Работа по улучшению техники чтения в начальной школе
методическая разработка по чтению на тему
В работе используются упражнения по улучшению техники чтения. Образцы упражнений по учебникам "Литературное чтение" программа "Школа 2100".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya__dlya__razvitiya_skorosti_chteniya_cuprikova.docx | 142.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для развития скорости чтения.
1 класс.
Виктор Драгунский «Друг детства»
Когда мне было шесть или шесть с половиной лет, я совершенно не знал, кем же я на самом деле буду на этом свете.
- Восстанови буквы и прочитай слово:
- Прочитай гласные буквы первой строчки:
(оаеыоеииеооиоеяоееое)
- Прочитай предложение «Снежным комом».
2 класс
Лев Квитко «Смелые воробьи»
Бежит среди цветов и трав
Садовая дорожка,
И, к желтому цветку припав,
Крадется тихо кошка.
- Прочитать только последние слоги в четверостишье.
(жит ди то врав ваяя ка мук у пав ся хо ка)
- Восстанови слова.
Дор ка
Бе ожка
Кош жит
- Составь слова и словосочетание.
Сад
3 класс
Сергей Есенин «Пороша»
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
- Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Одним из вариантов я провожу чтение с прихлопыванием на каждый слог.
- Восстанови текст.
Ед… . Ти… . Слыш… зво…
Под копыт… на сне…,
Толь… серы… воро…
Расшумел… на лу… .
4 класс
Юрий Олеша
из книги «Три толстяка»
- Чтение с повторением. Ребята , в течении 1 минуты читают текст в жужжащем режиме, делают пометку слова, на котором остановились. Перечитывают еще раз этот отрывок и продолжают чтение текста дальше за 1минуту, делают пометку следующего слова, на котором остановились. Итак, 3 раза, каждый раз прочитывая большее количество слов. Результат свидетельствует об увеличении скорости чтения.
- "Догони". Разноскоростное чтение учителем текста. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за ним. Путем внезапной остановки на каком-либо слове, учитель осуществляет выборочную проверку. Ученик должен показать слово или продолжить чтение.
Упражнения для развития правильности чтения.
1 класс
А.Барто «Кукла»
Смастерил я грузовик
Для сестры Катюшки.
Подняла Катюшка крик:
- Разве это грузовик?
Три пустых катушки.
Смастерил я ей коня,
Пусть берёт, не жалко!
Катя смотрит на меня,
Не желает брать коня:
- Это просто палка!
Я свернул два лоскута.
- Ах,- сказала Катя, -
Ах, какая красота:
Кукла в пёстром платье!
- Чтение слов наоборот. Прочитай слова:
алкук янок кивозург
- Прочитай подбирая подходящие слова.
Смастерил я …
Для сестры … .
Подняла Катюшка … :
- Разве это грузовик?
Три пустых … .
Слова для справок: Катюшки, грузовик, катушки, крик.
2 класс.
А.Курляндский «Ну, погоди!»
Чтение строчек наоборот по словам. Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее − вторым и т.д. Это упражнение уводит от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает точность движений глаз, предупреждает ошибки в грамматической форме слова, пропуски и перестановки слов и слогов.
Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.
Сидели как-то Волк и Зайчик перед экраном телевизора.
телевизора экраном перед Зайчик и Волк как-то Сидели
3 класс
Давид Самойлов ***
Город зимний,
Город дивный,
Снег, как с яблонь,
Лепестками.
«Слова заблудились». Найти заблудившиеся слова.
Ваоснегмпдывкгородпщшукопмзимнийвдлмтопвщшкупфжшуроияватиснегвжщшрежилвотивлоаряжвкшрснегмяювжриавщшкрпушщгородкраищвашришщукр кшрпщснегукп9укщгуззимний9гпу9пк
4 класс
Первое слово читается обычно, второе (или подчёркнутое) − справа налево. Это упражнение развивает способность перцептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и на новые – и гибко переходить от одной к другой. Подчёркивается сначала каждое второе слово, затем слова, несущие основную смысловую нагрузку.
Задание: Прочитай текст вслух, читая подчёркнутые слова наоборот.
Л.Н. Толстой «Ворон и лисица»
Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед.
Захотелось ецисил мяса, она алшодоп и говорит:
- Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по твоему утсор да красоте только бы
тебе мёрац быть! И верно был бы мёрац, если бы у тебя солог был.
Ворон лунизар рот и лаороаз, что было мочи. осяМ упало. ацисиЛ подхватила и тирогов:
Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был, быть бы тебе мёрац.
Упражнения для развития выразительности чтения.
1 класс
Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»
- Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.
- Здравствуй, Красная Шапочка. Куда это ты направляешься?...
2 класс
- Расстановка пауз в стихотворении Ю.Морица «Слониха, Слоненок и Слон»
Слониха, слонёнок и слон
Устали стоять в зоопарке,
И в море уплыли на синей байдарке
Слониха, слонёнок и слон.
Да-да! Унеслись,
Да-да, унеслись во-о-н туда!
- Прочитать стихотворение как колыбельную, как марш.
- Чтение текста, подражая чьему- либо голосу (старушки, ребенка, слона и др.)
3 класс
С.Маршак «Сказка про Козла»
- Чтение сказки по ролям.
- Чтение по ролям без слов автора.
- Инсценирование.
- класс
- Сочетание силы голоса, высоты и длительности в ударении. Темп. Ритм ( хлопаем).
- Чтение: громче - тише, быстрее - медленнее.
- Овладеть умением «читать знаки препинания».
Серый мышонок Тарасик
Продал свой белый матрасик,
Продал свой стол и комод
И устремился в поход.
В лодке из корочки дынной
Плыл он по речке пустынной,
Плыл, догоняя паром,
Греб лебединым пером.
Вдруг непогода завыла,
Стало не видно залива,
Дынная корка трещит,
Серый мышонок пищит:
«Все-таки теплая норка
Лучше, чем дынная корка…
0х! Ай-ай-ай! Ой-ой-ой!
Я возвращаюсь домой!»
Упражнения для развития осознанности чтения.
1 класс
Юрий Коваль «Дик и черника».
- Работа с иллюстрацией до начала чтения. Предположите о чем пойдет речь в произведении.
- Чтение ключевых слов, пояснение значения слов.
- Чтение текста.
- Ответы на вопросы.
2 класс.
Мудрый старик. Татарская народная сказка.
- Деление текста на части, составление плана.
- Подбор иллюстрации к тексту.
- Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
3 класс
Виктор Драгунский. Кот в сапогах.
- Восстановление логической последовательности текста.
- Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
- В тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание.
4 класс
Агния Барто. Требуется друг.
Все живут не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу:- дружи со мной…
- Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов.
Все живут не тужат,
Выступал докладчик юный
Красные колготки
Трудно было жить на свете
Я шепчу: - Дружи со мной
- Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.
- Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.
В работе представлена система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения.Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения....
Улучшение техники чтения в начальных классах.
Работа учителя по улучшению техники чтения в начальных классах....
Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.
Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию....
Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.
материал для улучшения качества техники чтения и заинтересованности детей к чтению...
Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.
Чтение - основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учитьсяБыстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса ...
Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.
laquo;Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые...
Работа по улучшению техники чтения в начальных классах
Работа по улучшению техники чтения в начальных классах...