Компетентностный подход в воспитании
материал на тему

Лопатина Лилия Анатольевна

 

Основные понятия: социальные и персональные компетенции, воспитывающее обучение в плоскости компетентностного подхода, диалоговые технологии, учебная дискуссия, технология «педагогическая мастерская», вербальная и эмоционально-образная рефлексия, тренинг личностной причинности, педагогическая поддержка, методы педагогической поддержки «социального здоровья» учащегося, методы педагогической поддержки развития способностей, педагогическая поддержка развития самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompetentnostnyy_podhod_v_vospitanii.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №23»

Доклад на тему: «Компетентностный подход в воспитании»

Подготовила учитель начальных классов: Лопатина Л.А.

План

1. Цели и задачи воспитательной работы в школе

2. Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств.

3.  Воспитательный характер технологий обучения и развития в контексте компетентностного подхода.

4.  Принципы воспитательной деятельности педагога современного образовательного учреждения в логике компетентностного подхода.

Основные понятия: социальные и персональные компетенции, воспитывающее обучение в плоскости компетентностного подхода, диалоговые технологии, учебная дискуссия, технология «педагогическая мастерская», вербальная и эмоционально-образная рефлексия, тренинг личностной причинности, педагогическая поддержка, методы педагогической поддержки «социального здоровья» учащегося, методы педагогической поддержки развития способностей, педагогическая поддержка развития самостоятельности.

  1. Цели и задачи воспитательной работы в школе

Основным назначением воспитательной работы в школе является формирование личности, которая приобрела бы в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, стать достойным человеком, дать возможность и создать условия для индивидуального выбора образа жизни, научить её делать этот выбор и находить способы реализации. Но и то и другое должно совершаться в контексте других традиций классического воспитания  и образования и на лучших и на лучших традиций , сложившихся за все время существования школы, современных культурных и педагогических достижений, чтобы в автономности свое личность не выпадала из окружающего социума.

Исходя из всего выше сказанного, целью воспитательной системы школы является формирование гармоничного развитой личности адаптированной к условиям реальной жизни, личности, способности самостоятельно строить жизнь, достойную человека.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры как по вертикали, так и по горизонтали системы, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь школьников, разнообразные виды деятельности, общения, традиции, всю общешкольную среду через выполнение следующих задач воспитания:

1.        Создание и поддержание условий для формирования личностных структур, обеспечивающих высокий уровень развития личностного потенциала и его реализации в будущем.

2.        Развитие самоуправления учащихся, предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательном учреждением, в деятельности творческих и общественных идей.

3.        Укрепление здоровья ребёнка средствами физической культуры и спорта.

4.        Вовлечение учащегося в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности.

5.        Воспитание учащегося в духе демократии, свободы, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

6.        Создание условий для участия семей в воспитательном процессе, привлечение родителей к участию в самоуправлении школой

Школа - часть образовательной и внешней среды:

·        Воспитательный процесс многогранен, школьник не всегда находится в школе, но даже самые глубокие изменения в окружающем мире не должны поставить ребенка в тупик.

2.Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств.

Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у учащихся компетенций обеспечивающих им возможность успешной социализации.

Содержательная характеристика личностного развития, данная Б.Ф. Ломовым и Дж. Равен, позволяет заключить, что учащиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности. Именно эти качества обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.

Универсальные компетентности широкого спектра (радиуса) использования называют ключевыми или базовыми. Базовые компетентности многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны.

Авторы стратегии модернизации содержания общего образования, основываясь на зарубежном опыте, приводят следующие базовые компетентности:

1.        компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;

2.        компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

3.        компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);

4.        компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);

5.        компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Компетенции — это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций, помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт - интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.

Совет Европы определил, формированию которых придается важное значение:

1.       политические и социальные компетенции - способность взять на себя ответственность, совместно с другими вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества, участие в функционировании демократических институтов;

2.       межкультурные компетенции, способствующие положительным взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий, пониманию и уважению друг друга;

3.       коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet ;

4.       социально-информационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;

5.       персональная компетенция - готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию.

Общие компетенции иногда называют инструментальными, безличными, систематическими.

Переносимые компетенции выражаются в способности рассуждать в абстрактных терминах, осуществлять анализ и синтез, решать задачи (принимать решения), адаптироваться, быть лидером, работать как в команде, так и самостоятельно.

В европейском образовании нередко говорят о социальных и персональных компетенциях.

Первые — это готовность и способность формироваться и жить в социальном взаимодействии: изменяться и адаптироваться; вырабатывать способность к рациональной и ответственной дискуссии и достижению согласия с другими.

