Дополнительная образовательная программа "Игротренинг"
рабочая программа (1,2 класс) по теме
Игротренинг - комплексные занятия с детьми младшего школьного возраста, направленные на развитие всех каналов восприятия: аудиального, визуального и кинестетического. Это система игровых упражнений, которые активно тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и слуховую память, осязание и осязательную память, зрительное внимание и зрительную память, воображение и творческую фантазию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_igrotrening.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 395 Красносельского района Санкт-Петербурга
«УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ лицей № 395
Сергеева С.П.
ОСНОВАНИЕ Решение педсовета лицея № 395
от
Протокол №
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИГРОТРЕНИНГ»
Возраст учащихся: 7-11 лет.
Срок реализации: 2 года.
Объем реализации: 144 часа.
Автор: Шубина Ольга Николаевна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург 2012 г.
Пояснительная записка
Познать - значит чувствовать, чувствовать - значит делать,
уметь.
К.К. Станиславский
Настоящая программа является двухгодичной программой дополнительного образования детей. Программа имеет социально-педагогическую направленность.
В 70-х годах, в США после результатов работ Джона Гриндера и других выдающихся психотерапевтов того времени, появилось НЛП (нейро- лингвистическое программирование). Это многомерная модель структуры человеческого мышления, связывающая взаимодействие нервной системы, физиологии, языка и поведения.
Существуют три основных системы НЛП: аудиальная, визуальная и кинестетическая. Каждая система модели НЛП базируется на 5-ти сенсорных каналах: слух, зрение, ощущения, обоняние и осязание.
Актуальность и новизна данной программы дополнительного образования детей заключается в том, что современная методика преподавания учебных предметов в начальной школе больше предполагает восприятие и обработку информации аудиальным и визуальным каналами, в то время как 72% учащихся начальной школы - кинестетики.
Игротренинг - комплексные занятия с детьми младшего школьного возраста, направленные на развитие всех каналов восприятия: аудиального, визуального и кинестетического. Это система игровых упражнений, которые активно тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и слуховую память, осязание и осязательную память, зрительное внимание и зрительную память, воображение и творческую фантазию.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Главной целью данной программы дополнительного образования является развитие и совершенствование у детей психофизической техники, воспитание «послушных» психических навыков и умений, направленных на комплексное взаимодействие внимания, воображения и фантазии с мгновенно откликающейся эмоциональной памятью.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
- Обучающих:
- формирование грамотной выразительной речи;
- формирование общительного человека, владеющего словом и телом, умеющего слушать и понимать своего партнера.
- Развивающих:
- развитие эмоциональной сферы, формирование умения в любое время быстро привести себя в состояние творческой готовности, а также формирование способности самоуправляемого психофизического расслабления (раскрепощения) и концентрации;
- развитие творческой личности;
- развитие координации, пластичности.
- Воспитательных:
- воспитание культуры поведения, культуры общения, трудолюбия, коллективизма; воспитание любознательности и интереса к исследованию событий и явлений окружающего мира.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
- Вводное занятие
Правила работы в группе. Охрана труда.
- Сюжетно-ролевые игры.
Это комплекс из 5-12 упражнений. Эти упражнения, взятые по одному или два из каждого блока-лепестка, соединены друг с другом одной общей темой, в основу которой может быть положена сказка или одна из игр-путешествий.
Первые игры по каждому из лепестков проигрываются 8 раз в течение первого месяца, но с каждым разом в эти игры вводятся элементы усложнения (красный цветок - код первого занятия). Занятия по первым играм проводятся 4 раза в неделю. Вторые игры по каждому из лепестков проигрываются также 8 раз в течение второго месяца, и с каждым разом в них вводятся элементы усложнения (оранжевый цветом - код второго месяца) и т.д.
- Музыкальные инструменты
- «Волшебная палочка»
- Любое изменение в зале или классе
- Кто тише
- Тишина
- Контакты
- Ловкость бесшумна
- Творческий круг
- Запомни свое место
- Описание предмета
- Фотография
- Фотограф
3. Игротренинговые игры
Это система комплексных упражнений, в отличие от сюжетно-ролевой игры не имеющая единого сюжета и состоящая из 5-12 упражнений, которые берутся по одному - два из каждого блока-лепестка, а названия их кодируются определенным словом, звуком, жестом или эмблемой. Кодировка выполняемых упражнений постепенно запоминается учениками, что в дальнейшем исключает лишнее речевое общение и является самоценным компонентом данного тренинга, т.к. стоит только назвать определенный игровой код - и ученики сразу готовы выполнить соответствующее упражнение.
Схема работы такая же, что и в сюжетно-ролевой игре (каждый месяц - свой цветовой код).
Основные принципы обучения
Занятия по игротренингу проводятся в любом просторном помещении с обычными детьми 7-11 лет. При составлении групп обязательно надо учитывать возрастные особенности и уровень развития учеников. Их количество в каждой группе не должно превышать 15 человек.
Отличительные особенности программы
Каждое творческое занятие характеризуется 90-100% активностью всех
детей.
