Развитие критического мышления на уроках чтения и письма
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Практические материалы из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Razvitie_kritich._myshleniya_na_ur._chteniya.docx | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Чачина Л. В., учитель начальных классов МОУ СОШ №70
Развитие критического мышления на уроках чтения и письма по УМК «Живой родник»
Практическая часть из опыта работы учителя.
Приёмы:
- Ключевые слова (составление сказки, рассказа по ключевым словам);
- Двойной дневник;
- Кластер;
- Символический план;
- Эссе;
- Синквейн.
- Ассоциативное поле.
Использование этих приёмов на текстах:
- А. М. Горький. Отрывок из рассказа «Старуха Изергиль» (Данко);
- В. Осеева «Бабка»
- Л. Н. Толстой «Лебеди»
- К. Бальмонт «Золотое слово»
- Ю. Яковлев «Багульник»
Фрагменты уроков, работы учащихся:
А. М. Горький. Отрывок из рассказа «Старуха Изергиль». Детям предлагалось сочинить сказку по ключевым словам:
- Люди весёлые,
- Тяжёлая пора;
- Болото;
- Каменные деревья;
- Шёл впереди;
- Благородство, сердце, гордый.
Сочинения получились разные. В сказках главными героями были тролли, гномы, волшебники, мудрецы. Каково же было удивление детей после прочтения авторского текста, когда на помощь людям пришёл один из их собратьев, обычный человек, но с горячим сердцем.
Результатом работы над текстом стали синквейны.
Синквейн
1 строчка: 1 слово (Тема. Существительное) 2 строчка: 2 слова (Описание Темы. Прилагательные) 3 строчка: 3 слова (Описание действий. Глаголы) 4 строчка: 4 значимых слова (метафора, фразеологизм, пословица, предложение о « Теме»). 5 строчка: 1слово (Синоним «Темы») |
- Данко
Храбрый, добрый
Любил, понимал, осветил
Своим горячим сердцем путь
Для ЖИЗНИ! (Оля А.)
- Враги
Злые, недоброжелательные
Пришли, прогнали, захватили
Смелых людей и гордый народ
Чужаки. (Алёша Ю.)
- Сердце
Светлое, горячее
Помогло, вырвалось, проложило,
Освещая собой путь людям
ОГОНЬ ! (Катя Б.)
- Тьма
Зла, недобродушна
Наступила, но проиграла и разлетелась
От света сердца Данко.
Зло. (Юля Н.)
- Данко
Смелый, бодрый
Вёл, верил, любил
И помогал людям жить.
ЧЕЛОВЕК!
В. А. Осеева «Бабка». При чтении этого текста дети вели двойной дневник: выписывали цитаты и давали свои комментарии.
Двойной дневник:
Цитаты | Моё отношение |
Виды цитат:
- Цитаты, которые произвели на ребёнка эмоциональное впечатление (волнение, тревога, радость);
- Цитаты, связанные с категорическим несогласием;
- Цитаты, связанные с главной мыслью произведения.
Ц И Т А ТА | М О Ё О Т Н О Ш Е Н И Е |
| Мне кажется, что отец Борьки относился к бабке плохо, а бабка относилась ко всем с пониманием и любовью. (Алёша Ю.) Этот отрывок учит отношению к матери. Дочь с зятем очень плохо относились к матери. Ей было очень жаль их. Ведь они тоже будут старыми. Бабушка учила Борьку быть добрее, чтобы он любил старых родителей. (Наташа Н.) Только товарищ смог объяснить Борьке, как нужно относиться к старым людям, что им важно внимание и уважение. (Марина Г.) Бабка была очень хорошая, она заботилась не смотря ни на что. (Серёжа Г.) Мне этот рассказ понравился. Он очень поучительный. Он научил меня помогать, уважать старых людей и любить своих бабушек и дедушек. (Илья Ч.) |
Л. Н. Толстой «Лебеди». Приём 1- ассоциативное поле: найти слова со звуками:(п), (с), (к); (п), (с), (т); (п), (сь), (ть). Какие слова напоминают эти повторяющиеся звуки?(ПУСТЬ, ПУСКАЙ, СМИРИЛСЯ, могу только СМОТРЕТЬ)
Приём 2: составление символического плана. Части озаглавить.
- Летела стая лебедей.
- Один лебедь устал и спустился вниз.
- Может только смотреть в сторону
улетающей стаи.
- Взмахнул крыльями и полетел.
Итог работы над произведением: выразительное чтение за героев
1ый ребёнок – о всей стае
2ой ребёнок – об одном лебеде
3ий ребёнок – о море
К. Бальмонт «Золотое слово». Приём: лучевая модель слова (кластер). Итог работы над текстом: О чём это стихотворение?(Возвращение к началу урока – кластеру). Золотое слово – это обещание, которое надо выполнить!
Кластер:
Ю. Яковлев «Багульник». Чтение с остановками, прогнозирование, написание эссе.
Чтение с остановками, прогнозирование (фрагмент урока)
- Кто знает, что такое багульник?
- Как вы думаете, о чём будет рассказ?
1. Чтение 1 части (читает учитель). Ответы на вопросы:
- Кто герои?
- Какое отношение складывается к Нему?
- Опишите Его.
- Что произойдёт дальше?
2. Чтение 2 части (про себя).
- Подтвердились ли наши предположения?
- Появились ли новые герои?
- Какой Он?
- Что будет дальше?
3. Чтение 3 части (читает ученик).
- Подтвердились ли наши предположения?
- Появились ли новые герои?
- Кто Женечка?
- Изменилось ли отношение к Нему?
- Как его звали?
- Куда Он мчался?
- Что произойдёт дальше?
4. Чтение 4 части.
- Подтвердились ли наши предположения?
- Раскрывается ли тема?(Сравнение человека с багульником)
- Можно ли Костю назвать красивым?
- Как бы вы поступили на месте Кости?
- Как бы вы поступили на месте учительницы?
- Изменился ли сам Костя? А отношение к нему?
Написание эссе (небольшое сочинение).
« Багульник из пучка тонких прутиков превратился в благоухающий букет. Так и мальчик без имени, который «отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником», на глазах превращался в красивого душой и добрыми делами человека ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие критического мышления на уроках чтения и письма
Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, это умение отказаться от собственных предубеждений. Критическ...
Приёмы развития критического мышления на уроках чтения
Большое внимание уделяется работе с информацией, приёмам работы с текстами....
Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах
Сегодня жизнь диктует нам новые, более жесткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, ...
Мастер-класс по теме: «Развитие критического мышления на уроке чтения с формированием УУД»
(1сл)Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления в чтении с формированием УУД"- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня в этом классе. Мы сегодн...
Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах
Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах...
Развитие критического мышления через уроки чтения и русского языка
В данной работе идет речь об особенностях формирования критического мышления через уроки чтения и русского языка....
Методическая разработка" Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма в начальной школе"
Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности. Вот почему необходимо постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость в...