Рабочие программы по системе учебников "Начальная школа 21 века"
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему

Рарочие программы по технологии, физической культуре, ИЗО для 2 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное     общеобразовательное      учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №76»

    «Рассмотрено»

        «Согласовано»

              «Утверждаю»

на заседании МО учителей

зам.директора по УР

Директор МОУ «СОШ № 76»

начальных классов __________

(Белокудрина О.Н.)

протокол № _________

_________( Александрова О.С.)

___________       (Т.Г.Клочкова)

приказ № __________________

        "_____"______       2012 г.

        "_____"_______      2012  г.

          от "_____"_____     2012 г.

Ленинского района города Саратова




Рабочая программа



Мирошиной Натальи Геннадьевны,


учителя начальных классов


Ф.И.О., категория

_по__технологии,     2 класс_______________________________________________

Предмет, класс

                                                                                             

  Рассмотрено на заседании

 педагогического совета

                                                                                                       Протокол №_____

     от «___»___________2012 г.

2012-2013    учебный год

Пояснительная записка

Программа по технологии разработана на основе требований федерального  государственного образовательного стандарта начального образования.

В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники; во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребёнка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.

Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребёнка, и его предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.)

Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского языка, литературного чтения.)

Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создаёт уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут применять свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или за авторство оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальный продукт). Именно так закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создаёт предпосылки для более успешной социализации.

Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

Содержание тем учебного курса

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (5 ч.)

Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде. Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи),одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремёсла и ремесленники. Названия профессий ремесленников. Современное состояние ремёсел. Ремесленные профессии, распространённые в месте проживания детей. Технологии выполнения их работ во времена Средневековья и сегодня.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды.

Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники ).

Природа – источник сырья. Природное сырьё, природные материалы.

Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды.

Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.

Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).

Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов).

Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.

Технология ручной обработки материалов. (13 ч.)

Материалы природного происхождения: природные материалы, натуральные ткани, нитки. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), её свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. 

Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.

 Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.

Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).

Элементы графической грамоты. Основы проектной деятельности.(8 ч.)

Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами.

Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линия чертежа. Разметка по линейке, угольнику, Циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью  чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складывания.

Конструирование и моделирование (5 ч.)

Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объёмных форм сгибанием. Виды соединения деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовой, проволочный). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия.

Транспортные средства, используемые в трёх стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов; транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (2 ч.)

Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях по изучаемым темам.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

1.

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

5

2

3

2.

 Технология обработки материалов.

13

              4

9

3.

Элементы графической грамоты. Основы проектной деятельности.

8

2

6

4.

Конструирование и моделирование.

5

1

4

5.

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).

          2

             1

       1

6.

Резерв

          1

                                         

       

ИТОГО:

          34

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

  1. объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов , иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека;
  2. уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
  3. понимать исторические традиции ремёсел, уважительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  1. определять при помощи учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;
  2. учиться выявлять  и формировать учебную проблему совместно с учителем (в ходеанализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
  3. учиться планировать практическую деятельность на уроке;
  4. под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия для выполнения оптимального решения проблемы;
  5. учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в рабочей тетради);
  6. работать по плану, составленному совместно с учителем, используя необходимые дидактические средства  (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций  (с помощью шаблонов неправильной формы, чертёжных инструментов);
  7. определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

Познавательные УУД:

  1. наблюдать конструкции и образы  объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
  2. сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности  декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
  3. учиться понимать необходимость использования пробно- поисковых  практических упражнений для открытия нового знания и умения;
  4. находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях ;
  5. при помощи учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
  6. самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:

  1. уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение;
  2. уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать  изделия;
  3. вступать в беседу и обсуждение на уроке;
  4. учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

Предметные результаты

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

Знать (на уровне представлений):

  1. об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);
  2. о гармонии предметов и окружающей среды;
  3. о профессиях мастеров родного края;
  4. об особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.

Уметь:

  1. самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
  2. готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
  3. выделять, называть и применять изученные правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
  4. самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения – своё или высказанное другими;
  5. уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.

Технология обработки материалов.

Знать:

  1. Обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
  2. названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
  3. происхождение натуральных тканей и их виды;
  4. способы соединения деталей, изученные соединительные материалы.

Уметь:

  1. оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
  2. решать не сложные конструкторско-технологические задачи;
  3. справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.

Элементы графической грамоты. Основы проектной деятельности.

Знать:

  1. основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;
  2. линии чертежа (линия контура  и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;

названия, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) 

Уметь:

  1. читать простейшие чертежи (эскизы);
  2. выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз).

Конструирование и моделирование.

Знать:

  1. неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
  2. отличия макета и модели.

Уметь:

  1. конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
  2. определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.

Использование информационных технологий

  1. знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.

Литература и средства обучения

1. Лутцева Е.А. Технология: 2 класс: учебник – М.: Вентана – Граф, 2012.

2.Лутцева Е.А. Технология: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана – Граф, 2012.

3.Лутцева Е.А. Технология: программа: 1-4 классы – М.: Вентана – Граф, 2011.

4. Лутцева Е.А. Технология: 2 класс: органайзер для учителя: сценарии уроков – М.: Вентана – Граф, 2012.

5. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана – Граф, 2007.

Календарно – тематическое планирование курса

«Техннология»

2 класс (34 часа)

Номер урока

Номер урока в теме

Тема урока

Цифровые ресурсы

Домашнее задание

Планируемые сроки

Дата проведения

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание(2 ч.)

Приспособление первобытного человека к окружающей среде.

С. 3-5

6/09

Ремёсла и ремесленники. Профессии ремесленников. Разделение труда.

С.6-8

13/09

Технология обработки материалов(6 ч.)

1.

Свойства материалов.

С.9

20/09

2.

Назначение инструментов.

С.10-13

27/09

Технологические операции

С.20-21

4/10

Разметка деталей. Отделение детали от заготовки.

С.22-23

11/10

Сборка изделия. Отделка изделия.

С.24-26

18/10

Разметка с помощью чертёжных инструментов.