Вторые — это готовность и способность личности: выявлять, осмысливать и оценивать шансы своего развития; проявлять собственные дарования, разрабатывать и развивать свои жизненные планы.

Персональные компетенции охватывают личностные качества, такие, как самостоятельность, самоуважение, надежность, осознанная ответственность, чувство долга, развитие самоосознанной ориентации на ценности.

Приведенный обзор дефиниций компетенций представляет только малую часть их фактического изобилия, отражающего авторские понимания сущности этого феномена, многообразие нюансов и акцентов.

Во всех упомянутых определениях отражается (предчувствуется) спонтанно происходящий общесистемный (парадигмальный) сдвиг образования от содержательно-знаниево-предметной (дисциплинарной) парадигмы к новой ориентации на вооружение личности готовностью жить в современном мире.

Компетенции суть контекстная целесообразность, контекстное творчество, контекстно-ролевая самоорганизация, самоуправление, самооценивание, саморегулирование, самокоррекция, самопозиционирование.

Воспитательный потенциал технологий обучения и развития способствует формированию у учащихся в учебном процессе, в предметной деятельности, следующих компетенций:

Ценностно-смысловые компетенции.

Умеют адекватно оценивать свои способности и возможности.

Сформирована внутренняя мотивация приобретения знаний для дальнейшего образования.

Понимают необходимость личностного роста для успешного самоопределения в будущем.

Выбирают приоритетными не материальные ценности, а здоровье, семью и интересную работу.

При выборе будущей профессии большинство выпускников ориентируются на интерес к конкретной области деятельности, не пренебрегая и материальной стороной.

Общекультурные компетенции .

Проявляют личностные качества — гражданские, нравственные, интеллектуальные, общей культуры.

Сформированы представления о необходимости соблюдать в мире людей общечеловеческие, гуманные, нравственные законы и нормы.

Стремятся жить в гармонии с окружающим миром.

Учебно-познавательные компетенции .

Умеют самостоятельно планировать свою деятельность.

Способны к самореализации, активны в выборе деятельности.

Способны к самообразованию.

Благодаря участию в проектно-исследовательской деятельности овладели навыками продуктивной деятельности.

Информационные компетенции .

При помощи реальных объектов (телевизор, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) способны самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.

Коммуникативные компетенции .

Умеют жить и работать в коллективе, имеют понятия о социальных ролях (лидер-организатор, лидер — генератор идей, исполнитель, зритель).

Имеют представления о способах выхода из конфликтных ситуаций.

Недостаточно сформированы навыки взаимодействия с различными социокультурными объектами коммуникации (умение корректно и правильно задать вопрос, представить себя, написать заявление и т.д.).

3.  Воспитательный характер технологий обучения и развития в контексте компетентностного подхода.

Важное место в реализации воспитывающей функции обучения принадлежит технологии саморегулируемого обучения и развивающим технологиям образования. К ним относятся:

1.        когнитивно-ориентированные технологии: диалогические методы обучения, семинары-дискуссии, проблемное обучение, когнитивное инструктирование, когнитивные карты, инструментально-логический тренинг, тренинг рефлексии и др.;

2.        деятельностно-ориентированные технологии: методы проектов и направляющих текстов, контекстное обучение, организационно-деятельностные игры, комплексные (дидактические) задания, технологические карты, имитационно-игровое моделирование и др.;

3.        личностно-ориентированные технологии: интерактивные и имитационные игры, тренинги развития, развивающая психодиагностика, тренинг личностной причинности и др.

Диалоговый подход органично сочетается с предоставлением возможности проявить различные компетенции:

- коммуникативную;

- учебно-познавательную;

- социокультурную;

- ценностно-смысловую.

Одним из примеров технологий обучения основанных на данном подходе является учебная дискуссия. Обозначенная технология взаимодействия признается одной из форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления.

Алгоритм моделирования учебной дискуссии:

• ознакомление каждого участника в ходе обсуждения с теми сведениями, которые есть у других участников (обмен информацией);

• допущение различных, несовпадающих мнений и предположений об обсуждаемом предмете;

• возможность критиковать и отвергать любое высказывание мнений;

• побуждение участников к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения.

Воспитательные возможности учебной дискуссии заключаются в том, что она способствует:

• формированию благоприятного социально-психологического климата в коллективе и снижению уровня тревожности;

• утверждению самоценности учащегося и развитию его инициативы;

• созданию оптимальных условий для самоактуализации, творчества, личностного развития;

• воспитанию потребности и способности общаться;

• формированию культуры общения;

• развитию рефлексивного и критического мышления;

• формированию положительной Я-концепции.

