"Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся"
статья на тему

Волегова Алёна Владимировна

 

Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Аттестационная работа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc308.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Игримская средняя общеобразовательная школа №2

Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Аттестационная работа на первую квалификационную категорию

Выполнила: учитель начальных классов

Волегова Алена Владимировна

г. п. Игрим

2010 год

Содержание

Введение

Глава I Организация учебного процесса на основе технологии проблемно-диалогического обучения

  1. Сущность проблемного обучения в начальной школе
  2. Технология проблемно-диалогического обучения. Создание проблемной ситуации на уроке:

1.2.1. Постановка проблемных задач (вопросов)

1.2.2.Задачи с заведомо допущенными ошибками

1.2.3. Задачи с противоречивыми данными

1.2.4. Нестандартные тексты задач

1.2.5. Творческие задачи

  1. Структура проблемного урока
  2. Нестандартные формы учебной деятельности учащихся

Глава II  Педагогический опыт внедрения методов и приемов проблемного обучения в учебно-воспитательный процесс

2.1. Педагогическая характеристика классного коллектива на начало исследования

2.2. Первичная диагностика сформированности учебных умений и навыков до поступления в школу

2.1.1. Диагностика 1

2.1.2. Диагностика 2

2.3. Сравнительная диаграмма качества обучения учащихся на конец исследования

Заключение

Приложение

Введение

В течение последнего десятилетия в России происходило коренное изменение жизни общества и функционирования государства. В настоящее время образование ориентировано не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Главным результатом образования является развитие функционально грамотной личности,  которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Важным является формирование  у учащихся компетентности в решении проблем, то есть способность ставить и решать определенные типы рациональных задач: определять цели, оценивать ситуацию, переводить общую цель в конкретные задачи, планировать последовательность решения, временные затраты, выбирать адекватные задачам методы и формы презентации результатов, оценивать успешность, быть готовым к постановке задачи на саморазвитие.

Для достижения новых результатов образования  необходимы новые подходы к организации процесса обучения, новая система взаимодействия между учителем и учеником (переход  от позиции «я учу  тебя»  к позиции «мы с тобой учимся вместе). Это означает, что каждый педагог сегодня должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить для себя на вопрос «Как обучать в новых условиях?».

Актуальность методической темы: «Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся» заключается в выборе современных методов и технологий обучения младших школьников.

Отсюда целью своей работы считаю: создать педагогические условия, способствующие  активизации познавательной деятельности учащихся посредством применения методов и приемов проблемного обучения.

 В соответствии с целью определены  следующие задачи:

  1. Провести анализ научно-методической литературы по данной проблеме.
  2. Изучить особенности технологии проблемно-диалогического обучения, методы постановки учебной проблемы, методы поиска решения учебной проблемы.
  3. Отобрать наиболее эффективные приемы и формы организации учебной деятельности учащихся посредством проблемного обучения.
  4. Провести мониторинг качества обучения учащихся на основе диагностических материалов.

Данная работа и практический материал может быть использован учителями начальных  классов, а также при  работе с детьми, испытывающими трудности в обучении.

Глава I Организация учебного процесса на основе технологии проблемно-диалогического обучения

1.1. Сущность проблемного обучения в начальной школе

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение по сравнению с традиционным дает тройной эффект усвоения знаний. Во-первых, нельзя не понимать то, что открыл сам. Во-вторых, деятельность создает мощное развитие памяти, внимания, речи, творческих способностей. В-третьих, деятельность воспитывает активную личность, учит высказывать своё мнение, доказывать свои догадки. Данное обучение можно отнести к здоровьесберегающим, т.к. дети работают на интересе, а значит, не нужно себя заставлять, значит, нервные нагрузки снижаются.

