Проблема улучшения качества и техники чтения
материал по теме
Выступление на ШМО учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_navyka_chteniya.docx | 103.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема улучшения качества и техники чтения
Выполнила: Молчанова Т. А.
Какую бы деятельность школьника мы не затронули, каждая из них базируется на чтении - правильном, осознанном, быстром. Поэтому, овладение учеником начальной школы высокой техникой чтения – важная задача, стоящая перед учителем.
Анализ методической литературы позволил выделить следующие упражнения для повышения техники чтения учащихся, которые могут работать в любых условиях.
1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений
Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с нами небольшие по объему упражнения (по 5 минут небольшими порциями три раза в день, чем по 1-1,5 часа бессмысленной работы отбивающей желание читать).
2. Жужжащее чтение
Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов (на уроках чтения).
3. Ежеурочные пятиминутки чтения
На каждом уроке вначале дети открывают книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. Этот вид работы заимствовали в школах Монгольской Народной Республики.
4. Чтение пред сном
Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
5. Режим щадящего чтения (если ребенок не любит читать)
Ребёнок прочитывает одну – две строчки и после этого получает кратковременный отдых.
Наиболее эффективными из системы И. Т. Федоренко являются упражнения:
многократное чтение;
чтение в темпе скороговорки;
выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Все три упражнения проводятся коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), вполголоса. Проводится это практически таким образом. После того как начало нового рассказа прочитано и осознано, осмыслено детьми учитель предлагает начать чтение всем одновременно, продолжать в течение 1 минуты. По истечении 1 минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста, при этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, сравнивает результаты. Естественно, что во второй раз он прочитал больше. Это вызывает у детей положительные эмоции и им хочется читать еще раз.
Однако более 3-х раз не следует читать один и тот же отрывок, лучше изменить характер упражнения и поупражнять на этом же кусочке текста артикуляционный аппарат. Это чтение в темпе скороговорки, при этом требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны “проглатываться” учениками, они должны чётко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.
Затем мы останавливаем учеников и начинаем третье упражнение: читайте текст чуть медленнее, зато красиво и выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо. Чудо это состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей ненадолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2-3 недели чтение ребенка заметно улучшится.
Методика "Анаграммы" (по книге В. Эдигей)
Предложите ребенку прочитать первый текст, скажите ему, что это специальный шифр, и ему надо расшифровать - все буквы поменялись местами, а для того, чтобы понять написанное, надо в уме буквы вернуть на место. Можете взять карандаш и показать в первом предложении, какие буквы куда переместились и где их место. Обратите внимание ребенка на то, что название может подсказать, о чем идет речь в самом тексте. Попробуйте читать через слово, одно слово ребенку, одно читайте сами. Когда вы прочитаете половину первого текста, остановитесь и перейдите к ответу, т.е. к нормальному тексту, выберете тот же текст, который вы только что читали и предложите ребенку прочитать его как можно быстрее. Очень часто дети говорят, что при чтении нормального текста у них появляется ощущение, как- будто их глаза скользят с горки, читать становится очень легко. Эта техника позволяет очень быстро улучшить скорость чтения ребенка.
1.На келыбар
Ратеяб лоишп тиволь убры. аСаш ёсн дочуки. Кляо и Алки лизяв тьес. аСаш мойпал тьяп кенуой. Кляо мойлап щикале. Алкиу лаппося калиймень касарь.
2.никУче
реЮ месь тел. ьперТе арЮ неикуч. нО дохит в врепый ласкс. аПпа пуилк суны трефопль. маТ жател непал, ртетадь, кварьбу. региБе хи, арЮ. чисьУ ошохор!
3. В селу
ляотС кийраж недь. горьИ и гейреС шопли в сел. ниО леси доп леь. маТ лыба неть. акойК верьз в стугых теввях? аД отэ жырая лебка!
Ответы
1. На рыбалке
Ребята пошли ловить рыбу. Саша нёс удочки. Коля и Алик взяли сеть. Саша поймал пять окуней. Коля поймал лещика. Алику попался маленький карась.
2. Ученик
Юре семь лет. Теперь Юра ученик. Он ходит в первый класс. Папа купил сыну портфель. Там лежат пенал, тетрадь, букварь. Береги их, Юра. Учись хорошо.
3.В лесу
Стоял жаркий день. Игорь и Сергей пошли в лес. Они сели под ель. Там была тень. Какой зверь в густых ветвях? Да это рыжая белка!
Одним из недостатков чтения может являться малое поле зрения.
Учёные доказали, что при чтении глаза находятся в одном из двух состояний: остановки или движения. Восприятие текста (чтение) происходит только в момент остановки глаз. Во время движения глаз текст не воспринимается. Оказывается: скорость движения глаз от одной остановки до другой и продолжительность остановки движения глаз у всех взрослых читателей почти одинакова, но одни читают быстро, а другие медленно. Темп чтения ребёнка во многом зависит от величины поля зрения, т. е. от количества слов, воспринимаемых им во время одной остановки глаз и числом остановок. Таким образом, можно сделать вывод: быстрее читать – значит «шире глядеть», т. е. захватывать в поле зрения как можно больше слов исследования учёных показали, что для повышения скорости чтения необходимо:
уменьшить число остановок глаз;
увеличить число слов, воспринимаемых за одну фиксацию.
И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения.
