Доклад «Формирование самостоятельной читательской деятельности».
материал по теме

Беляева Светлана Юрьевна

Материал знакомит с основными этапами формирования читательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

                                Подготовила

                                                   Беляева С. Ю.

МОУ УНОШ №2

Г.Удомля

2009 год


Главная цель курса «Литературное чтение» - это литературное

развитие младших школьников в процессе обучения. Это введение детей в мир отечественной и зарубежной детской литературы, обогащение читательского опыта ребёнка, помощь в становлении самостоятельного читателя.

Из основной главной цели вытекает ряд задач, решение которых способствует становлению ребёнка – читателя:

      обеспечение полноценного восприятия произведения,                            понимания учащимися текста и специфики его литературного жанра,        

выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя;

      работа над навыком чтения;

      формирование литературоведческих представлений и понятий, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова;

      включение учащихся в самостоятельную творческую деятель-

ность, развитие речи;

      расширение круга чтения младших школьников.

Особенности курса «Литературное чтение»:

       уроки литературного слушания в первом классе;

       использование технологии моделирования;

       «нерасчленённость» и «переплетённость» классного и внеклассного чтения;

       использование схем, таблиц, кроссвордов;

       разноуровневые задания, позволяющие осуществить дифферен-

цированный подход в обучении;

       осуществление самоконтроля и самооценки.

При реализации программы курса «Литературное чтение» определились следующие этапы формирования самостоятельной читательской деятельности.

Этапы различаются: целями обучения, структурой урока, методикой обучения, учебным материалом, требованиями к ЗУН.

 

Первый этап – подготовительный (1класс)

Цель: обучение восприятию литературного произведения.

Задачи:

обогатить читательский опыт детей;

отрабатывать специальные читательские умения;

развивать речь учащихся;

развивать интерес к самостоятельному чтению.

Основная форма работы: урок литературного слушания.

Основной метод: наглядное моделирование через введение

системы заместителей для жанров, тем, героев, составление схематических планов.

Второй этап – начальный (2класс)

Цель: развитие читательских и речевых умений.

Задачи:

формировать правильное, осознанное, плавное чтение;

развивать интерес к чтение, расширять читательский кругозор;

воспитывать нравственно-этические основы;

совершенствовать восприятие, понимание и воспроизведение текста;

отрабатывать умение работать с текстом, учебной и детской

книгой.

Основные формы работы: уроки разного типа (урок литературного чтения, уроки слушания, нетрадиционные формы уроков).

Третий этап: основной (3класс).

Цель: обогатить читательский опыт ребёнка, помочь ему стать самостоятельным читателем.

Задачи:

      1. обеспечить полноценное восприятие произведения;

      2. выявлять точку зрения писателя, формировать позицию читателя;

      3. совершенствовать самостоятельное чтение, чтение молча, выразительное чтение;

      4. включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность;

      5. формировать литературоведческие представления;

      6. расширять круг чтения, формировать читательские умения.

 Четвёртый этап – заключительный (4класс).

Цель: формирование самостоятельного читателя.

Продолжается реализация задач, поставленных на основном этапе.

Специфика уроков литературного слушания.

Первоклассник обычно имеет достаточно большой опыт общения с литературой и книгой. Посредником этого опыта являются взрослые,

которые много читают дошкольникам. Не ослабевает интерес ребёнка к восприятию художественной литературы и с приходом в школу.

Вместе с тем систематическое и полноценное общение с разнообраз-

ными книгами в первые школьные годы нарушается: резко сокращается чтение взрослого ребёнку, т. к. изменяется позиция родителей к совместной читательской деятельности с детьми.  Авторы

комплекта видят выход в проведении специальных уроков слушания.

Специфика уроков слушания прежде всего в том, что приоритетной

Целью таких уроков является обучение восприятию литературного

текста. Для первоклассника, ещё не овладевшего навыком чтения,

слушание литературных произведений, которые читает ему учитель,

является источником развития стойкого интереса к литературе, накоп-

ление читательского опыта, развитие речи, воображения. Кроме этого,

такое общение с книгой становится первой серьёзной школой нравст-

венности и культуры.

Исходя из указанной главной цели уроков слушания выделяются конкретные дидактические задачи:

развитие способности эмоционально откликаться на события,

описанные автором произведения, воспитание чувства сопри-

частности и сопереживания;

формирование понимания темы, основной идеи произведения,

его структуры и языковых средств;

развитие ориентировки в некоторых жанрах литературы: сказка, стихотворение, рассказ.

Уроки литературного слушания эффективно использовать и для фор-

мирования читательской деятельности. На этих уроках формируются

читательские умения: знание фамилий авторов, умение правильно назвать произведение, ориентировка в «строении» книги (переплёт,

обложка, иллюстрации, оглавление).

Необходимым условием является использование детской книги для

работы на уроке. И обязательным этапом на уроке было рассматрива-

ние книги.

Для формирования специальных читательских умений предлагается метод наглядного моделирования через введение системы заместите-

лей для жанров, тем, героев, а также составление схематических пла-

нов.

С первых уроков слушания совместно с детьми выбираются заместите-

ли, которые помогают ребёнку сориентироваться в книге, понять особенности литературного произведения.

Жанры обозначаются фигурами (например, сказка-круг, рассказ-прямоугольник), темы чтения замещаются цветом (например, о природе - зелёным, о детях - жёлтым).

Предлагаю следующие упражнения с моделями:

      сравнение разных моделей;

      подбор произведений к моделям;

      выбор нужной модели из нескольких к какому-то произведению;

      подбор произведений по темам в соответствии с моделью;

      заполнение модели обложки.

Упражнения с книгами:

      При рассматривании книг добиваюсь, чтобы правильно называли

      её (фамилия автора, заглавие), разделить на группы по теме, по

      жанру, по автору, какая книга лишняя на выставке и почему?

      И т. д.

Работа по формированию типа правильной читательской деятельности

И читательской самостоятельности будет продолжена на уроках лите-

ратурного чтения во 2-4 классах.

   

 

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правильной читательской деятельности в начальной школе

Как помочь детям полюбить уроки чтения, читать с удовольствием?...

Развитие самостоятельной читательской деятельности младших школьников

Главная  задача учителя начальных классов – научить ребёнка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить обучающихся к миру книг и тем самым способствовать развитию с...

Практические советы по формированию самостоятельной читательской деятельности младших школьников

Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно, сознательно, волнует многих учителей. В статье раскрывается значение самостоятельной читательской деятельности младших школьников, при...

Развитие интереса к чтению, как одна из форм приобщения к самостоятельной читательской деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Главная цель современной школы – формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели – введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов...

Проект "Книжка-малышка как средство формирования устойчивого интереса к самостоятельной читательской деятельности младшего школьника”.

Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Но почему тогда одни дети, научившись читать, продолжают столь приятное  сердцу общение с книгой, а другие – нет? Как помочь ребенку пол...