Технология личностно - ориентированного урока.
статья по теме
Личностно-ориентированный подход к образованию, с одной стороны, предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития, и с другой стороны, сама личностная ориентация, как процесс взаимодействия учителя и ученика, является сущностью их развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_lichnostno_orientirovannogo_uroka.docx | 39.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
Технология
личностно – ориентированного
урока.
Подготовила
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Сысоева О. В.
г. Озёры
2012 год
Технология личностно - ориентированного урока.
Личностно-ориентированный подход к образованию, с одной стороны, предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития, и с другой стороны, сама личностная ориентация, как процесс взаимодействия учителя и ученика, является сущностью их развития.
Личностно-ориентированную направленность урока обеспечивает следующие психолого-дидактические характеристики:
1. Формирование и стимулирование субъективной позиции учащихся:
инициирование и позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов ученика;
создание ситуации выбора;
организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания;
приоритетность индивидуальных и самостоятельных работ школьников.
2. Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся:
опора на субъектный личностный опыт учеников;
активное принятие оригинальности, своеобразия предложений и мнений учеников, их выводов и оценок;
применение заданий позволяющих ученику самому выбирать тип, вид действия с учебным материалом;
формирование внимательного, позитивного отношения к мнению других;
создание ситуаций, позволяющих ученикам проявить собственные способности, возможности, интересы;
3. Ориентация на формирование учебной деятельности школьников (а не на передачу учебной информации):
развитие мотивационной сферы учащихся;
создание условий для освоения учащимися компонентов учебной деятельности: учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и самооценки;
повышение степени самостоятельности в учебной деятельности школьников;
поощрение проявлений учениками инициативы и активности в образовательном процессе;
4. Знание и учет психофизиологических особенностей учащихся:
использование приемов внешней и внутренней дифференциации;
выбор методических приемов, типа (вида) урока в соответствии с возрастными особенностями учащихся;
использование тренировочных и проблемных заданий различной трудности;
обеспечение дозированности помощи взрослого ученикам (в соответствии с зоной ближайшего развития);
5. Ориентация на развитие внутренних мотивов учения: стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения:
ориентация учащихся на освоение процесса обучения, а не на стремление к заданным из вне результатам;
обучение целеполаганию (приемам последовательности, классификации);
создание ситуации успеха;
помощь в осознании мотивов собственных действий, поведения, деятельности;
создание ситуации нравственного выбора.
6. Организация развивающего пространства; ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей:
постановка и организация и разрешения проблемных ситуаций;
поощрение творческой активности учащихся;
ориентация на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации;
использование сюжетно-ролевых игр, элементов тренинга, анализ ситуации или их модели;
разнообразие используемых методов и приемов деятельности;
повышение доли учебных заданий продуктивного (творческого) характера.
7. Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе:
создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
формирование опыта и стремления определять собственное отношение к явлениям, событиям, людям;
стремление к обогащению образовательного процесса позитивными эмоциями (ситуации успеха, доброжелательность, благоприятный психологический климат и т.д.);
формирование стремления к достижению успеха, а не избеганию неудач;
создание ситуаций включенности учеников в общественно полезную деятельность, их причастность к процессам и явлениям значимых для них, коллектива, общества.
8. Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия:
приоритет диалогических форм в учебной деятельности;
организация сотрудничества учителя и учеников;
организация сотрудничества учеников между собой (в том числе – обеспечение взаимопомощи, организация групповых самостоятельных работ);
оптимальное соотношение фронтальных и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
доброжелательность в общении;
9. Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга:
поощрение инициативы и активности учащихся;
акцентирование важности участия и мнения каждого в деятельности группы;
использование вариантов организации учебной работы, обеспечивающих зависимость результатов групповой и индивидуальной работы от деятельности партнеров;
подробные инструкции к выполнению домашних и самостоятельных работ с целью обеспечения их успешности;
поощрение познавательной активности детей.
