Программа "Школа будущего первоклассника"
методическая разработка по теме

Бусол Ольга Борисовна

В Программе раскрыты цели,задачи ,принципы,условия ,напрвления работы,ожидаемые результаты.Разработана сетка занятий по темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_programma_shkola_budushchego_pervoklassnika.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  МБОУ СОШ № 11 г. Мурманск 

                Программа 

Школа     будущего       первоклассника

Согласована на

методическом объединении                                              Принята на педагогическом совете

Протокол №___от «____»____20__г.                                Протокол №___от «____»____20__г.

                                                                     2012год

                                                                   ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1

Наименование программы

Школа будущего первоклассника

2

Основание для разработки программы

Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

3

Основные разработчики программы

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №11

Бусол Ольга Борисовна

4

Основная цель программы

обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

5

Задачи программы

1. Выравнивание стартовых возможностей дошкольников;

2. Снятие психологического стресса перед школой;

3. Формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других;

4. Развитие речи и мелкой моторики руки.

5. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза. Подготовка к обучению грамоте.

6. Развитие элементарных математических представлении

6.

Принципы программы

  1. Доступность

(для детей любого уровня готовности к школе).

  1. Универсальность

 (подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования данной группы школьников).

  1. Комфортность

 (положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны ведущего группу, чтобы успех ребят переживался ими как радость).

  1. Направленность

(не занимается комплексным развитием ребенка, а формирует компоненты, необходимые для последующей учебной деятельности ребенка, на основе уже сформированной игровой).

  1. Добровольность

(в группы подготовки попадают все дети, родители которых

(или заменяющие их лица),  дали согласие на подготовку.

  1. Актуальность

(Использование современных достижений науки.

 Своевременное реагирование на изменение социального заказа, стандартов образования мониторинговых показателей).

7

Условия достижения цели и задач программы

Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов

8

Основные направления программы

  1. формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;
  2. расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;
  3. обогащение активного словаря ребенка, связной речи;
  4. логическая и символическая пропедевтика изучения математики.

9

Сроки реализации программы

2012

10

Пользователи основных мероприятий программы

Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс

11

Ожидаемые результаты

Выпускник «Школы будущего первоклассника» должен

Знать:

·       правила поведения в школе на уроке и на перемене;

·       как правильно организовать своё рабочее место;

·       правила посадки за партой;

·       своего учителя

Уметь:

·       правильно держать ручку, карандаш;

·       внимательно слушать учителя, выполнять задания по

        его   инструкции;

·       переключаться с одного вида деятельности на другой;

·       правильно реагировать на свои неудачи и победы,

        на  успехи и неудачи одноклассников

По окончании курса:

·      добиться сформированности положительного  

       эмоционального отношения к обучению в школе у  

       будущих первоклассников;

·      привить  детям навыки  уверенного поведения

       школьника


Результат работы с родителями:

  1. помощь в определении с выбором образовательной  

       программы и школы

  1. психологическая подготовка родителей к процессу

      обучения детей

  1. ознакомление с  результатами диагностики  уровня

       готовности детей к школе

  1. ознакомление с методическими индивидуальными рекомендациями


                                                           Пояснительная записка 

Основной целью непрерывного образования должно выступать развитие каждого ребёнка, охрана и укрепление его психического, физического и нравственного здоровья. С этой точки зрения началом непрерывного образования считается ранний возраст. Преемственность между дошкольным и школьным звеном следует рассматривать как построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание, обучение. В школу дети приходят разные: каждый имеет свои особенности развития и состояния здоровья, поэтому, необходимо найти оптимальный вариант получения образования в этой ситуации. В настоящее время проблема адаптации детей в начальной школе стоит очень остро. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников уровень психического развития ребенка. По этой причине необходимо не только учитывать, но и формировать готовность учащегося к школе. Зачастую наблюдается несформированная внутренняя позиция школьника, низкий уровень произвольности, завышенная самооценка, интеллектуальная неготовность к обучению, недостатки развития речевой сферы, отсутствие мотивации.

