Справка по итогам школьной олимпиады в начальных классах
материал по теме

Бобровникова Светлана Викторовна

В справке анализируются результаты школьного этапа олимпиады учащихся начальный классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_p_r_a_v_k_a_shk.olimp_.docx47.26 КБ

Предварительный просмотр:

С П Р А В К А

по итогам контроля за состоянием работы с  обучающимися 2-4 классов,

имеющими высокую учебную мотивацию

                                                               

Основание для проведения проверки: приказ №616–од от 02 октября  2012 года «Об организации проверки работы с учащимися 2-4 классов, имеющими высокую учебную мотивацию».

Цель проверки: анализ деятельности учителей по подготовке учащихся к участию в городской предметной олимпиаде для выпускных классов начальной школы и во Всероссийском интеллектуальном марафоне учеников-занковцев начальных классов, определение эффективности работы по выявлению и развитию  у младших школьников творческих способностей и  интереса к интеллектуальной деятельности, создания условий для поддержки одаренных детей, пропаганды научных знаний.

Предмет плановой проверки: деятельность педагогического коллектива учителей начальной школы по созданию условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний среди обучающихся  2-4 классов.

   Сроки проведения проверки: с 08  октября  по 15 ноября   2012 г.

В  результате тематической проверки установлено следующее.

Руководствуясь ст.17, 32 Закона «Об образовании» №3266-1 от 10.07 1992г. (в ред. Федерального  закона № 199-ФЗ от 31.12 2005г.  с  последующими изменениями), в соответствии с планом внутришкольного контроля,  программно-целевым планом методической службы,  руководствуясь  Положением  о школьном   этапе  Олимпиады учащихся начальных классов,  с 08 октября  по 15  ноября 2012  г.  был    организован контроль за состоянием работы с обучающимися 2-4 классов, имеющими высокую учебную мотивацию. Контроль осуществлялся через  

анализ работы с одаренными детьми 2-4 классов.

проведение школьного этапа Олимпиады по русскому языку, математике, окружающему миру  во 2-4 классах с 06 ноября  по 08  ноября 2012 г.

Анализ работы с одаренными детьми в школе 1-й ступени позволил выявить следующее.

МО учителей начальных классов был составлен и утвержден план работы с одаренными детьми, в который включены мероприятия по развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся 1-й ступени: конкурсы в рамках предметных недель,  участие в конкурсах различного уровня,  предметные городские олимпиады для выпускников школы I ступени, участие в городском конкурсе проектных работ,  дистанционные конкурсы проектных работ на различных уровнях.

     Анализ посещенных занятий учителей 2-3 классов, реализующих обще-интеллектуальное направление через кружковую деятельность занятий «Умники и умницы» показал, что   занятия строятся в соответствии с календарно-тематическим планированием, составленным на основе авторской  программы «Умники и умницы» О.Холодовой. Посещенные занятия заместителями директора  по УВР Соколовской З. Н. и  Жуковой Л. А. показали их направленность  на решение основных целей и задач изучения всего курса – развитие познавательных способностей учащихся, обогащение словарного запаса развитие общей эрудиции, развитие логического мышления.  Все занятия проводятся согласно расписанию, рабочее время используется рационально и эффективно. Структура и содержание занятий, проводимых педагогами, отвечает поставленным развивающим целям, стимулирует интерес к познанию. Учителями  на занятиях используются следующие виды упражнений и заданий:

 интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и   развития психических механизмов,

 интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы  учащихся;          

 задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

  решение частично-поисковых задач разного уровня,

  творческие задачи.

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.).  Таким образом, реализуются не только внутрипредметные, но и межпредметные связи, направленные на развитие интеллекта младших школьников. Такая работа в контексте занятий придает дух соревновательности, концентрирует  внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Частично-поисковые задачи  разного уровня позволяют педагогам осуществлять дифференцированный подход и выявлять высокий уровень сформированности логической мыслительной деятельности учеников, а учащиеся  открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Все учителя   заботятся и о реализации здоровьесберегающих технологий: проводятся подвижные физминутки, упражнения, направленные  на снятие психологического и физического  напряжения.