Формы и режим занятий
Занятия по сюжетно-ролевым играм или тренинговым играм проводятся по «радужному цветку», полный спектр которого состоит из семи цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Каждый из семи цветов спектра является игровым кодом определенного месяца занятий. При этом пять лепестков «радужного цветка» представляют собой пять блоков игровых упражнений на комплексное развитие детей:
- - внимание (слуховое, зрительное);
- - речь (дыхание, голос, дикция);
- - память (слуховая, зрительная, тактильная);
- - творческая фантазия (воображение, ассоциации);
- - релаксация (дыхание, мышечное расслабление).
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы - 7 -11 лет.
Продолжительность программы -2 года. Учебная нагрузка:
- 1 год обучения - 2 учебных часа в неделю;
- 2 год обучения - 2 учебных часа в неделю.
Ожидаемые результаты и
способ определения их результативности
1 год обучения: развитие умений и навыков, которые станут опорной системой для усвоения любого школьного предмета:
- построение конструкций связной монологической и диалогической речи;
- составление самостоятельных рассказов по серии сюжетных картинок, по собственным наблюдениям и впечатлениям;
- развитие способности вступать в контакт и вести разговор с собеседником, умения внимательно и активно слушать, эмоционально сопереживать;
- развитие координации, пластичности.
2 год обучения: дальнейшее развитие умений и навыков, которые станут опорной системой для усвоения любого школьного предмета:
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков, преодоление конфликтности, агрессивности, повышенной эмоциональности, замкнутости, застенчивости, нарушения самооценки;
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими;
- повышение мотивации к изучению предметов школьного курса, направленных на исследование событий и явлений окружающего мира;
- развитие интеллектуальных способностей.
Формы и методы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы
1. Анализ качества знаний по изучаемым школьным предметам | В конце каждой четверти |
2. Рефлексия | В конце каждого занятия |
3. Тесты по оценке уровня развития всех каналов восприятия | Первое и последнее занятие каждого года обучения |
Учебно-тематический план
Педагог руководствуется утвержденным учебно-тематическим планом, но имеет возможность корректировки тематики занятий, что обеспечивает реализацию принципа вариативности образовательного процесса.
1 год обучения
№ темы | Наименование темы | Теорет. занятия | Практ. занятия | Всего часов | |
1. | Вводное занятие. Правила работы в группе. Охрана труда | 1 | - | 1 | |
2. | Сюжетно-ролевые игры | - | 10 | 10 | |
3. | Игротренинговые игры | - | 60 | 60 | |
4. | Итоговое занятие. Диагностика результатов. Обмен впечатлениями | - | 1 | 1 | |
Итого: | 1 | 71 | 72 | ||
2 год обучения | |||||
темы | Наименование темы | Теорет. занятия | Практ. занятия | Всего часов | |
1. | Вводное занятие. Правила работы в ! группе. Охрана труда | 1 | - | 1 | |
2. | Сюжетно-ролевые игры | - | 10 | 10 | |
3. | Игротренинговые игры | - | 60 | 60 | |
4. | Итоговое занятие. Диагностика результатов. Обмен впечатлениями | - | 1 | 1 | |
Итого: | 1 | 71 | 72 |
Прежде, чем заниматься тренингом, педагогу необходимо вместе с учениками освоить игры по организации учебного процесса, чтобы научиться невербальному языку общения, который является фундаментом тренинга.
После первичного освоения тренинговых игр ученикам дается возможность создавать множество новых вариантов и комбинаций данных игр, что делает сам процесс занятий творчески бесконечным.
В течение одного занятия не следует использовать несколько упражнений подряд на одни и те же каналы восприятия.
Занятия строятся комплексно, переходя от простого к сложному и чередуя при этом упражнения на различные каналы восприятия.
- Вста-ли! Се-ли!
- Встать! Сесть!
- Встать на «Д» и «М»
- Разные животные
- Цапля и лягушка
- Повтори
- Раз, два, три - замри!
- Смена номеров
- Хлопки
- Попрыгунчики
- По хлопку
- В перед - назад
- Кто позвал?
- Угадай звуки
- «Видеть ушами»
- Хор
- Ораторы
- Одуванчик
- Свеча
- Упрямая свеча
- Торт
- Воздушный шар
- Разноцветные шарики
- Шарики и цапля
- Мяч
- Резиновые игрушки
- Комар
- Шмель
- Мяч и насос
- Пилим дрова
|
|
|
|
|
|
4.Итоговое занятие
Диагностика результатов. Обмен впечатлениями. Рефлексия.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 год обучения
1. Вводное занятие
Правила работы в группе. Охрана труда.
2. Сюжетно-ролевые игры.
Это комплекс из 5-12 упражнений. Эти упражнения, взятые по одному или два из каждого блока-лепестка, соединены друг с другом одной общей темой, в основу которой может быть положена сказка или одна из игр-путешествий.