Ее основополагающими требованиями являются осознание дискуссионной проблемы и выявление уровня ее разработанности, правильная постановка дискуссионного вопроса и четкое определение ее предмета, что способствует формированию ценностно-смысловой и учебно-познавательной компетенций.

Особую значимость в учебной дискуссии, как средстве воспитания, обретает умение не только говорить, но и слушать оппонентов, вставать на их точку зрения, вникать в сущность из взглядов и стремиться их понять. Данная составляющая технологии формирует у учащихся социокультурную компетенцию.

Проявлять доброжелательность, в корректной форме высказывать критические замечания по содержанию выступлений других участников дискуссии, обращать особое внимание на мнение меньшинства определяется в психолого-педагогических исследованиях как коммуникативная компетенция. Таким образом, учебная дискуссия является одной из форм педагогического общения, в связи с этим обладает эффективным потенциалом в развитии личностных качеств учащихся.

Дискуссия может протекать в различных формах.

Технологичной рефлексивной формой воспитывающей организации учебного процесса является технология педагогических мастерских. Мастерская включает в себя механизмы исследовательской работы, художественного и технического творчества, игры, вербального и невербального общения, театрализации, индивидуальной работы и социализации, психологических тренингов и рефлексии. Перечисленные формы работы основаны на идее ответственности и инициативы самих учеников, что согласно компетентностного подхода изменяет методику преподавания, осуществляя смещение с односторонней активности учителя на самостоятельное учение, ответственность и активность учеников, способствуя тем самым развитию учебно-познавательной, социокультурной, коммуникативной, информационной и ценностно-смысловой компетенций.

Мастерская состоит из ряда заданий, которые направляют работу в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, выбор средств достижения цели, выбор темпа работы, выбор формы предъявления результата. Общий алгоритм работы в мастерской выглядит следующим образом:

• «Индукция» («наведение») – это проблемная ситуация, которая характеризует определенное вопросное состояние ученика, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний о предмете, способах или условиях выполнения действий; создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого. Индуктор – слово, образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

• «Деконструкция» - работа с материалом (текстом, красками, звуками, веществами, моделями) и превращение его в хаос – смешение слов, явлений, событий.

• «Реконструкция» - это индивидуальная работа, создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения.

• «Социализация» - соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных: работа в паре, малой группе, представление всем промежуточного, а потом окончательного результата своего труда. Задача – не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.

• «Афиширование» - вывешивание произведений учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними: все ходят, обсуждают, или зачитывает вслух автор, другой ученик, мастер.

• «Разрыв» - кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее осознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому, побуждающие к углублению в проблему, к поиску ответов, сверке нового знания с литературным или научным источником. Появляется информационный запрос, у каждого – свой.

• «Рефлексия» - отражение, самоанализ, обобщение чувств, возникших в мастерской. Не оценочные суждения, а анализ движения собственной мысли, чувства, мироощущения.

Таким образом, посредством данной технологии ученик способен строить свои знания самостоятельно в совместном поиске, который мастером продуман и организован. В мастерской осуществляется особая миссия воспитания, в ходе которой ставится акцент на личность другого, на диалог равноправных сознаний, на слово, мысль, поиск, жизнь ребенка. Учащиеся развивают умение находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, учатся ранжировать, выделять главное, находить связь и структурировать ее, что свидетельствует о формировании у них информационной компетенции. Владеют многозначностью, то есть умением передавать содержание понятий и теорий с помощью слов, рисунков и математических выражений. Могут опираясь на конкретное, мыслить абстрактно, находить главные ведущие принципы любого явления. Таким образом, владеют учебно-познавательной компетенцией. Посредством организации данной технологии, учащиеся включаются в деятельность, связанную с достижением личностно значимых целей, выражающих его ценностные ориентации на данный момент. Таким образом, пробуждая или активизируя различные мотивы в деятельности можно формировать ценностно-смысловую компетенцию. Организация взаимодействия способствует развитию коммуникативных умений: использование вербальных и невербальных средств общения, передача рациональной и эмоциональной информации; способность к установлению обратной связи, к интерпретации смысла в связи с изменением окружающей среды; умение воспринимать позицию собеседника, слышать его, включаться в общение.

4. Принципы воспитательной деятельности педагога современного образовательного учреждения в логике компетентностного подхода.

Функции педагога (учителя, классного руководителя, организатора внеурочной деятельности) – создание необходимых условий для "само": САМОактуализации, САМОопределения, СА МОсозидания, САМОреализации.

Ребенок учит, развивает, воспитывает себя САМ!

