Развитие критического мышления на уроках чтения и письма
статья по теме

Филатова Наталья Анатольевна

Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, это умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие  критического мышления через чтение и   письмо     при обучении младших школьников.

Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, это умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.

Что важно:

  1. выявить предубеждения;
  2. передать знания друг другу;
  3. влияние данных знаний для решения данной проблемы.
  4. влияние данных знаний для решения данной проблемы.

Критически мыслящий человек задается вопросами:

·         Что я знаю?

·         Что я узнал нового?

·         Как изменились мои знания?

·         Что я буду с этим делать?

Критическое мышление определяется Американской философской ассоциацией как: «целеустремленное, саморегулирующееся суждение, которое завершается интерпретацией, анализом, оценкой и интерактивностью, а также объяснением очевидных, концептуальных, методологических, или контекстных соображений, на которых основано это суждение. …

Идеальное критическое мышление человека обычно связано:

  1. с любознательностью,
  2. хорошей осведомленностью,
  3. причиной доверия,
  4. непредубежденностью,
  5. гибкостью,
  6. справедливостью в оценке,
  7. честностью в столкновении с личными предубеждениями,
  8. благоразумием в суждениях,
  9. желанием пересматривать, прояснять проблемы и сложные вопросы,
  10. тщательностью в поиске нужной информации,
  11. разумностью в выборе критериев,
  12. постоянностью в поиске результатов, которые являются столь же точными, как использованные первоисточники.

            Темпл Ч., Мередит К.,  Стил Дж.: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов.

 Д. Клустер выделяет следующие параметры критического мышления  (См. ст. Клустера «Что такое критическое мышление?»

 1.Критическое мышление есть мышление самостоятельное.

  1. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
  2. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить.
  3. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
  4. Критическое мышление есть мышление социальное.

            С внедрением ФГОС изменяются цели и задачи образования. Так как дальнейшее накопление информации ведет к перегрузке учащихся, задача педагога заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом, который можно использовать для получения знаний самостоятельно.


 

 

Старые цели

Новые цели


 

Учащийся

  1. приобретает знания и навык;
  2. приобретает их как можно в большем объеме;
  3. ориентация на объем материала;
  4. отсутствие возможности выбора;
  5. принятие целей образования и жизни в готовом виде;
  6. стремление избежать контроля.

  1. саморазвитие и самосовершенствование;
  2. знания приобретаются в деятельностной форме с акцентом на будущую занятость;
  3. наличие возможности выбора программ и даже предметов;
  4. постановка и формулирование своих собственных целей и способов их достижения;
  5. стремление к своевременному и объективному контролю.


 

Процесс обучения

  1. передача опыта и знаний;
  2. обучение на основе устоявшихся знаний;
  3. использование методов воспроизводства, натаскивания, репетиторства;
  4. жесткость учебных и образовательных программ.

  1. индивидуальное развитие учащихся, становление личности, самосовершенствование;
  2. обучение на основе критического, аналитического, логического мышления;
  3. обучение способам продуктивной деятельности, способам добычи знаний;
  4. гибкость учебных и образовательных программ.


 

Результат

  1. подготовка обучающихся к будущей спокойной, размеренной, планируемой жизни;
  2. редкие нововведения сверху.

  1. создание условий для комфортной "жизни" сейчас в данной школе, в данном коллективе;
  2. формирование инновационных потребностей самосовершенствования и совершенствования окружающего мира;
  3. постоянный инновационный процесс в образовательных программах, методах, технологиях, формах образовательного процесса.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

      Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее:

-   соотнесение того, что они усвоили, с собственным опытом,

       -  а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания.

      Так что учащиеся вправе подвергать сомнению достоверность или авторитетность полученной информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для её применения, рассматривает возможности решения проблемы и т.д. Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни:

умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.

     Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников и  эффективно читать и писать. Речь идёт о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости. С помощью письма человек рефлексирует, размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима.

Задач:     1. Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность.

                        2.  Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации

                         3.    Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.

 Педагоги, работающие с детьми в рамках критического мышления, отмечают следующие преимущества данной технологии:

  1. работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;
  2. совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно -насыщенного текста;
  3. есть возможность повторения, усвоения материала;
  4. усиливается диалог по поводу смысла текста, вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
  5. появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
  6. обостряется любознательность, наблюдательность;
  7. дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
  8. письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот;

Системы действий учителя и учащихся:

Этапы

Действия преподавателя

Действия учащихся

Этап
"Вызов" (актуализация субъектного опыта)

1. Нарисуйте в тетрадях познавательный объект так, как вы его себе представляете.

