Домашние задания на уроках музыки в начальных классах.
статья по теме

Толстова Елена Анатольевна

В последние годы в педагогических кругах нередко дискутируется проблема необходимости домашних заданий по музыке в начальном обучении. Учебный процесс включает три вида деятельности: слушание, исполнение и выполнение домашнего задания(закрепление). Важнейшая задача домашних заданий - разбудить у школьников интерес к самостоятельному "добыванию" знаний, развивать самостоятельность и творческое мышление в той степени, в которой ему позволяют его индивидуальные психические возможности и музыкальные способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_zadaniya_na_urokah_muzyki_v_nachalnyh_klassah.docx29.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Домашние задания на уроках музыки в начальных классах.

  1. Введение.

                                                                                                               «Музыка – искусство, обладающее особенно

                                                                                                         большой силой эмоционального воздействия на

                                                                                                          человека, и именно поэтому она может играть  

                                                                                          громадную роль в воспитании детей».    

                                                                                                                                                   Д.Кабалевский.    

                                                                                                                       

     Среди предметов эстетического воспитания в начальной школе всё более значительное место занимает музыка.  Урок музыки – неотъемлемая часть общей системы обучения: он призван развивать детей эмоционально, творчески, обогащать их художественные впечатления. А это – эффективный путь формирования личности ребёнка. Непременное условие успешного обучения – заинтересованность детей, их живое, эмоциональное отношение ко всему тому, что они узнают на уроке музыки, слушая музыкальные передачи, занимаясь музыкой во внеурочное время.

      Учебный процесс включает три вида деятельности: слушание, исполнение и выполнение домашнего задания (закрепление).

      В последние годы в педагогических кругах нередко дискутируется проблема необходимости домашних заданий в начальном обучении. Как учитель музыки, я считаю, что домашние задания должны являться одним из важных элементов в структуре современного урока музыки. Одни задания составляются во время подготовки учителя к уроку, другие появляются непосредственно в ходе урока, третьи – могут быть подсказаны самими учениками.

  1. Необходимость домашнего задания.    

Специфика урока музыки заключается, прежде всего, в коллективной работе всего класса. Не получится стройного хорового ансамбля, целостного представления о прослушанном музыкальном произведении, если в классе есть хоть один ученик, эмоционально незаинтересованный происходящим на уроке, если класс не обладает достаточным запасом знаний, умений и навыков. Благодаря урокам музыки происходит приобщение детей к огромному эмоционально-нравственному опыту человечества. Однако при одном уроке музыки в неделю многие знания и навыки исчезают, не успев появиться.

      Следует так же учитывать, что в одном классе собраны дети с разным уровнем музыкальной подготовки, способностей, психического развития. Поэтому возникает необходимость в дополнительном времени для их выравнивания. Формирование знаний, умений и навыков, музыкальных способностей, интереса к занятиям музыкой будет происходить тем успешнее, чем чаще они будут закрепляться в различных видах музыкальной деятельности, как на уроках музыки, так и при выполнении домашних заданий.

      Важнейшая задача домашних заданий – разбудить у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, развивать самостоятельность и творческое мышление в той степени, в которой ему позволяют его индивидуальные психические возможности и музыкальные способности. Кроме этого, перенесение части учебного материала, видов деятельности в домашнее задание расширит время урока.

      Учитывая разнообразие видов музыкальной деятельности учащихся на уроке музыки, тесную связь музыки с другими видами искусства, появляется возможность творческого подхода учителя к разработке различных видов домашних заданий по музыке.

      Одно из главных условий эффективности домашних заданий – их систематичность. Если домашнее задание даётся от случая к случаю, если оно не записывается в дневник, то нет уверенности в том, что кто-то из учеников не забудет его выполнить.

      Следующее условие – обязательность выполнения и проверки домашнего здания. Это особенно важно в 1 классе. Время, потраченное на проверку, окупит себя впоследствии, когда ученики поймут, что домашнее задание по музыке так же важно, как скажем, домашнее задание по математике. Иначе ученику, который не выполняет их, нечего будет делать на уроке, а кроме того, он подведёт своих товарищей.