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций

Проблемное обучение обеспечивает творческое усвоение знаний. На этапе введения нового материала учитель применяет проблемные методы, которые “проводят” учеников через два звена научного творчества – постановку проблемы и поиск решения. На этапе воспроизведения знаний педагог даёт задания, позволяющие школьникам пройти ещё через два творческих звена – выражение решения и реализацию продукта. Таким образом, при проблемном обучении ученик осуществляет полный цикл творческой деятельности. Творческая учебная деятельность обеспечивает более качественное усвоение знаний, даёт ярко выраженный развивающий эффект (особенно развивает логическое мышление, речь и творческие способности), а также воспитывает активную, инициативную личность.

Возникает вопрос: как создать проблемную ситуацию на уроке? В Образовательной системе «Школа 2100» предлагается так называемый проблемно-диалогический метод, который, кстати, можно использовать при любой программе и на любом предмете, прежде всего, – на уроках изучения нового материала. Самое главное – чтобы учитель сам был заинтересован в изучении и использовании данной технологии.

Проблемная ситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный  отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением», которые представлены в виде таблицы.

Приёмы создания проблемной ситуации по Е. А. Мельниковой

Таблица 1

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

С удивлением

Между двумя (или более) фактами

Одновременно предъявить противоречивые факты, теории

Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием

Между житейским представлением учеников и научным фактом

а) обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с “ловушкой”;

б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией

С затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Дать практическое задание, не выполнимое вообще

Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

а) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;

б) доказать, что задание учениками не выполнено

Проблемная ситуация создана, но из проблемной ситуации надо еще достойно выйти.

Предлагаются следующие варианты.

Вариант первый: заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель.

Вариант второй: осознают противоречие и ставят проблему сами ученики.

Но бывают случаи, когда самостоятельно «выпрыгивает» из проблемной ситуации, как правило, сильный ученик. Остальные, не понимая, в чем дело, молчат. Как же быть?

Применить третий вариант: говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль.

Следовательно, учитель выводит учеников из проблемной ситуации на  побуждающий диалог. Он представляет собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают школьникам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему.

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

Таблица 2

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию учебной проблемы

Прием 1 о фактах: Что удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?

о теориях: что вас удивило?   Сколько существует точек зрения?

Прием 2    Сколько же в нашем классе мнений?

Прием 3   Вы сначала как думали? А как на самом деле?

Прием 4   Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

Прием 5    Вы смогли выполнить задание? Почему не получается Чем это задание не похоже на предыдущие?

Прием 6    Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнили?

Выбрать подходящее:

Какой возникает вопрос?

Какова будет тема урока?

Следующий метод учебной проблемы – подводящий диалог.

Отличие подводящего диалога от побуждающего в том, что он проще, так как он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока.

Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью.

Сравнительная характеристика диалогов

Таблица 3

Побуждающий

Подводящий

Структура

отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика

система посильных ученику вопросов заданий, подводящих его к открытию мысли

Признаки

мысль ученика делает скачок к неизвестному

-переживание учеником чувства риска

-возможны неожиданные ответы учеников

-прекращается с появлением нужной мысли ученика

-пошаговое, жесткое ведение мысли ученика

-переживание учеником удивления от открытия в конце диалога

-почти не возможны неожиданные ответы учеников

-не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение

Результат

развитие творческих способностей

развитие логического мышления

Если подводящий диалог подвел (в смысле - не придумался), сообщаем тему в готовом виде, но с добавкой мотивирующего приема к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока. Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».

В качестве  «яркого пятна» могут быть использованы сказки,  легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.

Учебную проблему можно поставить тремя методами. Первый - побуждающий от проблемной ситуации диалог. Второй - подводящий к теме диалог. Третий - сообщение темы с мотивирующим приемом.

Таким образом, практика показывает, что все три метода постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию детей на уроках.

  1. Технология проблемно-диалогического обучения. Создание проблемной ситуации на уроке:

Технология проблемно-диалогического обучения

Методы постановки учебной проблемы Учебная проблема существует в двух основных формах: 1) как тема урока; 2) как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на  который является новое знание.