1. Каждый в тетради рисует познавательный объект так, как его себе представляет.

2. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о познавательном объекте.

2. Вспоминают все, что связано с рассматриваемым познавательным объектом.

3. В тетради нарисуйте таблицу (“маркировочную таблицу”) с тремя одинаковыми колонками. Рисует на доске таблицу.

3. Рисуют маркировочную таблицу

4. В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете о познавательном объекте.

4. Записывают в левую колонку все то, что вспомнили о познавательном объекте.

5. Обменяйтесь своими мнениями в паре.

5. Обмениваются друг с другом своими знаниями.

6. Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем о познавательном объекте?).
Записывает на доске в левой колонке таблицы все, что говорят учащиеся. Первая колонка таблицы маркируется словом “Знаю”.

6. Каждый по очереди информирует класс о том, что он знает о рассматриваемом объекте. Левая колонка таблицы маркируется словом “Знаю”. Дополняют записи в левой колонке таблицы.

Этап
"Осмысление"

1. Предлагает учащимся классифицировать записанные на доске знания по каким-либо основаниям.

1. Предлагают основания для классификации полученных об объекте сведений.

 

2. На доске оформляется структурно-логическая схема (в соответствии с проведенной классификацией).

2. Записывают структурно-логическую схему, обсуждая вопрос о распределении по предложенным основаниям полученных на предыдущем этапе сведений.

Этап
"Чтение с пометками"

1. Предлагает каждому ученику текст.

1. Получают распечатку текста

2. Дает задание учащимся: читаем и делаем в тексте пометки (не более 10 минут).
Пометки: “V” - “знаю”;
“-“ – “противоречит моим первоначальным представлениям”;
“?” – “хочу узнать”;
“+” – “это для меня новое”.

2. Читают текст и на полях делают предложенные учителем пометки.

3. Предлагает учащимся продолжить работу с маркировочной таблицей индивидуально. Маркирует две оставшиеся колонки таблицы: “Хочу узнать” и “Узнал новое”.

3. Самостоятельно в тетрадях заполняют маркировочную таблицу в соответствии со сделанными в тексте пометками.

4. Предлагает учащимся обсудить данные, записанные во второй колонке в ходе самостоятельной работы. Заполняет вместе с учащимися вторую колонку таблицы “Узнал новое”.

4. Участвуют в обсуждении

5. Предлагает учащимся обсудить данные, записанные ими самостоятельно в третью колонку таблицы “Хочу узнать”. Заполняет в ходе обсуждения вторую колонку таблицы на доске.

5. Участвуют в обсуждении.

6. Задает по ходу обсуждения вопросы учащимся: “Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?”, “У кого есть энциклопедии?” и др.

6. Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты.

7. Дает установку на домашнее задание: “К следующему уроку необходимо ответить на возникшие вопросу по поводу новой информации. Если возникнут затруднения, попробуем разобраться вместе”.

7. Выбирают тему для сообщения в соответствии возникшими вопросами. Записывают домашнее задание.

Этап
"Рефлексия"

Предлагает учащимся разные способы инициирования рефлексии учащихся.

Проводят рефлексию

Этап
"Домашнее задание"

Предлагает домашнее задание:
напишите сказку (эссе и т.п.) (по выбору); составьте структурно-логическую схему с учетом новых знаний (по выбору учащихся).

Выбирают домашнее задание.

Подробнее

1.      Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.

2.      Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс «Дельта», 2003. 

3.      Заир-Бек С.И. Критическое мышление. 2003 / http://altai.fio.ru/projects/group3/potok67/site/thechnology.htm 

4.      Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы//Директор школы. 2005. № 4. C.66-72.

5.      Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособ. для учителя. М.: Просвещение, 2004.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие критического мышления на уроках чтения и письма

Практические материалы из опыта работы...

Приёмы развития критического мышления на уроках чтения

Большое внимание уделяется работе с информацией, приёмам работы с текстами....

Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах

Сегодня жизнь диктует нам новые, более жесткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, ...

Мастер-класс по теме: «Развитие критического мышления на уроке чтения с формированием УУД»

(1сл)Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления в чтении  с формированием УУД"- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня в этом классе. Мы сегодн...

Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах

Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах...

Методическая разработка" Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма в начальной школе"

Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности. Вот почему необходимо постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость в...

Развитие критического мышления на уроках чтения и письма

Технология развития критического мышления помогает развивать в учащихся те личностные качества, которые так необходимы человеку в современном мире.  Во-первых, это умение работать с инф...