С.27-29

25/10

Элементы графической грамоты. Основы проектной деятельности(8 ч.)

1.

Линии чертежа. Чертёж. Чтение чертежа.

С.30-31

2.

Разметка прямоугольника с помощью угольника.

С.33

3.

Циркуль. Разметка деталей циркулем. Радиус окружности. Чертёж окружности.

С.34-36

4.

Введение в проектную деятельность.

Новогодний проект.

С.37

5.

Введение в проектную деятельность.

Новогодние подвески.

С.38-43

6.

Введение в проектную деятельность.

Ёлочные игрушки.

С.44-48

Введение в проектную деятельность.

Ёлочные гирлянды.

С.49-54

8.

Введение в проектную деятельность.

Презентация проекта.

-

Общекультурные и общетрудовые компетенции(3 ч.)

Выбираем конструкцию изделия.

С.14

Что такое композиция.

С.15-16

Симметрично и несимметрично.

С.17-19

Технология обработки материалов(7 ч.)

1.

Происхождение натуральных тканей, их свойства.

С.55

2.

Изготовление натуральных тканей.

3.

На прядильно-ткацкой фабрике.

Технологические операции обработки ткани.

Технология изготовления швейных изделий.

6.

 Строчка прямого стежка.

7.

Разметка строчек.

Конструирование и моделирование(5 ч.)

1.

Транспортные средства. Макеты и модели.

2.

Виды соединения деталей конструкции.

3.

Техника в жизни человека. Транспорт.

С.56

30.

4.

Техника в жизни человека. История развития воздушного транспорта.

С.60-61

31.

5.

Техника в жизни человека. История развития водного транспорта.

С.62-64

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)(2 ч.)

32,33

Представление о назначении персонального компьютера, его учебных возможностях

34.

Резерв.



Предварительный просмотр:

Муниципальное     общеобразовательное      учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №76»

    «Рассмотрено»

        «Согласовано»

              «Утверждаю»

на заседании МО учителей

зам.директора по УР

Директор МОУ «СОШ № 76»

начальных классов __________

(Белокудрина О.Н.)

протокол № _________

_________( Александрова О.С.)

___________       (Т.Г.Клочкова)

приказ № __________________

        "_____"______       2012 г.

        "_____"_______      2012  г.

          от "_____"_____     2012 г.

Ленинского района города Саратова




Рабочая программа


Мирошиной Натальи Геннадьевны



Ф.И.О., категория

_по_физической культуре,                                                                                                         2 класс________________________________________________

Предмет, класс

                                                                                             

    Рассмотрено на заседании

 педагогического совета

                                                                                                       Протокол №_____

     от «___»___________2012 г.

2012-2013    учебный год

Пояснительная записка

Программа начального общего образования учебного предмета «Физическая культура» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО (2009 г.) и входит в состав комплекта учебной литературы, включающего учебники для уч-ся 1-2 классов.

Материал программы направлен на реализацию приоритетной задачи образования – формирование всесторонне гармонично развитой личности; на реализацию творческих способностей обучающихся, их физическое совершенствование; на развитие основных двигательных (физических) жизненно важных качеств; на формирование у школьников научно обоснованного отношения к окружающему миру. В соответствии с программой образовательный процесс в области физической культуры в начальной школе должен быть ориентирован:

  1. На развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
  2. На обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями базовых видов спорта;
  3. На основе знаний о физической культуре;
  4. На обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями.

Принципы, лежащие в основе построения программы:

  1. Личностно ориентированные принципы – двигательного развития, творчества, психологической комфортности;
  2. Культурно ориентированные принципы – целостного представления о физической культуре;
  3. Деятельностно ориентированные принципы – двигательной деятельности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной физкультурной деятельности младшего школьника;
  4. Принцип достаточности и сообразности, опред6еляющий распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
  5. Принцип вариативности, лежащий в основе планирования учебного материала в соответствии с особенностями физического развития, медицинских показаний, возрастно-половыми особенностями учащихся, интересами учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и типом, видом учебного учреждения.

Программа ориентирована  на создание у школьников основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Принципиальное значение придаётся обучению младших школьников навыкам и умениям организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В процессе самостоятельного использования учащимися приобретённых знаний, двигательных умений и навыков усиливается оздоровительный эффект физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.

Содержание тем учебного курса

Знания о физической культуре(5 ч)

Понятие о физической культуре. Зарождение и развитие  физической культуры. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.

Олимпийские игры. История появления Олимпийских игр. Возрождение Олимпийских игр. Важнейшие символы Олимпийских игр.

Внешнее строение тела человека. Опорно-двигательная система человека (общая характеристика, скелет и мышцы человека, суставы, сухожилия). Осанка человека. Стопа человека. Предупреждение травматизма во время занятий физическими упражнениями. Дыхательная система человека. Профилактика заболеваний органов дыхания.

Подбор одежды, обуви и инвентаря для занятий физическими упражнениями.

Подбор одежды, обуви и инвентаря для занятий физическими упражнениями.

Терминология гимнастических упражнений.

Организация здорового образа жизни (3 ч)

Правильный режим дня (соблюдение, планирование). Здоровое питание. Утренняя гигиеническая гимнастика. Физкультминутки. Закаливание. Массаж. Правила личной гигиены. Профилактика нарушений зрения.

Наблюдение за физическим развитием и физической подготовленностью (1 ч)

Простейшие навыки контроля самочувствия. Измерение сердечного пульса (частота сердечных сокращений). Измерение длины и массы тела. Оценка состояния дыхательной системы. Оценка правильности осанки. Оценка основных двигательных качеств.

Физкультурно-оздоровительная деятельность(7 ч)

Физические упражнения для утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток, профилактики нарушений осанки, профилактики плоскостопия. Комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств. Тренировка дыхания. Упражнения для снятия утомления глаз и профилактики нарушений зрения. Упражнения для расслабления мышц. Упражнения для успокоения (психорегуляция).

Спортивно-оздоровительная деятельность (86 ч)

Строевые упражнения и строевые приёмы.

Лёгкая атлетика (беговые и прыжковые упражнения, бросание малого и большого мяча, метание).