Материал, используемый на занятиях, направлен и на решение воспитательных задач, а также на формирование самостоятельного мышления в активной учебной деятельности.

Система используемых на занятиях задач и упражнений  позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, помогает формированию нестандартного мышления.

В ходе собеседования с учителями 2-4 классов выявлено, что педагогами начальной школы разработаны:

упражнения, игры для развития логического мышления: «Зашифрованное слово» (игра формирует такие мыслительные процессы, как анализ и синтез), «Выбывание слов» (игра учит сравнивать, анализировать, рассуждать), «Составь цепочку» (игра учит сравнивать, находить общие и различные свойства предметов), «Вырази мысль другими словами» (игра развивает речь, учит выражать свои мысли, чётко и точно передавать чужие мысли); упражнения «Волшебный ряд букв», «Составление предложений» (развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов), «Поиск общих свойств» (учит вскрывать связи между предметами, а также усваивать существенные и несущественные признаки предметов), «Дай определение» (учит чёткости и стройности мышления, умению фиксировать существенные признаки предмета, позволяет детям освоить такую сложную мыслительную операцию, как выявление отношений «род – вид» между понятиями);

система упражнений по формированию познавательных способностей, сборник игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление;

памятка деятельности учителя на уроке с личностно ориентированной,системно-деятельностной и здоровьесберегающей направленностью;

систематизирован теоретический и практический материал по теме «Развитие логического мышления во внеурочной деятельности».

 

Анализ результатов школьного этапа  Олимпиады  учащихся начальных классов показал следующее:

В школьном этапе Олимпиады  по русскому языку, математике, окружающему миру принимали участие   121 человек, в том числе:

2 класс – 40 учащихся;

3 класс – 39 учащихся;

4 класс-  42 учащихся.

Тексты олимпиад по предметам были утверждены оргкомитетом школьного этапа Олимпиады учащихся начальных классов.

Призовые места заняли 35  учащихся, что составляет 29% от всех принявших участие (на 2% выше, чем в прошлом учебном году), 52  ученика   стали дипломантами Олимпиады (выполнили 55% заданий и выше)– 43% от числа всех участников Олимпиады, что на 5 % ниже  результатов прошлого учебного года.

Высокий уровень подготовки по нескольким предметам показали следующие учащиеся начальной школы, ставшие победителями и призерами (занявшие 1-3 место):

По трем предметам

№ п/п

Ф.И.О. ученика

Класс

Предмет

1.

Лаптев Николай

Русский язык, математика, окружающий мир

По  двум предметам

№ п/п

Ф.И.О. ученика

Класс

Предмет

1.

Маханькова Ангелина

Математика, окружающий мир

2.

Мачиев Халид

Русский язык, математика

3.

Новак Игорь

Русский язык, окружающий мир

4.

Мищенко Дарина

Математика, окружающий мир

5.

Капустин Никита

Русский язык, математика

6.

Рубцова Виктория

Русский язык, окружающий мир

По одному предмету

№ п/п

Ф.И.О. ученика

Класс

1.

Инамова Есения

Математика

2.

Морозов Дмитрий

Математика

3.

Тюменцев Александр

Окружающий мир

4.

Алхастов Мурад

Окружающий мир

5.

Ермоленков Николай

Русский язык

6.

Скоробагов Никита

Русский язык

7.

Ушаков Иван

Математика

8.

Гойда Роман

Математика

9.

Овчинникова Виолетта

Русский язык

10.

Шкитина Валерия

Русский язык

11.

Гилеева Карина

Русский язык

12.

Темирбеков Баймат

Окружающий мир

13.

Исаев Юсиф

Окружающий мир

14.

Валеев Ильмир

Окружающий мир

15.

Ким Артем

Окружающий мир

16.

Шабанова Вероника

Окружающий мир

17.

Марушенко Елизавета

Математика

18.

