Пути оптимизации современного урока в целях повышения качества начального образования.
методическая разработка по теме
Виды работы на развитие логического мышления через уроки русского языка по учебникам Нечаевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_zadaniy.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Продуктивность ума человека определяется развитием следующих свойств ума: глубины, широты, гибкости, самостоятельности, логичности, критичности.
Я хочу обратить внимание на одно важное свойство ума - логичность мышления. Развитие у детей логического мышления – одна из важных задач начального обучения.
Существуют различные приёмы развития логического мышления. Я считаю одной из важных задач – научить детей проводить простейшие наблюдения. Важнейшие из них для учеников начальной школы – это приём сравнения, который позволяет выделить в предметах разнообразные признаки, приём изменения свойств, необходимый для определения существенного признака предмета.
Для развития логического мышления необходимо развивать познавательную активность обучающихся. Важнейшим моментом, влияющим на развитие познавательной активности, является интерес к деятельности, наличие мотивации. Для этого в своей работе я стараюсь учить детей творчески подходить к выполнению заданий, учу их работать самостоятельно, ввожу элементы исследовательской работы, создаю ситуации успеха, стараюсь создать обстановку творческого общения с элементами игры, взаимопонимания, сотрудничества.
Задачи развития логического мышления и познавательной активности решаются при изучении геометрического материала. В процессе накопления геометрических представлений основную роль играют наблюдения и практическая деятельность обучающихся.
Разработанные упражнения позволят педагогам начальной школы, регулярно занимаясь с младшими школьниками, развивать у них логическое мышление. В частности, предполагаемые задания позволят научить детей:
- описывать признаки предметов, слов и чисел;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать между собой предметы, слова, числа;
- обобщать;
- классифицировать предметы, слова, числа;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- определять отношение между предметами типа род – вид;
- давать определение тем или иным понятиям;
- развивать речь, находчивость и сообразительность.
На уроках русского языка также есть возможность использовать задания, направленные на развитие операций мышления: найти лишне слово, составить и записать слова из двух половинных, подобрать родственные слова, разгадать зашифрованное слово, составить из одного слова несколько других, используя буквы данного и другие. Включение в структуру уроков подобных заданий создает возможность вовлечения учеников в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных операций мышления.
1 Развитие умения описывать признаки предметов и узнавать предметы по заданным признакам.
Задание: рассказать о форме, вкусе, цвете яблока, арбуза?
Задание: сколько букв в словах:
КИТ СОН СНЕГ?
Задание: назвать время года по заданным признакам.
Дует холодный ветер, на небе тучи, часто идет дождь. В деревне убирают овощи. Птицы улетают в теплые края. День становится короче. Листва на деревьях желтеет и осыпается.
Задание: отгадать загадку:
2. Развитие умения выделять существенные признаки предметов.
Задание: выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками:
Город (автомобиль, здание, толпа, велосипед, улицы)
Река (берег, рыба, тина, вода, рыболов)
3. Развитие умения сравнивать между собой предметы, слова.
Задание: назвать общие признаки предметов:
кошки – собаки, яблоко – арбуз, ель – сосна
Задание: назвать отличительные признаки предметов:
дерево – кустарник, рассказ – стихотворение, сани – телега.
Задание: назвать общие признаки; назвать отличительные признаки.
вилка – ложка,
стол – стул,
окно – сукно – облако.
Задание: определить, правильно ли проведено сравнение:
1) у бабочки крылья красивые, а у стрекозы прозрачные;
2) у клена листья резные, а у березы – зеленые.
4. Развитие умения классифицировать предметы, слова.
Задание: даны слова: лимон, апельсин, груша, малина, яблоко, земляника, слива, смородина.
Назвать: 1) ягоды; 2) фрукты
Задание: даны слова: стол, чашка, стул, тарелка, шкаф, чайник, диван, ложка, табурет, кресло, кастрюля.
Подчеркнуть названия мебели одной чертой, название посуды – двумя чертами.
Задание: буквы Е; Е; Ж; З; И; К; Л; М; Н; О разделены на две группы: гласные и согласные. На какой строчке классификация проведена правильно?
5. Развитие умения обобщать.
Задание: назвать группу слов общим словом:
январь февраль март июнь
стол диван кресло стул
Задание: продолжить перечень слов и назвать одним общим словом:
Волга, Кама, …, …, …___________.
6. Развитие умения определять отношения между предметами типа род-вид.
Задание: из перечня слов выбрать предметы посуды: чашка, стол, тарелка, куртка, тумбочка, шапка, шарф, кастрюля, пальто, сковорода, платье, стул.
Задание: из перечня слов выбрать предметы обуви: кукла, ботинки, пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, тапочки, мишка, туфли, тетрадь, волчок, кеды, карандаш, конструктор.
7. Развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.
Задание: составить слова, отделив первые буквы от данных слов:
“Зашифрованное слово”
Задание: составить слово, взяв из данных слов по одному слогу:
МАВРИТАНКА
ЗОЛА
УЛЕЙ
Задание: вставить пропущенные буквы:
П – С – К
С – Х – Р
“Анаграмма”
“Отгадай ребус”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование современных образовательных технологий (СОТ) с целью повышения качества обучения учащихся на уроках в начальной школе»
Для подготовки учащихся педагогам необходимо использовать современные образовательные технологии (СОТ) в обучении в школе. Новые технологии дают новые возможности по формированию личностного потенц...
«Здоровьесбережение как базовая часть процесса гуманизации и повышения качества начального образования».
В работе «Психология здоровья» В.А. Ананьева, говоря о психическом и психологическом здоровье детей, предложил использовать понятие «психологическое здоровье» в связи с тем, что в детском возрасте лич...
Lessonstudy- исследование урока с целью повышения качества преподавания и обучения
Lessonstudy- исследование урока с целью повышениякачества преподавания и обучения Педагоги не могут успешно кого-то учить,если в это же время усердно не учатся сами.Али Апшерон...
«Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС начального образования»
Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока....
"Современный урок как средство повышения качества образования.Методика проведениясовременного урока"
Сообщение о б этапах проведения урока по ФГОС, теоретические вопросы....
"Технология проблемного обучения как эффективное средство повышения качества начального образования"
Из опыта работы....
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Главной целью обучения детей в начальной школе является научить учеников максимально быстро и качественно осваивать и применять в жизни большое количество информации. Современные педагогические технол...