Развитие критического мышления на уроках чтения и письма
статья по теме
Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, это умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие критического мышления через чтение и письмо при обучении младших школьников.
Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, это умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.
Что важно:
- выявить предубеждения;
- передать знания друг другу;
- влияние данных знаний для решения данной проблемы.
- влияние данных знаний для решения данной проблемы.
Критически мыслящий человек задается вопросами:
· Что я знаю?
· Что я узнал нового?
· Как изменились мои знания?
· Что я буду с этим делать?
Критическое мышление определяется Американской философской ассоциацией как: «целеустремленное, саморегулирующееся суждение, которое завершается интерпретацией, анализом, оценкой и интерактивностью, а также объяснением очевидных, концептуальных, методологических, или контекстных соображений, на которых основано это суждение. …
Идеальное критическое мышление человека обычно связано:
- с любознательностью,
- хорошей осведомленностью,
- причиной доверия,
- непредубежденностью,
- гибкостью,
- справедливостью в оценке,
- честностью в столкновении с личными предубеждениями,
- благоразумием в суждениях,
- желанием пересматривать, прояснять проблемы и сложные вопросы,
- тщательностью в поиске нужной информации,
- разумностью в выборе критериев,
- постоянностью в поиске результатов, которые являются столь же точными, как использованные первоисточники.
Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж.: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов.
Д. Клустер выделяет следующие параметры критического мышления (См. ст. Клустера «Что такое критическое мышление?»
1.Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
- Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
- Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить.
- Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
- Критическое мышление есть мышление социальное.
С внедрением ФГОС изменяются цели и задачи образования. Так как дальнейшее накопление информации ведет к перегрузке учащихся, задача педагога заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом, который можно использовать для получения знаний самостоятельно.
| |||||
| Старые цели | Новые цели | |||
| |||||
Учащийся |
|
| |||
| |||||
Процесс обучения |
|
| |||
| |||||
Результат |
|
|
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее:
- соотнесение того, что они усвоили, с собственным опытом,
- а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания.
Так что учащиеся вправе подвергать сомнению достоверность или авторитетность полученной информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для её применения, рассматривает возможности решения проблемы и т.д. Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни:
умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.
Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников и эффективно читать и писать. Речь идёт о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости. С помощью письма человек рефлексирует, размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима.
Задач: 1. Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность.
2. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации
3. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.
Педагоги, работающие с детьми в рамках критического мышления, отмечают следующие преимущества данной технологии:
- работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;
- совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно -насыщенного текста;
- есть возможность повторения, усвоения материала;
- усиливается диалог по поводу смысла текста, вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
- появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
- обостряется любознательность, наблюдательность;
- дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
- письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот;
Системы действий учителя и учащихся:
Этапы | Действия преподавателя | Действия учащихся |
Этап | 1. Нарисуйте в тетрадях познавательный объект так, как вы его себе представляете. | 1. Каждый в тетради рисует познавательный объект так, как его себе представляет. |
2. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о познавательном объекте. | 2. Вспоминают все, что связано с рассматриваемым познавательным объектом. | |
3. В тетради нарисуйте таблицу (“маркировочную таблицу”) с тремя одинаковыми колонками. Рисует на доске таблицу. | 3. Рисуют маркировочную таблицу | |
4. В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете о познавательном объекте. | 4. Записывают в левую колонку все то, что вспомнили о познавательном объекте. | |
5. Обменяйтесь своими мнениями в паре. | 5. Обмениваются друг с другом своими знаниями. | |
6. Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем о познавательном объекте?). | 6. Каждый по очереди информирует класс о том, что он знает о рассматриваемом объекте. Левая колонка таблицы маркируется словом “Знаю”. Дополняют записи в левой колонке таблицы. | |
Этап | 1. Предлагает учащимся классифицировать записанные на доске знания по каким-либо основаниям. | 1. Предлагают основания для классификации полученных об объекте сведений. |
| 2. На доске оформляется структурно-логическая схема (в соответствии с проведенной классификацией). | 2. Записывают структурно-логическую схему, обсуждая вопрос о распределении по предложенным основаниям полученных на предыдущем этапе сведений. |
Этап | 1. Предлагает каждому ученику текст. | 1. Получают распечатку текста |
2. Дает задание учащимся: читаем и делаем в тексте пометки (не более 10 минут). | 2. Читают текст и на полях делают предложенные учителем пометки. | |
3. Предлагает учащимся продолжить работу с маркировочной таблицей индивидуально. Маркирует две оставшиеся колонки таблицы: “Хочу узнать” и “Узнал новое”. | 3. Самостоятельно в тетрадях заполняют маркировочную таблицу в соответствии со сделанными в тексте пометками. | |
4. Предлагает учащимся обсудить данные, записанные во второй колонке в ходе самостоятельной работы. Заполняет вместе с учащимися вторую колонку таблицы “Узнал новое”. | 4. Участвуют в обсуждении | |
5. Предлагает учащимся обсудить данные, записанные ими самостоятельно в третью колонку таблицы “Хочу узнать”. Заполняет в ходе обсуждения вторую колонку таблицы на доске. | 5. Участвуют в обсуждении. | |
6. Задает по ходу обсуждения вопросы учащимся: “Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?”, “У кого есть энциклопедии?” и др. | 6. Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты. | |
7. Дает установку на домашнее задание: “К следующему уроку необходимо ответить на возникшие вопросу по поводу новой информации. Если возникнут затруднения, попробуем разобраться вместе”. | 7. Выбирают тему для сообщения в соответствии возникшими вопросами. Записывают домашнее задание. | |
Этап | Предлагает учащимся разные способы инициирования рефлексии учащихся. | Проводят рефлексию |
Этап | Предлагает домашнее задание: | Выбирают домашнее задание. |
Подробнее
1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
3. Заир-Бек С.И. Критическое мышление. 2003 / http://altai.fio.ru/projects/group3/potok67/site/thechnology.htm
4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы//Директор школы. 2005. № 4. C.66-72.
5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособ. для учителя. М.: Просвещение, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие критического мышления на уроках чтения и письма
Практические материалы из опыта работы...
Приёмы развития критического мышления на уроках чтения
Большое внимание уделяется работе с информацией, приёмам работы с текстами....
Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах
Сегодня жизнь диктует нам новые, более жесткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, ...
Мастер-класс по теме: «Развитие критического мышления на уроке чтения с формированием УУД»
(1сл)Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления в чтении с формированием УУД"- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня в этом классе. Мы сегодн...
Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах
Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах...
Развитие критического мышления через уроки чтения и русского языка
В данной работе идет речь об особенностях формирования критического мышления через уроки чтения и русского языка....
Методическая разработка" Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма в начальной школе"
Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности. Вот почему необходимо постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость в...