Сахатов Андрей

Русский язык

19.

Бойчук Матвей

Окружающий мир

20.

Афанасьева Валентина

Окружающий мир

Есть группа учащихся, которые выполнили от 55% -80% заданий, но не ставшие призерами Олимпиады.

Дипломанты 1 степени ( выполнившие 75% заданий)

Окружающий мир: Инамова Е.(2а).

Дипломанты  2 степени (выполнившие 65% заданий)

Окружающий мир: Ибрагимов М.(2а), Ермоленков Н. (2в), Морозов Д.(2а),  Кошевая Д. (2б),  Капустин Н. (4а).

Дипломанты  3 степени (выполнившие 55% заданий)

Математика: Тюменцев А. (2б), Алхастов М. (2а), Новак И. (2а), Шабанова В. (3а).

Русский язык:  Шайдуллина К. – (4а), Ермоленкова Е. – (4а).

Окружающий мир: Самарина Е.(2а), Овчинникова В. (3а), Овод А. (3а), Халиков Т. (4а),  Сахатов А.(4а), Битюкова А. (4в).

По результатам олимпиады по математике личное первенство распределено следующим образом:

1-е место – Маханькова Ангелина (2а), Ушаков Иван (3а), Капустин Никита (4а).

2-е место – Мачиев Халид (2а), Инамова Есения (2а),  Мищенко Дарина (3б),  Лаптев Николай (4а).

3-е место –  Морозов Дмитрий (2а), Гойда Роман (3а),  Марушенко Елизавета (4а).

Общекомандные места по математике места представлены в таком рейтинге:

1-е место – 2а (РО),  3а (РО),  4а (РО) - система Л.В.Занкова.

2-е место – 2б (ТО),  3б (ТО),  4б (ТО) – УМК «Школа России».

3-е место – 2в (ТО),  3в (ТО), 4 в (ТО)   - УМК «Начальная школа XXI века».

В олимпиаде по русскому языку личное первенство выглядит так:

1-е место – Мачиев Халид  (2а), Овчинникова Виолета (3а),   Капустин Никита (4а).

2-е место – Новак Игорь  (2а),    Шкитина Валерия (3а),    Рубцова Виктория (4а), Сахатов Андрей (4а).

3-е место – Ермоленков Николай (2в), Скоробагатов Никита (2в),    Гилеева Карина  (3а),

                  Лаптев Николай (4а).

Общекомандные места по русскому языку распределены так:

1-е место – 2а (РО), 3а (РО), 4а (РО) - система Л.В.Занкова.

2-е место – 2в (ТО), 3б, 3в (ТО), 4б (ТО).

3-е место – 2б (ТО), 4в (ТО).

В олимпиаде по окружающему миру личное первенство выглядит так:

1-е место –  Новак Игорь (2а), Тюменцев Александр (2б), Темирбеков Баймат (3в), Шайдуллина Карина (4а).

2-е место  - Маханькова Ангелина (2а),  Исаев Юсиф (3б), Рубцова Виктория  (4а), Лаптев Николай (4а), Бойчук Матвей (4а).          

3-е место – Алхастов Мурад (2а), Валеев Ильмир (3в),  Ким Артем (3в), Шабанова Вероника (3а), Мищенко Дарина (3б), Афанасьева Валентина (4б).

Общекомандные места по окружающему миру  распределены так:

1-е место –  2б (ТО),    3в (ТО),     4а (РО).

2-е место –  2а (РО),    2в (ТО),    3б (ТО) ,   4в (ТО)

3-е место –  3а (РО), 4 б (ТО)

Подводя общие итоги по всем предметам, следует сделать вывод, что значительное число победителей и призёров обучается в классах развивающего обучения – 25 человек (71%, на 12% меньше, чем в прошлом году), что объясняется преимущественной численностью обучающихся с высоким учебным потенциалом, определяемой при комплектовании данных классов.

Нижеприведенные таблицы наглядно демонстрируют этот факт.

