Самостоятельная исследовательская практика как фактор развития познавательных потребностей младших школьников.
материал по теме
Развитие познавательных потребностей и интересов ребенка во многом зависит от того, насколько он вовлекается в собственный творческий, исследовательский поиск, в самостоятельное открытие новых знаний. Это положение вряд ли кто-то станет оспаривать, но с широкомасштабным внедрением его в массовую образовательную практику также возникает много проблем. Не надо быть специалистом в области теории обучения, чтобы понять, что в традиционном образовании продолжают доминировать репродуктивные методы обучения.
Стремление ребенка к познанию естественно, оно обусловлено биологически. Но почему оно так редко проявляется в рамках традиционного обучения? Ребенок приходит в мир с генетически предопределенным желанием его познать, а мы искренне хотим его научить, при этом в большинстве случаев сталкиваемся не с ситуацией сотрудничества, а с практикой противоборства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnaya_issledovatelskaya_deyatelnost_2.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельная исследовательская практика как фактор развития познавательных потребностей младших школьников.
Учителя, долгие годы, работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Не столь новой, но востребованной в обучении является научно - исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.
Самостоятельная исследовательская практика как фактор развития познавательных потребностей младших школьников.
Развитие познавательных потребностей и интересов ребенка во многом зависит от того, насколько он вовлекается в собственный творческий, исследовательский поиск, в самостоятельное открытие новых знаний. Это положение вряд ли кто-то станет оспаривать, но с широкомасштабным внедрением его в массовую образовательную практику также возникает много проблем. Не надо быть специалистом в области теории обучения, чтобы понять, что в традиционном образовании продолжают доминировать репродуктивные методы обучения.
Стремление ребенка к познанию естественно, оно обусловлено биологически. Но почему оно так редко проявляется в рамках традиционного обучения? Ребенок приходит в мир с генетически предопределенным желанием его познать, а мы искренне хотим его научить, при этом в большинстве случаев сталкиваемся не с ситуацией сотрудничества, а с практикой противоборства.
Стремительно меняющаяся жизнь заставляет общество пересматривать смысл и значение исследовательского поведения в ней человека, а также роль и место исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом нового ХХI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, — они необходимы каждому человеку. Потому и желание современных педагогов максимально приблизить учебную деятельность ребенка в школе к познавательной постепенно трансформируется из десятилетия звучавшей декларации в реальную потребность, весьма зримо опредмечиваемую в образовательной практике. В современном российском образовании это выражено в активно проявляемом стремлении педагогов к внедрению исследовательских методов обучения.
Современные педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. В России ежегодно проводится большое количество конкурсов, выставок, фестивалей, конференций, на которых рассматриваются представленные исследовательские работы и творческие проекты детей разного возраста.
Изучение практики использования в образовательных целях методов самостоятельного исследовательского детского поиска убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Так, большинство современных образовательных технологий исследовательского обучения учащихся предполагают лишь различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику. В большинстве начальных, средних школ и тем более в высших учебных заведениях педагоги убеждены, что стоит им только загрузить учащегося задачей проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта, как работа пойдет полным ходом.
Предполагается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребенок сам научится это делать. Наивность этого подхода становится очевидной сразу, как только на нем заостряется внимание.
Никакого исследования не проведет младший школьник, если его этому специально не обучить. Основная работа ложится на плечи учителя.
Рассмотрим этапы работы исследовательской деятельности учащихся.
Самым начальным этапом работы учащихся является выбор темы. Взрослые не должны навязывать детям тему – надо дать им возможность самим определиться с выбором. Далее с помощью учителя ребенок ставит цель – чего он должен добиться в процессе своей исследовательской деятельности. Следующий этап – подбор материала по своей теме, который происходит не без помощи учителя. Потом ученик изучает собранный материал, обобщает и систематизирует, далее оформляет его. И заключительным этапом работы является защита. Защита работы может проходить в виде конференции, презентации, доклада.
Для формирования у учащихся основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать следующие методики развития исследовательских умений.
- Развитие умения видеть проблему. Найти и сформулировать проблему важнее и труднее, чем ее решить. Автор опыта предлагает некоторые из таких заданий.
Задание: «Составьте рассказ от имени другого персонажа». Составление рассказа от имени разных людей, живых существ и даже неживых объектов. Можно написать сочинение. Отмечать надо каждый неожиданный поворот сюжетной линии.
Задание: «Назови как можно больше признаков предмета».
Наблюдение – один из способов выявления проблемы. Хорошим заданием для развития умений наблюдать тема «Удивительное рядом».
Развитие умений выдвигать гипотезу. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления.
