«Формы внеклассной работы в ГПД по здоровьесбережению»
статья по теме

Шубакова Радмила Рифкатовна

 

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым»

Ж.Ж. Руссо

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_vneklassnoy_raboty_v_gpd_po_zdorovesberezheniyu.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ прогимназия «Центр детства»

Выступление на городском семинаре

воспитателей группы продленного дня

по теме:

 «Формы внеклассной работы в ГПД по здоровьесбережению»

   

Воспитатель ГПД Колдашева Р. Р.

г. Серпухов, 2012 г.

Формы внеклассной работы в ГПД по здоровьесбережению

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым»

Ж.Ж. Руссо

На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека приобретают особое значение.

Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижения современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является формирование и сохранение здоровья участников образовательного процесса. Низкий уровень физического и психического здоровья детей создаёт объективные препятствия на пути эффективной модернизации Российского образования, без него невозможно разрешить назревшие социальные и экономические проблемы, достичь опережающего развития образовательной и профессиональной школы.

Здоровье является фактором личностно – ценного образования, поэтому главными задачами современной школы являются следующие:

  1. воспитание здоровой личности; личности, ориентированной на здоровый образ жизни (ЗОЖ);
  2. организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребёнка;
  3. использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника.

Слайд

Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна сегодня и в нашей школе, поэтому мы, педагоги, поставили перед собой следующую цель:

поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся класса, создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Слайд

Для достижения поставленной нами цели необходимо решить ряд задач:

1. Профилактика вредных привычек.

2. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.

3. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

4.    Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

Слайд

В  конечном итоге мы должны придти к следующему результату: Здоровый  физически,  психически,  нравственно,  адекватно  оценивающий  своё  место  и  предназначение  в  жизни  выпускник  начальной  школы. 

Слайд 

Воспитание подрастающего поколения – процесс многогранный. В качестве приоритетных направлений в воспитании мы рассматриваем физическое и нравственное здоровье детей; интеллектуальное развитие; формирование культуры личности и духовных ценностей; гражданское и патриотическое воспитание; эстетическое и трудовое воспитание.

В последние годы в нашем обществе все очевиднее ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается отрицательное влияние школы на здоровье детей.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как же решить вопрос сохранения и укрепления здоровья детей в начальной школе, а именно в группе продленного дня? Рассмотрим несколько направлений в решении проблемы здоровьесбережения:

  1. Соблюдение режима дня

Для ГПД оборудованы помещения, включающие классные и игровые комнаты. В каждой группе четко спланирован режим дня. Ведь режим дня — это не что иное, как рациональное чередование видов деятельности и отдыха в течение суток с учетом возрастных возможностей и особенностей человека. От того, как строится день ребёнка, как сочетается его работа и отдых, достаточен ли сон, вовремя ли он завтракает, обедает и ужинает, зависит не только дееспособность, но и его самочувствие, работоспособность, настроение и здоровье.

  1. Информационное решение проблемы:

Каждую среду в нашей школе проводится курс «Здоровячок». Изучение данного курса позволяет формировать у детей представление о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, развивает важнейшие коммуникативные навыки, способствующих успешной социальной адаптации, а также помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни.

Занятия в клубе «Здоровячок» включают в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного развития. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.  

На занятиях используются различные формы работы:  беседы по теме, проведение опытов, наблюдений,  оздоровительных минуток, праздников, КВН, игр-путешествий, соревнований, диспутов, практикумов, «уроков»-здоровья и т.д                                                                                                                                                                                                                                  

  1. Практическое решение проблемы:

Всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности младшего школьника,  сохранение и укрепление здоровья учеников нашей школы в процессе образовательной деятельности реализуется в курсе «Физкультошка».

Занятия в клубе «Физкультошка» проводятся  в среду. Игровая деятельность занимает одно из главных мест на этом этапе развития ребёнка. Жизнь ему проще познавать в игре.

 Игра как своеобразная форма обучения в начальных классах, опираясь на дошкольный опыт детей, обеспечивая активность познания, выступает одним из эффективных средств организации учебного процесса в начальных классах, в полной мере отвечая возрастным особенностям младших школьников и естественным механизмам развития их психики.    

Основная форма работы включают в себя  спортивные соревнования, эстафеты, подвижные, малоподвижные и пальчиковые игры, упражнения на релаксацию, зрительную гимнастику, комплекс ОРУ, строевые и физические упражнения с предметами, упражнения для формирования осанки.

Сегодня вы сможете увидеть интегрированное занятие двух курсов «Здоровячок» и «Физкультошка» в 1- ом классе по теме «Правильная  осанка – залог здоровья».

Так же, ежедневно в нашей школе организуются прогулки на свежем воздухе. Виды этих прогулок разнообразны. Можно выделит следующие:

  1. Прогулка наблюдение – дети, например, могут наблюдать за сезонными изменениями;
  2. Прогулка-задание, цель которой может быть -  поздравить товарищей или взрослых с праздником;
  3. Прогулка-задача  направлена на решение какой-нибудь практической задачи;
  4. Прогулка-поиск – во время такой прогулки могут получить задание отыскать, к примеру, лекарственные растения;
  5. Прогулка-поход на скорость, выносливость, дисциплину, внимание и т.д;
  6. Прогулка-фантазия должна предоставлять возможность творческого развития (изготовить поделку, сочинить стихотворение, придумать сказку;
  7. Прогулка-показ, ставит перед воспитателем задачи познакомить и показать;
  8. Прогулка-практикум, предусматривает закрепление ЗУН учащихся по ПДД, культуре поведения и т.д.
  9. Комбинированная прогулка проводиться в сочетании с играми, спортивными занятиями, экскурсионной работой.