Использование таблицы Шульте
Таблицы Шульте (англ. Shultz tables) — случайно расположенные числа (или другие объекты) для тренировки быстрого их нахождения по порядку. Обычно применяются для исследования и развития психического темпа восприятия, в частности скорости зрительных ориентировочно-поисковых движений (что является основой скорочтения). Также позволяет расширить поле зрения. Широкое поле зрения сокращает время поиска информативных фрагментов текстов.
Таблица Шульте представляет собой листок бумаги, на котором нарисован квадрат со сторонами 20-25 см. Квадрат разбивается на 25 ячеек, в которые вписываются в беспорядке числа от 1 до 25.
Правила тренировки на таблицах Шульте
Находить цифры необходимо беззвучным счётом, то есть про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска). Найденные цифры указываются только взглядом. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 25 сек.
Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком.
При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз только в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены. Расстояние от таблицы до глаз такое же, как и при чтении обычного текста, то есть примерно 25—30 см.
Время и периодичность тренировок нужно выбирать так, чтобы не переутомляться.
Испытуемому предъявляют первую таблицу: "На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку". Затем таблицу закрывают и продолжают: "Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок". Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.
Пирамида
Предлагаю воспользоваться простой пирамидой, при которой можно определить поле зрения и расширять его тренировкой.
Найдите на верхней строчке цифру 4. Не раздвигая зрачка, постарайтесь увидеть числа слева и справа по горизонтали. Если вы хорошо видите цифры 3 и 7, опуститесь на строчку ниже. Если видите числа 10 и 41 неясно, ваше поле зрения равно 4 см. Если же ясно видите крайние цифры справа и слева, опуститесь еще строчкой ниже. И так до тех пор, пока не расплывутся крайние числа справа и слева. Ваше поле зрения определяется показателем по последней строчке ясного видения.
Обычно у человека поле зрения по горизонтали бывает 4-5 см. Задача состоит в том, чтобы увеличить его тренировкой до 10 см.
Чрезмерное внимание развитию скорости чтения часто провоцирует неправильное чтение. Правильным чтением считается чтение без искажений, замены букв или слогов, пропуска или вставки, без повторов. Чтобы формирование правильности чтения было эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения:
1) каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, долгоговорки, заучивание наизусть стихов и прозы);
2) предупреждения ошибок чтения; подготовка к чтению, вводная беседа, разбор трудного слова по составу, хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком).
Также на правильность чтения влияет: поза при чтении, нормальное расстояние между глазами и текстом, предварительное чтение " про себя", образцовое чтение учителя.
Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием.
Работа над техникой чтения - процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Развивая навыки беглости чтения,
важно помнить: мы одновременно должны развивать и познавательные психические процессы. Беглость чтения значима только в сочетании с ними. Чем правильнее чтение, тем выше его скорость. Чем быстрее идёт осмысление текста, тем успешнее работа по наращиванию темпа читаемого.
Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием. Виды работы над текстом на уроке чтения:
1. Чтение всего текста (по заданию учителя).
2. Чтение, деление на части. Составление плана.
3. Чтение по готовому плану.
4. Чтение, после чтения пересказывание.
6. Чтение с сокращением текста. (Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить.) Подготовка к сжатому пересказу.
7. Чтение цепочкой по предложению.
8. Чтение цепочкой по абзацу.
9. Чтение вполголоса.
10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
11. Чтение, ответы на вопросы.
12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
13. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)
15. Чтение "выше нормы" (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10 – 15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50 – 55 слов в минуту).
16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
17. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
18. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
19. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
20. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
21. Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).
22. Чтение, подборка звукового оформления "фильма".
23. Беседа с сопровождением выборочного текста.
24. Нахождение в тексте 3 (5, 7...) выводов.
25. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
26. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
27. Установление путем чтения причинно-следственных связей.
28. Чтение названия рассказа. (Как еще можно назвать?)
29. Чтение по ролям.
30. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
31. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
32. "Живая картинка" (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
33. Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек:
34. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.
35. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.
36. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).
37. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
38. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
39. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
40. Чтение стихотворения, расстановка пауз.
41. Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.
42. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
43. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.
44. Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме – чн.- , - жи - и т. д.
45. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.
46. Нахождение в рассказе самого длинного слова.
47. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.
48. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: а) существительное + прилагательное; б) существительное + глагол; в) местоимение + глагол (можно наоборот).
49. Чтение, пометка непонятных слов.
50. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (например: мор-ков-ка).
51. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
52. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).
53. Чтение слов, к которым даны сноски.
54. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
55. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например, к теме "Осень", "Зима" и т.д.
56. Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по улучшению техники чтения в начальной школе
В работе используются упражнения по улучшению техники чтения. Образцы упражнений по учебникам "Литературное чтение" программа "Школа 2100"....
Статья "Роль динамического чтения в улучшении качества чтения учащихся»
Проектная работа "Роль динамического чтения в улучшении качества чтения учащихся" выполнена учителем начальной школы Пинчук Светланой Евгньевной, где данаы рекомендации для обучения динамиче...
Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.
В работе представлена система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения.Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения....
Упражнения для улучшения техники чтения.
Советы родителям по улучшению техники чтения....
Улучшение техники чтения в начальных классах.
Работа учителя по улучшению техники чтения в начальных классах....
Упражнения для улучшения качества чтения
Специальные упражнения для улучшения качества чтения в начальных классах...
Рекомендации родителям для улучшения качества чтения младших школьников.
Рекомендации родителям для улучшения качества чтения младших школьников....