Ключевые компетенции по русскому языку в начальной школе в стандартах нового поколения
статья (3 класс) по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рыжова Римма Владимировна,
учитель начальных классов
Воронежская обл.,
п.г.т. Анна,
МКОУ «АСОШ с УИОП»
Ключевые компетенции по русскому языку в начальной школе в стандартах нового поколения.
Компетентностный подход возник в ответ на существующий в рамках «знаниевого» подхода разрыв между знаниями и умением их применять для решения жизненных задач. Данный подход в обучении сосредотачивается на том, чтобы не увеличить объём информированности в различных предметных областях, а помочь ученикам самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях.
Те же умения, которые помогают ученику ориентироваться в новых ситуациях, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, стали называть ключевыми компетенциями.
Рассмотрим подробнее ключевые компетенции по русскому языку , которые изложены в стандартах нового поколения.
В результате изучения курса русского языка учащиеся начальной школы научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения русского языка ученики начальной школы получат возможность реализовать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников начальной школы будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека; они получат начальные представления о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия , необходимые для успешного участия в диалоге.
Выпускники начальной школы научатся осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, они смогут применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, овладеют умением проверять написанное.
Выпускники начальной школы получат первоначальные представления о системе и структуре русского языка : познакомятся с разделами изучения языка- фонетикой и графикой, лексикой , словообразованием, морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научатся находить , характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных учебных действий с языковыми единицами.
Для примера рассмотрим подробнее содержательную линию «Развитие речи». Выделяются два направления : выпускник научится и выпускник получит возможность научиться. Второе направление определяют новые стандарты . В чём же особенность этого направления? Выпускник получает возможность научиться:
-создавать тексты по предложенному заголовку;
-анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
-корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
-анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи :соотносить собственный текст с исходным и с назначением, задачами , условиями общения( для самостоятельно создаваемых текстов);
-соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении.
Планируемый результат: соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать , точно реагировать на реплики , поддерживать разговор , приводить доводы).
Примеры заданий.
Задание базового уровня.
Прочитай текст.
- На каникулах мы с мамой были в Москве. Это такой удивлённый город! В Москве так много красивых площадей , улиц, фонтанов. Мне очень понравилась наша столица,- сказал Лёня.
- Москва , конечно, красивый город,- согласилась Ира.- Но говорить удивлённый город нельзя.
Кто прав? Устно объясни почему.
Задание повышенного уровня.
Напиши небольшое сочинение(4-5 предложений) о том, зачем в языке существуют вежливые слова и как они тебе помогают.
Таким образом, в результате изучения курса русского языка у выпускников начальной школы будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи , что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Переход начальной школы на стандарты второго поколения
Стандарты 2 поколения. Какие задачи ставит перед собой учитель? В чем разница обучения?...
Совершенствование приемов работы со справочной литературой на уроках русского языка в начальной школе в рамках новых требований ФГОС
Педагогический проект. "Совершенствование приемов работы со справочной литературой на уроках русского языка в начальной школе в рамках новых требований ФГОС"...
"Личностно - ориентированное обучение, как средство формирования учебно - познавательной компетенции на уроках русского языка в начальной школе"
В настоящее время в России идет становление новой системы образования В центре внимания - целостная личность, которая стремится к максимальной реализаци своих возможностей, открыта для восприятия ново...
Система работы в начальной школе по ФГОС нового поколения.
Система работы в начальной школе по ФГОС нового поколения....
Методический семинар на тему "Формирование ключевых компетенций на уроках математики в начальной школе"
Мметоды и приемы работы на уроках математики, которые способствовали бы реализации компетентностого подхода к обучению математики в начальной школе....
"Формирование ключевых компетенций обучающихся средствами УМК Перспективная начальная школа"
Обобщение опыта по теме: "Формирование ключевых компетенций обучающихся средствами УМК Перспективная начальная школа"....