«Нравственное воспитание младших школьников»
план-конспект урока по теме
Выступление на МО «Нравственное воспитание младших школьников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_nravstvennoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov.docx | 15.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МО воспитателей и классных руководителей
по теме «Нравственное воспитание младших школьников»
Одна из важнейших задач начальной школы- формирование нравственного воспитания личности ребёнка .
Нравственное воспитание как процесс, направлено на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания у младшего школьника должно сформироваться чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.
Моя задача превратить долг, честь, совесть, достоинство во внутренние стимулы каждого ребёнка.
Путь реализации данной задачи, конечно очень долог и кропотлив. И начальная школа-это лишь фундамент, на котором начинают формироваться взаимоотношения со сверстниками.
Работая, я отметила, что школа – интернат, даёт свои большие преимущества и ряд недостатков в формировании нравственного воспитания. Дети целый день, каждый час, каждую минуту общаются в одном коллективе. Они как цветок, медленно раскрывающий свои лепестки, впитывающие в себя ВСЁ. И задача педагога школы очень тяжела - ежеминутно направлять детские взгляды, мысли.
Именно направить, ведь для нравственного формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребёнка. Когда ученик действует только по указанию учителя и взрослых и под их наблюдением, он учится, прежде всего, послушанию, что, несомненно, радует учителя. На мой взгляд, в младших классах следует избегать давать детям лишь готовые решения, ведь это влечёт за собой отрыв воспитания от жизни, к закомплексованности ученика, к неумению найти выход из положения в той ситуации, когда он оказывается вне класса, школы. Поэтому воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы предусмотреть ситуации, в которых ребёнок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. И наша задача научить ученика правильно действовать, когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчёта.
В моём классе дети, приобретая собственный нравственный опыт, как и любой взрослый, ошибаются, неправильно поступают. И это, на мой взгляд - путь к познанию, ведь в жизни на каждый поступок нет готовых ответов, быстрых решений. Я, помогаю ребёнку осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, помогаю ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие.
Большой опыт работы помог мне выявить те эффективные приёмы, которые способствуют формированию духовно- нравственной личности. Прежде всего, в своей работе я обеспечиваю эмоциональную насыщенность общей учебной и внеклассной деятельности, организую совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников. С каким восторгом дети ждут классного часа, чтобы показать свою индивидуальность и творчество.
Каждый день я создаю атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху. Наш день начинаются с упражнений – энергизаторов «Подари улыбку», «Хорошее настроение».
Постоянно утверждаю, радостный стиль жизни детского коллектива и каждой личности - гуманистическое воспитание никогда себя не исчерпает.
При этом учитываю положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения.
Забочусь о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.
Каждый день заканчивается рефлексией, которая проводиться в конце прошедшего дня - перед сном.- в кругу своих одноклассников. Детям интересно высказывать своё мнение, видеть, что его мнения также прислушиваются другие, чувствовать себя увереннее.
Гуманистические отношения и взаимоотношения с детьми в нашей школе, в моём классе строятся в совместной деятельности школьников. Поле деятельности здесь очень велико: подготовить материал к классному часу или внеклассному мероприятию: ролевую сценку, групповой танец, и т.д. Готовясь к школьным мероприятиям, каждый старается внести свой вклад, проявляется чувство товарищества и ответственности.
Также формирование дружеских нравственных взаимоотношений происходит и в небольших группах сверстников: «помощник консультант» на самоподготовке видит свою роль - в помощи другому.
Чтобы формировать нравственное сознание школьников, я помогаю учащимся осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитании помогает выработке у детей способности сопереживания с другими, формирует их положительные нравственные эмоции.
Важным условием нравственного воспитания школьников является общий нравственный "климат” в классе и школе, стиль отношений между учителями и детьми, детских взаимоотношений. Полноправным членом коллектива ученик ощутит себя тогда, когда в классе царит обстановка взаимной заботливости и внимания, доброжелательности и требовательности. При таком подходе развиваются достоинства каждого, преодолевается неуверенность слабых, не замечаются их недостатки. Конечно же определяющее значение в нравственном воспитании имеет личный пример воспитателя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему воспитателю.
Я избегаю общих оценок личности каждого ученика. Считаю, что может быть плох поступок, а не ученик. Поэтому можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой.
Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. И это стоит глобальной проблемой. Трудные асоциальные неблагополучные семьи, неработающие родители… Как научить родителей видеть важность в воспитании нравственных качеств у детей?! Ведь за нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа нравственного воспитания младших школьников "Азбука добра" 1 класс
Авторская программа для 1 класса "Азбука добра" по этическому, эстетическому и нравственному воспитанию...
Методическая система нравственного воспитания младших школьников на основе УМК "Школа 2100"
Данный материал является кратким описанием моей педагогической системы с указанием целей, задач, принципов, технологий и результатов....
Презентация методической системы нравственного воспитания младших школьников на основе УМК "Школа 2100"
Методическая система представлена в виде презентации...
Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”
Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...
Выступление на тему" Духовно-нравственное воспитание младших школьников через внеклассную работу.Воспитание детей через воспитание родителей"
Конспект выступления...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...
Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).
Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка высокие духовные и нр...