Развитие образного мышления как мотивационный фактор младших школьников с пониженной успеваемостью
статья по теме

косенко татьяна евгеньевна

  Проблема школьной неуспеваемости при увеличении числа детей, которые не справляются с программой и уже в начале обучения попадают в разряд неуспевающих, является  очень актуальной. Её решение требует разработки и практического применения новых подходов к диагностике развития ребёнка, к анализу причин, вызывающих трудности в учебной деятельности. Как определить реальные возможности каждого ученика и создать такие условия, при которых обучение становилось бы всё более успешным? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК МОТИВАЦИОННЫЙ ФАКТОР МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОНИЖЕННОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ

   Проблема школьной неуспеваемости при увеличении числа детей, которые не справляются с программой и уже в начале обучения попадают в разряд неуспевающих, является сегодня очень и очень актуальной. Её решение требует разработки и практического применения новых подходов к диагностике развития ребёнка, к анализу причин, вызывающих трудности в учебной деятельности. Как определить реальные возможности каждого ученика и создать такие условия, при которых обучение становилось бы всё более успешным? Ответ на этот вопрос требует более широкого  и углублённого взгляда на индивидуальное развитие ребёнка. Хорошо известно, что к началу школьного обучения готовность ребёнка к этому виду деятельности определяется рядом факторов.

    Одним из факторов, влияющих на индивидуальные возможности – пространственный. Пространственные свойства и отношения – важнейшие и необходимые условия адаптивного существования. В своих наиболее развитых формах это есть мышление образами. Дети с недостаточной сформированностью фактора затрудняются, например, при восприятии условия арифметической задачи в целом, о чём свидетельствует часто встречающееся при его повторении «забывание» вопроса, при чтении может иметь место пропуска слов, что препятствует пониманию текста и указывает на фрагментность его восприятия. Аналогичные ошибки обнаруживаются в письме. Отсутствие ведения целостной конструкции слова препятствует выделению в нём структурных элементов (корень, приставка и др.). Решение сложных примеров, включающих в себя ряд последовательных действий тоже может быть затруднено в связи с несформированностью операций разделения целого на части.

       Состояние пространственного фактора позволяет оценить такое задание, как копирование куба с образца и рисование простых геометрических фигур, связанных пространственными отношениями. Успевающие школьники с этими заданиями справляются лучше, чем неуспевающие. При копировании куба основные трудности у успевающих детей состоят в передаче объёма изображения, его глубины. Воспроизведение образа фигуры как целого и передача размеров не вызывает затруднений. У неуспевающих детей нет целостности восприятия рисунка, дефицит в звене развёртывания программы рисунка, сличения результата с образцом, заметное преобладание двумерного типа изображений (см. рис.) Выполнение копирования и самостоятельного рисунка свидетельствует о том, что их структурно – топологические составляющие складываются у детей раньше, чем проекционные.

    В последнее время появилось много разнообразных подходов к изучению личности ребёнка.  Один из  таких  подходов основан на знании индивидуальных особенностей развития мышления, а в младшем школьном возрасте  - развитие образного мышления.

   Мышление – творческий процесс. Мыслительный процесс начинается тогда, когда перед нами возникает задача или проблема, у которой нет готового решения. Психологи говорят, что мышление начинается с удивления, недоумения, противоречия. В процессе мышления ребёнок не только отражает общие свойства явлений и предметов, но и устанавливает закономерные связи между ними, раскрывает их сущность, анализирует важнейшие свойства предметов, даёт возможность сделать какие – то выводы, предсказать дополнительный ход развития. Важно, чтобы школьники поняли, что мышление -  процесс познания нового. Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит учить думать.

    Основная форма мышления младшего школьного возраста – образное мышление, т. е. Такая организация образов, которая позволяет выделить самое существенное в предметах, видеть их отношение друг с другом, соотношение их частей. Быстрее соображает тот, кто мыслит образами. Если ребёнок не может догадаться, то подсказка учителя – помочь создать образ.