Гимнастика с основами акробатики (лазание, перелезание, ползание, висы и упоры, акробатические упражнения, снарядная гимнастика, кувырки, перекаты).

Лыжная подготовка (лыжные ходы, повороты, подъёмы, спуски).

Подвижные игры (на свежем воздухе и в помещении), спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол).

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

1.

Знания о физической культуре

5

5

2.

 Организация здорового образа жизни

3

3

3.

Наблюдение за физическим развитием и физической подготовленностью

          1

1

4.

Физкультурно-оздоровительная деятельность

7

7

  5.

Спортивно-оздоровительная деятельность

         86

        86

ИТОГО:

        102

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате освоения предлагаемой программы учебного предмета  «Физическая культура» учащиеся, закончившие этап начального обучения, должны:

Называть, описывать и раскрывать:

  1. Роль и значение занятий физическими упражнениями в жизни младшего школьника;

  1. Значение правильного режима дня, правильного питания, процедур закаливания,  утренней гигиенической гимнастики, физкультурных пауз в течение учебного дня;

  1. Связь физической подготовки с развитием двигательных качеств, опорно-двигательной, дыхательной и кровеносной систем;

  1. Значение физической нагрузки и способы её регулирования;

  1. Причины возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактику травматизма;

Уметь:

  1. Выполнять упражнения для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, зрения;
  2. Выполнять упражнения дыхательной гимнастики, психорегуляции;
  3. Составлять при помощи взрослых индивидуальные комплексы упражнений для самостоятельных занятий физической культурой;
  4. Варьировать предложенные комплексы упражнений для утренней гимнастики, физкультминуток;
  5. Выполнять упражнения и простейшие акробатические  и гимнастические комбинации, упражнения лёгкой атлетики;
  6. Выполнять двигательные действия при передвижении на лыжах ;
  7. Участвовать в подвижных играх и организовывать подвижные  игры со сверстниками, оценивать результаты подвижных игр;
  8. Выполнять игровые действия в футболе, баскетболе и волейболе, играть по упрощённым правилам;
  9. Организовывать  и соблюдать правильный режим дня;
  10. Подсчитывать частоту сердечных сокращений и дыхательных движений для контроля состояния организма во время занятий физическими упражнениями;
  11. Измерить собственные массу и длину тела;
  12. Оказывать доврачебную помощь при лёгких травмах опорно-двигательного аппарата и кожных покровов.

Литература и средства обучения

1. Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Петров С.С. Физическая культура: 1-2 класс: учебник – М.: Вентана – Граф, 2012.

2. Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Петров С.С. Физическая культура: программа: 1-4 классы – М.: Вентана – Граф, 2012.

Календарно – тематическое планирование курса

«Физическая культура»

2 класс (102 часа)

Номер урока

Номер урока в теме

Тема урока

Цифровые ресурсы

Домашнее задание

Планируемые сроки

Дата проведения

Знания о физической культуре(5 ч)

1.

1.

Олимпийские игры. История появления Олимпийских игр.

Подготовить сообщение на тему «Олимпийские игры»

3/09

2.

2.

Скелет и мышцы человека.

Подготовить сообщение на тему «Скелет и мышцы человека»

5/09

3.

3.

Осанка человека.

Подготовить сообщение на тему «Осанка человека»

7/09

4.

4.

Стопа человека.

Подготовить сообщение на тему «Стопа человека»

10/09

5.

5.

Одежда для занятий разными физическими упражнениями.

Подготовить сообщение на тему «Одежда для занятий разными физическими упражнениями»

12/09

Организация здорового образа жизни (3 ч)

6.

1.

Правильный режим дня.

Организовать  и соблюдать правильный режим дня.

14/09

7.

2.

Закаливание.

Подготовить сообщение на тему «Закаливание»

17/09

8.

3.

Профилактика нарушений зрения.

Подготовить сообщение на тему «Профилактика нарушений зрения»

19/09

Наблюдение за физическим развитием и физической подготовленностью (1 ч)

9.

1.

Оценка правильности осанки.

Измерить собственные массу и длину тела.

21/09

Физкультурно-оздоровительная деятельность(7 ч)

10.

1.

Физические упражнения для утренней гигиенической гимнастики

Составить при помощи взрослых индивидуальный комплекс упражнений для утренней гигиенической гимнастики

24/09

11.

2.

Физические упражнения для физкультминуток

Разучить упражнения для физкультминуток

26/09

12.

3.

Физические упражнения для расслабления мышц

Разучить упражнения для расслабления мышц

28/09

13.

4.

Физические упражнения для профилактики нарушений осанки

Разучить упражнения для профилактики нарушений осанки

1/10

14.

5.

Физические упражнения для профилактики плоскостопия

Разучивание упражнений для профилактики плоскостопия

3/10

15.

6.

Физические упражнения для профилактики нарушений зрения

Разучивание упражнений для профилактики нарушений зрения

5/10

16.

7.

Комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств

Разучить упражнения для развития основных двигательных качеств

8/10

Спортивно-оздоровительная деятельность (86 ч)

17.

1.

Лёгкая атлетика. Бег в среднем темпе.

 

Подготовить сообщение на тему «Легкая атлетика»

10/10

18.

2.

 Бег в среднем темпе.

Выполнять упражнение лёгкой атлетики «Бег»

12/10

19.

3.

 Бег с максимальной скоростью.

Выполнять упражнение лёгкой атлетики «Бег»

15/09

20.

4.

 Бег с максимальной скоростью.

Выполнять упражнение лёгкой атлетики «Бег»

17/10

21.

5.

 Бег с ускорением.

Выполнять упражнение лёгкой атлетики «Бег»

19/10

22.

6.

 Бег с ускорением.

Выполнять упражнение лёгкой атлетики «Бег»

22/10

23.

7.

Челночный бег.

Выполнять упражнение лёгкой атлетики «Бег»

24/10

24.

8.

Челночный бег.

Выполнять упражнение лёгкой атлетики «Бег»

26/10

25.

9.

Прыжки в длину с места.

Выполнять упражнение лёгкой атлетики «Прыжки в длину с места»

26.

