Использование здоровьесберегающих технологий
методическая разработка по теме
Использование здоровьесберегающих технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Шлеткова О.С.
здоровьесберегающие технологии – одно из направлений работы общеобразовательных учреждений
В соответствии с законом РФ «Об образовании» физическое и психическое здоровье субъектов педагогического процесса отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Известно, что понятие «здоровье» определяется ЮНЕСКО как отсутствие патологических отклонений в организме и состояние полного комфорта: физического, психического и социального.
В системе образования данное определение можно представить в следующей конкретизации: здоровье – это такое психофизическое и духовное состояние учащихся, которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.
Из этого следует, что целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии:
- 14 % детей практически здоровы;
- 50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
- 35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниями.
Беспокоит специалистов и другие недуги современной молодежи, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотиков.
Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы в масштабе страны, региона, города и отдельно взятой школы.
В России создаются целевые программы в регионах, городах и т.п. по системному подходу к решению проблем сохранения здоровья детей и подростков. Функционируют специальные школы для длительно болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями; ряд обычных общеобразовательных школ работает по интеграции образовательного и оздоровительного процессов (г. Серпухов).
Улучшение здоровья обучающихся является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка.
Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем заниматься производительно-полезным трудом. Профилактика же детских заболеваний является хорошо окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение. Поэтому проблема сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни, сегодня очень актуальны.
Образовательная технология педагогики здоровьесбережения – это процесс воспроизведения педагогических действий из арсенала педагогического и методического инструментариев в рамках связи «Педагог – учащиеся», осуществляемых посредством системного использования форм, средств и методов, которые обеспечивают достижение запланированных результатов с учетом целей и задач педагогики здоровьесбережения.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Перед школой стоит задача созданий условий для сохранения здоровья учащихся, то есть создания механизма формирования здоровьесберегающей среды.
Существует много определений понятию «здоровье», но для меня более приемлемо это: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней».
Можно выделить несколько компонентов здоровья:
- Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека.
- Физическое здоровье – уровень роста и развитие органов и систем организма.
- Психическое здоровье – состояние психической сферы, душевного комфорта.
- Социальное здоровье – это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в семье, школе, социальной группе.
- Нравственное здоровье – это система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
Задачи медицинских работников: выяснение причин заболеваемости и определение способов лечения, а также дальнейшая профилактика выявленных заболеваний. Что касается школы, то ее основная задача – создание необходимых условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья школьника.
Иными словами, если задача медицины – воздействовать на причины болезни, то задача педагогики – воздействовать на причины здоровья. Школа может и должна заниматься изучением таких причин.
Причины здоровья – это категория, характеризующая условия формирования конкретного человека, становления и развития его психических и духовных качеств, физического совершенства, целевой жизненной установки.
Факторы, влияющие на причины здоровья ученика:
- Уровень учебной нагрузки на организм учащихся.
- Состояние лечебно-оздоровительной работы в школе.
- Состояние внеурочной воспитательной работы в школе.
- Уровень психологической помощи учащимся.
- Состояние микроклимата в школе и дома.
Таким образом, создание активной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, становится актуальной задачей современной школы.
Образовательный процесс в условиях педагогики здоровьесбережения в общеобразовательных учреждениях должен иметь следующие направленности:
- Медико-гигиеническая (осуществляемая при тесном контакте педагог – медицинский работник – ученик).
- Физкультурно-оздоровительная (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности).
- Экологическая (создание гармоничных взаимоотношений с природой)
В условиях педагогики здоровьесбережения необходимо использовать
следующие методы здоровьесберегающих образовательных технологий:
- фронтальный;
- групповой;
- практический метод;
- познавательная игра;
- ситуационный метод;
- игровой метод;
- соревновательный метод;
- активные методы обучения;
- воспитательные, просветительские и образовательные программы; метод индивидуальных занятий.
Приёмы здоровьесберегающих образовательных технологий:
- защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);
- компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки; оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации);
- стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.);
- информационно-обучающее (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).
В своей работе необходимо использовать следующие принципы здоровьесберегающих технологий:
- «Не навреди!». Учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, в конкретных условиях.
- Принцип сознательности. Нацеливать на формирование у обучающихся глубокого понимания, устойчивого интереса.
- Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовленных и подводящих действии позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
- Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократного повторения вырабатываются динамические стереотипы.
- Принцип постепенности важен для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка. Предполагает преемственность ступеней обучения.