      Успешность домашней работы во многом зависит от заинтересованности учащихся домашним заданием. Учитель должен учитывать возрастные и психологические особенности его учеников и помнить, что не всякое задание бывает интересным, а его доза – посильной для ребёнка. Важно помнить, что домашнее задание только тогда будет интересным и выполнимым, когда оно понятно ученикам, когда учитель дал точные указания на способы его выполнения, когда задание даётся не в спешке, на перемене, а в специальное отведённое время на уроке. Для учащихся домашнее задание должно явиться естественным продолжением урока. Получив его, ученик должен понимать, что это не требование учителя, а его «подсказка», что делать дальше после урока музыки.

  1. Отношение родителей к домашнему заданию.

      Практика показывает, что не все родители обращают внимание на выполнение детьми домашнего задания по музыке. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что им в их школьные годы домашних заданий по музыке никогда не задавали. Нам, учителям музыки, потребуется ещё немало времени, чтобы изменить такое отношение, чтобы сделать родителей своими союзниками и помощниками в этом деле. Далеко не сразу родители начинают осознавать важность уроков музыки. Но результаты нашей работы с детьми говорят сами за себя, и во многом успех зависит от выполнения детьми домашних заданий по музыке.

      Некоторые родители считают, что требовательность учителя может нанести ущерб воспитанию интереса учащихся к музыке. Я полагаю, что напротив, требовательность становится первопричиной появления интереса учащихся к данному предмету. Доказательством тому являются различные варианты выполнения школьниками одного домашнего задания, их неоднократное возвращение в течение года к полюбившемуся виду домашнего задания.

  1. Домашнее задание в 1 классе.

      Музыкальный опыт первоклассников весьма невелик. Поэтому в каждом конкретном классе в процессе наблюдений я стараюсь находить такие задания, которые были наиболее интересны для детей. В одном случае это может быть слушание музыки, в другом – рисунки.

      Поскольку не всякий человек, будь то ученик, учитель музыки, может хорошо рисовать, нельзя предъявлять строгих требований к художественному оформлению рисунков, но не следует вообще освобождать детей от выполнения данного вида домашнего задания. Главное, чтобы каждый рисунок передавал характер, образ музыкального произведения, имел эмоциональную окраску, выражал отношение «художника» к содержанию музыки.

      Перед уроком все рисунки помещаются на классной доске, что экономит время на коллективную проверку и обсуждение их детьми. Для комментирования отбираются те рисунки, которые чем-то привлекают внимание учителя и детей. Например, «Три подружки»: их лучше всех, конечно, нарисовали девочки. Они «нарядили»  этих подружек по-разному, но на всех рисунках мы узнаём в них Резвушку, Плаксу и Злюку.  Зато в иллюстрациях к песне «Полюшко-поле» особенно постарались мальчики. Но внимание привлекают не нарисованные атрибуты будённовцев, а стремительное движение конницы, тачанки. Таких рисунков, конечно, мало, но всё  же они есть.

      Иногда дети приносят вместо рисунков аппликации, иллюстрации из журналов и газет. Это допустимо, особенно в тех случаях, когда дети ещё не умеют хорошо рисовать, а домашнее задание хочется выполнить получше.

      Рисование иллюстраций я не оцениваю строго. Самые лучшие рисунки оставляю у себя, чтобы повесить их на стенд-выставку «Мы рисуем музыку», а затем складываю в папочку с рисунками и храню в классе.

      Возвращаясь к теме домашнего задания в первом классе, мы, естественно, не должны забывать о слушании музыки дома. Целевые установки данного вида заданий определены в программе по музыке: слушать музыку и уметь рассказывать о ней на уроке всему классу. От урока к уроку, от класса к классу развиваю у детей содержательность рассказов о музыке, учу их связывать услышанную музыку с темой, находить в музыке характерные особенности, с которыми учащиеся познакомились на уроке, помогаю вырабатывать эстетическую оценку прослушанной музыке. Для того, чтобы дети могли осмысленно слушать музыку, я постоянно объясняю им, какую музыку и как надо слушать дома. Учу их запоминать точное название музыкального произведения, его авторов и исполнителей, обращаю внимание детей на средства музыкальной выразительности, которыми пользуется композитор для раскрытия характера и содержания произведения. И, конечно, каждое задание по слушанию тесно связано с темой четверти.

      Нередко, в качестве домашнего задания я рекомендую школьникам слушание различных музыкальных сказок в грамзаписи. Это задание пробуждает у детей интерес к музыке, приучает к восприятию длительно звучащих произведений.