10.

Прыжки в длину с места.

Выполнять упражнение лёгкой атлетики «Прыжки  в длину с места»

27.

11.

Прыжки в длину с разбега 3–5 шагов.

Выполнять упражнение лёгкой атлетики «Прыжки в длину с разбега»

28.

12.

Прыжки в длину с разбега 3–5 шагов.

Выполнять упражнение лёгкой атлетики «Прыжки в длину с разбега»

29.

13.

Метание резинового мяча вверх двумя руками.

Выполнять упражнение лёгкой атлетики «Метание резинового мяча»

30.

14.

Метание резинового мяча вверх двумя руками.

Выполнять упражнение лёгкой атлетики «Метание резинового мяча»

31.

15.

Метание резинового мяча вперёд одной рукой.

Выполнять упражнение лёгкой атлетики «Метание резинового мяча»

32.

16.

Метание резинового мяча вперёд одной рукой.

Выполнять упражнение лёгкой атлетики «Метание резинового мяча»

33.

17.

Метание резинового мяча двумя руками от груди.

Выполнять упражнение лёгкой атлетики «Метание резинового мяча»

34.

18.

Метание резинового мяча двумя руками от груди.

Выполнять упражнение лёгкой атлетики «Метание резинового мяча»

35.

19.

Метание резинового мяча двумя руками из-за головы.

Выполнять упражнение лёгкой атлетики «Метание резинового мяча»

36.

20.

Метание резинового мяча двумя руками из-за головы.

Выполнять упражнение лёгкой атлетики «Метание резинового мяча»

37.

21.

Метание резинового мяча снизу двумя руками

Выполнять упражнение лёгкой атлетики «Метание резинового мяча»

38.

22.

Метание резинового мяча снизу двумя руками

Выполнять упражнение лёгкой атлетики «Метание резинового мяча»

39.

23.

Кроссовый бег.

40.

24.

Гимнастика с основами акробатики. Ходьба на полусогнутых ногах.

Подготовить сообщение на тему «Гимнастика»

41.

25.

Ходьба в приседе.

Выполнение упражнений на развитие мышц ног.

42.

26.

Ходьба на носках.

Выполнение упражнений на развитие мышц ног.

43.

27.

Ходьба широким шагом.

Выполнение упражнений на развитие мышц ног.

44.

28.

Ходьба с высоким подниманием коленей.

Выполнение упражнений на развитие мышц ног.

45.

29.

Выполнение команд «По порядку рассчитайсь!», «На первый-второй рассчитайсь!»

46.

30.

Лыжная подготовка.  Правила техники безопасности на уроках по лыжной подготовке. Правила хранения лыж.

Подготовить сообщение на тему «Лыжный спорт»

47.

31.

Передвижение на лыжах по ровной местности.

Выполнять двигательные действия при передвижении на лыжах по ровной местности.

48.

32.

Передвижение на лыжах по ровной местности.

Выполнять двигательные действия при передвижении на лыжах по ровной местности.

49.

33.

Передвижение на лыжах по ровной местности.

Выполнять двигательные действия при передвижении на лыжах по ровной местности.

50.

34.

Передвижение на лыжах по ровной местности ступающим шагом с палками и без палок.

Выполнять двигательные действия при передвижении на лыжах по ровной местности ступающим шагом.

51.

35.

Передвижение на лыжах по ровной местности ступающим шагом с палками и без палок.

Выполнять двигательные действия при передвижении на лыжах по ровной местности ступающим шагом.

52.

36.

Передвижение на лыжах по ровной местности ступающим шагом с палками и без палок.

Выполнять двигательные действия при передвижении на лыжах по ровной местности ступающим шагом.

53.

37.

Передвижение на лыжах по ровной местности скользящим шагом.

Выполнять двигательные действия при передвижении на лыжах по ровной местности скользящим шагом.

54.

38.

Передвижение на лыжах по ровной местности скользящим шагом.

Выполнять двигательные действия при передвижении на лыжах по ровной местности скользящим шагом.

55.

39.

Передвижение на лыжах по ровной местности скользящим шагом.

Выполнять двигательные действия при передвижении на лыжах по ровной местности скользящим шагом.

56.

40.

Прохождение дистанции 1 км скользящим шагом.

57.

41.

Спуски с пологих склонов.

Отрабатывать спуски с пологих склонов.

58.

42.

Спуски с пологих склонов.

Отрабатывать спуски с пологих склонов.

59.

43.

Спуски с пологих склонов.

Отрабатывать спуски с пологих склонов.

60.

44.

Торможение «плугом».

Отрабатывать торможение «плугом».

61.

45.

Торможение «плугом».

Отрабатывать торможение «плугом».

62.

46.

Подъём на пологий склон способом «лесенка».

Отрабатывать подъём на пологий склон способом «лесенка».

63.

47.

Подъём на пологий склон способом «лесенка».

Отрабатывать подъём на пологий склон способом «лесенка».

64.

48.

Прохождение дистанции 1 км скользящим шагом.

65.

49.

Гимнастика с основами акробатики. Выполнение команд «По порядку рассчитайсь!», «На первый-второй рассчитайсь!»

Подготовить сообщение на тему «Акробатика»

66.

50.

Повороты направо, налево, кругом.

Отрабатывать повороты направо, налево, кругом.

67.

51.

Повороты направо, налево, кругом.

Отрабатывать повороты направо, налево, кругом.

68.

52.

Построения в шеренгу, в колонну по одному.

69.

53.

Построения в шеренгу, в колонну по одному.

70.

54.

Выполнение команд «Шагом марш!», «Стой!».

Отрабатывать выполнение команд «Шагом марш!», «Стой!».

71.

55.

Выполнение команд «Шагом марш!», «Стой!».

Отрабатывать выполнение команд «Шагом марш!», «Стой!».

72.

56.

Передвижения в колонне по одному.

73.

57.

Передвижения в колонне по одному.

74.

58.

Отжимание в упоре лежа и в упоре на гимнастической скамейке.

Выполнение упражнения «Отжимание»

75.

59.

Отжимание в упоре лежа и в упоре на гимнастической скамейке.

