Дополнительная образовательная программа "Игротренинг"
рабочая программа (1,2 класс) по теме

Шубина Ольга Николаевна

Игротренинг - комплексные занятия с детьми младшего школьного возраста, направленные на развитие всех каналов восприятия: аудиального, визуального и кинестетического. Это система игровых упражнений, которые активно тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и слуховую память, осязание и осязательную память, зрительное внимание и зрительную память, воображение и творческую фантазию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_igrotrening.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 395 Красносельского района Санкт-Петербурга

«УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ лицей № 395

Сергеева С.П.

ОСНОВАНИЕ Решение педсовета лицея № 395

от        

Протокол №         

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ИГРОТРЕНИНГ»

Возраст учащихся: 7-11 лет.

 Срок реализации: 2 года.

Объем реализации: 144 часа.

Автор:        Шубина Ольга Николаевна,

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург 2012 г.

Пояснительная записка

Познать - значит чувствовать, чувствовать - значит делать,

уметь.

К.К. Станиславский

Настоящая программа является двухгодичной программой дополнительного образования детей. Программа имеет социально-педагогическую направленность.

В 70-х годах, в США после результатов работ Джона Гриндера и других выдающихся психотерапевтов того времени, появилось НЛП (нейро- лингвистическое программирование). Это многомерная модель структуры человеческого мышления, связывающая взаимодействие нервной системы, физиологии, языка и поведения.

Существуют три основных системы НЛП: аудиальная, визуальная и кинестетическая. Каждая система модели НЛП базируется на 5-ти сенсорных каналах: слух, зрение, ощущения, обоняние и осязание.

Актуальность и новизна данной программы дополнительного образования детей заключается в том, что современная методика преподавания учебных предметов в начальной школе больше предполагает восприятие и обработку информации аудиальным и визуальным каналами, в то время как 72% учащихся начальной школы - кинестетики.

Игротренинг - комплексные занятия с детьми младшего школьного возраста, направленные на развитие всех каналов восприятия: аудиального, визуального и кинестетического. Это система игровых упражнений, которые активно тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и слуховую память, осязание и осязательную память, зрительное внимание и зрительную память, воображение и творческую фантазию.

Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Главной целью данной программы дополнительного образования является развитие и совершенствование у детей психофизической техники, воспитание «послушных» психических навыков и умений, направленных на комплексное взаимодействие внимания, воображения и фантазии с мгновенно откликающейся эмоциональной памятью.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Обучающих:
  1. формирование грамотной выразительной речи;
  2. формирование общительного человека, владеющего словом и телом, умеющего слушать и понимать своего партнера.
  1. Развивающих:
  1. развитие эмоциональной сферы, формирование умения в любое время быстро привести себя в состояние творческой готовности, а также формирование способности самоуправляемого психофизического расслабления (раскрепощения) и концентрации;
  2. развитие творческой личности;
  3. развитие координации, пластичности.
  1. Воспитательных:
  1. воспитание культуры поведения, культуры общения, трудолюбия, коллективизма; воспитание любознательности и интереса к исследованию событий и явлений окружающего мира.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

  1. Вводное занятие

Правила работы в группе. Охрана труда.

  1. Сюжетно-ролевые игры.

Это комплекс из 5-12 упражнений. Эти упражнения, взятые по одному или два из каждого блока-лепестка, соединены друг с другом одной общей темой, в основу которой может быть положена сказка или одна из игр-путешествий.

Первые игры по каждому из лепестков проигрываются 8 раз в течение первого месяца, но с каждым разом в эти игры вводятся элементы усложнения (красный цветок - код первого занятия). Занятия по первым играм проводятся 4 раза в неделю. Вторые игры по каждому из лепестков проигрываются также 8 раз в течение второго месяца, и с каждым разом в них вводятся элементы усложнения (оранжевый цветом - код второго месяца) и т.д.

