МО по ФГОС
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
План методической работы МОУ «Гимназия №58» с учётом модели и алгоритма деятельности ОУ по введению ФГОС НОО.
Принятие новых стандартов начального общего образования и введение их с 1 сентября 2011 года в учебный процесс образовательных учреждений во многом определяет направление деятельности методического объединения учителей начальных классов. Использование новых программ, методик, технологий, форм и методов обучения детей требует определенного уровня компетентности учителя, позволяющей создать образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение планируемых образовательных результатов у ребенка.
Переход от традиционного объяснительно-иллюстративного метода обучения к деятельностному методу требует изменения мировоззрения учителя начальных классов, всей привычной системы взаимодействия между ним и обучающимся, освоения культуры самоизменения и саморазвития, которую учитель затем должен передать ученикам. Поэтому появилась необходимость организации методической работы в начальном общем образовании, которая будет способствовать успешному введению ФГОС НОО.
Методическая работа – это деятельность, целью которой является развитие профессионализма педагогических кадров, выявление, обобщение и распространение наиболее ценного опыта в условиях внедрения Стандартов нового поколения, создание педагогами собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса.
Работа методического объединения по реализации ФГОС включает ознакомление с нормативно правовыми документами по введению ФГОС: определение планируемых результатов освоения школьниками основной образовательной программы; создание программы формирования УУД; разработку и обсуждение рабочих программ учебных предметов (УМК); проектирование программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; программы формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программы коррекционной работы; системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы; изучение основных критериев оценки качества современного УМК для младших школьников; изучение основных критериев оценки качества образовательных программ в системе дошкольного образования; ознакомление с особенностями проектирования программы формирования УУД.
Основные направления деятельности методического объединения включают в себя аналитическую, информационную, организационно-методическую, консультационную деятельности.
План
работы методического объединения учителей начальных классов
Тема: «Профессиональная компетентность учителя начальных классов как средство повышения качества образования на этапе введения ФГОС НОО».
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности учителей начальной школы в проектировании и реализации образовательного процесса, направленного на достижение планируемых результатов по учебным предметам в соответствии с ФГОС.
Задачи:
- Знакомство участников методического объединения с достижениями современной педагогической науки и практики, инновационными педагогическими технологиями и методиками как средствами достижения высокого качества образования учащихся начальной школы.
- Развитие педагогического творчества учителей и их профессиональной самореализации:
- анализ возможностей конкретных заданий учебника с точки зрения формирования УУД;
- анализ уроков, разработанных коллегами с позиций требования ФГОС;
- отработка первичных умений по формированию у младших школьников УУД.
Глоссарий:
Компетентность | Содержание компетентности |
Предметно-методологическая | Знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету; владение методиками преподавания предмета |
Психолого-педагогическая | Теоретические знания в области психологии и педагогики об индивидуальных особенностях учеников, умение использовать эти знания в образовательном процессе |
Компетентность в области здоровьесберегающих технологий | Умение проектировать здоровьесберегающую среду; формирование здорового образа жизни у младших школьников |
Информационно-коммуникационные технологии | Владение технологией использования информационно-коммуникационных технологий в предметном обучении. Владение методиками и технологиями медиаобразования |
Коммуникативная компетентность | Практическое владение приемами общения |
Исследовательская компетентность | Умение спланировать, организовать и провести педагогический эксперимент по внедрению инноваций и проанализировать эту деятельность |
Компетентность в сфере трансляции собственного педагогического опыта | Выступления, статьи, издание учебно-методического материала, участие в профессиональных конкурсах, мастер-классы |
Акмеологическая компетентность | Способность к постоянному профессиональному росту |
План работы методического объединения учителей начальных классов
№ п/п | Тема | Сроки выполнения | Ответственный |
1. Аналитическая деятельность | |||
1. | Мониторинг профессиональных затруднений учителей по ФГОС НОО (по предметам начальной школы) | Сентябрь | Авдеева М.Б. |
2. | Мониторинг обеспечения образовательного учреждения материалами, учебниками, учебно-методической литературой | Сентябрь | Крученецкая В.И. |
3. | Обновление базы данных о педагогах | Сентябрь | Авдеева М.Б. |
4. | Обеспечение внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс начальной школы | В течение года | Попова И.П. |
5. | Мониторинг прохождения курсовой подготовки учителями начальных классов по реализации Стандарта второго поколения | В течение года | Попова И.П. |