Следовательно, поставить учебную проблему — значит помочь ученикам самим сформулировать либо  тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования.  Существуют три основных метода постановки учебной проблемы:

  • побуждающий от проблемной ситуации диалог;
  • подводящий к теме диалог;
  • сообщение темы с мотивирующим приемом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

1) создания проблемной ситуации;

2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждения к формулированию учебной проблемы;

 4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Приемы создания проблемной ситуации. Создать проблемную ситуацию - значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями, которое создается приемами 1 и 2. Прием 1 самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.

В основе проблемных ситуаций «с удивлением» может лежать и другое противоречие - между житейским (т.е. ограниченным и даже ошибочным) представлением учеников и научным фактом. Для его создания применяется прием 3. В сравнении с предыдущими он самый сложный, т.к. выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт.

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, которое создается приемами 4,5,6. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на новый материал, а их различие - в сути задания. Прием 4 наиболее простой: ученикам дается задание, не выполнимое вообще. Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались. Прием 6 самый сложный, поскольку выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает практическое задание, похожее на предыдущие. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.

1.2.1. Постановка проблемных задач (вопросов)

Проблемные вопросы по природоведению:

Одним из средств создания проблемной ситуации в учебном процессе является выполнение проблемных теоретических и практических учебных заданий. Широко использую данный приём на уроках природоведения.

Задания, которые начинаются словами: докажи, определи, пронаблюдай, рассмотри, сравни, подумай, исследуй, прокомментируй, предложи и т. д.

-Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев – живой организм.

-Определи, что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются? и т. д.

-Рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных позиций и точек зрения.

-На какой планете Солнечной системы Новый год встречают в 4 раза чаще, чем на Земле и почему?

-Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет Солнце?

-Почему в природе больше всего страдают красивоцветущие и полезные растения?

-Что случится, если растения исчезнут?

-Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий девясил травой?

-Если у кустарника срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом?

-Можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи домики?

-Люди нередко меняются своими квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? и т. д.

Проблемные вопросы по русскому языку:

1) Являются ли родственными (однокоренными) слова:

-Дыхание, духовный, дышать, воздух, вздох, вдыхать, вдохновение, душа, душенька?

-Страна, странник, странный, странствие, сторона, пространство, просторный?

-Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп?

-Праздник, праздничный, праздный, праздность, упразднить, праздновать, празднество? и др.

При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.

2) Что объединяет записанные слова? Какое из них “лишнее”?

-Очки, каникулы, ножницы, санки. (Лишнее слово очки, оно может употребляться и в единственном числе: очко)

-Стульчик, диванчик, огурчик. (Лишнее слово огурчик по количеству слогов и по морфемному составу)

-Мозоль, тюль, шампунь. (Мозоль – имя сущ. женского рода, остальные – мужского)

Постановка проблемных задач по математике:

 Это могут быть задачи с недостаточными или избыточными исходными данными. Такие задачи полезны для формирования умения внимательно изучать текст задачи и анализировать его на предмет необходимости и достаточности данных.

  • -В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел 4 апельсина. Сколько --апельсинов съели они вместе? -Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему? Задайте вопрос так, чтобы это число потребовалось.
  • -Велосипедист ехал со скоростью 12 км/ч. Сколько километров он проехал? (Данных недостаточно, не указан отрезок времени, который велосипедист был в пути).

Предлагаю задачи, в которых нет вопроса:

-Решите задачу: Мартышка сорвала 9 бананов. 3 банана она съела.

(Дети замечают, что решать нечего, так как нет вопроса в задании. Предлагаю самим поставить вопрос и решить. В более сложных задачах дети предлагают различные вопросы, на одном условии получается несколько задач).

1.2.2.Задачи с заведомо допущенными ошибками

Широко использую такой приём: помоги какому-либо сказочному герою или персонажу найти и исправить ошибки в решении или проверь, как выполнил он задание. Дети очень любят выступать в роли учителя, проверяющего работу. Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся.