10. Обеспечение обратной связи в педагогическом процессе:
(считывание) учителем эмоциональной информации у учеников и реагирование на нее;
обучение учеников рефлексии, самооценки действий, усилий, результатов;
открытость и незакомплексованность как учителя, так и учеников;
возможность задавать вопросы и поощрение учителем данной формы активности;
взаимность обратной связи;
заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания и замечания учеников.
11. Личностно ориентированная позиция педагога:
установка на ученика как на субъект образовательного процесса, как на личность, индивидуальность;
признание самобытности и уникальности каждого ученика;
безоценочная позиция – принятие учеников и ситуации как данности;
приоритетность конструктивной функции учителя (обеспечивающей собственную активность ученика) в противовес контролирующей;
доверительная позиция; склонность выражать собственное мнение;
умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей.
Сущность и основные характеристики личностно ориентированного образования позволяют утверждать, что отличия личностно ориентированного урока от традиционного просматривается в четырех аспектах.
1 аспект: В организации самого урока и деятельности на нем. В личностно ориентированном подходе:
обеспечивается ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу самостоятельные открытия учащегося;
происходит выявления и учет склонностей и предпочтений в процессе обучения;
организуется работа с познавательными стратегиями учащихся в процессе познания;
используется дидактический материал, варьирующийся для учащихся с разной успеваемостью;
устанавливается объем знаний, рассчитанный для каждого учащегося с учетом его познавательных способностей, и подбирается в связи с этим учебным материалом;
сложность учебного материала выбирается учеником и варьируется учителем;
обеспечивается активность каждого учащегося с учетом его возможностей и индивидуальных склонностей;
учителем предоставляется ученику возможность выбора групповой или самостоятельной работы;
темы прохождения учебного материала согласуются в соответствии с познавательными особенностями ребенка;
происходит открытие действующих законов, закономерностей, способов решения различных задач при совместном участии учителя и учащихся;
оценка познавательной деятельности сначала осуществляется учащимися, затем учителем;
организуется совместное использование учителем и учащимися количественных и качественных способов оценки процесса и результатов познания: учет способов, фактических результатов, объема, фактической разницы стартового и промежуточного результатов;
обеспечивается возможность выбора учащимися объема, сложности и формы домашнего задания;
книги для чтения выбираются детьми, а учитель согласует различный опыт учащихся в процессе урока;
учитель помогает осознать учащимся их познавательные стратегии
организуя между учениками обмен стратегиями и способами познания.
Технологические характеристики личностно ориентированного обучения:
задействование учащихся в индивидуальном целеполагании и составлении плана урока;
свобода выбора ребенком различных форм обучения;
выбор учащимися предметного содержания различной сложности;
оценивание не только результатов, но и процесса деятельности;
формирование когнитивных структур, которые являются субстратом умственного развития;
использование индуктивного и дедуктивного способов построения дидактического материала;
изучение и формирование творческой деятельности;
использование эвристических методов обучения как способа учета индивидуальных приемов познания;
создание ситуаций, позволяющих ученикам проявлять собственные способности, возможности и интересы;
использование проблемных заданий различной трудности, сложности;
создание ситуаций выбора в разных видах деятельности;
организация разрешения проблемных ситуаций;
организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
отбор методических приемов, типа (вида) урока в соответствии с возрастными особенностями учащихся;
ориентация учащихся на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации;
2 аспект: Иная позиция педагога по отношению к ученику и к учебному процессу, к роли учителя в нем, которая включает в себя следующие характеристики:
установка на ученика как на субъект образовательного процесса, как на личность, индивидуальность;
умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей;
позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов ученика;
опора на субъективный личностный опыт ученика;
ориентация на формирование учебной деятельности школьников, развитие мотивационной сферы учащихся, повышение степени самостоятельности на уроке;
направленность педагогической деятельности на развитие личности учащихся;
диалогическая позиция в общении с учащимися;
направленность на осознание мотивов собственных действий, поведения деятельности в ходе педагогического взаимодействия;
«считывание» учителями эмоциональной информации у учеников и реагирование на нее; проявление социально-психологической наблюдательности;
заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания и замечания учеников по поводу организации образовательного процесса;
направленность на достижение успеха, а не избегание неудач в профессиональной деятельности; поощрение творческой активности учащихся;
Иная позиция педагога так же характеризуется новыми функциями:
а) учитель как собеседник;
б) учитель как исследователь;
в) учитель как человек, создающий условия для ученика;
г) учитель как эксперт;
3 аспект: В личностно ориентированной системе обучения представляется иная позиция ученика – он выступает субъектом деятельности.