Задание: «Давайте вместе подумаем». Почему на небе плывут облака? Почему весной появляются почки на деревьях? Почему днём светло, ночью темно? Почему дует ветер? Почему ….?Почему…? Почему…? При этом, мы обычно используем слова: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, если что…
Развитие умения задавать вопросы.
Задание: «Какие вопросы помогут тебе узнать о новой теме», «Найти загаданное слово», «Задай как можно больше вопросов (например, мудрой черепахе Тортиле)», вопросы «Машине времени», вопросы «Домашним животным», «Найди причину события с помощью вопроса». Игра «Угадай, о чем спросили?».
Развитие умений давать определение понятиям. Чтобы узнать, как развита у ребенка способность к общению и формулированию понятий, учитель использует разные методы. Один из таких – метод определения понятий. Учащимся предлагается предмет, дать определение этому предмету.
Развитие умений классифицировать. Задание: «Продолжи ряд». Например: полезные ископаемые. Задание: «Найти ошибки и их прокомментировать».
Развитие умений и навыков экспериментирования. В ходе мысленного эксперимента исследователь мысленно представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результаты этих действий. В ходе мысленного эксперимента решаются следующие задачи:
Что можно сделать из куска бумаги? Как к 8 прибавить 7? Как в предложении употребить слово «трава» в винительном падеже? Самые интересные эксперименты – реальные. Например: эксперимент по смешиванию красок, эксперимент с отражением света, эксперимент с магнитами и металлами.
Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Задания: «Проверить правильность утверждений», «Да, нет», «Скажите, на что похожи», «Назовите как можно больше признаков предметов».
Развитие умения создавать метафоры. Задание: «Объясните значение выражений». Фразеологизмы в русском языке.
Развитие умений создавать тексты. Для проведения исследования, необходимо вооружить учащихся доступными умениями работы с источниками информации. Особый вид умений – умения работать с текстом или книгой. 1 этап- беглый обзор текста, его просмотр. 2 этап – «задать себе вопросы по поводу текста». 3 этап – чтение. Глубокое знакомство с книгой. 4 этап – «выделить главное и второстепенное». 5 этап – «резюме». Умение выделить главную мысль, найти факты, ее подтверждающие, - важнейшее качество, требующее при обработке материалов, добытых в исследовании. Простой методический прием, позволяющий обучать этому – использование простых графических схем. Например, схема «Дерево» - на уроках русского языка при изучении родственных слов.
Развитие дивергентного и конвергентного мышления. В ходе этого типа мышления развиваются такие важные характеристики креативности, как: оригинальность, гибкость, беглость мышления. Задания: «Рассказ на заданную тему», «Расскажи другими словами», «Сочиняем сказку».
Необходимые условия формирования исследовательских умений младших школьников:
1)Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений проходит в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Материал уроков учитель использует с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использует исследовательский метод в преподавании тем.
2)Мотивированность: помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
3)Творческая среда. Учитель способствует созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживает интерес к исследовательской работе.
4)Психологический комфорт. Одна из задач – поощрять творческие проявления учащихся, стремления к творческому поиску. Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы.
5)Учет возрастных особенностей. Вопрос об учете психологических особенностей младших школьников очень важен. Обучение исследовательской деятельности должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование - быть посильным, интересным и полезным.
6)Личность педагога. Чтобы проводить с детьми исследовательскую работу, нужен творчески работающий учитель, обладающий определёнными знаниями по исследовательской работе.
Организация учебно-воспитательного процесса основана на использовании следующих способов включения учащихся в исследовательскую деятельность:
- В 1 классе ведется пропедевтическая работа, в уроки учитель включает задания, направленные на анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение предметов. Задания могут быть на уроке математики, обучения грамоте, окружающего мира, изобразительного искусства.
В 1 классе отдельных занятий, посвященных исследовательской деятельности учитель не проводит. Пропедевтическая работа ведется следующими средствами:
- проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением;
- уроком-исследованием. Вначале постановку проблемы решает сама, поиск решения осуществляют учащиеся по наводящим вопросам; предположения, выбирают учащиеся самостоятельно, выводы делают под руководством учителя.
Со 2 класса:
1. Организуются специальные занятия по исследовательской деятельности. Дети знакомятся с такими понятиями, как «исследование», «информация», «знание».
2. Осуществляются коллективные исследования (с соблюдением всех этапов) по различным темам.
Например, учитель подводит учащихся к теме исследования «Мой родной город». Ученики сами формулируют проблему: противоречия между потребностью и возможностью узнать историю своего города и отсутствием знаний по этой теме. Ставят цель: организовывать поиск сведений. Определяют задачи: найти информацию об истории города, о наших земляках, прославивших родину; изучить растительный и животный мир окрестностей. Выбирают методы исследования: наблюдение, опрос, экскурсии, встречи, изучение фотографий. С целью выполнения каждой задачи учитель назначает группы учащихся, работающих по исследованию определённого направления.