  1. Музыкальные инструменты
  2. «Волшебная палочка»
  3. Любое изменение в зале или классе
  4. Кто тише
  5. Тишина
  6. Контакты
  7. Ловкость бесшумна
  8. Творческий круг
  9. Запомни свое место
  10. Описание предмета
  11. Фотография
  12. Фотограф

3. Игротренинговые игры

Это система комплексных упражнений, в отличие от сюжетно-ролевой игры не имеющая единого сюжета и состоящая из 5-12 упражнений, которые берутся по одному - два из каждого блока-лепестка, а названия их кодируются определенным словом, звуком, жестом или эмблемой. Кодировка выполняемых упражнений постепенно запоминается учениками, что в дальнейшем исключает лишнее речевое общение и является самоценным компонентом данного тренинга, т.к. стоит только назвать определенный игровой код - и ученики сразу готовы выполнить соответствующее упражнение.

Схема работы такая же, что и в сюжетно-ролевой игре (каждый месяц - свой цветовой код).

Основные принципы обучения

Занятия по игротренингу проводятся в любом просторном помещении с обычными детьми 7-11 лет. При составлении групп обязательно надо учитывать возрастные особенности и уровень развития учеников. Их количество в каждой группе не должно превышать 15 человек.

Отличительные особенности программы

Каждое творческое занятие характеризуется 90-100% активностью всех

детей.

Формы и режим занятий

Занятия по сюжетно-ролевым играм или тренинговым играм проводятся по «радужному цветку», полный спектр которого состоит из семи цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Каждый из семи цветов спектра является игровым кодом определенного месяца занятий. При этом пять лепестков «радужного цветка» представляют собой пять блоков игровых упражнений на комплексное развитие детей:

  1. - внимание (слуховое, зрительное);
  2. - речь (дыхание, голос, дикция);
  3. - память (слуховая, зрительная, тактильная);
  4. - творческая фантазия (воображение, ассоциации);
  5. - релаксация (дыхание, мышечное расслабление).

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы - 7 -11 лет.

Продолжительность программы -2 года. Учебная нагрузка:

  1. 1 год обучения - 2 учебных часа в неделю;
  2. 2 год обучения - 2 учебных часа в неделю.

Ожидаемые результаты и

способ определения их результативности

1 год обучения: развитие умений и навыков, которые станут опорной системой для усвоения любого школьного предмета:

  1. построение конструкций связной монологической и диалогической речи;
  2. составление самостоятельных рассказов по серии сюжетных картинок, по собственным наблюдениям и впечатлениям;
  3. развитие способности вступать в контакт и вести разговор с собеседником, умения внимательно и активно слушать, эмоционально сопереживать;
  4. развитие координации, пластичности.

2 год обучения: дальнейшее развитие умений и навыков, которые станут опорной системой для усвоения любого школьного предмета:

  1. развитие и совершенствование коммуникативных навыков, преодоление конфликтности, агрессивности, повышенной эмоциональности, замкнутости, застенчивости, нарушения самооценки;
  2. знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими;
  3. повышение мотивации к изучению предметов школьного курса, направленных на исследование событий и явлений окружающего мира;
  4. развитие интеллектуальных способностей.

Формы и методы подведения итогов реализации

дополнительной образовательной программы

1. Анализ качества знаний по изучаемым школьным предметам

В конце каждой четверти

2. Рефлексия

В конце каждого занятия

3. Тесты по оценке уровня развития всех каналов восприятия

Первое и последнее занятие каждого года обучения

Учебно-тематический план

Педагог руководствуется утвержденным учебно-тематическим планом, но имеет возможность корректировки тематики занятий, что обеспечивает реализацию принципа вариативности образовательного процесса.

1 год обучения

темы

Наименование темы

Теорет. занятия

Практ. занятия

Всего часов

1.

Вводное занятие. Правила работы в группе. Охрана труда

1

-

1

2.

Сюжетно-ролевые игры

-

10

10

3.

Игротренинговые игры

-

60

60

4.