Позиция ученика характеризуется активным и творческим отношением к учебе, когда сам учащийся, осознавая личностный смысл своего учения, создает себе условия для успешной деятельности, сам ищет пути для достижения лучших результатов, обретает себя как личность.
У школьников постепенно формируется устойчивая потребность к самообразованию, отношение к познанию как к ценности, готовность к преодолению трудностей и интеллектуальная активность.
Конечно же, субъектная позиция ученика должна «выращиваться» учителем, подкрепляться соответствующими педагогическими действиями, поведением, организацией деятельности на уроке. В этом случае становятся важны:
создание атмосферы заинтересованности в работе друг друга;
акцентирование внимания на мнении каждого ученика в деятельности группы:
использование таких вариантов организации учебной работы, которые обеспечивали бы зависимость результатов групповой или индивидуальной работы от деятельности каждого ученика;
инициирование и уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов учащихся;
формирование внимательного, позитивного отношения к мнениям других участников образовательного процесса;
организация сотрудничества учеников между собой (обеспечение взаимопомощи, организация групповых самостоятельных работ).
4 аспект: Иной характер взаимоотношений между учителем и учеником в учебном процессе. Обеспечивается прежде всего ориентацией обеих сторон на взаимодействие, сотрудничеств, взаимопомощь, что выражается в следующих характеристиках образовательного процесса на уроке:
приоритет диалогических форм учебной деятельности и отношение к диалогу как обмену смыслами;
организация сотрудничества учителя и учеников;
доброжелательность в общении, взаимоуважении;
открытость и незакомплексованность как учителей, так и учеников;
взаимность обратной связи без боязни самовыражения;
содействие успешности учащихся в разных вида деятельности;
приоритетность конструктивной функции учителя, обеспечивающей собственную активность ученика в противовес контролирующей функции;
взаимная заинтересованность в рефлексии, развитии адекватной самооценки действий, усилий, результатов.
На уроке необходимо создать личностно ориентированные ситуации – такие учебные ситуации, в которых востребуется проявление личностной позиции обучаемого. Такими личностными функциями являются рефлексия, избирательность, смыслоопределение, самореализация, социальная ответственность.