Иногда предлагаю “найти ошибки” в заданиях, которые выполнены верно. Чтобы проанализировать готовое решение, детям необходимо сначала самим правильно решить задачу. Проанализировав, сравнив, приходят к выводу, что решение верное. Но бывает, что ребёнок сам допускает ошибку. Возникает проблемная ситуация. Тогда на помощь приходит класс или учитель.

Другой приём: даю правильное решение одной и той же задачи несколькими разными способами и предлагаю найти “верное” решение. Детям приходится проанализировать различные способы решения задачи, доказать, что все варианты верны, выбрать самый доступный или рациональный.

1.2.3. Задачи с противоречивыми данными

-На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?

В автобусе ехало 32 человека. На остановке вышли 9 человек, а 14 вошли в автобус. Сколько километров проехал автобус за 2 часа?

(Дети отмечают, что вопрос не соответствует условию, формулируют свой и решают полученную задачу)

1.2.4.  Нестандартные тексты задач.

-Нестандартные тексты задач активизируют внимание, позволяют процесс решения задач сделать интересным и увлекательным, что тоже способствует активизации познавательной деятельности. Огромный интерес вызывает у детей решение задач из “Задачника” Г. Остера.

1.2.5. Творческие задачи.

-Это задачи, при выполнении которых необходимо найти новый алгоритм решения.

Выполнение проблемных теоретических и практических заданий.

1.3. Структура проблемного урока

Суть проблемного урока можно охватить одной фразой: «творческое усвоение знаний». Словосочетание «творческое усвоение знаний» означает, что на уроке ученик проходит все звенья научного творчества, хотя при этом он ставит учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в доступных формах. Таким образом, из всех образовательных целей творчески достигаются только знания. Отсюда следует вывод чрезвычайной важности: проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.

Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения  и реализацию продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. Все это отображено в таблице.

Таблица 4

Цель урока

Этапы урока

Творческие звенья деятельности

учащихся

З

Н

А

Н

И

Е

Введение

Постановка учебной проблемы

-формирование вопроса или темы урока

Поиск решения

- открытие субъективно нового знания

Воспроизведение

Выражение решения

- выражение нового знания в  доступной форме

Реализация продукта

- представление продукта учителю и классу

Возникает вопрос: как создать проблемную ситуацию на уроке? В Образовательной системе «Школа 2100» предлагается так называемый проблемно-диалогический метод, который, кстати, можно использовать при любой программе и на любом предмете, прежде всего – на уроках изучения нового материала. Самое главное – чтобы учитель сам был заинтересован в изучении и использовании данной технологии.

1.4. Нестандартные формы учебной деятельности учащихся

  • Урок – сказка
  • Урок – путешествие
  • Урок – игра
  • Урок – экскурсия
  • Урок типа «круглый стол»
  • Урок «Что? Где? Когда?»
  • Урок типа КВН
  • Урок типа «ученый совет»

Глава II  Педагогический опыт внедрения методов и приемов проблемного обучения в учебно-воспитательный процесс

2.1. Педагогическая характеристика классного коллектива

В классе 25 человек, 15 мальчиков и 10 девочек. Возраст детей 7-8 лет. Класс сформирован на базе МДОУ «Золотой Ключик». 3 человека (Сабанцева М.,Лахова Ж., Бурмантова Л.) –ДОУ «Снежинка», 1 человек (Филиппова Т.) ДОУ «Рябинушка», 1человек (Быков А.) оставлен на повторное обучение. В целом, все дети организованны и дисциплинированны.  Наблюдения показывали, что в классе есть группа детей, которая активно включилась в учебную работу. Такие дети внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень работоспособности и сформированности учебных навыков, познавательного интереса (Мухутдинова А., Иевлев Д., Павлов Н., Безбабная А., Филиппова Т., Карбоненко С., Колмаков К., Соколенко В., Ветчинкин Д.) В классе есть ученики, которые не проявляют на уроках высокую активность, хотя правильно отвечают на вопросы, справляются с учебными заданиями, осознанно воспринимают новый материал. (Лисов А., Зорькина А., Исыпова Л., Меженская М., Сабанцева М., Щитов Д.) Есть дети, которым трудно учиться (Бурмантова Л., Молин Р., Яловой Г., Вторушин Н.). С такими ребятами нужно дополнительно заниматься.

