выступления на ШМО и ГМО
статья по теме
работа с одарёнными детьми в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-raboty-po-organizacii.doc | 75.5 КБ |
доклад на ГМО | 39 КБ |
sistema_raboty_s_odaryonnymi_detmi_v_nachalnoy_shkole.docx | 17.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»
Г. Ивантеевка
ПЛАН
по организации работы
с одаренными детьми
в условиях общеобразовательного учреждения
Составитель: Казакова Е. Е.
учитель начальных классов,
руководитель ШМО.
2012/2013
учебный год
Тема: «Одаренные дети - выявление - обучение- развитие»
.
Цель: создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей.
Задачи:
развивать одаренность через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;
внедрять в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методы, учитывающие быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми;
обеспечивать научно-методическую, социально-правовую, психолого-медико-педагогическую поддержку одаренных детей;
организовать специальную подготовку педагогических кадров для работы с одаренными детьми;
создать банк данных для сетевого информационного обмена по проблеме одаренных детей: технологий, методик индивидуальных программ, учебно-методических комплексов.
Планируемый результат:
разработка и внедрение новых путей выявления, поддержки и развития одаренности для удовлетворения растущих потребностей одаренных детей и увеличивающихся возможностей социума;
создание авторских педагогических технологий работы с одаренными детьми;
повышение профессиональной компетентности педагогов по работе с одаренными детьми.
Литература, методические материалы:
1. Предметные учебно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь.
2. Концепция профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования.
3. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000.
4. Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. - М., 2001.
5. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольской. М. Совершенство, 1997.
6. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии. – Мн., «Сэр-Вит», 2003
7. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997
8. Капустин В.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М, 1999.
9. Технология модульного обучения в школе / Под. ред. П.И. Третьякова. – М., 2001.
10. Лизинский Г.И. О методической работе в школе. – М., 2002.
11. Лизинский Г.И. Приемы и формы в учебной деятельности. – М., 2002.
12. Шамова Т.И., Давыденко Т.Д. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М., 2001.
13. Дабрынеўская Г.I. Дальтан-тэхналогiя. Прынцып Мiнi-Макса, або Урок Свабоды. Настаунiцкая газета от 8 февраля 2003г.
14. Профессиональные объединения педагогов / Под. ред. М.М. Поташника. – М., 2002.
15. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. - М., 2000.
16. Кабуш В.Т. Гуманистическое воспитание школьников. - Мн., 2001.
17. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. – М, 2000.
18. Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование, 2000, №3.
19. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М: Арена, 1994. 223 с.
20. Круглова О.С. Технология проектного обучения // Завуч. 1999, №6
Заседание 1
Тема: «Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка».
Задачи:
Определение понятий «Одаренность" и "одаренный и ребенок"
Конкретизировать: признаки одаренности, виды одаренности, особенности личности одаренного ребенка,
Познакомиться с принципами, методиками выявления одаренных детей и путями их развития.
Участники: учителя начальных классов, учителя - предметники
Дата: ноябрь
Место проведения: начальная школа
Форма проведения: дискуссия
Проблемное поле:
«Одаренность" и "одаренный ребенок" – что это такое?
Признаки одаренности, виды одаренности.
Особенности личности одаренного ребенка.
Принципы выявления и пути развития одаренных детей.