Рейтинговая таблица победителей и призеров

по классам развивающего обучения

Число победителей и призёров по классам

Дипломанты

1-3 степеней (без места)

Общее количество победителей, призеров и дипломантов

 по классам

Классы

Победители

Призеры

(2 место)

Призеры

(3 место)

3

4

2

6

15

2

1

3

3

9

3

6

2

5

16

Итого:

8

11

7

14

40

Рейтинговая таблица

 по классам традиционного обучения

Число победителей и призёров по классам

Дипломанты

1-3 степеней (без места)

Общее количество победителей, призеров и дипломантов

 по классам

Классы

Победители

Призеры

(2 место)

Призеры

(3 место)

1

-

-

2

3

-

-

2

1

3

-

2

1

-

3

1

-

2

-

3

-

-

1

-

1

-

-

-

1

1

Итого:

2

2

6

4

14

Сравнительная таблица результативности

 по параллелям 2-4 классов

Число победителей и призёров по классам

Дипломанты

1-3 степеней (без места)

Общее количество победителей, призеров и дипломантов

 по параллели

(% результативности от общего числа принимавших  участие)

Общее количество участвовав

ших в олимпиаде

место

Классы

Победи

тели

Призеры

(2 место)

Призеры

(3 место)

2  кл.

4

4

4

9

21 (53%)

40

1

3 кл.

3

3

6

3

15 (38%)

39

3

4 кл.

3

6

3

6

18 (43%)

42

2

Итоговая сводная таблица по результатам

 школьного этапа Олимпиады учащихся начальных классов

Число победителей и призёров по классам

Дипломанты

1-3 степеней (без места)

Общее количество победителей, призеров и дипломантов

 по классу

Классы

Победители

Призеры

(2 место)

Призеры

(3 место)

3

4

2

6

15

1

-

-

2

3

-

-

2

1

3

2

1

3

3

9

-

2

1

-

3

1

-

2

-

3

3

6

2

5

16

-

-

1

-

1

-

-

-

1

1

Итого

по школе:

10

13

13

18

54

В целом анализ результатов олимпиад показал, что учителя начальных классов используют в работе проблемные, исследовательские методы, групповые формы работы с учащимися, задания повышенной сложности, творческие  задания.

Хороший  уровень подготовки к школьному этапу и участию в городском этапе Олимпиады по русскому языку и математике показали учащиеся,

обучающиеся по системе развивающего обучения Занкова Л. В:  2а (уч. Василенко С.Ф.), 4а (уч. Вербицкая Н.В.);

обучающиеся по  УМК «Начальная школа XXI века»:  2в (уч.Черношей С.В.), 3в (Теплых Г.А.);

обучающиеся по УМК «Школа России»: 2б (Степашко Н.К.), (3б (Михайлова А.И.).

18  учащихся (на 9% ниже, чем в прошлом учебном году)  2-4 классов стали дипломантами 1, 2 и 3 степени в школьном этапе Олимпиады, но не завоевали призовые места, выполнив от 55% до 85% олимпиадных заданий.

Хочется отметить целенаправленную работу учителей 2-х классов Василенко С.Ф. (2а), Степашко Н.К. (2б), Черношей С.В. (2в), учащиеся которых принимали впервые участие в щкольном этапе Олимпиады и смогли показать достойные результаты: 2а – 15 призеров и дипломантов, 2б – 1 победитель  и  2 дипломанта, 2в – 2 призера и 1 дипломант.

Это свидетельство осознанного подхода педагогов к активизации работы с одаренными детьми.

Среди параллелей классов наибольший процент качественных показателей в параллели 2-х классов – 53%  учащихся, принимавших участие в Олимпиаде (уч. Василенко С.Ф.,  Степашко Н.К.,  Черношей С.В.

Ухудшены показатели качества по результатам олимпиад среди учащихся 3-х классов на 12% по сравнению с прошлым учебным годом ( в 3а – на 3 уч. меньше – уч.Матюшенко Е.В., в 3в классе на 4 ученика меньше – уч.Теплых Г.А.), среди учащихся 4-х классов – в 4б на 5 учащихся (уч.Терещук В.В.), в 4в классе – на 2 уч. (Гергард И.Л.), что говорит о недостаточной работе учителей данных классов с группой учащихся, имеющих хороший учебный потенциал.