6. | Диагностика профессиональных потребностей учителей начальных классов в методической помощи на этапе введения ФГОС | В течение года | Авдеева М.Б. |
2. Информационная деятельность | |||
1. | Пополнение тематических папок «Нормативно-правовая документация по преподаванию предметов начальной школе», «Работа по преодолению профессиональных затруднений учителей начальных классов на этапе введения ФГОС» «Работа по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» | В течение года | Крученецкая В.И. |
2. | Создание банка данных педагогической успешности учителя начальных классов на этапе введения ФГОС | В течение года | Попова И.П. |
3. | Создание банка данных о новинках учебно-методической литературы по ФГОС НОО | В течение года | Авдеева М.Б. |
4. | Информирование методического объединения учителей начальных классов об участии педагогов в реализации приоритетного национального проекта «Образование» | В течение года | Крученецкая В.И. |
5. | Обмен опытом работы по проблеме «Развитие профессиональной компетентности учителя. Возможности Стандарта» (круглый стол) | Март | Крученецкая В.И., члены МО |
3. Организационно – методическая деятельность | |||
1. | Организация деятельности учителей начальных классов по проблеме «Модели организации работы и виды деятельности для достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования» | В течение года | Крученецкая В.И. |
2. | Проведение заседаний методического объединения учителей начальных классов. | В течение года | Авдеева М.Б. |
1-е заседание | Август | ||
1. | Обсуждение итогов работы методического объединения и определение задач учителей на предстоящий учебный год по реализации ФГОС | Август | Авдеева М.Б. |
2. | Новые нормативные документы в педагогической практике начальной школы | Август | Крученецкая В.И. |
3. | Портфолио учителя – визитная карточка педагога-профессионала | Август | Попова И.П. |
4. | Особенности организации курсовой переподготовки учителей начальных классов в 2011–2012 учебном году | Август | Попова И.П. |
5. | Выставка-обзор «Новинки педагогической прессы по ФГОС НОО» | Август | Попова И.П. |
2-е заседание: | |||
1. | Построение системы работы педагога по повышению уровня собственной профессиональной компетентости (на основе материалов открытого урока) | Ноябрь | Крученецкая В.И. |
3-заседание: | Январь | ||
1. | Овладение инновационными педагогическими технологиями как важнейшее условие профессионального роста учителя и повышение качества образования учащихся в соответствии с требованиями ФГОС | Январь | Попова И.П. |
2. | Место, роль и возможности педагогической диагностики в профессиональной деятельности учителя 1 класса (в рамках работы мастер-класса) | Январь | Авдеева М.Б. |
3. | О затруднениях педагогов в моделировании урока в соответствии с требованиями ФГОС (в рамках работы мастер-класса) | Январь | Крученецкая В.И. |
4-е заседание: | Март, апрель | ||
1. | Использование инновационных педагогических технологий как фактор профессионального роста учителя и повышения качества образования учащихся (на основе открытых уроков) | Март, апрель | Попова И.П. |
2. | Информация творчески работающих участников МО учителей начальной школы по введению ФГОС НОО. | Март, апрель | Крученецкая В.И. |
5-е заседание: | Май | ||
1. | Обзор научно-методических публикаций по Стандартам второго поколения | Май | Авдеева М.Б. |
2. | Формирование компетентности учителя: проблемы и перспективы | Май | Крученецкая В.И. |
4. Консультационная деятельность | |||
1. | По вопросу составления рабочей программы по предмету | Август-сентябрь | Авдеева М.Б. |
2. | По вопросам требований ФГОС НОО | В течение года | Крученецкая В.И. |
3. | По вопросам аттестации учителей начальных классов | В течение года | Попова И.П. |
4. | По текущим вопросам, преодолению профессиональных затруднений | В течение года | Попова И.П. |
5. | По учебно-методическому обеспечению на этапе внедрения ФГОС | В течение года | Авдеева М.Б. |
6. | По подготовке документов для участия в профессиональных конкурсах | В течение года | Крученецкая В.И. |
7. | По самообразовательной работе учителей, повышению их профессиональной компетентности | В течение года | Крученецкая В.И. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривается преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требовани...
Аналитико – сопоставительная таблица ФГОС 1 и ФГОС второго поколения
В материале дана сопоставительная характеристика стандартов. Что изменилось в образовании, в чем инновационность ФГОС второго поколения?...
ФГОС Рабочая программа по литературному чтению 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по литературному чтению 2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая п...
ФГОС Рабочая программа по окружающему миру 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по окружающему миру 2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая...
ФГОС Рабочая программа по технологии 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по технологии 2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая прогр...
Изучение содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021.
Статья содержит изучение содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021....
.Выступление учителей 1-го класса по освоению нового ФГОС НОО и ФГОС ООО: «Психологическая готовность к обучению в школе в условиях ФГОС НОО и ФГОС ООО». Результаты адаптации.
Психологическая готовность к обучению в школе в условиях ФГОС и ФГОС ООО...