                Работа по соблюдению преемственности между дошкольным и школьным образовательными учреждениями необходимо для того, чтобы овладение знаниями в школе не нарушало естественный ход развития ребёнка, максимально способствовало его продвижению.

 В соответствии с комплексной модернизацией образования  и с целью обеспечения  равных стартовых возможностей  для  образования  детей  перед школой методическим объединением учителей МБОУ СОШ № 11 была  разработана и введена программа предшкольного образования «Школа будущего первоклассника», рассчитанная на детей старшего дошкольного возраста (5,5 – 6,5 лет).

                         Режим работы  «Школы будущего первоклассника»

1. Продолжительность занятия   - 30 мин  

2. Период занятий    октябрь-апрель, по 2 урока.

3. Периодичность – 1 раз в неделю по субботам

5. Расписание звонков:

Время

Мероприятие

1

11.00 – 11.10

Встреча детей,

оформление документации

2

11.10 – 11-40

1 занятие

3.

11.40-11.50

перемена

4.

11.50-12.20

2 занятие

5.

12.20-12.30

Консультации для родителей

                         

Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:

  1.  «Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве. Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа. Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.
  2. «Основы грамоты». Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения.
  3. «Умелые ручки». Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал(клей, ножницы, цветная бумага, пластилин) Развитие коммуникативных способностей дошкольника и умения работать в группе.
  4. «Учусь общаться». Большая роль на занятиях этого курса отводится развитию речи дошкольника. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.

Ведущий метод работы с детьми – это игра. Основная форма организации деятельности – это занятие. Используются различные виды занятий – занятие-путешествие, занятие-игра.

                  Цель курса «Основы грамоты»(19ч.) и курса» Учусь общаться»(16 ч.)

Формирование и развитие фонематического слуха, расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование правильного звукопроизношения, звуковой культуры речи; умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание.

Формировать и закреплять у ребенка правильный захват карандаша; упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка; развивать мелкую моторику руки; упражнять в ориентировке на плоскости листа.

                                    Цель курса «Занимательная математика»(18 ч.)

Формирование основ логического мышления, освоение и развитие логических способностей: сравнение, обобщение, абстрагирование, делать умозаключения, выносить суждения.

Знакомство со счётом прямым и обратным. Последовательностью чисел. Дифференциация понятий  число-цифра. Знакомство с примерами и задачей в игровой форме. Подготовка руки к работе в тетрадях в клеточку.

Развитие речи и коммуникативных навыков.

                                                      Цель курса «Умелые ручки»(8 ч.)

Помочь выявить творческие способности ребенка: внимание, фантазию, воображение; создать условия для выявления творческих способностей каждого ребенка.                                                          

Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 -  190с.
  2. Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992,  № 4 - с.4-6
  3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 -  с.11-19
  4. Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997
  5. Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 -  89с.
  6. Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 -  208с.
  7.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе  (популярное пособие для родителей и педагогов)  - Ярославль: Академия развития,  2000 – 33с.
  8. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки  - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов)  - Ярославль: Академия развития,  2000 – 187с.
  9. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.
  10.  Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004
  11. Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 464с.
  12. Дубровина Н.В., Акимова  и др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 - 303с.

 Тематическое планирование занятий

Дата проведения

Количество часов

             Тема занятия

Основы грамоты

Занимат

Матем.

Умелые

ручки

Учусь общаться

1

2

Учусь общаться. Давайте знакомится.

Собрание для родителей




1

2

2

Учусь общаться. Знакомство. Правила знакомства.

Занимательная математика. Путешествие в страну цифр.



1

1

3

2

Основы грамоты. В мире звуков.
Учусь общаться. Добрые слова

1




1

4

2

Занимательная математика. Волшебные клеточки.
Умелые ручки. Лесная школа. Изо.

1



1

5

2

Учусь общаться. Комплименты.
Занимательная математика. Как хорошо уметь считать!