Дети:

  • работающих левой рукой – 2 ученика (.Бурмантова Л, Яловой Г.,);
  • с дефектами речи – 3 ч. (Филиппова Т. ,Ветчинкин Д., Колмаков К);
  • медлительных – 4ч. (Бурмантова Л. ,Молин Р.,Вторушин Н., Павлов Н.);

Дети, имеющие:

  • нарушение осанки – 6 ч. (Колмаков К.. Павлов Н., Бурмантова Л. , Иевлев Д., Безбабная А., Филиппова Т.
  • хронические заболевания – 2ч. (.Лахова Ж., Бурмантова Л.);
  • нарушения зрения – 4 ч. (Колмаков К, Павлов Н., Яловой Г.,Щитов Д.)
  • дети – инвалиды – 1 ч. (Зорькина А.).

Уровень воспитанности детей – средний.

В коллективе развивается доброжелательные взаимоотношения между девочками и мальчиками. Ребята добрые, отзывчивые, чуткие. Поддерживают друг друга не только в радостные минуты, но и всегда готовы прийти на помощь. Во время проведения внеклассных мероприятий, дети проявляют активность и интерес. У многих есть организаторские, артистические и музыкальные способности.

Многие ребята, уже который год посещают различные секции и кружки. Это положительно сказывается на поведении учащихся: они стали более собранными и дисциплинированными.  

Вывод: характеристика позволяет определить на раннем этапе проблемы, связанные с обучением и воспитанием учащихся, выстроить педагогическую работу, организовать целенаправленный процесс обучения.

2.2. Первичная диагностика сформированности учебных умений и навыков до поступления в школу

2.1.1. Диагностика 1

Таблица 5

Цель: выявить на раннем этапе уровень сформированности базовых умений и навыков детей до поступления в школу, скорректировать педагогическую деятельность.

                                               

Ф.И.О. учащегося

Считать до 10 и более

Писать печатными буквами

Выполнять сложение и вычитание

Читать по слогам

Правильно называть буквы алфавита

Играть компьютерные игры

Читать связно

Выделять в словах звуки и слоги

Писать прописью

1.

Безбабная Ангелина      

+

+

+

+

+

-

+

-

-

2.

Бурмантова  Любовь

-

+

-

-

-

-

-

-

-

3.

Ветчинкин Даниил

+

+

+

-

+

+

-

-

-

4.

Вторушин Никита

-

-

-

-

-

-

-

-

-

5.

Зорькина  Анна

+

+

+

+

+

-

+

-

-

6.

Иевлев Дмитрий

+

+

+

+

+

+

+

+

-

7.

Исыпова  Елизовета

+

+

+

-

+

+

-

-

-

8.

Карбоненко Александр

+

+

+

-

+

-

-

-

-

9.

Козырев Вадим

-

-

-

-

-

-

-

-

-

10.

Колмаков Кирилл

+

+

+

+

+

-

-

+

-

11.

Лахова Евгения

-

-

-

-

-

-

-

-

-

12.

Лисов Андрей

+

+

+

+

-

+

-

-

-

13.

Меженская Мирослава

+

+

-

-

-

-

-

-

-

14.

Молин Роман

-

-

-

-

-

-

-

-

-

15.

Мухутдинова Аида

+

+

+

+

+

-

+

+

+

16.

Павлов Николай  

+

+

+

+

+

-

-

+

-

17.

Пакин Алексей

+

-

+

-

-

-

-

-

-

18.

Пестеров Алексей

+

+

+

+

+

+

+

-

+

19.

