"Нравственное воспитание младших школьников"
статья по теме

Горяйнова Лидия Петровна

"Нравственное воспитание младших школьников" выступление на МО учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание младших школьников

Учитель начальных классов

                                                        МОУ СОШ № 11

                                                     с.Красногвардейского

                                                     Ставропольского края

                                                Горяйнова Лидия Петровна

       «Детство –важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобыт-ная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

                                                В.А. Сухомлинский

        Нравственное воспитание подрастающего поколения, уровень которого в целом в настоящее время не удовлетворяет общество, одна из актуальнейших проблем педагогики. Как укрепить внутреннюю нравственную стойкость человека, на которого оказывают определённое воздействие негативные факторы?

        Что возьмут наши дети в будущее: внешнее преклонение перед красивой одеждой или внутреннюю красоту?

        Ответ на этот вопрос кроется в воспитании чувств: необходимости формировать в ребёнке с ранних лет не только брать, но и отдавать; развивать бескорыстие, доброту, умение испытывать радость от того. Что сделал кому-то доброе дело.

        Но как добиться того, чтобы в важном деле воспитания человека было наиболее действенным? Мне кажется, что у учителя начальных классов путей для решения этой задачи немало: повышение педагогической культуры родителей; изучение возможностей семей своих учеников, умение вовремя предупредить ошибки в воспитании; и, конечно, считаю, что  в воспитании детей с различными индивидуальными особенностями  учителю важно опираться на положительные особенности высшей нервной деятельности, изменяя при этом нежелательные их проявления.

        Так, у подвижных уравновешенных детей особое внимание обращаю на воспитание устойчивых мотивов. Добиваюсь, чтобы ребёнок доводил начатое дело до конца, даже если оно ему не интересно.

        В воспитании детей другого типа – возбудимых, неуравновешенных  - предупреждаю их вспыльчивость, воспитываю самообладание. Настойчивость, умение правильно оценивать свои силы, обдумывать решения и этапы своей деятельности. Объясняю ребёнку обоснованность того или иного требования, необходимость выполнения правил. Не уговариваю, а объясняю, оставаясь требовательной.

        В воспитании медлительных детей обращаю внимание на формирование у них активности, инициативности, любознательности. У медлительных детей развиваю умение быстро переключаться с одного дела на другое. С медлительными детьми чаще играю в подвижные игры, совершаю прогулки.

        В воспитании чувствительных, ранимых детей слежу за соблюдением режима дня, даю посильные задания и вовремя помогаю ему. Обращаюсь к таким детям с мягкостью. Ровным доброжелательным тоном, с доверием к его силам и возможностям. У ранимых детей воспитываю веру в свои силы, инициативность, самостоятельность, общительность. Ведь, если по-доброму  относиться к ранимому ребёнку, его неудачам, то со временем , благодаря терпимости  и доброжелательности взрослого, у ребёнка появляется уверенность в своих силы, он становится общительным и доверчивым.

        Главная деятельность в школе – учебная, но младший школьник ещё продолжает играть. Учебную деятельность младшие школьники воспринимают как строго обязательную. Поэтому их привлекают дела, в которых есть что-то яркое, необычное, которые соответствуют их интересам, желаниям. А так как школа должна обучать и воспитывать, то необходима чёткая организация всей учебно-воспитательной работы. При этом важное место в формировании всесторонне развитой личности отвожу внеклассной работе.

Так, например, у моих учеников стали популярными встречи с гостями. В гости к ребятам приходят участники Великой Отечественной войны, ветераны труда. К таким встречам ребята тщательно готовятся. Каждая встреча  - прикосновение к подвигу, к труду взрослых. Встречи со знатными людьми благотворно влияют на нравственное становление младших школьников. Ребята не просто слушают во время встречи приглашённых, но и демонстрируют творческие работы, выступают с художественной самодеятельностью.

        Пользуются большой любовью у детей различные смотры, олимпиады, конкурсы, экскурсии в природу, районный музей, школьный зал Славы. Часто провожу различные праздники для своих учеников: «Прощание с Азбукой», «Сказки осени», «Игры и игрушки», «День матери», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», праздник, посвящённый Дню защитников Отечества. Дети с интересом изучают материалы по истории различных родов войск Российской Армии, разучивают песни, читают книги о пограничниках, моряках, лётчиках, танкистах. Школьники устраивают выставку рисунков, поделок, делают презентации. Такое проведение праздника вносит в жизнь детского коллектива элементы соревнования, романтики, перспективности в жизни детей, способствует сплочению коллектива учащихся.

        Также провожу фестивали, турниры, литературные викторины. Как и все учителя начальных классов, также провожу этические беседы по культуре поведения, по правилам для учащихся; беседы, которые направлены на воспитание любви к Родине, трудолюбия, добра, заботливого отношения к природе. Среди проводимых бесед есть также такие темы: «Хвала рукам, что пахнут хлебом!», «Герои труда живут рядом»,  «О чём рассказали ордена и медали», «Что значит быть бережливым?», «Гимн, Герб, Флаг нашей Родины», «Россия- Родина моя», «Моя малая родина», « История праздника - День согласия и примирения», «Обычаи и традиции русского народа»…

        В своей практической деятельности различные виды организационных форм внеклассной работы использую чаще всего в комплексе, сочетании. Например, встречи с героями войны и труда сочетаются с этическими беседами, просмотрами слайдов, видеофильмов.

        И, конечно же, всегда помню о том, чтобы всякая форма работы приносила радость детям. Пробуждала их познавательный интерес и способствовала развитию способностей и дарований каждого ребёнка; стараюсь при использовании той или иной формы внеклассной работы прогнозировать её воспитательное воздействие на каждого.

        И, конечно, стараюсь, чтобы систематически продуманная работа в организации учебно-воспитательного процесса с учащимися приносила успехи  в нравственном воспитании. Ведь основная задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратить  в высокие нравственные стимулы каждого ребёнка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Литература:

  1. Журнал «Начальная школа» № 7, 1995г
  2. Журнал «Воспитание школьников» № 9, 2004г
  3. Богданова О.С., Петрова В.И. «Методика воспитательной работы в начальных классах», М. «Просвещение», 1975г
  4. Крутецкий В.А. «Психология обучения и воспитания школьников», М. «Просвещение», 1976г
  5. Баранова С.П., Сластёнина В.А. «Педагогика»,  М. «Просвещение», 1986г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа нравственного воспитания младших школьников "Азбука добра" 1 класс

Авторская программа для 1 класса "Азбука добра" по этическому, эстетическому и нравственному воспитанию...

Методическая система нравственного воспитания младших школьников на основе УМК "Школа 2100"

Данный материал является кратким  описанием моей педагогической системы с указанием целей, задач, принципов, технологий и результатов....

Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...