Выполнение упражнения «Отжимание»

76.

60.

Подтягивание на высокой и низкой перекладине.

Выполнение упражнения «Подтягивание»

77.

61.

Подтягивание на высокой и низкой перекладине.

Выполнение упражнения «Подтягивание»

78.

62.

Группировка, перекаты в группировке.

Выполнение упражнения «Группировка»

79.

63.

Кувырок вперёд.

Выполнение упражнения «Кувырок вперёд»

80.

64.

Кувырок вперёд.

Выполнение упражнения «Кувырок вперёд»

81.

65.

Подвижные и спортивные игры. Подвижная игра «Мяч на полу».

http://www.fizkult-ura.ru

Организовать подвижные  игры со сверстниками.

82.

66.

Подвижная игра«Кто подходил?», элементы спортивной игры «Футбол»

http://www.fizkult-ura.ru

Организовать подвижные  игры со сверстниками.

83.

67.

Подвижная игра «Космонавты», правила спортивной игры «Футбол»

http://www.fizkult-ura.ru

Подготовить сообщение на тему «Футбол»

84.

68.

Подвижная игра «Караси и щука», элементы спортивной игры «Волейбол»

http://www.fizkult-ura.ru

Организовать подвижные  игры со сверстниками.

85.

69.

Подвижная игра «Белые медведи», правила спортивной игры «Волейбол»

http://www.fizkult-ura.ru

Подготовить сообщение на тему «Волейбол»

86.

70.

Подвижная игра «Два мороза», элементы спортивной игры «Баскетбол»

http://www.fizkult-ura.ru

Организовать подвижные  игры со сверстниками.

87.

71.

Подвижная игра «Совушка»,  правила спортивной игры «Баскетбол»

http://www.fizkult-ura.ru

Подготовить сообщение на тему «Баскетбол»

88.

72.

Подвижная игра «Волки во рву», спортивная игра «Футбол»

http://www.fizkult-ura.ru

Организовать подвижные  игры со сверстниками.

89.

73.

Подвижная игра «Мяч на полу», спортивная игра «Футбол»  по упрощённым правилам;

http://www.fizkult-ura.ru

Организовать подвижные  игры со сверстниками.

90.

74.

Подвижная игра «Передача мячей в колоннах», спортивная игра «Волейбол» »  по упрощённым правилам

http://www.fizkult-ura.ru

Организовать подвижные  игры со сверстниками.

91.

75.

Подвижная игра «Гуси-лебеди», спортивная игра «Волейбол» по упрощённым правилам

http://www.fizkult-ura.ru

Организовать подвижные  игры со сверстниками.

92.

76.

Подвижная игра «Команда быстроногих», спортивная игра «Баскетбол» по упрощённым правилам

http://www.fizkult-ura.ru

Организовать подвижные  игры со сверстниками.

93.

77.

Подвижная игра «Эстафета зверей», спортивная игра «Баскетбол» по упрощённым правилам

http://www.fizkult-ura.ru

Организовать подвижные  игры со сверстниками.

94.

78.

Подвижная игра «Вызов номеров», спортивная игра «Футбол» по упрощённым правилам

http://www.fizkult-ura.ru

Организовать подвижные  игры со сверстниками.

95.

79.

Подвижная игра «Лиса и куры», спортивная игра «Футбол» по упрощённым правилам

http://www.fizkult-ura.ru

Организовать подвижные  игры со сверстниками.

96.

80.

Подвижная игра «Кто дальше бросит?», спортивная игра «Волейбол» по упрощённым правилам

http://www.fizkult-ura.ru

Организовать подвижные  игры со сверстниками.

97.

81.

Подвижная игра «Метко в цель», спортивная игра «Волейбол» по упрощённым правилам

http://www.fizkult-ura.ru

Организовать подвижные  игры со сверстниками.

98.

82.

Подвижная игра «Шишки, жёлуди, орехи», спортивная игра «Баскетбол» по упрощённым правилам

http://www.fizkult-ura.ru

Организовать подвижные  игры со сверстниками.

99.

83.

Подвижная игра «Альпинисты», спортивная игра «Баскетбол» по упрощённым правилам

http://www.fizkult-ura.ru

Организовать подвижные  игры со сверстниками.

100.

84.

Подвижная игра «Прыжки по полоскам», спортивная игра «Футбол» по упрощённым правилам

http://www.fizkult-ura.ru

Организовать подвижные  игры со сверстниками.

101.

85.

Подвижная игра «Кто обгонит», спортивная игра «Футбол» по упрощённым правилам

http://www.fizkult-ura.ru

Организовать подвижные  игры со сверстниками.

102.

86.

Подвижная игра «Попади в мяч», спортивная игра «Волейбол» по упрощённым правилам

http://www.fizkult-ura.ru

Организовать подвижные  игры со сверстниками.



Предварительный просмотр:

Муниципальное     общеобразовательное      учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №76»

    «Рассмотрено»

        «Согласовано»

              «Утверждаю»

на заседании МО учителей

зам.директора по УР

Директор МОУ «СОШ № 76»

начальных классов __________

(Белокудрина О.Н.)

протокол № _________

_________( Александрова О.С.)

___________       (Т.Г.Клочкова)

приказ № __________________

        "_____"______       2012 г.

        "_____"_______      2012  г.

          от "_____"_____     2012 г.

Ленинского района города Саратова




Рабочая программа




Ф.И.О., категория

_по_________________________________________________

Предмет, класс

                                                                                             

    Рассмотрено на заседании

 педагогического совета

                                                                                                       Протокол №_____

     от «___»___________2012 г.

2012-20 13    учебный год

Пояснительная записка

  Опереляющие хар-ки данной программы – интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, основные положения творческого развития ребёнка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические и методические подходы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанную Б. П. Юсовым в Учреждении РАО «Институт художественного образования».

Данная программа учитывает опыт и современные направления педагогики в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имён тенденций в искусстве. Современный уровень социокультурного развития общества требует обновления культуры общения педагога с учащимися, разработки таких учебных программ по предмету «Изобразительное искусство», которые обеспечивали бы полихудожественное развитие школьников.