Литература, методические материалы:
Бабаева Ю.Д. Роль эмоционально-личностных факторов в диагностике и развитии одарённости детей и подростков. // Одарённый ребёнок. – 2004, №5. – с.31-46
Бекетова З.Н. Организация работы с одарёнными детьми: проблемы, перспективы. // Завуч. – 2004, № 7. – с.83-87
Богоявленская М.Е. Природа «проблем» одарённых. // Одарённый ребёнок. – 2004, № 4. – с.74-83
Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одарённости: дискуссионные вопросы. // Одарённый ребёнок. – 2004, №4. – с.6-13
Гафурова Н.В. Интеллектуально-личностная модель образования как условие развития одарённости учащихся на этапе «школа – ВУЗ». // Инновации в образовании.- 2004, №4.-с.119-152
Голованова Л. Медалисты блестящие ученики. И только… // Народное образование.- 2004, № 4.-с.156-159
Захожая Н.Н. Одарённые дети: соотношение креативности и интеллекта. // Праблемы выхавання. – 2003, №2.- с.5-15
Ильицкая И.А. О готовности учителя к работе по выявлению и развитию детской одарённости. // Одарённый ребёнок. – 2004.№5. – с.94-95
Ильясов И.И. Курс познавательного развития для интеллектуально одарённых младших школьников. // Одарённый ребёнок. – 2004,№ 5. – с.36-42
Кажарская С. Как развить одарённость и креативные способности. // Минская школа.- 2004, №2.-с.44-45
Коваленко Г.П. Что необходимо для воспитания одарённых. // Праблемы выхавання. – 2003, №3 .- с.15-21
Коваленко Г. Что такое одарённость и как с ней поступать? // Минская школа. – 2004, № 11. – с.5-8
Коноплёва Н.. Легко ли быть вундеркиндом? // Директор школы.- 2004, №3.-с.54-59
Корниенко Е.Е. Самооценка детей с признаками одарённости. // одарённый ребёнок. – 2004.№ 5. – с.90-93
Коршакова Ю.В. Система отбора и подготовки одарённых детей. // Народная асвета. – 2003, №12.-с.62-66
Котикова О.П. Развитие творческого потенциала одарённых детей. // Пазашкольнае выхаванне. – 2004, № 12. – с.31-34
Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одарённых детей. // Педагогика.- 2003, №6.- с.27-32
Кулешова Г.С. Одарённость – дело штучное. // Праблемы выхавання.- 2004, №4 .- с.72-79
Ларионова Л.И. Проблема обучения одарённых детей. // Одарённый ребёнок. – 2004,№ 6. – с.122-128
Литвиненко С.В. Взгляд на детскую одарённость. Начальное образование. – 2004, №3.
Мелик-Пашаев А.А. Художественная одарённость: её выявление и развитие. // Одарённый ребёнок. – 2004,№6. – с.6-8
Панасюк В.И.. Мельнiкава К.Ф. Праблемы узаемадзеяння педагога з адоранымi дзецьмi. // Народная асвета. – 2004. №11. – с.40-43
Пассоу А.Г. Обучение одарённых детей. // Воспитание школьников. – 2004, №2.-с.47-51
Подготовка учителя к работе с одарёнными детьми. // Педагогика.- 2004, №2.-с.99-101
Понасенкова С.В. Одарённые дети формирование и развитие способностей. // Праблемы выхавання.- 2003, №3.- с.21-36
Программа « Одарённые дети». // Народная асвета. – 2003, №12.- с.64-65
Савченко Н.В. Влияние «эффекта олимпиады» на проявление интеллекта и креативности у одарённых старшеклассников. // Одарённый ребёнок. – 2004, № 4. – с.60-62
Сусоколова И.А. Исследование мотивации. // Одарённый ребёнок. – 2004, №4. – с.54-57
Таллибулина М.Т. Системное исследование музыкальной одарённости. // Одарённый ребёнок. – 2004,№ 5. – с.32-34
Толмачёва Н.А. Одарённость как педагогический и психологический феномен.// Одарённый ребёнок. – 2004, №4. – с.58-59
Уманова Н.В. Одарённые дети: их особенности и организация работы с ними. // Псiхалогiя.- 2004, №1.-с.42-46
Филимонова М.И. С заботой об интеллектуальном развитии школьников. //Веснiк адукацыi. – 2004, № 11. – с.60-66
Черноголовая Н.Н. Программа работы с одарёнными детьми. // Образование в современной школе.- 2004, №7.-с.32-39
Черноусова Ф.К., Круть И.Н. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности. // Завуч. – 2003, №8.-с.107-117
Шадриков В.Д. Развитие познавательных способностей. // Одарённый ребёнок. – 2004, №5. – с.6-12
Шумакова Н.Б. Междисциплинарное обучение одарённых детей младшего школьного возраста. // Одарённый ребёнок. – 2004, №5. – с.98-103
Юркевич В.С. Работа психолога с одарёнными детьми и подростками. // Одарённый ребёнок. – 2004, №4. – с.16-24
КНИГИ
Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей. – 3-е изд. М.: Флинта, 2004. – 144с.
Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. – Мн.,1995. – 240с.
Мелхорн Г., Мелхорн Х-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека : Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 160с.
Методы диагностики одарённости у детей/Под ред. Н.А.Цыркун. - Мн.: Национальный институт образования, 1995. – 114с.
Полуянов Ю.А. Воображение и способности. – М.: Знание, 1982. – 96с.
Психология одарённости : от теории к практике/Под ред.Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 80с.
Психология одарённости детей и подростков/Под ред.Н.С.Лейтеса. – М.: Академия, 1996. – 416с.
Савенков А.И. Одарённый ребёнок в массовой школе. – М.: Сентябрь, 2001. – 208с.
Савенков А.И. Одарённые дети в детском саду и школе. – М.: Академия. 2000. – 232с.
Савенков А.И. У колыбели гения. – М.: Пед. общество России, 2000. – 224с.
Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников. Методика продуктивного обучения : Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 320с.
Штерн В. Умственная одарённость. – СПб: Союз, 1997. – 128с.
Заседание 2
Тема: «Направления работы с одаренными детьми в сфере образования»
Задачи:
Изучение и внедрение передового педагогического опыта.
Вовлечение учителей в инновационную деятельность.
Выработка рекомендаций «В помощь учителю».
Участники: учителя начальных классов, учителя-предметников
Дата: январь
Место проведения: начальная школа
Форма проведения: семинар - практикум
Проблемное поле:
Из опыта учителей: выявление одаренных детей, составление индивидуальных заданий для одаренных детей.
Принципы, цели, содержание, формы и методы обучения.
Из опыта работы:
Как составить олимпиадные задания? Как подготовить победителя олимпиады?
Как организовать внеклассную работу с одаренными детьми?
Как организовать работу на уроке с одаренными детьми?
Заседание 3
Тема: «Вовлечение одаренных учащихся в научно-исследовательскую работу и олимпиадное движение».
Задачи:
Изучение и внедрение педагогического опыта.
Участники: учителя начальных классов, учителя - предметники
Дата: март
Место проведения: начальная школа
Форма проведения: круглый стол
Проблемное поле:
Из опыта работы: анализ работы с одаренными детьми.
Вовлечение одаренных учащихся в научно-исследовательскую работу и олимпиадное движение: проекты, творческая деятельность, олимпиады всех уровней.
Использование современных образовательных технологий для индивидуального развития одаренных детей.
Обучение детей в системе дополнительного образования: из опыта работы кружков.
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Директор МОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 5»
___________________ И. П. Саватеева
План
работы с одаренными детьми в начальной школе
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Ивантеевка на 2012-2013 уч. год.