     Поэтому, начав работу по развитию образного мышления, я определила для себя важные моменты:

  1. чётко представлять себе, что именно я должна развивать
  2. овладеть навыками диагностики, при помощи которой фиксируется уровень развития образного мышления
  3. включать упражнения в учебный процесс, соблюдая следующий порядок: диагностика – тренировка приёмов – включение в поле деятельности

В этом плане на уроках математики мне помогает учебник Л.Г. Петерсон, в котором изучение нового материала, задания на закрепление можно рассматривать с разных сторон. К примеру сложение и вычитание двухзначных чисел  без перехода через разряд, детям предлагается записать а)графическую схему, б)разбиение каждого числа по частям, в) по рисунку, г)пользуясь свойствами сложения и вычитания . В учебнике представлены задания на классификацию по различным признакам,  с конкретным инструктажем и числовыми значениями, задания на преобразование различных операций; есть задания на необходимость проанализировать, обосновать ответ, выстроить цепочку умственных преобразований.

     Поскольку развитие образного мышления процесс сложный, то я использую не только учебный материал, но и следующие виды упражнений:

  1. составление из палочек геометрических фигур и их преобразование
  2. составление плоских изображений предметов, из набора геометрических фигур. Наиболее сложной деятельностью является воссоздание фигур по образцам контурного характера, где у ребёнка развивается, на основе создания образа, умение анализировать форму плоскостной фигуры. Важный момент этой работы – способность детей придумывать свои варианты фигур, представить свои изменения в ходе решения этих нестандартных задач.

Целеноправленная работа по развитию образного мышления, влияние на формирование творческих способностей – тема моей ОЭР.

Педагогическая

симптоматика трудностей

Причины возникновения

Задания для диагностики

и коррекции

Рекомендации

Затруднения в счёте (прямой и обратный порядок), отсутствие устойчивых навыков счёта.































ТАБЛИЦА  № 2


Трудности при выполнении счётных операций с переходом через десяток.






























ТАБЛИЦА  № 3





Некрасивое  написание цифр, высота цифр не соответствует высоте клеток в тетради














 «Зеркальное» написание цифр.













ТАБЛИЦА  № 4


Ошибки при решении арифметических примеров.





Затруднения при разложении числа на удобные для вычисления части.



Ошибки при записи состава чисел (сотни не располагаются слева от десятков, а единицы – справа).










Неспособность решать задачи несколькими способами.







Таблица  № 5.











Неумение решать задачи























ТАБЛИЦА  № 6


Использование нерациональных приёмов решения примеров и задач.








Неспособность усвоить схемы рассуждений при решении типовых задач.





















Таблица № 7


При осуществлении сравнения










Неумение сравнивать числа на основе сопоставления элементов конкретных множеств.




Замедленный темп умственной деятельности.

























Не сформирован переход из конкретного плана действий в абстрактный












Недостаточное развитие анализа пространственных отношений.












Несформированность понятий «больше», «меньше»







Недостаточное развитие анализа пространственных отношений.

Несформированность мыслительной операции «анализ» через «синтез».

















  1. Несформированность понятия числового ряда.













  1. Недостаточное развитие пространственных отношений
  1. Несформированность процессов зрительного анализа.
  2. Несформированность зрительно-двигательных координаций.








  1. Недостаточное развитие анализа пространственных отношений.
  1. Недостаточность анализа пространственных отношений.
  2. Недостаточность процессов зрительного анализа.
  3. Отсутствие прочной связи между зрительными и двигательными образами цифр.







  1. Несформированность мыслительной операции «анализ  через синтез».
  2. Недостаточное развитие анализа пространственных отношений.
  1. Недостаточный уровень развития процессов анализа.
  2. Несформированность мыслительной операции «анализ через синтез».
  1. Неусвоенность позиционного принципа построения многозначных чисел.





  1. Недостаточное развитие анализа пространственных отношений.
  2. Недостаточная сформированность процессов зрительного анализа.
  1. Недостаточная гибкость мыслительной деятельности.















  1. Недостаточное развитие операции « анализ через синтез».
  1. Недостаточность процессов анализа через синтез и анализа.








  1. Конкретность мышления


  1. Несформированность мыслительной операции обобщения.
  1. Негибкость мышления (шаблонность).
  2. Недостаточное осознавание своих мыслительных действий






Несформированность мыслительной операции установления закономерностей.





Несформированность мыслительной операции «анализ через синтез»

.Недостатки в развитии процессов обобщения.


