«Формы внеклассной работы в ГПД по здоровьесбережению»
статья по теме
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым»
Ж.Ж. Руссо
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_vneklassnoy_raboty_v_gpd_po_zdorovesberezheniyu.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ прогимназия «Центр детства»
Выступление на городском семинаре
воспитателей группы продленного дня
по теме:
«Формы внеклассной работы в ГПД по здоровьесбережению»
Воспитатель ГПД Колдашева Р. Р.
г. Серпухов, 2012 г.
Формы внеклассной работы в ГПД по здоровьесбережению
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым»
Ж.Ж. Руссо
На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека приобретают особое значение.
Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижения современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является формирование и сохранение здоровья участников образовательного процесса. Низкий уровень физического и психического здоровья детей создаёт объективные препятствия на пути эффективной модернизации Российского образования, без него невозможно разрешить назревшие социальные и экономические проблемы, достичь опережающего развития образовательной и профессиональной школы.
Здоровье является фактором личностно – ценного образования, поэтому главными задачами современной школы являются следующие:
- воспитание здоровой личности; личности, ориентированной на здоровый образ жизни (ЗОЖ);
- организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребёнка;
- использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника.
Слайд
Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна сегодня и в нашей школе, поэтому мы, педагоги, поставили перед собой следующую цель:
поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся класса, создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Слайд
Для достижения поставленной нами цели необходимо решить ряд задач:
1. Профилактика вредных привычек.
2. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
3. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
4. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
Слайд
В конечном итоге мы должны придти к следующему результату: Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Слайд
Воспитание подрастающего поколения – процесс многогранный. В качестве приоритетных направлений в воспитании мы рассматриваем физическое и нравственное здоровье детей; интеллектуальное развитие; формирование культуры личности и духовных ценностей; гражданское и патриотическое воспитание; эстетическое и трудовое воспитание.
В последние годы в нашем обществе все очевиднее ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается отрицательное влияние школы на здоровье детей.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Как же решить вопрос сохранения и укрепления здоровья детей в начальной школе, а именно в группе продленного дня? Рассмотрим несколько направлений в решении проблемы здоровьесбережения:
- Соблюдение режима дня
Для ГПД оборудованы помещения, включающие классные и игровые комнаты. В каждой группе четко спланирован режим дня. Ведь режим дня — это не что иное, как рациональное чередование видов деятельности и отдыха в течение суток с учетом возрастных возможностей и особенностей человека. От того, как строится день ребёнка, как сочетается его работа и отдых, достаточен ли сон, вовремя ли он завтракает, обедает и ужинает, зависит не только дееспособность, но и его самочувствие, работоспособность, настроение и здоровье.
- Информационное решение проблемы:
Каждую среду в нашей школе проводится курс «Здоровячок». Изучение данного курса позволяет формировать у детей представление о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, развивает важнейшие коммуникативные навыки, способствующих успешной социальной адаптации, а также помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни.
Занятия в клубе «Здоровячок» включают в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного развития. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
На занятиях используются различные формы работы: беседы по теме, проведение опытов, наблюдений, оздоровительных минуток, праздников, КВН, игр-путешествий, соревнований, диспутов, практикумов, «уроков»-здоровья и т.д
- Практическое решение проблемы:
Всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности младшего школьника, сохранение и укрепление здоровья учеников нашей школы в процессе образовательной деятельности реализуется в курсе «Физкультошка».
Занятия в клубе «Физкультошка» проводятся в среду. Игровая деятельность занимает одно из главных мест на этом этапе развития ребёнка. Жизнь ему проще познавать в игре.
Игра как своеобразная форма обучения в начальных классах, опираясь на дошкольный опыт детей, обеспечивая активность познания, выступает одним из эффективных средств организации учебного процесса в начальных классах, в полной мере отвечая возрастным особенностям младших школьников и естественным механизмам развития их психики.
Основная форма работы включают в себя спортивные соревнования, эстафеты, подвижные, малоподвижные и пальчиковые игры, упражнения на релаксацию, зрительную гимнастику, комплекс ОРУ, строевые и физические упражнения с предметами, упражнения для формирования осанки.
Сегодня вы сможете увидеть интегрированное занятие двух курсов «Здоровячок» и «Физкультошка» в 1- ом классе по теме «Правильная осанка – залог здоровья».
Так же, ежедневно в нашей школе организуются прогулки на свежем воздухе. Виды этих прогулок разнообразны. Можно выделит следующие:
- Прогулка наблюдение – дети, например, могут наблюдать за сезонными изменениями;
- Прогулка-задание, цель которой может быть - поздравить товарищей или взрослых с праздником;
- Прогулка-задача направлена на решение какой-нибудь практической задачи;
- Прогулка-поиск – во время такой прогулки могут получить задание отыскать, к примеру, лекарственные растения;
- Прогулка-поход на скорость, выносливость, дисциплину, внимание и т.д;
- Прогулка-фантазия должна предоставлять возможность творческого развития (изготовить поделку, сочинить стихотворение, придумать сказку;
- Прогулка-показ, ставит перед воспитателем задачи познакомить и показать;
- Прогулка-практикум, предусматривает закрепление ЗУН учащихся по ПДД, культуре поведения и т.д.