Личностно ориентированная ситуация – один из центральных моментов личностно ориентированного урока, механизм его реализации. Личностно ориентированная ситуация для педагога – это дидактическое средство, владея которым учитель обеспечивает личностно ориентированную направленность урока:
- свободное выражение творческих сил;
- актуализацию личностного потенциала ученика;
На уроке предоставляется шанс состояться личности. Такими условиями, чтобы личность состоялась, могут быть:
наличие учителя как носителя личностного опыта, способного вступить в личностное взаимодействие с учеником;
насыщение содержания учебного предмета человеческими ценностями, выходами в социальную, нравственную, духовную сферы;
создание смыслового пространства для выбора, смыслотворчества, рефлексии, самореализации и предоставление ученику свободы их осуществления;
опора на мотивационные механизмы, задающие и стимулирующие необходимость и переосмысления и перестройки субъектом своего сознания, деятельности и общения;
сочетание когнитивной и личностной активности субъекта, обращенной на собственное «Я», свои ценности и смыслы, а также на диалогическое общение, взаимодействие с другими субъектами;
Особенности личностно ориентированной ситуации перечисляет М.А.Олейник:
связана с непрямым опосредованным воздействием на ученика в отличие от конкретного приема или метода. Учитель как бы «запускает механизм», дает толчок к развитию личности ученика, но не стремиться подчинить его чему-то заданному извне;
возможность ученика занять индивидуальную позицию, выделить собственные смысловые и ценностные ориентации, проявить субъективную позицию;
личностно-развивающая ситуация эстетична по своей природе, эмоционально-ценностный аспект является основополагающим для нее; в процесс развития вовлекаются субъектно-личностные качества участников ситуации;
принципиальная вариативность, динамичность и неповторяемость ситуаций, так как каждый участник имеет в результате свой итог, свой «продукт», выработанный для себя, и никто, кромке него, этот продукт» произвести не может;
дается опыт самостоятельной творческой работы присутствие момента «личностного открытия», то есть возникновение индивидуализированных образов, не схожих с другими и имеющих различные оттенки смысла;
актуальность любой личностно ориентированной ситуации независимо от ее содержательного наполнения, так как происходит востребованность личностных проявлений, обогащение личностного опыта
В структуре личностно ориентированной ситуации внимание следует акцентировать на личности ученика. Учитель призван изменить его позицию от прилежного исполнителя к активному творцу, умеющему рефлектировать свои интеллектуальные действия (включая и ошибочные) при решении задач, а не только при выполнении стандартных заданий. О включенности ученика в данную ситуацию, о его психологическом состоянии в ходе ситуации следует по его эмоционально приподнятому настроению, степени увлеченности, решительности, настойчивости, готовности к самоанализу, по его предпочтению деятельности творческого характера, по выбору оптимального хода решения задач и по желанию выполнять дополнительные задания, по степени самостоятельности в учебной деятельности и др.
Использование личностно ориентированных ситуаций в обучении позволяет в достаточной степени развить у учеников такие характеристики, как:
целеполагание как умение самостоятельно ставить цели и достигать их, преодолевая препятствия;
осознанность личностной значимости изучения конкретного учебного предмета, наличие самостоятельной точки зрения на приобретение знаний в данной предметной области;
обученность на основе творческо-продуктивного применения знаний, умений и навыков;
положительное отношение к любому иду сотрудничества, способность к творческой организации совместной деятельности;
высокая творческая активность как стремление проникнуть в сущность явлений их взаимосвязь, стремление к преодолению трудностей в поиске ответов на сложные вопросы, теоретическое осмысление явлений, устойчивые волевые качества;
высокая творческая познавательная самостоятельность как умение формировать познавательные задачи, самостоятельно ставить цели и находить для их достижения средства, преобразовывать полученные знания для получения нового продукта деятельности, глубокая поглощенность и захваченность деятельностью, отключение от внешних раздражителей, позитивные эмоции и уверенность в своих возможностях;
рефлективность как хорошо развитая способность к самоанализу и самооценке, позволяющая объяснять как свои успехи, так и неудачи исключительно внутренними причинами.
Важным структурным звеном личностно ориентированной ситуации является личность учителя – носителя культуры, который призван оказывать влияние на формирование познавательного интереса к учебному предмету средствами данной ситуации.
Чтобы быть на уровне современных требований, учителю необходимо не только знать свой предмет, но и методику преподавания, но и хорошо владеть технологией межличностного взаимодействия с учащимися, учитывая закономерности их развития, создавать условия для формирования познавательного интереса к своему предмету. Учитель должен постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, самостоятельно осуществляя поиск научно-педагогической информации, овладевая ею и применяя ее в своей деятельности.