- Принцип индивидуализации и доступности. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, я всесторонне развиваю каждого ребенка, планирую и прогнозирую его развитие.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
- Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.
- Принцип активности – предполагает высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества обучающихся.
- Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника в процессе обучения.
- Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
- Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников подразумевает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.
- Принцип всестороннего и гармоничного развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее развитие личности ребенка.
В педагогической практике здоровьесбережения необходимо использовать демократический стиль общения. Этот стиль ставит учителя и учеников в позицию дружественного взаимопонимания.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.
Образовательное учреждение должно стать «школой здорового образа жизни» для учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у школьников потребностей к здоровому образу жизни.
Программа «Все цвета, кроме чёрного».
Издательский центр «Вентана-Граф» в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту…» разработал совместно с Институтом возрастной физиологии программу «Все цвета, кроме чёрного».
Разработчики – сотрудники Института возрастной физиологии РАО. Руководитель авторского коллектива – Марьяна Михайловна Безруких, доктор биологических наук, академик, директор Института возрастной физиологии РАО и Центра образования и здоровья Минобрнауки РФ.
Цель – формирование позитивного мироощущения, выработка у детей навыков эффективной социальной адаптации, позволяющей находить удовольствие от жизни как таковой и в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков. Дети научатся ценить свое здоровье, управлять своим настроением и отношениями с людьми, поймут, насколько важно правильно питаться и соблюдать режим дня.
Разговор о правильном питании
НЕСТЛЕ по праву можно назвать социально ответственной компанией. Самым крупным проектом НЕСТЛЕ в России в области социального развития является программа «Разговор о правильном питании».
«Разговор о правильном питании» — уникальная образовательная программа для детей, основная цель которой — формирование у детей культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
Программа работает в школах и детских садах России с 1999 года.
Участниками программы стали уже более 2 500 000 детей из 27 регионов России.
Все учебно-методические материалы распространяются бесплатно.
Разработка программы была осуществлена в Институте возрастной физиологии Российской Академии Образования ,Руководитель авторского коллектива — директор Института, академик Российской Академии Образования Российской Федерации М. М. Безруких.
В рамках программы подготовлено 3 учебно-методических комплекта, включающих рабочие тетради для детей различного возраста, методические пособия для педагогов, плакаты и брошюры для родителей. Все участники программы обеспечиваются учебными материалами бесплатно.
В рамках программы был подготовлен учебно-методический комплект, включающий рабочие тетради для детей 1-2кл. «Разговор о правильном питании», и для детей 3-4 кл. «Две недели в лагере здоровья», методические пособия для педагогов, плакаты и брошюры для родителей (брошюра вручается каждому родителю, ребенок которого начинает обучаться по программе).
Результаты работы программы «Разговора о правильном питании» убедительно подтверждают ее эффективность. Все ее участники единодушно утверждают, что программа реально помогает им решать проблемы, связанные с укреплением здоровья детей.
Формы реализации программы:
1 - интеграция в содержание базовых предметов (может использоваться в рамках учебных курсов «Окружающий мир», «ОБЖ», «Естествознание», «Литературное чтение»);
2 - отдельный курс за счет регионального школьного компонента - «Уроки здоровья»;
3 - внеклассная работа в школе (классные часы, коллективная творческая деятельность, реализация проектов, работа объединений, клубов и т.д.;
4 – работа в системе дополнительного образования (кружки, клубы).
5 - работа в семье: совместная работа педагога с родителями.
Авторы предусматривают и комбинированный подход: одна часть – во внеклассной работе (классные часы, кружки, факультативы), другие рассматриваются на уроках.
Каждый педагог решает сам, где он видит место применения, формы и сроки реализации программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Одним из приоритетных направлений национальной образовательной президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими сложные и множественные нарушения развития
У меня в классе всего трое детей. Пранализировав состояние учащихся за 2010-2011 учебный год пришла к выводу, что не зря стала заниматься темой здоровьесбережения. Одна из задач работы - сохранение и ...
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Это статья знакомит читателей с характеристикой здоровьесберегающих технологий и их использованием в образовательном процессе....
Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в практической деятельности учителя начальных классов"
В помощь учителю начальных классов для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе....
Использование здоровьесберегающих технологий в практической деятельности учителя начальных классов.
В помощь учителю начальных классов....
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
Статья о применении здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях....
Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими трудности в обучении"
Материал раскрывает возможности использования здововьесберегающих технологий на занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. Актуален для учителей начальные классов. Включает три раздела: артикуляц...