Итоговое занятие. Диагностика результатов. Обмен впечатлениями

-

1

1

Итого:

1

71

72

2 год обучения

темы

Наименование темы

Теорет. занятия

Практ. занятия

Всего часов

1.

Вводное занятие. Правила работы в ! группе. Охрана труда

1

-

1

2.

Сюжетно-ролевые игры

-

10

10

3.

Игротренинговые игры

-

60

60

4.

Итоговое занятие. Диагностика результатов. Обмен впечатлениями

-

1

1

Итого:

1

71

72

Прежде, чем заниматься тренингом, педагогу необходимо вместе с учениками освоить игры по организации учебного процесса, чтобы научиться невербальному языку общения, который является фундаментом тренинга.

После первичного освоения тренинговых игр ученикам дается возможность создавать множество новых вариантов и комбинаций данных игр, что делает сам процесс занятий творчески бесконечным.

В течение одного занятия не следует использовать несколько упражнений подряд на одни и те же каналы восприятия.

Занятия строятся комплексно, переходя от простого к сложному и чередуя при этом упражнения на различные каналы восприятия.

  1. Вста-ли! Се-ли!
  2. Встать! Сесть!
  3. Встать на «Д» и «М»
  4. Разные животные
  5. Цапля и лягушка
  6. Повтори
  7. Раз, два, три - замри!
  8. Смена номеров
  9. Хлопки
  10. Попрыгунчики
  11. По хлопку
  12. В перед - назад
  13. Кто позвал?
  14. Угадай звуки
  15. «Видеть ушами»
  16. Хор
  17. Ораторы
  18. Одуванчик
  19. Свеча
  20. Упрямая свеча
  21. Торт
  22. Воздушный шар
  23. Разноцветные шарики
  24. Шарики и цапля
  25. Мяч
  26. Резиновые игрушки
  27. Комар
  28. Шмель
  29. Мяч и насос
  30. Пилим дрова
  1. Колыбельная
  1. Разведчики
  1. Запомни и повтори
  1. Запомни место и позу
  1. Видеоскоп
  1. Словесный портрет

        4.Итоговое занятие

Диагностика результатов. Обмен впечатлениями. Рефлексия.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 год обучения

1. Вводное занятие

Правила работы в группе. Охрана труда.

 2. Сюжетно-ролевые игры.

Это комплекс из 5-12 упражнений. Эти упражнения, взятые по одному или два из каждого блока-лепестка, соединены друг с другом одной общей темой, в основу которой может быть положена сказка или одна из игр-путешествий.

Первые игры по каждому из лепестков проигрываются 8 раз в течение первого месяца, но с каждым разом в эти игры вводятся элементы усложнения (красный цветок - код первого занятия). Занятия по первым играм проводятся 4 раза в неделю. Вторые игры по каждому из лепестков проигрываются также 8 раз в течение второго месяца, и с каждым разом в них вводятся элементы усложнения (оранжевый цветом - код второго месяца) и т.д.

  1. «Волшебное дерево»
  2. Невербальные контакты
  3. Эстафета
  4. Знакомство
  5. День творчества
  6. Веревочка с узелками
  7. Волшебная палочка
  8. Эстафета
  9. Локатор
  10. Путь вслепую
  11. Лабиринт
  12. Части света
  13. Творческие группы

3. Игротренинговые игры

Это система комплексных упражнений, в отличие от сюжетно-ролевой игры не имеющая единого сюжета и состоящая из 5-12 упражнений, которые берутся по одному - два из каждого блока-лепестка, а названия их кодируются определенным словом, звуком, жестом или эмблемой. Кодировка выполняемых упражнений постепенно запоминается учениками, что в дальнейшем исключает лишнее речевое общение и является самоценным компонентом данного тренинга, т.к. стоит только назвать определенный игровой код - и ученики сразу готовы выполнить соответствующее упражнение.

Схема работы такая же, что и в сюжетно-ролевой игре (каждый месяц - свой цветовой код).

