Доклад "Реализация общеинтеллектуального направления
статья по теме

Смирнова Юлия Павловна

Сообщение  на  заседании  методического  объединения  учителей  начальных  классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация    общеинтеллектуального   направления

 во  внеурочной  деятельности  в  1  классе

                   

                                                                                                    Подготовила

                                                                                                    учитель начальных классов,

                                                                                                    руководитель  МО учителей школы 1 ступени

                                                                                                    МБОУ «СОШ № 56» г.Курска

                                                                                                    Смирнова Юлия Павловна.

 

Реализация    общеинтеллектуального   направления  

во  внеурочной  деятельности  в  1  классе

                                                                                                                           

                        В  рамках  ФГОС  в 1  классе  в  соответствии  с  реализацией  основной  образовательной  программы  начального общего   образования  внеурочная деятельность является обязательной частью  учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.   Внеурочная  деятельность  должна  дать  возможность  каждому  ребёнку  реализовать  себя  как   личность,  открыть  в себе  новые  способности,  проявить свою  инициативу, творчество,  компетентность,  достичь  определённых  результатов.

       Об  этом говорится   в   Концепции   духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где   сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.  [  3, стр.9  ]

 Общеинтеллектуательное  направление  внеурочной деятельности   в школе  тесно связано   с основным образованием и является его логическим продолжением,   неотъемлемой частью школьного  образовательного   пространства.  Ученики начальной школы – это самые благодарные слушатели  и участники учебного процесса. Они же  с энтузиазмом включаются в активную внеурочную деятельность.

     В  этом  направлении  я  разработала  программу   «Юный  натуралист»,  которая  позволит полнее  реализовать    воспитательный  аспект учебного  предмета  «Окружающий  мир».

        Внеурочная  деятельность, связанная с изучением курса  «Окружающий  мир», предусматривает организацию проектной  деятельности, нацеленной  на освоение  содержания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.  Курс «Окружающий  мир»  включает  большое  количество  экскурсий, в ходе  которых    может    быть    организована   исследовательская    проектная   деятельность. [  4, стр. 300  ]

Программа «Юный натуралист» предназначена для организации внеурочной деятельности по  общеинтеллектуальному  направлению  в 1-4 классах  и   направлена на формирование готовности  и  способности   обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.

    Данная  программа педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам познавательной деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной ,  одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.                                                                      Цель программы  - ознакомление младших школьников с загадочным окружающим миром, формирование навыков наблюдения, исследования, проектирования,  анализа, формулировки выводов, пробуждение интереса к занятиям наукой.

В процессе реализации данной программы предполагается решение следующих задач:

  • изучение интересов и возможностей каждого ребенка;
  • развитие мотивации младших школьников к участию в научно-познавательной деятельности;
  • углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время;
  • создание условий, необходимых для осуществления научно-познавательной деятельности школьников;
  • формирование умений наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить задачи и находить пути решения. Делать выводы.

        Организация деятельности младших школьников на занятиях курса основывается на следующих принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся;

принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;

принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика;

взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и социумом.

   Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.  

Реализация программы «Юный  натуралист» рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития, четыре содержательные линии.

 1 класс    «Хочу  всё знать»

2 класс   «Мы - друзья природы»

3 класс   «Мой    край»  

4 класс  «Я на  планете Земля»

Режим занятий:  Программа рассчитана на 33 часа  в  1 классе, по  34 часа  во  2-4 классах. Реализация данной программы  осуществляется в следующих видах деятельности младшего школьника:

учебное сотрудничество (  в том числе, коллективная дискуссия, групповая работа);

индивидуальная учебная деятельность (в том числе, домашняя самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);

творческая и проектная деятельность;  

исследовательская деятельность;

трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно полезном труде, в социально значимых трудовых акциях).

 Формы проведения занятий:   экскурсии, сообщения, презентации,   коллективные творческие дела, спектакли,    просмотр и обсуждение видеоматериалов, викторины,

интеллектуально-познавательные игры, трудовые дела, тренинги, наблюдение учащихся за событиями в городе, стране, обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций, заочные путешествия.

Виды презентаций проектов:  реклама,   альбомы, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.

Ожидаемые результаты.