№ | Мероприятие | Срок проведения | Ответственные |
1. | Выявление одаренных детей, уточнение списка | До 25.09.12 | Зам.дир. по УВР |
2. | Утверждение плана работы с одаренными детьми | До 05.09.12 | Зам.дир. по УВР |
3. | Организовать продолжение научно-исследовательской работы с учащимися. Провести методические совещания на тему: Одаренные дети и творческие личности Развитие интереса и творческих способностей у учащихся Требование к оформлению научно-исследовательской работы Культура защиты научно-исследовательской работы
| До 15.12.12 до 30.01.13 | Зам.дир. по УВР |
4. | Организация научно-исследовательской работы с учащимися начальной школы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Ивантеевка на 2012-2013 уч. год. |
5. | Вовлечение детей в работу кружков, клубов, факультативов, секций. | 20.09.12 | Классные руководители, воспитатели. |
6. | Изучение на заседаниях ШМО материалов, связанных с обучением и воспитанием одаренных детей. | В течение года | Зам.директора по УВР, руководители ШМО, психологи |
7. | Организовать школьные олимпиады по русскому языку, литературному чтению, математике, природоведению (2-4 классы) 1 тур 2 тур 3 тур | Нояб. 2012 Дек. 2012 Янв. 2013 | Зам.директора по УВР, руководители ШМО |
8. | Подготовка детей к городским олимпиадам | В течение года |
9. | Организовать участие детей в школьных и городских конкурсах | В течение года | Зам.директора по УВР, воспитатели, кл. руководители. |
10. | Провести научно-исследовательскую конференцию уч-ся в начальных классов | январь2012 | Зам.директора по УВР, кл. руководители. |
11. | Организовать участие детей во все- российском конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок», по математике «Кенгуру», по истории «Золотое руно» | Октябрь-ноябрь 2012, март 2013 | Зам.директора по УВР, кл. руководители. |
12. | Провести конкурсы среди учащихся 1-4 классов «Лучший ученик года 2012» в параллели | Март-Апрель 2013 | Зам.директора по УВР, кл. руководители. |
Зам.дир. по УВР
Предварительный просмотр:
Система работы с одарёнными детьми в начальной школе
Любому обществу нужны одарённые люди и задача его состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек имеет возможность реализовать свои способности. Задача школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ученика, развить их, поддержать ребёнка, сохранить его неповторимость, подготовить пониманию того, чтобы его таланты и способности были реализованы.
С точки зрения психологии, одарённый ребёнок-это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Выделяются следующие категории одарённых детей:
· Дети с необыкновенно высокими общими и интеллектуальными способностями.
· Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук и конкретными академическими способностями.
· Дети с высокими творческими ( художественными)способностями.
· Дети со спортивными способностями.
· Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
Учителю начальной школы в своей работе необходимо разобраться как в разнообразных трудностях своих предметов, так и в индивидуальных особенностях своих учеников. Ведь дети – главная действующая фигура учебного процесса. Поэтому основная задача школы - создать условия для развития каждого ребёнка, в том числе и для развития одарённых детей.
Работа с одарёнными детьми в настоящее время широко развёрнута во многих образовательных учреждениях, причём в ней участвуют ни только школы, прямо ориентированные на работу с одарёнными детьми, но и так называемые массовые школы, какой является наша 21 школа.
Безусловно, в нашей школе существуют определённые проблемы в работе с одарёнными детьми:
-Это и социальный статус семей учащихся микрорайона школы
-30 % неполные семьи;
-5 % учащиеся - опекаемые дети, воспитанники приюта.
Конкретной программы по работе с одарёнными детьми в нашей школе нет. Но мне бы хотелось представить систему работы нашей школы с одарёнными детьми, хотелось бы отметить, что мы работаем со всеми детьми, то есть стараемся максимально развивать познавательные и творческие способности каждого ребёнка. Работа с детьми в нашей начальной школе ведётся по трём направлениям:
· интеллектуальному
· эстетическому
· спортивному.
Первые шаги по выявлению одарённости учеников наши учителя начальных классов делают с первых дней обучения ребёнка в школе. Педагоги изучают условия и историю развития учащихся в семье, его увлечения, сведения о семье, о раннем развитии ребёнка, его интересы способности. Работает система портфолио ученика, которая создаётся с первого класса, и ведётся до окончания школы.
Одарённых детей отличает исключительная успешность обучения. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится часто тормозом для одарённых.Поэтому мы в нашей школе выбираем системы обучения, педагогические технологии, методы, приёмы обучения, оптимальные для каждого школьника и для развития способностей одарённых детей. Несомненно, наиболее благоприятная для развития одарённых детей является программа «Школа 2100», по которой у нас работают 4 класса. Все первые классы начали работать по программе «Гармония». В этих программах так подобран учебный материал, что учителю представлена возможность распознать одарённых детей и помочь им в дальнейшем развитии.