Таким образом, в процессе осуществления исследования нарабатываются теоретические знания об исследовательской деятельности, и происходит формирование соответствующих умений.
3. Учитель продолжает работу по проведению кратковременных исследований.
4. Использует проблемные, поисковые методы, знакомит с терминологией, работают со словарями, энциклопедиями.
5. Предлагает логические задачи. Проводит работу по обучению приемам наблюдения и описания.
6. Осуществляет подготовку самостоятельного долговременного исследования. В классе на стенде «Я – исследователь» ребята могут поделиться результатами своей исследовательской работы.
Наблюдаемые результаты: учащиеся имеют достаточно широкое представление об исследовательской работе ученых, о ее назначении. Имеют представление о планировании работы, проводят вместе со взрослыми учебные исследования, осуществляют поиск информации в литературе по интересующей теме, имеют и желание, и возможность поделиться с одноклассниками результатами своей исследовательской работы.
Эти вопросы очень актуальны для современной образовательной практики. Поэтому востребованной в обучении является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний.
В 3 классе:
1. На уроках используются игровые методы, путешествия, сказочный материал.
2. Продолжается учащихся знакомство учащихся с теорией исследования, методами исследования, структурой, историей исследования, предназначением исследований, местом исследований в жизни человека, требованиями к выбору темы, планированием исследования и задачами.
3. Проводится коллективное исследование. У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных предложений.
4. Осуществляется самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляют поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады).
Бальное выражение оценки результатов в исследовательской деятельности в начальных классах не должно иметь место с силу следующих причин:
- учащиеся должны чувствовать себя успешными;
- учащиеся учатся проводить исследования, любое их достижение уже является движением вперед;
- исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового знания, расширить свой кругозор или достичь другой цели.
Следовательно, никто другой так, как он, не сможет оценить свой труд.
Формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:
- конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;
- выступления, как правило, для определенного круга: своих одноклассников, учащихся параллельных классов;
- выставка достижений, проводится в основном для родителей.
С целью активизации познавательной и исследовательской деятельности на уроках учитель использует и учит составлять:
- загадки, ребусы, шарады, задачи-шутки, логические задания;
- задания на развитие творческих способностей;
- игры-исследования;
- игры-путешествия;
- сюжетно - ролевые игры.
Во внеклассных мероприятиях большое внимание уделяю исследовательской работе по краеведению:
- встречи со знатными людьми нашего города;
- праздники в нашем городе;
- родословная моей семьи;
- достопримечательности малой родины;
- природные богатства окрестностей нашего города.
Таким образом, описанные организационно-педагогические условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.
В приобщении детей к исследовательской деятельности учитель нацеливается не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу исследовательской деятельности, и тогда результат будет закономерен.
Данные работы доказывают и подтверждают необходимость занятий с младшими школьниками научно-исследовательской деятельностью.
МБОУ «Гимназия №5»
ВЫСТУПЛЕНИЕ
учителя начальных классов
Алексановой Г.Н.
на методической кафедре учителей начальных классов
по теме:
«Самостоятельная исследовательская практика как фактор развития познавательных потребностей младших школьников».
15 февраля 2012 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компетентностно-ориентированных заданий как фактор развития компетенций младших школьников
Мы учим не для школы, а для жизни. Не просто дать знания, а научит учиться - вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные зада...
Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника.
В последнее время много говориться о необходимости повышения уровня мотивации школьников в учебном процессе. Это достаточно сложная психологическая проблема, которая обеспечивается целым рядом...
"Развитие познавательных процессов-ведущий фактор успешности обучения младших школьников.
В презентации представлен опыт моей работы по развитию мыслительных операций младших школьников....
Анкета для родителей будущих первоклассников для изучения интересов и потребностей младших школьников и запросов их родителей
Информация об интересах и увлечениях детей, необходимая для проектирования системы внеурочной деятельности учащихся начальных классов....
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Современный выпускник школы должен обладать такими знаниями, которые необходимы ему для успешной адаптации в обществе. Овладеть этими знаниями ему помогают инновационные педагогические практики, напри...
Семинар «Внедрение исследовательской деятельности в учебный процесс- фактор повышения интереса младших школьников к учебе»
материал для семинара РМО учителей начальных классов...
Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике. (Памятка для учащегося)
I. Как выбрать тему исследования. Попробуй задать себе следующие вопросы:· Что мне интересно больше всего?· Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией, ...