Первые игры по каждому из лепестков проигрываются 8 раз в течение первого месяца, но с каждым разом в эти игры вводятся элементы усложнения (красный цветок - код первого занятия). Занятия по первым играм проводятся 4 раза в неделю. Вторые игры по каждому из лепестков проигрываются также 8 раз в течение второго месяца, и с каждым разом в них вводятся элементы усложнения (оранжевый цветом - код второго месяца) и т.д.
- «Волшебное дерево»
- Невербальные контакты
- Эстафета
- Знакомство
- День творчества
- Веревочка с узелками
- Волшебная палочка
- Эстафета
- Локатор
- Путь вслепую
- Лабиринт
- Части света
- Творческие группы
3. Игротренинговые игры
Это система комплексных упражнений, в отличие от сюжетно-ролевой игры не имеющая единого сюжета и состоящая из 5-12 упражнений, которые берутся по одному - два из каждого блока-лепестка, а названия их кодируются определенным словом, звуком, жестом или эмблемой. Кодировка выполняемых упражнений постепенно запоминается учениками, что в дальнейшем исключает лишнее речевое общение и является самоценным компонентом данного тренинга, т.к. стоит только назвать определенный игровой код - и ученики сразу готовы выполнить соответствующее упражнение.
Схема работы такая же, что и в сюжетно-ролевой игре (каждый месяц - свой цветовой код).
Прежде, чем заниматься тренингом, педагогу необходимо вместе с учениками освоить игры по организации учебного процесса, чтобы научиться невербальному языку общения, который является фундаментом тренинга.
После первичного освоения тренинговых игр ученикам дается возможность создавать множество новых вариантов и комбинаций данных игр, что делает сам процесс занятий творчески бесконечным.
В течение одного занятия не следует использовать несколько упражнений подряд на одни и те же каналы восприятия.
Занятия строятся комплексно, переходя от простого к сложному и чередуя при этом упражнения на различные каналы восприятия.
- Речевой квадрат
- В Эфире
- Контакт
- Угадай, что говорю
- Повтори за мной
- Зеркало
- Запрещенное движение
- Страна вещей
- Найди сходство
- Рассадить по цветовой гамме
- Тропинка
- Шерлок Холмс
- Разноцветные цепочки
- Глазомер
- Сколько шагов
- Пчелка в классе
- Пчелка в ячейке
- Сиамские близнецы
- Согласованные хлопки
- Человек и тень.
- Перебрось
- Хоботок и улыбка
- Дразнилки
- Ириска
- Полный слоговый ряд
- Заклинание
- Дрессировщики
- Лягушки
- От топота копыт
- Расскажи мне по покупку…
- Вороны
- Мотоцикл
- Звонок
- Наездники
- Утро
- Путешествие по Африке
- Что вы видите
- Рассказ на тему
- Групповой рассказ
Итоговое занятие
Диагностика результатов. Обмен впечатлениями. Рефлексия.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
•Y> и/и | Тема или раздел программы | Формы занятий | Дидактический материал, технич. оснащение занятий | Формы подведения итогов | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Вводное занятие. Правила работы в группе. Охрана труда | Беседа. Творческий круг | Просторное помещение, стулья, листы формата А4, фломастеры или маркеры, мяч | Выработка памятки по работе в группе, круге | ||
2 ; | Сюжетно-ролевые игры | Игры-путешествия. Творческий круг, работа в парах, в группах | Реквизит, соответствующий тематике игры, просторное помещение, листы бумаги большого формата (например, обои) | Рефлексия, изображение сюжетов игры на бумаге, изображение части эпизода и составление общей картинки, самостоятельный подбор наглядного материала по теме прошедшей игры | ||
3 | Игротренинговые игры | Творческий круг. «Волшебное дерево». «Волшебная палочка». Любое изменение в зале. Эстафета. Использование повязок | Мяч, «волшебная» палочка, дерево с конвертиками заданий для учащихся, тематические открытки, игрушки, предметы, сборники скороговорок, чистоговорок и т.п. аудиозаписи знакомых звуков | Рефлексия, анализ изменения качества знаний по школьным предметам | ||
4 | Итоговое занятие. Диагностика результатов. Обмен впечатлениями | Беседа. Творческий круг | Бланки с тестами на диагностику параметров памяти, внимания | Тест. Обмен мнениями |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Вершинина В.В. Основы психической и физической саморегуляции. - СПб: АППО, 2007.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль:
Академия развития, 1996.
- Назарова А.Г. Игротренинг - СПб, 2004.
- Пиз Алан. Язык телодвижений. - Москва: Ай Кью, 1995.
- Грэйс Н. Как помочь себе самому. Приемы развития памяти, внимания, речи. - СПб.: Питер, 2006.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000.
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками под ред. Битяновой М.Р. - СПб.: Питер, 2002.
- Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000.
- Рубинштейн C.T. Основы общей психологии. - Спб.: Питер, 2002.
- Скрипюк И.И. 111 баек для тренеров: истории, мифы, сказки. - Спб.: Питер, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа Подготовка к школе
Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребенка, привыкшего играть в детском саду и дома, непростой ...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)
Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе
Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....