В нашей школе мы выбрали такие формы работы с одарёнными детьми, чтобы во время обучения в начальной школе ребята имели возможность попробовать свои силы в любых направлениях учебной, творческой, спортивной деятельности. Они принимают самое активное участие в международных олимпиадах по языкознанию «Русский медвежонок»,по математике «Кенгуру», «Конкурсе –эрудитов -ЭМУ», по истории «Золотое Руно», «Кит». В этом году участников в этих олимпиадах возросло в 2 раза.
Традиционным для нашей школы является проведение предметных недель: русской словесности, математики, естественных наук. В этот период учащиеся всех классов, под руководством учителей выпускают предметные газеты, участвуют в различных конкурсах и внеклассных мероприятиях, интеллектуальных играх, защите проектов, рефератов, что способствует неожиданному раскрытию способностей и талантов детей.
По итогам этих недель формируется команды учащихся, которые будут защищать нашу школу на районных, городских олимпиадах, конкурсах, марафонах: «Мой первый доклад», «Умники и умницы», в предметных олимпиадах, в конкурсе чтецов «Шаг к Парнасу»,конкурсе сочинений «Проба пера», «Тропинка», «Безопасное колесо», конференции юных краеведов и т.п.
Так в 2009- 2010 учебном году наиболее значимые результаты показали 7 учеников. ( ученики 3-а класса- учитель Алёшина Г.М, 4-а класс- учитель Родина О.В.)
В 2010- 2011 учебном году- 16 учеников.( 3- б класс - учитель
Шишкина Л.В, 4- а класс- учитель- Алёшина Г.М, 4- б класс- Карнаухова Т.А др.)
В этом году 4 ученика 3- 4 классов - победители школьного тура приняли участие в городской конференции «Мой первый доклад ». Ученик 3-б класса –Леверенц Артём ( учитель Баскаева Е.А) стал победителем этой конференции.
В сфере организации воспитательного процесса и системы дополнительного образования в работе с одарёнными детьми работает танцевальный коллектив «Зоренька», руководитель Кожина О.С. Дети этого коллектива каждый год становятся лауреатами городского конкурса «Хрустальной капели».
Нельзя не упомянуть работу с одарёнными детьми школьной шахматной секции .Ученики 2-а класса (учитель Баскаева Е.А) в этом году участвовали в городском турнире по шахматам, 5 человек выполнили 4 разряд.
В основном победные места приносят учащиеся, которые учатся по программе «Школа 2100.»
Каждую четверть в начальной школе состоится торжественная итоговая линейка, посвященная итогам четверти. На этой линейке чествуют победителей и призёров олимпиад различного уровня, их учителей. Здесь они получают грамоты, дипломы, сертификаты.
Результаты и успехи не могут не радовать нас. Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом.
В наших планах:
· дальнейшая активизация научно- исследовательской деятельности младших школьников;
· развитие системы внеурочной деятельности и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит им демонстрировать свои достижения на олимпиадах, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях различного уровня;
· совершенствование материально-технической базы
Безусловно, в нашей школе существуют определённые проблемы с одарёнными детьми, которые требуют незамедлительного решения:
это и усиление подготовки учащихся к районным и городским олимпиадам, привлечение более пристального внимания родителей к проблеме развития умственной одарённости детей, нет материально технической базы в начальной школе. А без современной материально-технической базы школа не может полноценно работать над развитием одарённых детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.
Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...
Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.
Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....
Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».
Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности, дает более качественные результаты, если неотрывно связан...
Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.
Выступление на городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...
Выступление на педагогическом совете: "Проблемы преемственности обучения между начальным и основным общим уровнями образования", тема выступления: « Причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в период адаптации»
В своём выступлении я остановилась на том, как предотвратить причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в адаптационный период....
Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)
Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....