      Рассказы детей о музыке, прослушанной в грамзаписи, как правило, возбуждают интерес всего класса. После урока дети с удовольствием обмениваются записями для прослушивания их у себя дома. Таким образом, уже в младших классах школьники знакомятся с литературно-музыкальными композициями по балетам «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Золушка», «Конёк-Горбунок». С большим интересом дети слушают дома литературно-музыкальные композиции на основе классических опер-сказок «Руслан и Людмила» М.Глинки, «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, оперу «Муха Цокотуха» Красёва. Слушая эту музыку, дети не только приобщаются к шедеврам мирового искусства, но и нравственно воспитываются: у них вырабатывается определённое отношение к добру и злу, формируется уважение к национальной культуре.

  1. Домашнее задание для детей второго класса.

Во втором классе домашние задания усложняются. Цель заданий становится иной – отобразить то, каким увидел ученик изображённые события, явления, героев в музыке, выявить особенности музыкального восприятия каждого ученика. Рисунки, аппликации выполненные учеником по впечатлениям от только что прослушанного произведения,- как открытая дверь в сокровенный мир маленького слушателя.

      Ученики могут изобразить любой фрагмент сюжета, который больше всего запомнился, поразил, портрет того или иного героя, макет сцены, где, по их мнению, могло бы происходить действие.

Такие задания развивают эстетические чувства, вкус, творческие способности детей, их наблюдательность и воображение, пробуждают фантазию, учат внимательно вслушиваться в музыку.

      Наиболее распространёнными видами изобразительной деятельности учащихся являются тематическое рисование и иллюстрирование. Тематическое рисование развивает образное мышление, слуховую память, помогает увидеть наиболее характерное в явлениях, изображённых средствами музыки. Например, послушав Э.Грига «Утро», можно предложить детям сделать рисунок на тему «Утро в лесу, горах и т.д. в разное время года». Предварительная беседа с учащимися о том чувстве, которое вызвало у них явление, изображённое в музыке, о впечатлении, которое осталось у детей, помогает составить сюжет на заданную тему и изобразить его в красках.

Иллюстрирование даёт возможность воспринять образную характеристику героев и идею произведения. Так, после прослушивания фрагментов из оперы Римского-Корсаково «Золотой петушок» предлагаю учащимся нарисовать дома главных героев сказки и представить картину, возникшую на основе этих произведений. Для примера показываю репродукцию художников к данной сказке, но тут же подчёркиваю, что копировать увиденное не стоит, а надо попытаться изобразить свой рисунок, передать в рисунке свои впечатления от увиденного и услышанного.

      Когда готовимся к обобщающему уроку в каждой четверти, то я даю задания, которые можно включать в музыкальные конкурсы.

  1. Домашнее задание для учащихся третьих классов.

      Теперь о домашних заданиях, связанных с развитием песенного творчества. В выполнении таких заданий принимают участие не только сами учащиеся, но и их родители.

      В первой четверти третьего класса школьники узнают, что почти все народные песни имеют большую историю и устно передавались из поколения в поколение. Спрашиваю на одном из уроков: « А какие русские народные песни пели вам родители, бабушки, а может и дедушки?  На следующем уроке обязательно спойте ту песню, которую вы слышали от своих родных». Другое задание позаимствовано мною из педагогического арсенала Ш.А.Амонашвили: «поохотиться» дома за народными песнями, кто больше услышит и запомнит их от родителей. В этой же четверти дети узнают, что они и сами являются распространителями народных песен, но уже среди товарищей, а когда вырастут, то и среди своих детей.

      На одном из уроков первой четверти прошу каждого ученика выучить с другом или подружкой народную песню, который один из них раньше не знал. На следующем уроке две девочки с удовольствием пропели всему классу старинную русскую народную песню (даже я её не знала). Эту песню научила их петь бабушка. Спрашиваю: «Бабушка передала вам эту песню, а кому же вы её передадите?» Весь класс тут же поднял руки вверх.

      Интересная работа проходила по формированию песенного творчества в третьем классе при разучивании частушек. В течении нескольких месяцев дети с удовольствием собирали частушки, а так же сочиняли их сами или с родителями.

« Сочиняли мы частушки, очень я старался.