Принципы реализации воспитательной деятельности

Принципы воспитания - это общие положения, проистекающие из цели и природы воспитания. Принципы воспитания, выступая в качестве оснований деятельности педагога, ориентируют его на достижение должного, являющегося специфическим способом существования морали как вектора сознательной и свободной жизни. Свобода учителя и ученика выражается в свободе выбора ценностей, которые они научаются распознавать в социуме и присваивать в деятельности.

Для  реализации воспитательной деятельности должны быть использованы такие принципы, как:

•  принцип гуманизма,

•  принцип социального закаливания,

•  принцип сотрудничества ,

•  принцип ценностной ориентации.

  Принцип гуманизма как признание ценности реального ученика с его сильны ми и слабыми сторонами ориентирует педагога на признание за учеником права на собственное достоинство, на свободу и самостоятельность. Каждый учащийся, отличаясь от других по своим способностям, обладая своими интересами и присущей только ему системой ценностей, не должен отличаться от других по такой ценностной характеристике , как человеческое достоинство.

Условия реализации принципа

Реализация принципа гуманизма обеспечивается:

- добровольностью включения ребенка в ту или иную деятельность;

- возможностью ребенка свободно выбирать способы и средства достижения цели;

- оптимистической стратегией при определении задач воспитания;

- учетом интересов, потребностей и способностей каждого ребёнка;

- подготовленностью детей к социальной самозащите. Правила реализации принципа в практической деятельности

При реализации принципа гуманизма:

- опирайтесь на активную позицию ребенка, его самостоятельность, инициативу;

- уважайте личность ребенка, не унижайте его достоинства;

- призывайте ребенка к добру и будьте добрыми сами;

- защищайте интересы ребенка и помогайте ему в решении его

актуальных проблем;

- постарайтесь увидеть в каждом ученике ЛИЧНОСТЬ

независимо от его жизненных ориентиров, от приверженности его к тем или иным социально-нравственным взглядам.

Принцип социального закаливания детей ориентирует педагога на включение воспитанников в этические ситуации, выход из которых предполагает волевое усилие, использование различных способов разрешений противоречий, что способствует приобретению социального иммунитета, развитию рефлексивной позиции ученика.

Условия реализации принципа

Реализация принципа социального закаливания детей обеспечивается:

- созданием позиции вопроса, не исчерпывающегося никаким особенным ответом;

- включением детей в решение проблем в реальных или моделируемых ситуациях выбора;

- стимулированием научного и морального познания и самопознания детей;

- оказанием помощи детям в анализе реальных проблем социума, в проектировании своей деятельности и взаимодействия с людьми в условиях нестабильной социальной ситуации.

Правила реализации принципа в практической деятельности

При реализации принципа социального закаливания детей:

- решайте проблемы С детьми, а не ЗА детей;

- не "предусматривайте" возможных трудностей, а воспитывайте у детей способности к их преодолению;

- воспитывайте волю учащихся; волевых усилий не будет у ребенка завтра, если их не воспитать сегодня;

- воспитывайте чувства детей: не только радость за успех, но и переживания за неудачи воспитывают человека.

Принцип сотрудничества ориентирует педагога на воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей. Данный принцип означает постоянство внимания педагога к развитию потребности учащихся в Соучастии и Содействии, в СОоценке, в СОпонимании.

Условия реализации принципа

Реализация принципа сотрудничества обеспечивается:

- определением доминирующей и социально значимой цели деятельности коллектива, объединяющей педагогов и детей;

- развитием детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, созданием разнообразных детских объединений;

- формированием позитивного отношения к ЧЕЛОВЕКУ;

- воспитанием ОТВЕТСТВЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ в среде педагогов и учащихся.

Правила реализации принципа в практической деятельности

При реализации принципа сотрудничества:

- делайте школу родной для ребенка: он должен ощутить сопричастность к успехам и неудачам коллектива;

- помогайте друг другу: педагоги и учащиеся - члены одного коллектива;

- ДОВЕРЯЙТЕ детям, а НЕ ИГРАЙТЕ в доверие;

- развивайте у детей потребность во взаимопонимании;

- СОучаствуйте в жизни ребенка: равнодушный педагог "рождает" равнодушных учащихся!

Принцип ценностной ориентации ориентирует педагога на организацию аксиологического общения учащихся, в процессе которого они как приобщаются ценностям, "сливаются" с окружающими их людьми в нравственном отношении, так и обособляются от них через выделение собственного "Я".

Условия реализации принципа

Реализация принципа ценностной ориентации обеспечивается:

- предъявлением детям "очеловеченной" социальной жизни с ее противоречиями;

- организацией поиска ценностей, становящихся ориентациями учащихся в бытии, в его познании, в его духовном и практическом преобразовании;

- реализацией учащимися ценностных ориентации как деривата обретенной свободы;

- постановкой перед учащимися проблем, ценностное осмысление которых вы водит их в широкий социокультурный контекст, с противоречиями которого сталкивается рефлектирующий ученик.