Петряков Алексей

-

-

-

-

-

-

-

-

-

20.

Петрякова Ольга

-

-

-

-

-

-

-

-

-

21.

Сабанцева Милана

-

+

+

-

-

-

-

-

-

22.

Филлипова Татьяна

+

+

+

+

+

-

+

+

-

23.

Яловой Глеб

-

-

-

-

-

-

-

-

-

24.

Соколенко Владислав

+

+

+

+

-

+

+

-

-

25.

Щитов Дмитрий

+

+

+

+

+

-

-

-

-

16

17

16

11

12

6

3

5

2

64%

68%

64%

44%

48%

24%

12%

20%

8%

        

Диаграмма 1

Вывод: Умеют считать до 10 и более, писать печатными буквами, выполнять простейшие вычислительные приемы больше половины класса, что соответственно составляет 64%, 68%, затрудняются  правильно называть буквы алфавита, читать по слогам, выделять в словах  звуки и слоги, писать прописью 2 – 6 детей. Следовательно, необходимо обратить внимание на детей, испытывающих трудности, организовать педагогическую помощь.

2.1.2. Диагностика 2

Цель:

- определить сформированность общеучебных навыков учащихся: способность слышать, понимать учебное задание; умение задавать учителю уточняющие вопросы; умение держать ручку и карандаш; ориентироваться на листе бумаги;

- скорректировать педагогическую помощь детям, испытывающим трудности.

Таблица 6

Ф.И.О. учащегося

Способность слышать и понимать учебное задание

Умение держать ручку и карандаш

Умение ориентироваться на листе бумаги

Знание букв

Умение обращаться к учителю с уточняющими вопросами

Умение читать по слогам

Умение читать целыми словами

1.

Безбабная Ангелина    

+

+

+

+

-

+

+

2.

Бурмантова  Любовь

-

+

+

-

-

-

-

3.

Ветчинкин Даниил

+

+

-

+

+

-

-

4.

Вторушин Никита

-

-

-

-

-

-

-

5.

Зорькина  Анна

+

+

-

+

-

+

+

6.

Иевлев Дмитрий

+

+

+

+

+

+

+

7.

Исыпова  Елизовета

+

+

-

+

-

-

-

8.

Карбоненко Александр

+

-

+

+

+

-

-

9.

Козырев Вадим

-

-

-

-

-

-

-

10.

Колмаков Кирилл  

+

-

-

-

-

+

-

11.

Лахова Евгения

-

+

-

-

-

-

-

12.

Лисов Андрей  

+

-

-

+

-

+

+

13.

Меженская Мирослава

+

+

+

-

-

-

-

14.

Молин Роман

-

-

-

-

-

-

-

15.

Мухутдинова Аида

+

+

+

+

+

+

+

16.

Павлов Николай  

+

+

+

+

+

+

+

17.

Пакин Алексей

-

+

-

-

-

-

-

18.

Пестеров Алексей

+

+

+

+

+

+

+

19.

Петряков Алексей

-

-

-

-

-

-

-

20.

Петрякова Ольга

-

-

-

-

-

-

-

21.

Сабанцева Милана

-

+

-

-

-

-

-

22.

Филлипова Татьяна

+

+

+

+

+

+

+

23.

Яловой Глеб

-

-

-

-

-

-

-

24.

Соколенко Владислав

+

+

+

+

+

+

+

25.

Щитов Дима

+

+

-

+

-

+

-

15/60%

16/64%

10/40%

13/52%

8/32%

11/44%

9/36%

Диаграмма 2

Вывод: Из диаграммы видно, что способны слышать и выполнять инструкции учителя лишь 60%, умение задавать уточняющие вопросы могут лишь 32 % учащихся; умеют держать ручку и карандаш – 64%, ориентироваться на листе бумаги – 40% детей. Детям необходима психолого-педагогическая помощь.

2.3. Сравнительная диаграмма качества обучения учащихся на конец исследования

Цель: определить, на сколько эффективны методы педагогического воздействия (методы и приемы проблемного обучения) и как отразятся на качестве обучения учащихся.