Прежде, чем заниматься тренингом, педагогу необходимо вместе с учениками освоить игры по организации учебного процесса, чтобы научиться невербальному языку общения, который является фундаментом тренинга.

После первичного освоения тренинговых игр ученикам дается возможность создавать множество новых вариантов и комбинаций данных игр, что делает сам процесс занятий творчески бесконечным.

В течение одного занятия не следует использовать несколько упражнений подряд на одни и те же каналы восприятия.

Занятия строятся комплексно, переходя от простого к сложному и чередуя при этом упражнения на различные каналы восприятия.

  1. Речевой квадрат
  2. В Эфире
  3. Контакт
  4. Угадай, что говорю
  5. Повтори за мной
  6. Зеркало
  7. Запрещенное движение
  8. Страна вещей
  9. Найди сходство
  10. Рассадить по цветовой гамме
  11. Тропинка
  12. Шерлок Холмс
  13. Разноцветные цепочки
  14. Глазомер
  15. Сколько шагов
  16. Пчелка в классе
  17. Пчелка в ячейке
  18. Сиамские близнецы
  19. Согласованные хлопки
  20. Человек и тень.
  21. Перебрось
  22. Хоботок и улыбка
  23. Дразнилки
  24. Ириска
  25. Полный слоговый ряд
  26. Заклинание
  27. Дрессировщики
  28. Лягушки
  29. От топота копыт
  30. Расскажи мне по покупку…
  31. Вороны
  32. Мотоцикл
  33. Звонок
  34. Наездники
  35. Утро
  36. Путешествие по Африке
  37. Что вы видите
  38. Рассказ на тему
  39. Групповой рассказ

Итоговое занятие

Диагностика результатов. Обмен впечатлениями. Рефлексия.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

•Y> и/и

Тема или раздел программы

Формы занятий

Дидактический материал, технич. оснащение занятий

Формы подведения итогов

1

2

3

4

5

1

Вводное занятие. Правила работы в группе. Охрана труда

Беседа.

Творческий круг

Просторное помещение, стулья, листы формата А4, фломастеры или маркеры, мяч

Выработка памятки по работе в группе, круге

2

;

Сюжетно-ролевые игры

Игры-путешествия. Творческий круг, работа в парах, в группах

Реквизит, соответствующий тематике игры, просторное помещение, листы бумаги большого формата (например, обои)

Рефлексия, изображение сюжетов игры на бумаге, изображение части эпизода и составление общей картинки, самостоятельный подбор наглядного материала по теме прошедшей игры

3

Игротренинговые игры

Творческий круг.

«Волшебное

дерево».

«Волшебная

палочка».

Любое изменение в зале. Эстафета. Использование повязок

Мяч, «волшебная» палочка, дерево с конвертиками заданий для учащихся, тематические открытки, игрушки, предметы, сборники скороговорок, чистоговорок и т.п. аудиозаписи знакомых звуков

Рефлексия, анализ изменения качества знаний по школьным предметам

4

Итоговое занятие. Диагностика результатов. Обмен впечатлениями

Беседа. Творческий круг 

Бланки с тестами на диагностику параметров памяти, внимания

Тест. Обмен мнениями

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вершинина В.В. Основы психической и физической саморегуляции. - СПб: АППО, 2007.
  2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль:

Академия развития, 1996.

  1. Назарова А.Г. Игротренинг - СПб, 2004.
  2. Пиз Алан. Язык телодвижений. - Москва: Ай Кью, 1995.
  3. Грэйс Н. Как помочь себе самому. Приемы развития памяти, внимания, речи. - СПб.: Питер, 2006.
  4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000.
  5. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками под ред. Битяновой М.Р. - СПб.: Питер, 2002.
  6. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000.
  7. Рубинштейн C.T. Основы общей психологии. - Спб.: Питер, 2002.
  8. Скрипюк И.И. 111 баек для тренеров: истории, мифы, сказки. - Спб.: Питер, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа Подготовка к школе

Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребенка, привыкшего играть в детском саду и дома, непростой ...

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе

Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....