
- дифференцированный подход в обучении;
- групповая работа, работа в парах;
- игра, игровые моменты;
- гимнастика;
- самомассаж, точечный массаж;
- воспитательные моменты на уроке (беседы);
- санитарно – гигиенические условия;
Рассмотрим влияние выше перечисленных элементов здоровье-сберегающих технологий на состояние младших школьников.
(слайд9)
Обеспечение санитарно-гигиенических условий:
- достаточное освещение классов;
- предпочтение тона окраски стен кабинетов – зелёные, жёлто-зелёные, зеленовато-голубые;
- соблюдение температурного и воздушного режимов;
- разумное помещение комнатных растений;
- правильная величина парт и стульев;
- соблюдение режима дня.
(слайд10)
- Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок
только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока.
Например, урок можно начать с таких небольших стихотворений:
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаем вам удачи –
За работу, в добрый час!
«Быстро прозвенел звонок –
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха.
- Оптимальный темп проведения урока, демократичный стиль
общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал.
- Подача материала должна быть в доступной форме, понятной
младшему школьнику, с учетом его возрастных особенностей.
- Наглядность, используемая на уроке, способствует конкретизации
изучаемого материала, повышает интерес учащихся.
В качестве наглядности учителя начальной школы активно
используют компьютерные технологии.
(слайд 11)
Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.
(слайд 12)
5.Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира
организуется групповая работа и работа в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Так учащиеся могут видеть лица друг друга; контролировать свою работу и работу ребят, работающих с ним в группе; сотрудничать в процессе совместной работы. Групповая работа, в какой – то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.
(слайд 13)
6. Среди учителей часто применяется игровая технология. Через игру
ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать. В начальной школе широко используются нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия, дидактические игры.
Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – это хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
7. Среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе
большое значение имеют физические упражнения.
(слайд14)
Еще в древности великий философ Аристотель утверждал, что: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».
Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей.
Они помогают:
- снять утомление различных мышц;
- ослабить утомление на уроке;
- проводить профилактику нарушения осанки;
- поддержание работоспособности, активного внимания.
(слайд 15)
1 класс
Две (через 10 минут после начала урока и на 20 минуте)
Не менее 1,5-2 минуты каждая.
2-4 класс
Одна (на 20-25 минуте)
Не менее 3 минут.
(слайд 16)
Виды физминуток:
- оздоровительно-гигиенические
Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи,, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ножками».
- танцевальные
Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.
- физкультурно-спортивные
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.
- подражательные
Зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.
- двигательно-речевые
Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.
8. На своих уроках учителя начальной школы используют различные
виды гимнастики.
(слайд 17)
Так, пальчиковая гимнастика может помочь:
- подготовить руку к письму;
- развивать внимание, терпение;
- стимулировать фантазию;
- активизировать работу мозга;
- научиться управлять своим телом.
(слайд 18)
Виды пальчиковой гимнастики:
- с предметами;
- массаж рук;
- игры с пальчиками.
- «Рукотворчество» уроки технологии, изо деятельности.
Слайд19)
Зрительная гимнастика помогает:
- снять физическую и психоэмоциональную напряжённость;
- тренировать вестибулярный аппарат;
- развить зрительную координацию;
- укреплять глазные мышцы;
- развить зоркость и внимательность;
- улучшить зрение.
(слайд 20)
Тематика родительских собраний по проблеме формирования здорового образа жизни
- Готовность ребёнка к школе.
- Режим дня первоклассника.
- Здоровье в руках взрослых.
- Телевизор и компьютер в современном мире.
- Учите детей быть здоровыми.
- Профилактика вредных привычек.
- Что нужно знать о физиологии школьника. Советы на каждый день.
(слайд 21)
Физкультурно – оздоровительная работа
- Физкультурные занятия
- Спортивные праздники «Самая спортивная семья»
- Соревнования «День бегуна»; «Веселые старты»; «Лыжная эстафета»
- Спартакиады
- Спортивные секции, кружки
- Туристические слёты
- Дни здоровья (1 раз в месяц)
(слайд 22)
Формирование здорового образа жизни
- Оформление уголка здоровья
- Факультатив «Основы здорового образа жизни»
- Классный час: «Учимся не болеть», «Береги зрение», «Уход за зубами», «О вреде курения»
- Проектно-исследовательская
- работа «Планета здоровья»
- Конкурсы плакатов, рисунков
- «Как сохранить здоровье»
Изложенные выше технологии показывают, что внедрение в обучение здоровьесберегающией технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе и школе в целом, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в начальной школе, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». ...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в начальной школе
Данный материал знакомит преподавателей музыки с материалами здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в начальной школе. В статье даны виды работ арт-терапии, применяемых мною на уроках. Исполь...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время
В данной работе выделены основные причины снижения здоровья детей и указывается, какие педагогические приемы для здоровьесбережения используются в учебно-воспитательном процессе....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе
Воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время
Здоровье — основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться ...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »
Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...