- Комбинированная прогулка проводиться в сочетании с играми, спортивными занятиями, экскурсионной работой.
Экскурсионная работа может быть двух видов:
- Экскурсия обществоведческая
- Экскурсия природоведческая
С ними, а также с такими видами прогулок как поисковая и темповая, вы сможете более подробно ознакомиться в памятках.
Итак, для реализации педагогических задач в рамках здоровьесбережения, как вы могли убедиться, мы используем различные формы внеурочной воспитательной деятельности.
Разнообразие форм внеклассной воспитательной работы постоянно пополняется новыми формами, соответствующими изменяющимся общественным условиям школьной жизни. В свою работу, на ряду с традиционными, мы включаем постепенно новые современные формы работы с детьми с целью сохранения их здоровья.
К таким формам относятся:
- кинолекторий – просмотр видео ролика с последующим анализом и обсуждением;
- «круглый стол» с острыми углами (занятие в такой форме вы сегодня сможете увидеть в 4 классе, посвященное теме курения) – направлено на выявление и обсуждение мнения воспитанников по поводу животрепещущих проблем современности на основании собранных заранее дискуссионных материалов;
- «сократовские» беседы – развернутое рассмотрение множества вариантов решения поставленной проблемы способом поочередной постановки дополнительных вопросов с последовательными ответами, постепенно приводящими к истине.
- танцевальные ринги (стартинеджеры) – танцевальные соревнования;
- интеллектуальные аукционы – игровая форма состязательной интеллектуальной деятельности. Чтобы «купить» предлагаемый «товар» - книгу, фотографию, предмет декоративно-прикладного искусства и т.д. – надо предъявить «плату» в виде определенной порции знаний по теме;
- конференции (учебные) - учащиеся готовят доклады, в которых содержится анализ литературных источников, результаты собственных (иногда - коллективных) исследований. Конференция может сопровождаться выставкой творческих работ учащихся. Конференция может проводиться как со всеми учащимися школы, так и в отдельном классе;
- открытый микрофон – обсуждение проблем общественной жизни;
- дискуссионные качели – две группы ведут беседу в ритмичном чередовании суждений.
Большую роль в решении различных педагогических задач, в том числе, и в вопросах здоровьесбережения, играют технические средства обучения. В современных условиях особое место среди ТСО отводится персональному компьютеру с мультимедиапроектором, но не забываем о рациональном использовании ТСО и о нормах СанПИна.
- Психологическое решение проблемы:
Так же в нашей школе проводятся занятия по психологическому курсу «Тропинка к своему Я». Его могут проводить как школьные психологи, так и учителя и педагоги группы продленного дня. Основная цель данного курса - психологическое здоровье, т.е помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни. Занятия проводятся индивидуально или в группах. Основной формой являются
- тренинговые занятия - групповое занятие, целью которого является создание условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
- волшебный стул - цель данного группового дела – развивать у школьников интерес к человеку как таковому и содействовать формированию достоинства как черты личности
- разговор при свечах – откровенная беседа на темы интимно-личностного общения, этического содержания жизненных ценностей.
- Разъяснительная работа с родителями:
В работе с родителями используются тематические родительские собрания о соблюдении режима дня школьников, о ПДД; правилах просмотра ТВ, правил работы за компьютером; о необходимости посещения каждым ребёнком какого-либо кружка или спортивной секции. Наряду с родительскими собраниями в практику вошли телефоны доверия.
- Правильное питание и соблюдение питьевого режима
Правильное питание и соблюдение питьевого режима – это следующее направление в решении проблемы сохранения здоровья, но на этом я подробно останавливаться не буду.
Подводя итог, следует сказать, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек и ЗОЖ является младший школьный возраст. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, в школе, среди родных, педагогов, чьи образы жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Помните, здоровье детей – в наших с вами руках! Благодарю всех за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы внеклассной работы в рамках реализации здоровьесберегающей технологии
Учитывая слабое состояние здоровья детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей. Одной из важнейших задач школы на современном...
Предметная неделя как одна из форм внеклассной работы.
В данной работе представлен материал об организации и проведении предметной недели в начальной школе на примере Недели математики....
Формы внеклассной работы с младшими школьниками
Методические рекомендации...
Кружок, как групповая форма внеклассной работы по экологическому воспитанию.
ДОКЛАД на тему: «Кружок как групповая форма внеклассной работы по экологическому воспитанию»...
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СЛУХОРЕЧЕВОЙ КОНФЕРЕНЦИИ КАК ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ НАД ПРОИЗНОШЕНИЕМ ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ
Данный материал дает представление о слухоречевой конференции - как о важной форме работы с глухими детьми во внеклассной деятельности....
Формы внеклассной работы в ГПД по здоровьесбережению
Форма внеклассной работы в ГПД по здоровьесбережению...
Формы внеклассной работы в ГПД по здоровьесбережению
Формы внеклассной работы в ГПД по здоровьесбережению...