1

1

6

2

Основы грамоты. В гостях у слов.

Занимательная математика. Путешествие №1в страну геометрических фигур.

1

1

7

2

Умелые ручки. Лесная школа. Лепка.

Основы грамоты. Игры с буквами и словами.

1

1

8

2

Учусь общаться. Правила дружбы.
Основы грамоты. Веселые рифмы


1



1

9

2

Учусь общаться. Что такое дружба?

Собрание для родителей

1

10

2

Основы грамоты. Звуки гласные и согласные.

Занимательная математика. Сравнение предметов.

1

1

11

2

Учусь общаться. Виды транспорта.

Основы грамоты. Буквы алфавита.

1

1

12

2

Занимательная математика. Приключения цифр(1-5)
Умелые ручки. Лесная школа. Изо.

1

1

13

2

Учусь общаться. Правила  дорожного движения.
Основы грамоты. Звуки твёрдые и мягкие.

1

1

14

2

Основы грамоты. Игры со словами.

Занимательная математика. Развитие пространственной ориентировки, мышления.

1

1

15

2

Умелые ручки. Лепка.

Основы грамоты. Игры с буквами и словами.

1

1

16

2

Учусь общаться. Любимые игрушки.
Занимательная математика. Развитие внимания, двигательной памяти, мышления.

1

1

17

2

Основы грамоты. Слияния.

Занимательная математика. Приключения цифр и чисел.

1

1

18

2

Учусь общаться. Мир животных.

Основы грамоты. Составление рассказа по серии картинок.

1

1

19

2

Умелые ручки. Изо

Занимательная математика. Стихотворные задачи.

1

1

20

2

Основы грамоты. Слова

Учусь общаться. Мир растений.

1

1

21

2

Занимательная математика. Решение задач.

Основы грамоты. Предложение.

1

1

22

2

Учусь общаться. Мой город

Занимательная математика. Развитие пространственной ориентировки, мышления.

1

1

23

2

Основы грамоты. Составляем рассказ

Занимательная математика. Путешествие№ 2 в страну геометрических фигур.

1

1

24

2

Учусь общаться. Времена года.

Основы грамоты. Повторение знаний о звуках, буквах, слогах.

1

1

25

2

Занимательная математика. Состав чисел.

Собрание для родителей.

1

26

2

Учусь общаться. Во саду ли огороде.

Занимательная математика. Развитие внимания, двигательной памяти, мышления.

1

1

27

2

Основы грамоты. Загадки о буквах.

Занимательная математика. Сравнение чисел.

1

1

28

2

Учусь общаться. Магазин.

Основы грамоты. Гласные и согласные.

1

1

29

2

Умелые ручки. Лепка.

Занимательная математика. Примеры.

1

1

30

2

Умелые ручки. Изо

Учусь общаться. Скоро в 1 класс

1

1

31.

2

Основы грамоты. Праздник Буквы.

Занимательная математика. Весёлые примеры.

1

1

32

2

Умелые ручки. Наши таланты. Выставка

Занимательная математика. Праздник Цифры.

1

1

33

1

Итоговое родительское собрание.

Итого:

19

18

8

16

Всего: 61ч.+3 родительских собрания=64 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности для будущих первоклассников"36 занятий для будущих отличников"

Задания выполняются в тетрадях на печатной основе "36 занятий для будущих отличников", автор - Людмила Мищенкова. Так же для преподавателя есть методические рекомендации. Занятия очень разнообразные, ...

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

ПРОЕКТ «ПЕРВОКЛАССНИК» подготовительные курсы будущих первоклассников

Подготовительные занятия для детей, которые позволяют выявить уровнь подготовленности будущих первоклассников Данный курс позволит перенести адаптационный курс более “мягко”....

Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника"

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника...

Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

Успешность адаптации ребенка во многом зависит от того, какую среду уже сейчас взрослые создадут  для ребенка в семье, в детском саду, в школе....