Поверхностная смысловая обработка математического материала.



















  1. Отсутствие обобщённости мыслительной операции сравнения.
  2. Недостаточная гибкость мыслительной деятельности







  1. Недостаточное формирование процессов анализа
  2. Несформированность умения устанавливать взаимно-однозначные соответствия.


  1. Инертность нервных процессов.
  2. Недостаточное развитие основных мыслительных операции (анализа, синтез, обобщения, классификации и др.)
  3. Основательность и глубина смысловой обработки учебного материала.






  1. По схеме составить формулу и вставить пропущенные буквы и знаки.

А =……

Б =……

К =……

А .Б     А  …..      Б  …..        К  ….

  1. Вставить пропущенные знаки

……….=  одним цветом там, где

не нужно ничего вычислять, а затем другим цветом там, где нужно сначала посчитать:

6 + 4…8 + 5             7 + 2…9 – 6

А + Б…А + С          А + Б…Б + А

  1. Развитие пространственных отношений:
  1. Отработка понятий «правый», «левый».
  2. Выполнение рисунков предметов в прямом и перевёрнутом видах
  3. Узнавание предметов по контурному изображению.
  4. Составление предметов из геометрической мозаики.
  1. Диктант пространственных представлений.

Формирование понятий «больше», «меньше».







Смотри табл. № 1


  1. Математический диктант (умение разбивать второе слагаемое на удобные для вычисления части)
  1. Записано число 8. Как к нему прибавить 6? 7?и т. д. По ходу ученик записывает: 2 + 4, 2+5…
  2. Записано число 8. Как вычесть его из 15? 13?…

Ученик записывает: 5 + 3, 3 + 5..

  1. Составить примеры ( заполнить пропуски)

А.) ….+….=6           Б). 4..3 =12

     ….+….=6                 12...4 =6

    …..+….=6                18…6 =3

В) 7 + 2   7 +…

     5 - …=5 - ….

6 +….     6 +…

Овладение числовым рядом и его свойствами.

  1. прямой счёт (сосчитать до 10, начиная с 3, 5,8; сосчитать до 30, начиная с21, 24, 27)
  2. обратный счёт (сосчитать от 10 до 1, от30 до 20….)

  Сравнивается лёгкость и скорость прямого и обратного счёта; на каком уровне обратный счёт безошибочный; фиксируется, когда ученик, чтобы начать обратный счёт , сначала обращается к прямому.

Смотри таблицу  № 1


  1. Найди самые красивые цифры и обведи их ( попросить ученика объяснить свой выбор)
  2. «Змейка». На листе представлен рисунок извилистой дорожки шириной 5 мм. Ученику предлагается как можно быстрее провести карандашом линию по этой дорожке, не касаясь и не пересекая её.

Смотри таблицу № 1



Смотри таблицу № 1



Смотри выше (таблица № 3)


Задания на зрительный анализ

  1. Сосчитай сколько треугольников в фигуре
  2. Воспроизведи в тетради точно такой же предмет ( предмет составлен из геометрических фигурок)




Смотри таблицу № 2.



Смотри таблицу № 1.



.


Смотри таблицу № 2.



Предлагается записать, диктуемые по составу вразбивку. Например: а) число , состоящее из семи единиц, одной сотни и пяти десятков; б) число, состоящее из 9 единиц и 8 сотен и т.д.

Смотри таблицу № 1.



Смотри таблицу № 3.



  1. Ученикам предлагается рассмотреть какой – либо предмет с разных точек зрения и назвать как можно больше его свойств, качеств, признаков.


  1. Даются 12- 15 арифм. примеров или несколько задач, похожих по математич. содержанию, но разных по способам  решения и по внешнему оформлению. Нужно разделить их на группы по какому-либо признаку.

Детям предлагают решить математические ребусы.


  1. Математический диктант (см. таблицу № 2.).
  2. Составить примеры (см. таблицу № 2).
  3. Арифметические задачи (на расхождение сюжетного и арифметических действий; задачи с недостающими данными; задачи с лишними данными).
  4. Задачи на вычленение математического содержания.
  5. Задания по типу «четвёртый лишний»


  1. Задания по типу раздели на группы ( см. таблицу № 2.)