Наилучший результат показали учащиеся в олимпиаде по окружающему миру – во 2 х классах – 91% учащихся стали дипломантами, в 3-х классах – 67% учащихся – дипломанты и 64% четвероклассников стали дипломантами.

Учащиеся 4-х классов показали самый низкий результат в олимпиаде по математике -  только 1 учащий выполнил 58% заданий, наивысший результат – во 2-х класса - 47% участников стали дипломантами.

Анализ ошибок показал, что наибольшее количество допущено учащимися при выполнении следующих  заданий по математике:

2 классы:

решение комбинаторных задач – 75%  учащихся не справился с заданием

решение задач на уравновешивание – 48 %

составление магического квадрата – 87% - не справились

нахождение  пар чисел, суммы которых равны – 47%

запись чисел с определением закономерности – 94 %

3 классы:

решение задачи на переливание – 69%

решение задач на логическое мышление – 92%

решение задачи на определение числа распилов – 62%

решение комбинаторных задач (2 задачи) – 53%

примеры со звездочками – 62% справились частично

постановка математических знаков – 54% не справились, 46% справились частично.

4 классы:

решение логических задач – 100%

решение текстовой задачи  на определение цены предметов – 100%

решение комбинаторных задач - 87%

запись числа по определенной закономерности цифр -  62% -не справились

нахождение длины полоски - 85% не справились

Следует также обратить внимание учителей на правильность оформления работ по математике, где требуется подробное объяснение выполняемых действий, а не просто запись ответа к задаче.

 Анализ работ по русскому языку выявил низкий процент качественного выполнения следующих заданий:

классы:

подбор предложений к схеме – 79% не справились

подбор слова по определению - 43%

выбор слов со всеми мягкими согласными звуками  - 57% справились частично

выбор слов для пословицы - 43% - не справились

подбор антонимов -  79% - не справились

3 класс:

подбор слова по схеме - 21%  учащихся справился с заданием

подбор предложений к схеме – 79% - не справились

подбор русских пословиц к иностранным - 71% не справились

не смогли найти сущ. в форме ед.числа – 93%

образование глаголов от прилагательных – 64% не справились

замена фразеологизмов одним словом - 36%

подбор проверочного слова к словам с безударными гласными с приставками - 50% справились частично

подбор слов с названиями детенышей животных - 43% справились частично

постановка ударения в словах  - 57% выполнили частично

4 класс:

образование глаголов от существительных с частицей «ся» - 72% справились частично, 20% -  не справились

толкование  фразеологизмов - 36% не справились

нахождение лишнего слова с указанием признака – 78% - выполнили частично

разбор слов по составу разных частей речи с одинаковым написанием - 62%

постановка ударения в словах - 29% только справились

 запись имен существительных в форме Р.п. мн.ч. -  46%

нахождение фразеологизмов синонимов - 46%

составление предложения со словами разных частей речи – 60 % не справились

образование слов с удвоенными согласными на стыке приставки и корня – 92 %

На  низком уровне выполнены во всех параллелях задания из раздела «Лексика» (подбор и объяснение фразеологизмов, пословиц, синонимов, антонимов, подбор слов в переносном значении), «Фонетика».

Недостаточно полно освещены следующие вопросы по  окружающему миру:

2 класс:

место раннего таяния снега  - 73% не справились

правила перехода дороги – 55% не справились

3 класс:

определение понятия «животные» - 42 % - не справились

определение понятия «природа» - 50 %

определение понятия «экология» - 58 %

установление причинно-следственных связей при нарушении цепи питания - 75%

определения понятия «заповедник» - 83%

выбор среди животных рыбы - 67%

знание свойства воды, если трубы лопаются – 58%

4 класс:

установление причинно-следственных связей (знание свойства воздуха) - 100% не справились

знание свойства воды при использовании в быту – 47%

соотнесение банана с определенной группой  растений - 71%

знание частей растений, употребляемых в пищу - 50%

установление экологических причинно-следственных связей при вырубке деревьев у берега реки - 50%

определение понятий  по описанию  - 86%

Исходя из вышесказанного, необходимо обратить внимание на необходимость развития общего кругозора обучающихся, привлечения сведений из дополнительной литературы.