  Цель уроков изобразительного искусства ав начальной школе – разнообразие художественно-творческое развитие учащихся:

Формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;

Активизацию самостоятельной творческой деятельности;

Развитие интереса к природе и потребности общения с искусством;

Формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

Воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

Воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения;

Развивать творческий потенциал ребёнка путём активизации у него воображения и фантазии, формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;

Формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративнго-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;

Формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;

Развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.

Проблема всестороннего художественного развития учащихся реализуется в программе путём развития дифференцированного зрения, освоения художественно-образного языка изобразительного. Особое внимание в программе уделяется самостоятельной художественно-творческой деятельности школьников, восприятию ими произведений разных видов искусства.

В основе преподавания предмета «Изобразительное искусство»лежит единство обучения и воспитания, взаимодействие с образовательными дисциплинами.

Содержание тем учебного курса

I. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир), 17 часов

1. Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение        

Примерные темы композиций: «Заколдованный лес», «Хозяйство Лесовичка», «Кто где спрятался», «Таинственный мир облаков (там есть города, моря, корабли, животные)», «Кто заблудился в лесу», «По дороге с облаками», «Дождик», «Кто солнышка боится, а кто к солнышку тянется». Формирование у детей интереса к разным искусствам путём наблюдения

2. Выбор художником образов, красок, средств воплощения замысла на основе наблюдений за изменением цвета, пространства и формы в природе и в интерьере (в зависимости от освещения). 

Выражение чувств художника в произведении искусства через цвет и форму. Единичное и общее в искусстве: предмет в среде, слово в стихе, звуки в музыке. Развитие у детей желания проявить себя в каком-либо виде творчества. Выполнение цветовых и графических композиций без конкретного изображения; передача впечатления, полученного на прогулке, от прослушанного стихотворения или музыкального произведения

3. Зависимость цветовой гаммы от темы        

Знакомство с тёплой и холодной цветовыми гаммами. Примерные темы композиций: «На оленях по снегу», «На верблюдах по пустыне»

4. Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры        

Рисование с натуры двух сосудов, сходных по форме, но различных по фактуре и пропорциям. Создание осеннего натюрморта из предметов разной формы и фактуры. Заочные (видео) путешествия в музеи писателей, композиторов

5. Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и в природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни        

Интерьер и его музыка. Изображение своей комнаты, предметы которой рассказывают об увлечениях хозяина

6. Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы        

Открытое пространство. Рассуждения об открытом и о закрытом пространстве. Задумать путешествие и изобразить его маршрут со всеми подробностями

7. Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет        

В каждом пространстве свои ароматы и звуки, которые создают настроение. Изображение одного и того же пейзажа днём и вечером; общее и особенное в них

8. Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы        

Освоение человеком пространства земли. Зависимость архитектуры от климата и ландшафта. Тема композиции: «Дом и окружающий его мир природы»

9. Освоение окружающего пространства как среды, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде        

Художник-архитектор проектирует внешнюю и внутреннюю форму здания, создаёт проект на бумаге. Предмет и человек в среде, в архитектуре, в пространстве. Создание композиций на темы: «Игры на полу», «Я собираюсь в школу»

10. Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа.

Изображение по памяти и наблюдению. Примерные темы композиций: «Ветер», «Ветреный день», «Дождь», «После дождя», «В яркий солнечный день», «Вот это мороз!», «Природа насторожилась перед грозой», «Прозрачный воздух ранней весной», «Грусть и покой поздней осенью» (цвет неба, радуги, травы, земли, цветов, воздуха)

11. Освоение предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство)        

Предмет и герой. Комната и её художественное решение. Интерьер для сказочного героя (на основе коробки): «Комната Мальвины», «Карабас-Барабас у камина», «Дом, где живёт черепаха Тортилла»

12. Архитектурный проект. Знакомство с различными конструктивными решениями объёмно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм        

Создание объёмно-пространственной композиции с помощью цветного пластилина. Проект детской площадки

13. Равновесие в композиции.

Объёмно-пространственная композиция        Коллективная композиция в технике бумажной пластики с использованием готовых форм: упаковок, коробок, природного материала. Примерные темы композиций: «Наша улица», «Деревенька»

14. Связь образов народной игрушки с темами и персонажами народных сказок.

Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С.В. Образцов и его кукольный театр в Москве        Работа с литературными текстами (сказками). Создание композиции по мотивам сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» (сюжет по выбору).

Организация и проведение групповых исследований на тему «Народные художники»

15. Декоративная композиция. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства

Стилизация форм и цвета в декоративной композиции. Примерные темы композиций: «Заколдованный лес», «Самое красивое в лесу, в поле, в небе, озере, море, горах». Декоративная роспись. Гуашь

16. Симметрия в декоративно-прикладном искусстве        

Выполнение симметричных изделий путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания. Примерные темы композиций: «Платок для царевны Несмеяны», «Музыкальная шкатулка», «Волшебное зеркальце», «Волшебный сундук». Создание рисунка для изразца — яркий, весёлый образ птицы или зверя. Конструирование симметричных форм из бумаги в объёме — шапочек, новогодних игрушек

17. Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве        

Форма, цвет, фактура в декоративно-прикладном искусстве. Создание предметов декоративно-прикладного искусства. Примерные темы: «Как петушок стал пряником», «Ай да флюгер», «Лошадка с прялки», «Добрая и злая птица», «Ковёр-самолёт», «Клоун»

II.  Развитие фантазии и воображения, 11 часов

1. Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию. Сочинение — условие развития фантазии и воображения        

Примерные темы композиций: «Кому принадлежит дом, кем вылеплен сосуд, для кого накрыт стол, сшито платье?», «Чей корабль в гавани?», «Жизнь планет во Вселенной»

2. Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха        

«Былины и сказки сегодня». Сочинение своих былин о происхождении Земли, Солнца, звёзд, о жизни планет в космосе. Сочинение сюжетных композиций на тему благородных, смелых, добрых поступков людей (по мотивам сказок, литературных произведений, реальных событий из жизни)

3. Выполнение композиций на передачу настроения, созданного чтением сказки, отрывков из произведений поэзии и прозы        