Найди закономерность:

1, 4, 7, 10, ….,….. 19, 21, 24, 27


5, 8, 10, 11, 14, 16, 17, 20,….,…..


11,…,…,11, 13, 12, 14, 13. 15, 14.


Смотри табл. № 2.



  1. Выбор предметов по общему признаку.
  2. Выбор лишнего предмета.

























Даются 12-15 примеров, похожих по содержанию, но разных по способу решения; разных по внешнему оформлению и похожих по способу решения. Предлагается разделить на группы по какому-либо признаку.

  1. Предлагается выбрать самую красивую цифру, объяснить почему.
  2. Посчитать сколько треугольников в данной фигуре.



  1. Задания на классификацию, выделение существенных признаков и обобщение.



Задания на анализ смыслового содержания текста.

Развивать порядковую подструктуру:

  1. умение сравнивать объекты по предложенным свойствам
  2. устанавливать закономерности по принципу: большие – маленькие; слева – справа и т.д.
  3. оперировать пространственными представлениями
  4. определять предыдущие и последующие числа




















 





  1. Развивать порядковую подструктуру (см. таблицу №1).
  2. Развивать алгебраическую подструктуру:
  1. умение строить связь между целым и его частями
  2. выполнять действие в любой последовательности (соединение, разбиение, составление)
  3. заменять ряд преобразований одним







Развивать порядковую подструктуру ( см. таблицу № 1).













Развивать порядковую подструктуру (см. таблицу №1)

Развивать топологическую подструктуру:

  1. уметь последовательно и непрерывно вычерчивать контур цифр, предметов.
  2. Логично и доказательно обосновывать принятые решения, переходя к умозаключениям через рассуждения, действуя поэтапно.



Развивать порядковую подструктуру ( см. таблицу №1).


Развивать порядковую подструктуру.




Развивать метрическую подструктуру:

  1. уметь выполнять количественные преобразования
  2. определять конкретные числовые значения




Развивать алгебраическую подструктуру (см. таблицу № 2).


Развивать порядковую подструктуру (см. таблицу № 1).




Развивать алгебраическую подструктуру (см. таблицу № 2).



















































Требовать от ученика объяснения решения задачи, хода своего мыслительного процеса.






Развивать алгебраическую подструктуру (см.таблицу №2)









Развивать проективную подструктуру:

  1. уметь распознавать, представлять, ориентироваться среди зрительных объектов, их графических изображений с любой точки отсчёта.
  2. Чертить схемы к условию задачи
  3. Выбирать схему, соответствующую условию задачи.
  4. Рассуждать, делать выводы, доказывать точку зрения с опорой на зрительные образцы.











Развивать порядковую подструктуру.













Предоставить возможность работать в удобном темпе.









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания, влияющее на мотивационную деятельность младших школьников

В презентации представлены ключевые моменты исследовательской деятельности ведущих специалистов в области психологии внимания; мониторинг  проблемных параметров развития ребенка и перспективные з...

Эйдетика. Развитие образного мышления младших школьников

     Психический мир людей многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития психики человек многое может и умеет.  Мы сохраняем приобретенный и накаплив...

Речевое творчество детей как средство развития образного мышления младших школьников

Современными исследованиями доказано, что каждый человек психологически обладает одной доминантной подструктурой, которая и определяет «лицо» его интеллекта. При этом, по мере...

Развитие логического мышления в процессе обучения младших школьников

Выступление на педагогическом совете школы. Цель: дифференциация и индивидуализация в свете новых стандартов. В данной работе представлено мое видение и видение опытных педагогов России по развитию ло...

«Развитие образного мышления и графических навыков у детей младшего школьного возраста по средствам уроков ИЗО»

В статье рассказываертся о методах и приемах,используемых на уроках ИЗО, которые способствуют формированию у детей целостного взгляда на мир и ведут к пониманию законов мироздания...

Влияние дополнительного образования на развитие образного мышления и творческих способностей детей младшего школьного возраста

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития творческого потенциала детей. В статье представлены результаты исследования образного мышления и творческих способностей младших школьников на конста...

Развитие логического мышления в процессе обучения младших школьников

В данной работе представлено моё видение и видение опытных педагогов России по развитию логического мышления в процессе обучения младших школьников....