Правила реализации принципа в практической деятельности

При реализации принципа ценностной ориентации:

- открывайте перед детьми принципиально новые "измерения" мира, себя и другого, раскрывающие смысл существования человека, который и есть требующая решения проблема;

- наполняйте внутренний мир учащихся ценностями, которые упорядочивают их отношения с действительностью, вносят упорядоченность в осмысляемое бытие, в ценностные критерии;

- вовлекайте учащихся в активный процесс открытий в единстве с развитием у них способности проводить гуманистическую экспертизу по критерию ценности;

- вводите учащихся в мир альтернативных ценностей, выбор которых становится безусловным благом для себя и для других.

Важным аспектом социальной компетентности является подготовка учащегося к общим профессиональным умениям.

Американский учёный Дж. Бруннер выделил три основных способа профессионального становления:

•  выработка составляющих компонентов навыка в процессе игры у животных и людей;

•  обучение в контексте, т.е. при участии в трудовых процессах (бытовых, сельскохозяйственных и др.);

•  абстрактный метод школы, отделённый от непосредственной практики.

Абстрактный метод обучения труду (в своём худшем варианте) используется в технологии традиционного школьного обучения, где сообщаемые знания далеки от реального трудового процесса и жизни общества.

Технологией, объединяющей цели обучения и воспитания в русле компетентностного подхода, можно назвать технологию контекстного обучения.

Литература

•  Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. – 2005. - № 4. – С. 19-27

•  Байденко В. Компетенция в профессиональном образовании / К освоению компетентностного подхода // Высшее образование в России. – 2004. - № 11. – С. 3-14

•  Васильева З.И. Воспитание в процессе обучения // Советская педагогика. – 1983. - № 4. – С. 18-20

•  Вербицкий А. Гуманизация, компетентность, контекст – поиски оснований интеграции // Вестник высшей школы. – 2006. - № 5. – С. 19-25

•  Гавриленко Т. Обучение через желание // Учитель. – 2005. - № 6. – С. 12-13

•  Гриншпун С. Личностно-деловой потенциал школьника // Школа. – 1998. - № 5. – С. 25-31

•  Декельбаум В. Дальтон-технология: из опыта работы учителя // Учитель, № 6 – 2005. – С. 3-6

•  Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России - № 4, 2005. – С. 23-29

•  Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.

•  Идатчиков Н. Интерактивный урок: авторское видение // Учитель, № 6 – 2005. – С. 7-11

•  Ищенко В. Системно-ориентированная технология (компетентностный подход) // Высшее образование в России. – 2005. - № 4. – С. 40-45

•  Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – С. 3-13

•  Майцкайлова О. Гуманитарное пространство урока // Учитель. – 2004. - № 1. – С. 8-12

•  Полищук В. Обучение и воспитание: комплексный подход // Высшее образование в России. – 2005. - № 4. – С. 62-68

•  Савелова Е. Формирование культурной компетентности // Высшее образование в России. – 2004. - № 11. – С. 61-65

•  Селевко Г.К. Воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 320с.

•  Селеменев С., Ткаченко А. Диалог: культура и компетенция // Учитель. – 2005. - № 5. – С. 73-77

•  Селиванова Н. Эффективные способы решения современных проблем воспитания // Учитель, № 6 – 2005. – С. 39-43

•  Стрельцов В. Педагогические условия совершенствования процесса социализации учащихся в современных условиях // Учитель. – 2005. – № 1. – С. 30-36

•  Шевченко Н. Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника // Учитель. – 2004. - № 5. – С. 12-17

•  Ярмакеев И. Воспитательный потенциал учебных дисциплин // Высшее образование в России. – 2004. – № 9. – С. 64-70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников по системе Л.В. Занкова

Компетентностный подход в отечественном образовании является сегодня важнейшей инновацией.  Чтобы быть успешным, необходимо уметь учиться в течение всей жизни. В подобных обстоятельствах ...

Компетентностный подход в воспитании и обучении младших школьников

Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах....

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании

Краткое описание педагогического опыта по использованию технологии развития  критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе...

Компетентностный подход в воспитании

В выступлении раскрыты основные положения компетентностного подхода в воспитании детей...

«Реализация компетентностного подхода в воспитании учащихся».

Тема: «Реализация компетентностного подхода в воспитании учащихся».«Формирование навыков « самостоятельного поиска» как первый шаг к самообразованию и самовоспитани...

Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании»

Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании...