Доклад "Реализация общеинтеллектуального направления
статья по теме
Сообщение на заседании методического объединения учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о внеурочной деятельности | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация общеинтеллектуального направления
во внеурочной деятельности в 1 классе
Подготовила
учитель начальных классов,
руководитель МО учителей школы 1 ступени
МБОУ «СОШ № 56» г.Курска
Смирнова Юлия Павловна.
Реализация общеинтеллектуального направления
во внеурочной деятельности в 1 классе
В рамках ФГОС в 1 классе в соответствии с реализацией основной образовательной программы начального общего образования внеурочная деятельность является обязательной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность должна дать возможность каждому ребёнку реализовать себя как личность, открыть в себе новые способности, проявить свою инициативу, творчество, компетентность, достичь определённых результатов.
Об этом говорится в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. [ 3, стр.9 ]
Общеинтеллектуательное направление внеурочной деятельности в школе тесно связано с основным образованием и является его логическим продолжением, неотъемлемой частью школьного образовательного пространства. Ученики начальной школы – это самые благодарные слушатели и участники учебного процесса. Они же с энтузиазмом включаются в активную внеурочную деятельность.
В этом направлении я разработала программу «Юный натуралист», которая позволит полнее реализовать воспитательный аспект учебного предмета «Окружающий мир».
Внеурочная деятельность, связанная с изучением курса «Окружающий мир», предусматривает организацию проектной деятельности, нацеленной на освоение содержания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Курс «Окружающий мир» включает большое количество экскурсий, в ходе которых может быть организована исследовательская проектная деятельность. [ 4, стр. 300 ]
Программа «Юный натуралист» предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в 1-4 классах и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.
Данная программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам познавательной деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной , одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Цель программы - ознакомление младших школьников с загадочным окружающим миром, формирование навыков наблюдения, исследования, проектирования, анализа, формулировки выводов, пробуждение интереса к занятиям наукой.
В процессе реализации данной программы предполагается решение следующих задач:
- изучение интересов и возможностей каждого ребенка;
- развитие мотивации младших школьников к участию в научно-познавательной деятельности;
- углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время;
- создание условий, необходимых для осуществления научно-познавательной деятельности школьников;
- формирование умений наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить задачи и находить пути решения. Делать выводы.
Организация деятельности младших школьников на занятиях курса основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся;
принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика;
взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и социумом.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Реализация программы «Юный натуралист» рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития, четыре содержательные линии.
1 класс «Хочу всё знать»
2 класс «Мы - друзья природы»
3 класс «Мой край»
4 класс «Я на планете Земля»
Режим занятий: Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2-4 классах. Реализация данной программы осуществляется в следующих видах деятельности младшего школьника:
учебное сотрудничество ( в том числе, коллективная дискуссия, групповая работа);
индивидуальная учебная деятельность (в том числе, домашняя самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);
творческая и проектная деятельность;
исследовательская деятельность;
трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно полезном труде, в социально значимых трудовых акциях).
Формы проведения занятий: экскурсии, сообщения, презентации, коллективные творческие дела, спектакли, просмотр и обсуждение видеоматериалов, викторины,
интеллектуально-познавательные игры, трудовые дела, тренинги, наблюдение учащихся за событиями в городе, стране, обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций, заочные путешествия.
Виды презентаций проектов: реклама, альбомы, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.
Ожидаемые результаты.
- Приобретение школьниками знаний о нормах отношения к природе и объектам окружающего мира; о способах самостоятельного поиска информации в справочной литературе.
- Развитие ценностных отношений к родному Отечеству, родной природе.
- Приобретение опыта природосберегающей и природоохранной деятельности, опыта самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми.
Содержание программы «Юный натуралист»
Первая содержательная линия - «Хочу всё знать» ориентирована для обучающихся 1 класса, в ходе которой решаются следующие задачи:
- Овладение основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе.
- Формирование у обучающихся интерес к природе, как одной из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Формирование представления о природном и социальном окружении человека, умения вести себя в соответствии с общечеловеческими нормами.
Содержание программного материала в 1 классе: что мы знаем и не знаем о том, что нас окружает.
Содержание занятий.
Введение (1час). Беседа. Знакомство. Узнаем друг друга поближе. Поведение в группе.
Мир велик и прекрасен (5 часов). Утренник «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики». Диспут «Мои возможности. Как мы познаем тайны мира». Создание банка вопросов: «Кто? Что? Где? Когда? Как? Почему?» (проект). Знакомство с устройствами и приборами, которые нас окружают. Дидактические игры, конкурс рисунков по впечатлениям. Анкетирование.
Разнообразие растений (3 часа). Экскурсия в природу. Тренинг поведения «На лесной полянке». Сбор природоведческого материала, составление гербария.
Деревья вокруг тебя. (9 часов). Экскурсия в парк, сбор природного материала. Подбор листьев для осеннего букета и аппликаций «..Листвы прощальная краса» Знакомство с видами засушивания растений. Искусство составления букета. Панно из природного материала «Осенний калейдоскоп». Утренник «Вот и осень к нам пришла», выставка творческих работ «Осенняя краса», инсценировка стихотворения Ю.Тувима «Спор овощей». Дидактические игры, чтение и отгадывание загадок.
Мир грибов (2часа). Лепка грибов и выставка. Просмотр видеофильма. Экскурсия в кабинет биологии.
Эти удивительные животные (3 часа). Экскурсия в детский Дом творчества (живой уголок). Мини – сообщения «Братья наши меньшие», сбор банка информации о животных, просмотр фильмов.
В мире пернатых (3 часа). Экскурсия в краеведческий музей «Птицы курского края», акция «Поможем пернатым!», практическое занятие – изготовление кормушек.
В подводном мире (2часа). Заочное путешествие в дельфинарий. Выставка рисунков, оригами, изготовление панно «Жители аквариума».
Редкая природа (2 часа). Знакомство с Красной книгой растений и животных Практическая деятельность «Защитим природу!» (изготовление экологических знаков).
Мои достижения (3 часа). Обсуждение проведенных дел, проект «Хочу всё знать» (создание классного альбома). Утренник «Земля – наш общий дом». Копилка знаний (портфолио) обучающихся.
Таким образом, я считаю, что программа научно-познавательного направления «Юный натуралист» имеет особую значимость для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в естественно-географических областях знания и является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения, тем самым предоставляя учителю выполнить задачи ФГОС.
Литература:
- Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение. 2011. - 112 с
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223с.
- Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
- Примерные программы начального общего образования. М.: Просвещение, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сотрудничество с МАУ "Дворец спорта". Дополнительная образовательная программа организации воспитательной работы и социально-направленной деятельности спортивно-оздоровительного направления с МАУ "Дворец спорта" "Здоровей-ка!" (срок реализации- 4 года)
Сотрудничество с МАУ "Дворец спорта"...
Основные направления и содержательное наполнение воспитательной деятельности по направлениям развития личности учащихся 1 класса
Основные направления воспитательной работы учащихся 1-го класса и содержательное наполнение воспитательной деятельности по направлениям развития личности...
: «Особенности учебно-воспитательного процесса в классах и группах казачьей направленности». «Внеурочная деятельность школьников в классах и группах казачьей направленности».
Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на государственную службу обусловили создание и все большее распространение в...
«Особенности учебно-воспитательного процесса в классах и группах казачьей направленности». «Внеурочная деятельность школьников в классах и группах казачьей направленности».
Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на государственную службу обусловили создание и все большее распространение в...
Программы внеурочной деятельности в начальной школе "Я - гражданин России"(духовно-нравственное направление), "Умелые ручки" (социальное направление)
программы составлены на основе стандартов ФГОС второго поколения...
Программы внеурочной деятельности "Умелые ручки"(социальное направление), "Я - гражданин России" (духовно-нравственное направление)
Программы составлены для 1-4 классов на основе стандартов ФГОС второго поколения...
Основные направления, направленные на оздоровление учащихся, детей младшего школьного возраста.
1.Профилактика близорукости.2.Профилактика и коррекция психо-неврологических нарушений.3.Правильная организация режима учебного процесса.4.Проведение внеклассных. дополнительных и самостоятельных заня...