Примерные темы композиций: «Дюймовочка» (жилище Крота; поляна эльфов), «Русалочка» (описание подводного мира), «Подснежник» (пробуждение цветка, передача свежести воздуха), «Аленький цветочек» (волшебные превращения пространств)

4. Формирование представлений об объёмно-пространственном изображении. Создание коллективных объёмно-пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в тексте        

Работа с литературными произведениями: создание своего фантастического мира. Примерные темы композиций: «Затерянный мир», «Открытый мной мир», «Моё открытие (космическое, географическое, сказочное)» (по сказкам)

5. Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью декоративных элементов. Разработка композиций в пространстве класса        

Разработка композиций в пространстве класса, столовой, игровой комнаты. Примерные темы композиций: «Новогодний ужин», «День рождения»

6. Создание икебаны с использованием природных материалов        

Создание необычной композиции из обычных предметов. Примерные темы композиций: «Волшебный букет в моей комнате», «Сказочный букет для бабушки (мамы, учителя)»

7. Выполнение коллективной объёмно-пространственной композиции        

Работа с природным материалом. Примерная тема композиции: «Сад в моей сказке»

8. Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов        Освоение бумажной пластики и работы с готовыми и реальными формами при создании объёмной композиции. Примерная тема композиции: «Город мечты. Путешествие в неизвестную страну»

9. Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительных образах        

Изготовление игрушек (вертушек, кукол) на основе конуса и палочки. Изображение на основе аудиоинформации: музыкальные образы, портреты героев любимых сказок и др.

10. Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция        

Создание карты местности. Примерные темы композиций: «Заветные тропинки», «Как на речку пройти»

11. Настроение, создаваемое музыкальными и литературными произведениями, произведениями народного искусства. Осмысление впечатлений от услышанного в музыке, слове и народной речи. Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением        

Упражнения на цветовое восприятие звука. Примерные темы композиций: «Рисуем музыку разными цветами», «Вкус яблока», «Танцуем красками зелёный шум леса», «Плеск голубых волн», «Шуршание жёлтого песка», «Как краски и звуки жили», «Портрет ноты ля», «Музыкальная клякса», «Музыкальная радуга»

III. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика), 6 часов

1. Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как здания для хранения произведений искусства        

Знакомство с архитектурой своего города (прогулки по городу). Коллективный проект «Архитектура моего города»

2. Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Высказывание своих суждений о работе, о выразительных средствах и содержании картины        Средства художественной выразительности. Э. Мане, О. Ренуар, А.А. Дейнека, С.В. Герасимов, К.С. Петров-Водкин, К. Моне, М.А. Врубель, А.Я. Головин, В. Ван Гог, К.А. Коровин, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, П. Пикассо, П. Синьяк. Встреча с художником (в мастерской, в школе, по видео- и киноматериалам). Наблюдение за работой художника над картиной, наброском, эскизом

3. Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отображение мира природы в искусстве        

Красота форм и цвета в природе и изобразительном искусстве. Разнообразие оттенков цвета. В.Д. Поленов, И.Ф. Хруцкий, С.Ф. Щедрин, И.И. Шишкин, М.С. Сарьян, И.И. Левитан, К.А. Коровин, В.Ф. Стожаров

4. Писатель — художник — книга. Декоративное оформление книги (переплёт, обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования        

Иллюстрация в книге и декоративное оформление обложки и переплёта. Художники-иллюстраторы: Е.И. Чарушин, Т.А. Маврина, Ю.А. Васнецов, В.М. Конашевич, В.В. Лебедев, М.П. Митурич

5. Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России        Красота произведений декоративно-прикладного искусства

6. Связь и родство изобразительного искусства с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем        

Просмотр фильма о единстве разных видов художественной деятельности. Организация обсуждений фильма, нахождение сходства и различий. Беседа о создании средствами живописи, графики, скульптуры образов героев, известных по литературе и другим видам искусства (музыка, театр)

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

1.

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)

17

3

14

2.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства

(музейная педагогика) 

11

3.

Развитие фантазии и воображения

6

ИТОГО:

34

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Личностные результаты:

  1. целостное, гармоничное восприятие мира;

  1. интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;

  1. умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

  1. способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;

  1. способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин,голоса людей в доме, в школе, в лесу);

  1. представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;

  1. самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов;

  1. умение доводить работу до конца;

  1. способность предвидеть результат своей деятельности;

  1. адекватная оценка результатов своей деятельности;

  1. способность работать в коллективе;

  1. умение работать индивидуально и в малых группах;

  1. готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение.

Метапредметные результаты:

  1. постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);
  1. принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;
  2. самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
  3. самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов;
  4. умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
  5. умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
  6. умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
  7. умение выполнять по образцу  и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
  8. умение проводить самостоятельные исследования;
  9. уме7ние проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
  10. Умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
  11. умение находить нужную информацию в Интернете;
  12. участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;
  13. умение формулировать свой ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;
  14. обогащение словарного  запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;
  15. умение пересказывать небольшие тексты, вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;
  16. понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;
  17. умение сопоставлять события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;
  18. умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

Предметные результаты:

  1. сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;
  2. умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
  3. умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
  4. способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
  5. умение высказывать предложения о сюжете по иллюстрации, рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
  6. умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
  7. сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;
  8. сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;
  9. активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
  10. понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человека;
  11. понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями , мировоззрением народа;
  12. умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
  13. умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства – словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
  14. умение развивать предложенную сюжетную линию ;
  15. сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
  16. умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства, понимать специфику выразительности языка каждого из них;
  17. умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
  18. умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
  19. умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
  20. умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Литература и средства обучения

1. Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А., Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана – Граф, 2012

2. Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А., Изобразительное искусство: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана – Граф, 2012

3. Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А., интегрированная программа:1 - 4 классы: 3е изд.,перераб. – М.: Вентана – Граф, 2011

4.  Савенкова Л. Г., Изобразительное искусство:1 - 4 классы: методическое пособие для учителя – М.: Вентана – Граф, 2012

Календарно – тематическое планирование курса
«Изобразительное искусство»
2 класс (34 часа)

Номер урока

Номер урока в теме

Тема урока

Цифровые ресурсы

Домашнее задание

Планируемые сроки

Дата проведения

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов)

 Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение

Наблюдать за разнообразием формы и цвета в природе (формы стволов и корней деревьев,  облаков в небе и др.).