Мама с папой сочиняли, а я улыбался»

Спрашиваю у детей, как они сочиняли частушки с родителями. Ученик отвечает: «Смотрели с мамой «Поле чудес» и получилась частушка»

«Хорошо у нас живёт Якубович Лёнечка, вся Россия его кормит, прямо, как ребёночка»

      Другой ученик рассказывает: « Папа купил иномарку, но часто её ремонтирует. Мама над ним смеётся…»

«Папа наш купил машину, иномаркой славится.

Как залезет он туда, всё оттуда валится».

      Первый раз за три года обучения детей музыкой я дала задание написать доклад о частушках. Учащиеся не разочаровали меня. Кто-то ходил в библиотеку, списывал информацию из энциклопедий, некоторые «залезли» в Интернет. Несколько детей умудрились у бабушек найти журналы «Музыкальная жизнь» и сделать оттуда вырезки по теме доклада. Следовательно, дети заинтересованы узнать как можно больше о песенном творчестве своего народа. Значит, домашнее задание не только закрепляет знания, но и обновляет их, причём самостоятельно.

      Большое значение для меня приобретают домашние задания – анкеты, позволяющие установить круг музыкальных интересов учащихся, их музыкальную среду, определить уровень знаний в области музыкального искусства. К таким заданиям относятся следующие:

Записать в тетради:

А) есть ли дома фонотека и какие диски с музыкой или музыкальными произведениями для детей имеются;

Б) записать название музыкальных инструментов, которые знает ученик;

В) Написать и красочно оформить доклад «Мой любимый исполнитель» (эта работа позволяет мне проанализировать эстетический уровень учащегося);

Г) написать программку концертных номеров, в которых учащийся бог бы принять участие.

      Дети приносят красочные программки, содержащие от пяти до десяти номеров. Предлагают:

  1. Могу спеть свою любимую песню;
  2. Станцевать вальс под музыку Штрауса;
  3. «Осенняя песенка» Чайковского – играю на фо-но;
  4. Исполняю частушки, а папа играет на баяне   и т.д.

         Имея такие программки, я получаю более полное представление о том, какие произведения привлекают детей, сужу о музыкальном багаже  учеников, а так же выбираю музыкальные номера для концертов или обобщающих уроков.

      В конце года я обычно задаю детям необычное (неоценивающееся) домашнее задание. Нужно написать «сочинение» на тему: «Урок музыки. Что мне нравится и не нравится на уроке музыки. Мои пожелания». Дети в пожеланиях дают ценные советы, которых я стараюсь придерживаться. Пытаюсь включить в урок те музыкальные произведения, которые хотят услышать ученики, и убрать некоторые, которые не нравятся многим детям.

7.Заключение.

В процессе преподавания музыки в начальных классах различные виды домашних заданий были сформированы в определённую систему. Это, конечно, не значит, что домашние задания не могли варьироваться или меняться. Напротив, живая практика работы с детьми предоставляет большие возможности для появления заданий интересных и полезных в школьном обучении. Опыт убеждает: домашние задания по музыке важны не только в музыкально-эстетическом воспитании детей. Будем надеяться, что домашние задания займут достойное место в структуре современного урока музыки.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Всё о домашнем задании". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии №675 "Талант" Крыловой Т.В.

Данное пособие включает материал по выполнению домашних заданий учениками начальных классов. Содержит памятки, рекомендации по организации и выполнению домашних заданий. Рекомендовано для родителей ...

"Методы и приёмы развития творческих способностей на уроках музыки в начальных классах"

    Используемые на уроках музыки творческие задания, делают обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формируют эмоционально положительное отношение к...

"домашнее задание на уроках музыки"

домашнее задание на уроках музыки...

Урок музыки в начальных классах "Патриотизм в музыке"

Кто по вашему мнению является создателем песни? Объясните свое мнение.  В какие события нас переносит музыка?  Кто становится ее главным героем?  Каким мы вид...

Урок музыки в начальных классах "Образ весны в произведениях Саратовских художников"

В нашем мире очень важно, чтобы дети знали истрию своего родного города, какие великие люди в нем жили. Это воспитывает гордость за свой город. Данный урок как раз поможет познакомить их с Саратовским...

Статья "Домашнее задание на уроках музыки"

В статье "Домашнее задание на уроках музыки" раскрываются виды и формы домашнего задания в начальной и средней школе из опыта работы учителя....

Домашние задания на неделю математики для начальных классов

В данном файле содержатся домашние задания по математике с ответами для начальных классов....