Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьниковСлайд 2
Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра. Джон Дьюи
Слайд 3
Причины снижения интереса к учению: Низкий уровень интеллектуального и духовного развития обучающихся; Низкий педагогический и психологический уровень образования родителей; Дети соматически ослабленные, педагогически запущенные, с недостаточно развитыми теми или иными познавательными процессами
Слайд 4
Мотивы учебы За оценку За похвалу За подарки Учебная мотивация на основе познавательного интереса
Слайд 5
Как же построить урок, чтобы учесть особенности детей, чтобы он стал любимым занятием наших учеников? ИДЕИ МАСТЕРСТВО ЖЕЛАНИЕ ИНТЕРЕС СПОСОБНОСТИ
Слайд 6
Технология проблемного обучения Этапы реализации педагогического проекта: Подготовительный (январь 2014 – декабрь 2014) Основной (январь 2015 – январь 2016) Заключительный (февраль 2016 – май 2016) Гипотеза: использование технологии проблемного обучения позволит активизировать познавательную деятельность обучающихся и повысить качество знаний.
Слайд 7
Особенность проблемного обучения Организация совместной учебной деятельности Атмосфера делового сотрудничества Знания усваиваются творчески
Слайд 8
Создание проблемной ситуации: «Почему не получается?» ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ : необходимость действия; задания содержат «трудность»; задания включают знания и способности, сформированные ранее; знание, вырабатываемое детьми, служит им средством разрешения ситуации.
Слайд 9
Классификация проблемных ситуаций По области научных знаний По русскому языку По математике По иностранному языку и т.д.
Слайд 10
Классификация проблемных ситуаций По направленности на поиск недостающего Новых знаний Способов действия Возможности применения известных знаний в новых условиях
Слайд 11
Классификация проблемных ситуаций По уровню проблемности Очень острые противоречия Противоречия средней остроты Слабо (неявно) выраженные противоречия
Слайд 12
Классификация проблемных ситуаций По типу противоречий Между двумя и более фактами Между житейским представлением учеников и научным фактом Между необходимостью и невозможностью выполнить задание
Слайд 13
Классификация проблемных ситуаций По характеру содержательной стороны противоречий Недостаточность прежних знаний и умений для объяснения нового факта Противоречие между теоретически возможным путем решения и практической неосуществимостью Противоречие между практически достигнутым результатом и отсутствием теоретических знаний о нем Необходимость использовать имеющиеся знания и умения в новых условиях
Слайд 14
Способы создания проблемных ситуаций Подведение детей к противоречию и предложение им самим найти решение ; Столкновение противоречия практической деятельности с теоретической ; Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос ; Предложение рассмотреть явление с различных позиций ; Побуждение делать сравнения, обобщения, выводы.
Слайд 15
Дидактические правила постановки проблемных ситуаций Обязательно должны содержать посильное познавательное затруднение ; Развитие творческих способностей совмещается с материальным развитием: усвоением новых знаний и умений ; Должна вызывать интерес своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью.
Слайд 16
Приёмы создания проблемных ситуаций Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приём создания С удивлением Между двумя и более фактами Одновременно предъявить противоречивые факты Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием Между житейским представлением учеников и научным фактом А) обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с «ловушкой»; Б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией.
Слайд 17
Приёмы создания проблемных ситуаций Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приём создания С затруднением Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя Дать практическое задание не выполнимое вообще Дать практическое задание, не сходное с предыдущим А) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим; Б) доказать, что задание учениками не выполнено.
Слайд 18
Грибы не зеленые, значит, они животные! Грибы не могут передвигаться, значит, это растения! . -Что вас удивляет в диалоге наших героев? ( побуждение к осознанию противоречия) Какой возникает вопрос?( побуждение к формулированию проблемы) Что такое грибы: растения или животные? Итак, тема урока…? (- Грибы. Что такое грибы?)
Слайд 19
Пути выхода из проблемных ситуаций Учитель сам ставит и решает проблему ; Учитель сам ставит и решает проблему, привлекая детей к формулировке проблемы, выдвижению предположений, проверке решения ; Ученики самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и помощью (частичной или полной) учителя ; Ученики самостоятельно ставят и решают проблему без помощи учителя (но под его руководством).
Слайд 20
Если дети пришли к неправильному решению, срабатывает прием «яркого пятна»: - учащиеся разбираются в причинах ошибки совместно с учителем; - лучше понимают суть проблемы и быстрее находят правильное решение; - все учащиеся класса несут ответственность за принятое решение.
Слайд 21
Условия эффективности проблемных ситуаций Со стороны ученика: новая тема («открытие» новых знаний); Умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию; Умение определить область «незнания» в новой задаче; Активная поисковая деятельность.
Слайд 22
Со стороны учителя ( ЧТО ДЕЛАЕТ учитель при проблемном обучении): точно формулирует задание; выдерживает «деловую» интонацию; разрешает ученику сомневаться и не знать; разворачивает ребенка спиной к себе, лицом к классу; организовывает фиксацию результатов обсуждения на доске; занимает равноправную позицию с классом; пытается гибко перестроиться по ходу урока, идя от ответа ребенка; идет от класса к учебнику, а не от учебника к классу. Условия эффективности проблемных ситуаций Что НЕ делает учитель, работающий по новому стандарту на уроке: не повторяет за детьми; не задает лишних вопросов; не говорит больше, чем дети; не выделяет интонационно правильные и неправильные высказывания.
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Дайте возможность каждому ребенку сделать своё открытие. Э.Б.Александрова