  • Приобретение школьниками знаний о нормах отношения к природе и объектам окружающего мира; о способах самостоятельного поиска информации в справочной литературе.
  • Развитие ценностных отношений к родному Отечеству,  родной природе.
  • Приобретение опыта природосберегающей и природоохранной деятельности, опыта самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми.

Содержание программы «Юный  натуралист»

Первая содержательная  линия - «Хочу  всё  знать»  ориентирована  для  обучающихся              1  класса, в ходе которой решаются  следующие  задачи:

  • Овладение  основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе.  
  • Формирование  у обучающихся   интерес к  природе, как одной  из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Формирование представления о природном и социальном окружении человека, умения вести себя  в соответствии с общечеловеческими нормами.

Содержание программного материала в 1 классе: что мы знаем и не знаем о том,  что нас  окружает.

Содержание занятий.

Введение (1час). Беседа. Знакомство. Узнаем друг друга поближе.  Поведение в группе.  

Мир велик и прекрасен (5 часов). Утренник «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики». Диспут «Мои возможности. Как мы познаем тайны мира». Создание банка вопросов:  «Кто? Что?  Где? Когда? Как? Почему?» (проект). Знакомство с устройствами и приборами, которые нас окружают. Дидактические игры, конкурс рисунков по впечатлениям. Анкетирование.

Разнообразие растений (3 часа). Экскурсия в природу. Тренинг поведения  «На  лесной  полянке». Сбор природоведческого материала, составление гербария.

Деревья  вокруг тебя. (9 часов). Экскурсия в парк, сбор природного материала. Подбор листьев для осеннего букета и аппликаций «..Листвы прощальная краса»  Знакомство с видами  засушивания растений. Искусство составления букета. Панно из природного материала  «Осенний  калейдоскоп». Утренник  «Вот  и осень к  нам пришла», выставка творческих работ «Осенняя краса», инсценировка   стихотворения Ю.Тувима «Спор овощей».  Дидактические игры, чтение и отгадывание загадок.  

 Мир грибов (2часа). Лепка грибов и выставка. Просмотр видеофильма. Экскурсия в кабинет биологии.

 Эти удивительные  животные (3 часа). Экскурсия в детский Дом творчества (живой уголок). Мини – сообщения «Братья наши меньшие», сбор банка информации о животных, просмотр фильмов.

  В мире   пернатых (3 часа). Экскурсия в краеведческий музей «Птицы курского края», акция «Поможем пернатым!», практическое занятие – изготовление кормушек.

В подводном мире (2часа). Заочное путешествие  в дельфинарий. Выставка рисунков, оригами, изготовление  панно    «Жители аквариума».

  Редкая  природа (2 часа). Знакомство с  Красной книгой растений и животных Практическая деятельность «Защитим природу!» (изготовление  экологических знаков).

Мои достижения (3 часа).  Обсуждение проведенных дел, проект «Хочу всё знать» (создание  классного  альбома). Утренник «Земля – наш общий дом». Копилка знаний (портфолио)    обучающихся.

       Таким  образом,  я считаю, что  программа  научно-познавательного  направления «Юный  натуралист»  имеет особую значимость   для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск  в естественно-географических  областях знания  и   является  подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения, тем самым    предоставляя  учителю выполнить  задачи  ФГОС.

Литература:

  1. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение. 2011. - 112 с
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223с.
  3. Данилюк  А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России   /Вестник образования. – 2009. - №17. -  9 - 13с.  
  4. Примерные   программы  начального общего  образования.  М.: Просвещение, 2009


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления и содержательное наполнение воспитательной деятельности по направлениям развития личности учащихся 1 класса

Основные направления воспитательной работы учащихся 1-го класса и содержательное наполнение воспитательной деятельности по направлениям развития личности...

: «Особенности учебно-воспитательного процесса в классах и группах казачьей направленности». «Внеурочная деятельность школьников в классах и группах казачьей направленности».

Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на  государственную  службу обусловили создание и все большее распространение в...

«Особенности учебно-воспитательного процесса в классах и группах казачьей направленности». «Внеурочная деятельность школьников в классах и группах казачьей направленности».

Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на  государственную  службу обусловили создание и все большее распространение в...

Основные направления, направленные на оздоровление учащихся, детей младшего школьного возраста.

1.Профилактика близорукости.2.Профилактика и коррекция психо-неврологических нарушений.3.Правильная организация режима учебного процесса.4.Проведение внеклассных. дополнительных и самостоятельных заня...