Кроме того, есть группа учащихся, показавшая очень низкие результаты по математике:

1 ученик  2в класса выполнил 13% работы (Черношей С.В.), 1 ученик 3б класса, набравший 0 % (Михайлова А.И.),  1 учащийся 4б класса ( уч. Терещук В.В.) – только 15%;

По русскому языку – 1 ученик 4в класса выполнил 215 (Гергард И.Л.), 1 уч. 3в класса – 28% (Теплых Г.А.) , что свидетельствует о недостаточной подготовке мотивированных учащихся к участию в школьном этапе Олимпиады.

На основании вышеизложенного выводы следующие:         

  Учителями  школы 1-й ступени ведётся целенаправленная работа с обучающимися, имеющими высокую учебную мотивацию.

Предложения.

Считать уровень работы учителей начальных классов с обучающимися, имеющими высокую учебную мотивацию удовлетворительным.

Отметить положительные результаты по развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся следующих учителей: Василенко С.Ф., Матюшенко Е.В., Вербицкой Н.В., (система развивающего обучения Занкова Л.В.);   Теплых Г.А. , Черношей С.В. (УМК «Начальная школа XXI века»),  Степашко Н.К., Михайловой А.И. (УМК «Школа России»).

Учителям начальных классов:

систематически проводить работу с учащимися, имеющими  высокий учебный  потенциал, по развитию их интеллектуального уровня через:

             - реализацию личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода в обучении;

       - организацию дополнительных занятий с группой одаренных детей.

Всем, постоянно.

усилить контроль за формированием у учащихся универсальных учебных действий.

Всем, постоянно.

Учителям  Черношей С.В., Михайловой А.И., Вербицкой Н.В.,  Терещук В.В., Гергард И.Л. регулярно включать в содержание уроков математики и индивидуальных домашних заданий упражнения, требующие нестандартного подхода к их решению.

                                                                                                               Постоянно.

Осуществить  контроль за выполнением рекомендаций через посещение уроков, дополнительных занятий, собеседование с учителями.

До 01 февраля 2013 г. Отв.: Соколовская З. Н., Жукова Л. А., Бобровникова С.В.

Заслушать  данную справку на заседании методического объединения учителей начальных классов.

До 30  декабря 2012 г.

Отв.: Бобровникова С.В.

Дата составления справки  14 ноября 2012 г.

Справку составила:            

руководитель МО Бобровникова С. В.

С результатами проверки ознакомлены:

_____________________ Матюшенко Е.В.

_____________________ Михайлова А.И.

_____________________ Теплых Г.А.

_____________________ Вербицкая Н.В.

_____________________ Терещук В.В.

_____________________ Гергард И.Л.

_____________________  Степашко Н.К.

_____________________ Василенко С.Ф.

_____________________ Черношей С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по итогам работы ШМО учителей начальных классов Зиреклинского лицея за 2020/2021 учебный год.

     В этом учебном году работа ШМО учителей  начальных  классов велась по теме : «Универсальные компетентности и функциональная грамотность в...

Справка об итогах персонального контроля учителя начальных классов

Справка об итогах персонального контроля учителя начальных классов...

Итоги школьных олимпиад среди учащихся начальной школы

Приказ об итогах школьной олимпиады 2020-2021 учгод...

Итоги школьных олимпиад среди учащихся начальной школы

Приказ об итогах школьной олимпиады 2020-2021 учгод1...

Итоги школьных олимпиад среди учащихся начальной школы

Приказ об итогах школьной олимпиады 2019-2020 учгод2...