Процесс превращения учителя в высококвалифицированного педагога творчески работающего с учащимися в учебном процессе с целью формирования познавательного интереса к учебному предмету средствами личностно ориентированной ситуации, должен включать в себя направленность на следующие компоненты, которые могут быть включены в состав готовности учителя к реализации личностно ориентированной ситуации:
целевая ориентация учителя на формирование познавательного интереса школьников к учебному предмету;
принятие учителем концепции личностно ориентированного обучения и реализация его на практике;
наличие определенных знаний личностно ориентированной ситуации, как средстве формирования познавательного интереса, и о технико-педагогических умениях по ее созданию;
соответствие учителя общим требованиям психолого-педагогической компетентности.
Таким образом, в личностно ориентированной ситуации учащийся рассматривается как испытывающий потребность и ориентированный на саморазвитие, самореализацию. Учитель призван обеспечить психологическое сопровождение этого процесса в данной педагогической ситуации. Личностное взаимодействие обеспечивает активизацию личностных функций учащихся.
Базовый технологический комплекс личностно ориентированного урока выражается в триаде:
Задачи - диалог - игра
Актуализация личностного потенциала сил саморазвития ученика обеспечивается в личностно ориентированной ситуации через три ее основных признака:
Первый признак – на уроке использует диалог. В диалоге формируется познавательный интерес, диалог дает возможность утвердиться, возвыситься, развивает речь, мышление, раскрывает интеллектуальные возможности. Успех взаимодействия в диалоге зависит от:
равноправного, партнерского общения субъектов диалога;
соотношения содержания, способа, ритма, характера общения с различными психофизиологическими социальными особенностями восприятия и реагирования участников диалога;
готовности педагога к диалогу как к обмену смыслами;
выбора учителем оптимального варианта проблемно-поискового стиля педагогического общения;
готовности учеников к диалогу, умения актуализировать накопленные ими жизненный и познавательный опыт.
Не любой диалог способен в полной мере выполнить свои «воспитательные» функции, а лишь тот, который соответствует следующим условиям:
вопросы от педагога, выносимые на общее рассмотрение, должны быть подобраны с учетом готовности детей к диалогу и степени сформированности у них толерантности, способности «умения» адекватно реагировать на неожиданные и неоднозначные суждения;
учебный процесс должен включать элементы театрализации, воплощающие художественное образование в динамическом действии игровых ситуаций ролевого типа;
осуществляется постепенное, последовательное восхождение к самостоятельности суждений учащихся;
ведется систематическое отслеживание готовности учащихся к диалогу, степени их к самовыражения посредством наблюдения, анкетирования, создания преднамеренных ситуаций;
отказ педагога от оценки личности учащегося как «плохого» или «хорошего», поддержка чужого «Я», независимости взглядов и самостоятельности суждений.
Второй признак - на уроке используется задача как содержание учебного материала. Задача должна обладать смысловой значимостью для школьников.
Возможны три типа задач:
предметные, включающие фактический материал изучаемого предмета с косвенным указанием на его связь с гуманитарно-ценностной сферой;
конструктивные, направленные на поиск способов приобщения учащихся к данной области культуры и перевод содержания изучаемого материала из предметной формы в деятельностно-коммуникативную;
личностно ориентированные, связанные с выявлением ценностно-смыслового компонента материала.
Операции, способствующие наделению личностным смыслом учебного содержания, таковы:
оценивание (чего-то, что-то);
означивание (придать значение, осознать);
осмысление (обретение смысла понимание, обдумывание);
рефлексия (способность человека взглянуть на себя, на свою деятельность со стороны).
Третий признак - игра как основной вид учебной деятельности на уроке, приводящий к саморазвитию участников учебного процесса.
В структуру игры входят:
роли, взятые на себя играющими;
игровые действия как средство реализации этих ролей;
игровое употребление предметов – замещение реальных предметов игровыми, условными;
реальные отношения между играющими;
Таким образом, могут быть названы следующие признаки личностно ориентированной учебной ситуации:
Постановка проблемы через развитие познавательной активности, затем вызов интереса к проблеме, при этом поощрение и стимулирование инициативы учащихся.
Обращение к мнению детей, к имеющимся у них знаниям и опыту. Поощрение самостоятельности в выводах.