 Мониторинг

успеваемости и качества обучения детей за 1,2,3 (1 четверть) класс

в МОУ Игримской средней общеобразовательной школе №2

             

Вывод: из диаграммы видно, что при 100% успеваемости качество стабильное, есть динамика с 70% до 74%. Это позволяет сделать вывод, что методы проблемного обучения эффективны, необходимо использовать на всех преподаваемых предметах. (См. приложение)

Заключение

При переходе на обучение  детей  по Образовательной системе «Школа 2100» многие педагоги  сталкиваются с проблемой: большинство уроков надо  строить с учетом использования проблемно-диалогической технологии, с которой они недостаточно хорошо знакомы. Изучив методическую литературу, я  пришла  к выводу, что проблемное обучение в начальной школе очень важно, ведь специфика младших классов основана на формировании умений и навыков, а мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности.

Изучив технологию проблемно-диалогического обучения, я считаю, что   можно применять  её в любом классе школы и на любом предмете на уроках введения новых знаний. Проблемно-диалогическая технология принципиально меняет роль учащегося на уроке: теперь он – не слушатель, созерцатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Ученик активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок. Свобода выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.  Повышается познавательная мотивация учащихся,  уровень развития психических процессов: памяти, внимания, мышления, творческих способностей, уровень развития компонентов учебной деятельности и в целом – повышается качество обученности  учащихся.      

Я считаю, что проблемно-диалогический урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность, так как для диалога с учителем ученику нужны и смелость, и решительность. Кроме того, в работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников. При выходе из проблемной ситуации учитель побуждает ребят осознать противоречие и сформулировать проблему, в результате развиваются творческие способности и, конечно, речь.

 Итак, я на собственном опыте  убедилась, что открывать новые знания надо совместно с детьми, и  надо  воплощать это на своих уроках. Я  считаю, что проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день нашего образования, поэтому овладевать этой технологией  необходимо каждому  педагогу.

Основные выводы:

  1. Проблемно-диалогическое обучение - это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.
  2. Технология проблемно-диалогического обучения представляет собой детальное описание диалогических методов постановки проблемы и поиска решения. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся.

Литература

  1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002
  2. Брушменский  А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 2003.
  3. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности. М., 2003.
  4. Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности.- М: УМЦ «Школа 2000….».- 2005
  5. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2004.
  6. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пос. для учителя. – М., 2002; 2006.
  7. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога и пути ее освоения учителем // Актуальные проблемы развития системы повышения квалификации. Начальное и дошкольное образование: Сб. науч. тр. – М., 2003.
  8. Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Образовательная система «Школа 2100»: Сб.программ. – М., 2004.
  9. Мельникова Е.Л. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра // Начальная

школа плюс До и После. – 2005. – № 6.

  1. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех: Сб. мат. – М., 2006.
  2. Мельникова Е.Л. От теории мышления – к технологии обучения // Психология и школа. – 2008. – № 1.
  3. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. и др. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. - М: УМЦ «Школа 2000….».- 2006
  4. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…»- Москва, «ACADEMIA»- 2007
  5. Смирнов С.А. Педагогика. Теории, системы, технологии. –М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

) проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационн...

Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы

В настоящее время педагоги сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели. Чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Сегодня наиболее персп...

Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Презентация.

Я хочу познакомить вас с моим педагогическим проектом, над которым я работаю с 2014 года: «Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»....

Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников...

Творческий отчёт по теме: «Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учеников начальных классов»

 Наше современное общество нуждается в человеке, который много знает, умеет, а главное – который умеет думать. В наше современное время учёные, педагоги, воспитатели пришли к мнению, ...

«Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся"

Наше современное общество нуждается в человеке, который много знает, умеет, а главное – который умеет думать. На сегодняшний день в современной школе перед учителями встают вопросы: Как увлечь р...