4/09

2. Выбор художником образов, красок, средств воплощения замысла на основе наблюдений за изменением цвета, пространства и формы в природе и в интерьере (в зависимости от освещения). Выражение чувств художника в произведении искусства через цвет и форму

Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, — радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой.

11/09

3. Зависимость цветовой гаммы от темы

Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета

18/09

4. Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры

Изображать предметы с натуры и передавать в рисунке форму, фактуру, рефлекс.

25/09

5. Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и в природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни

Осваивать и изображать в рисунке замкнутое пространство.

2/10

6. Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы

Передавать наглядную перспективу.

9/10

7. Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет

Выражать с помощью цвета различные чувства и настроения .

16/10

8. Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы

Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др.

23/10

9. Освоение окружающего пространства как среды, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде

Создавать композиции с изображением человека

10. Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа

Осваивать возможности компьютерной графики (линия, пятно, композиция)

11. Освоение предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство)

Использовать готовые геометрические формы (коробки, упаковки) для создания интерьера комнаты

12. Архитектурный проект. Знакомство с различными конструктивными решениями объёмно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм

Создавать свой проект детской площадки в природном ландшафте

13. Равновесие в композиции.

Объёмно-пространственная композиция

Замечать и передавать своеобразие
и красоту городского и сельского пейзажа.

Использовать цветную бумагу, готовые геометрические формы (упаковки, коробки), пластмассовые бутылки, бумажную пластику

14. Связь образов народной игрушки с темами и персонажами народных сказок.

Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С.В. Образцов и его кукольный театр в Москве

Создавать композиции (лепка из пластилина).

Украшать вылепленных героев разнообразными декоративными элементами; использовать для украшения разные материалы: бусинки, стеклярус, пуговицы и др.

15. Декоративная композиция. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства

Использовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат).

16. Симметрия в декоративно-прикладном искусстве

Конструировать и создавать симметричные изделия путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги.

17. Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве

Выполнять задания в технике компьютерной графики.

Развитие фантазии и воображения (11 часов)

1. Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию. Сочинение — условие развития фантазии и воображения

Создавать зрительные художественные образы.

2. Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха

Сочинять и иллюстрировать свои былины.

3. Выполнение композиций на передачу настроения, созданного чтением сказки, отрывков из произведений поэзии и прозы

Выполнять композиции на передачу настроения, созданного чтением сказки , отрывков из поэзии и прозы.

4. Формирование представлений об объёмно-пространственном изображении. Создание коллективных объёмно-пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в тексте

Создавать объёмно-пространственную композицию в технике бумажной пластики или лепки — из глины или пластилина

5. Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью декоративных элементов. Разработка композиций в пространстве класса

Использовать предметы плоской и объёмной формы для сервировки стола.

6. Создание икебаны с использованием природных материалов

Создавать самостоятельно икебану с использованием природных материалов — веточек, засушенных листьев, дополнительных декоративных элементов.

7. Выполнение коллективной объёмно-пространственной композиции

Создавать  объёмно-пространственные композиции с использованием прямоугольных и цилиндрических форм, сухих веток деревьев

8. Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов

Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики.

9. Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительных образах

Перевоплощать литературно-сказочные и образно-цветовые словесные описания и музыкальные образы в зрительно-цветовые образы

10. Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция

Находить в поисковых системах Интернета свой населённый пункт, улицу, дом

11. Настроение, создаваемое музыкальными и литературными произведениями, произведениями народного искусства. Осмысление впечатлений от услышанного в музыке, слове и народной речи. Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением

Выполнять упражнения на цветовое восприятие звука

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства

(музейная педагогика) (6 часов)

1. Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция

Находить в поисковых системах Интернета знаменитые архитектурные объекты в разных странах мира

2. Использование музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства

Уметь находить образы природы в произведениях живописи и архитектуры (в том числе в поисковых системах Интернета).

3. Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к объекту изображения. Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А.А. Дейнека, В.А. Фаворский, Е.И. Чарушин

Передавать разнообразие оттенков цвета объектов природы (растений, птиц, насекомых)

4. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет; анималистический, исторический, бытовой; натюрморт; мифологический. Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва); музеи, находящиеся в регионе, где расположена школа

Находить в Интернете иллюстрации художников к сказкам

5. Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства

Передавать в словесных образах выразительность форм и цвета глиняной и деревянной игрушки

6. Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей

Размышлять на тему «Стилизация в работе театрального художника»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предметам "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа для 2 класса по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО по программе "Начальная школа 21 века" Н.Ф.Виноградовой....

Рабочая программа по УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа составлена для 1 класса УМК "Начальная школа XXI века" на основе авторских программ по предметам....

Рабочие программы по УМК "Начальная школа 21 века" во 2 классе

Методический  материал для учителя начальных классов...

Рабочие программы образовательной системы "Начальная школа 21 века" для 1 класса

Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, технологии, изобразительному искусству с УУД на каждй день. УМК "Начальная школа 21 века"...

Рабочие программы образовательной системы "Начальная школа 21 века" для 2 класса

Рабочие программы образовательной системы "Начальная школа 21 века для 2 класса Предметы: русский язык, математика, чтение, окружающий мир, изо,технология. Программы соответствуют требованиям ФГОС...

Рабочие программы образовательной системы "Начальная школа 21 века" для 3 класса

Рабочие программы образовательной системы "Начальная школа 21 века" для 3 класса. Предметы: русский язык, математика, литературное чтение, изо, технология...

Рабочие програмы образовательной системы "Начальная школа 21 века" для 4 класса

Рабочие программы под редакцией Н. Ф. Виноградовой. Предметы:русский язык, математика, литературное чтение, окружающиймир, изо, технология. Соответствуют ФГОС...