Звучание разных точек зрения учеников (варианты ответов не оценивать. В речи будут звучать их ценности).
Толерантность (умение принимать различные точки зрения) учителя и учащихся.
Обращение учителя и учащихся к своему субъективному опыту.
Обеспечение учителем условий для познания учеником самого себя (самопознание), самопринятия.
Предоставление учащимся разных возможностей для самоутверждения (например, выступить с сообщением, выполнить творческую работу и др.).
Обеспечение условий каждому ученику, с тем чтобы он мог почувствовать свою значимость и реализовать свой личностный потенциал.
Названные признаки личностно ориентированной учебной ситуации позволяют четко сформулировать основные характеристики деятельности учителя:
выделяет в предметном материале основные цели и принципы, методы познания и обобщенные способы действий и выстраивает предметное содержание вокруг этих методологических ориентиров, чтобы каждое предметное знание «работало» на выделенные ориентиры;
подбирает дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания (личностно ориентированной ситуации);
обеспечивает личностно-значимую для учащегося постановку учебной задачи, вызывающую потребность ученика в новом–трудном, но и посильном;
организует поиск решения учебной задачи путем раскрытия субъективного опыта учащегося: в диалоге, ролевой игре, рефлексии, а не в вопросно-ответной форме, обеспечивая:
поиск идеи, гипотезы решения;
составление ориентировочной основы действий для решения;
максимальную самостоятельность учащегося (подсказка лишь после попыток самостоятельного решения проблемы);
привлечение учащегося к анализу этапов решения учебной задачи, стимулирования учащегося к высказываниям без боязни ошибиться, к использованию разных способов действий, привлечения к анализу собственных затруднений (рефлексия), поощрение нестандартны учебных действий;
научение приемам развития, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, творческим поисковым процедурам, работе с учебным текстом;
при повторении и закреплении наущение способам смысловой обработки изучаемого, без злоупотребления отметками и с использованием качественных оценок, причем оценка деятельности не только по конечному результату, но и по процессу достижения;
задания на дом – разноуровневые, со свободным выбором уровня, с допущением альтернативы в познании, содержащее предметные и методические знания (на осмыслении методов и обобщенных способов действий).
Методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации:
Метод экспрессии в творческой ситуации;
Метод чтения вслух;
Метод интроспективного анализа;
Метод развития творческого самочувствия;
Метод творческого самовыражения;
Метод дискуссии;
Игровые методы;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2013-2014 уч годТема: Знакомство с буквой Н(н). Тип урока: Открытия новых знаний. Технология личностно – ориентированного обучения с применением ИКТ.
Предмет: обучение грамотеТип урока: открытие новых знаний.Тема: Знакомство с буквой Н (н).Цели: · предметные: формировать умение проводить звуковой анал...
2013-2014 уч год Тема: Письменное умножение на трёхзначное число. Тип урока: Открытия новых знаний. Технология личностно-ориентированного обучения с применением ИКТ.
Тема: Письменное умножение на трёхзначное числоЦели урока:Познакомить с письменным алгоритмом умножения многозначного числа на трехзначное число.Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логич...
Использование технологии личностно-ориентированного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках с учётом ФГОС
Важно сделать школьника активным участником планирования, организации и проведения урока....
Урок математики "Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Составление задач, обратных данной" с использованием технологии личностно-ориентированного обучения.
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Составление задач, обратных данной...
"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»
Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...
Личностно-ориентированный урок в 4-м классе по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения" с использованием технологии индивидуализации обучения
Знакомство с глаголами-исключениями, формирование умения выбирать способ определения спряжения глагола....
Фрагмент урока по технологии личностно-ориентированного обучения (групповой метод работы) к теме урока по математике 2 класс « Периметр»
Математика - это один из сложнейших предметов в начальной школе. Связано это с тем, что детям сложно освоить такие понятия как длина. ширина, сумма длин сторон, значение понятия "периметр". ...