Экскурсионная работа может быть двух видов:

  1. Экскурсия обществоведческая
  2. Экскурсия природоведческая

С ними, а также с такими видами прогулок как поисковая и темповая, вы сможете более подробно ознакомиться в памятках.

Итак, для реализации педагогических задач в рамках здоровьесбережения, как вы могли убедиться, мы используем различные формы внеурочной воспитательной деятельности.

Разнообразие форм внеклассной воспитательной работы постоянно пополняется новыми формами, соответствующими изменяющимся общественным условиям школьной жизни. В свою работу, на ряду с традиционными, мы включаем постепенно новые современные формы работы с детьми с целью сохранения их здоровья.

К таким формам относятся:

  1. кинолекторий – просмотр видео ролика с последующим анализом и обсуждением;
  2. «круглый стол» с острыми углами (занятие в такой форме вы сегодня сможете увидеть в 4 классе, посвященное теме курения) – направлено на выявление и обсуждение мнения воспитанников по поводу животрепещущих проблем современности на основании собранных заранее дискуссионных материалов;
  3. «сократовские» беседы – развернутое рассмотрение множества вариантов решения поставленной проблемы способом поочередной постановки дополнительных вопросов с последовательными ответами, постепенно приводящими к истине.  
  4. танцевальные ринги (стартинеджеры) – танцевальные соревнования;
  5. интеллектуальные аукционы – игровая форма состязательной интеллектуальной деятельности. Чтобы «купить» предлагаемый  «товар» - книгу, фотографию, предмет декоративно-прикладного искусства и т.д. – надо предъявить «плату» в виде определенной порции знаний по теме;
  6. конференции (учебные) - учащиеся готовят доклады, в которых содержится анализ литературных источников, результаты собственных (иногда - коллективных) исследований. Конференция может сопровождаться выставкой творческих работ учащихся. Конференция может проводиться как со всеми учащимися школы, так и в отдельном классе;
  7. открытый микрофон – обсуждение проблем общественной жизни;
  8. дискуссионные качели – две группы ведут беседу в ритмичном чередовании суждений.

Большую роль в решении различных педагогических задач, в том числе, и в вопросах здоровьесбережения, играют технические средства обучения. В современных условиях особое место среди ТСО отводится персональному компьютеру с мультимедиапроектором, но не забываем о рациональном использовании ТСО и о нормах СанПИна.

  1. Психологическое решение проблемы:

Так же в нашей школе проводятся занятия по психологическому курсу «Тропинка к своему Я». Его могут проводить как школьные психологи, так и учителя и педагоги группы продленного дня. Основная цель данного курса - психологическое здоровье, т.е помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни. Занятия проводятся индивидуально или в группах. Основной формой являются

  1. тренинговые занятия -  групповое занятие, целью которого является создание условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
  2. волшебный стул - цель данного группового дела – развивать у школьников интерес к человеку как таковому и содействовать формированию достоинства как черты личности
  3. разговор при свечах – откровенная беседа на темы интимно-личностного общения, этического содержания жизненных ценностей.
  1. Разъяснительная работа с родителями:

В работе с родителями используются тематические родительские собрания  о соблюдении режима дня школьников, о ПДД; правилах просмотра ТВ, правил работы за компьютером; о необходимости посещения каждым ребёнком какого-либо кружка или спортивной секции. Наряду с родительскими собраниями в практику вошли телефоны доверия.

  1. Правильное питание и соблюдение питьевого режима

Правильное питание и соблюдение питьевого режима – это следующее направление в решении проблемы сохранения здоровья, но на этом я подробно останавливаться не буду.

Подводя итог, следует сказать, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек и ЗОЖ является младший школьный возраст. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, в школе, среди родных, педагогов, чьи образы жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Помните, здоровье детей – в наших с вами руках! Благодарю всех за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы внеклассной работы в рамках реализации здоровьесберегающей технологии

Учитывая слабое состояние здоровья детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей. Одной из важнейших задач школы на современном...

Предметная неделя как одна из форм внеклассной работы.

В данной работе представлен материал об организации и проведении предметной недели в начальной школе на примере Недели математики....

Кружок, как групповая форма внеклассной работы по экологическому воспитанию.

ДОКЛАД на тему: «Кружок как групповая форма внеклассной работы по экологическому воспитанию»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СЛУХОРЕЧЕВОЙ КОНФЕРЕНЦИИ КАК ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ НАД ПРОИЗНОШЕНИЕМ ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ

Данный материал дает представление о слухоречевой конференции - как о важной форме работы с глухими детьми во внеклассной деятельности....

Формы внеклассной работы в ГПД по здоровьесбережению

Форма внеклассной работы в ГПД по здоровьесбережению...

Формы внеклассной работы в ГПД по здоровьесбережению

Формы внеклассной работы в ГПД по здоровьесбережению...