Развитие критического мышления на уроках чтения и письма
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Практические материалы из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Razvitie_kritich._myshleniya_na_ur._chteniya.docx40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чачина Л. В., учитель начальных классов МОУ СОШ №70

Развитие критического мышления на уроках чтения и письма по УМК «Живой родник»

Практическая часть из опыта работы учителя.

Приёмы:

  • Ключевые слова (составление сказки, рассказа по ключевым словам);
  • Двойной дневник;
  • Кластер;
  • Символический план;
  • Эссе;
  • Синквейн.
  • Ассоциативное поле.

Использование этих приёмов на текстах:

  • А. М. Горький. Отрывок из рассказа «Старуха Изергиль» (Данко);
  • В. Осеева «Бабка»
  • Л. Н. Толстой «Лебеди»
  • К. Бальмонт «Золотое слово»
  • Ю. Яковлев «Багульник»

Фрагменты уроков, работы учащихся:

А. М. Горький. Отрывок из рассказа «Старуха Изергиль». Детям предлагалось сочинить сказку по ключевым словам:

- Люди весёлые,

- Тяжёлая пора;

- Болото;

- Каменные деревья;

- Шёл впереди;

- Благородство, сердце, гордый.

Сочинения получились разные. В сказках главными героями были тролли, гномы, волшебники, мудрецы. Каково же было удивление детей после прочтения авторского текста, когда на помощь людям пришёл один из их собратьев, обычный человек, но с горячим сердцем.

Результатом работы над текстом стали синквейны.

Синквейн

1 строчка:  1 слово  (Тема. Существительное)

2 строчка:  2 слова  (Описание Темы. Прилагательные)

3 строчка:  3 слова  (Описание действий. Глаголы)

4 строчка:  4 значимых слова (метафора, фразеологизм, пословица, предложение о « Теме»).

5 строчка:  1слово (Синоним «Темы»)

  1. Данко

Храбрый, добрый

Любил, понимал, осветил

Своим горячим сердцем путь

Для ЖИЗНИ!                                (Оля А.)

  1. Враги

Злые, недоброжелательные

Пришли, прогнали, захватили

Смелых людей и гордый народ

Чужаки.                                        (Алёша Ю.)

  1. Сердце

Светлое, горячее

Помогло, вырвалось, проложило,

Освещая собой путь людям

ОГОНЬ !        (Катя Б.)

  1. Тьма

Зла, недобродушна

Наступила, но проиграла и разлетелась

От света сердца Данко.

Зло.        (Юля Н.)

  1. Данко

Смелый, бодрый

Вёл, верил, любил

И помогал людям жить.

ЧЕЛОВЕК!

В. А. Осеева «Бабка». При чтении этого текста дети вели двойной дневник: выписывали цитаты и давали свои комментарии.

Двойной дневник:

Цитаты

Моё отношение

Виды цитат:

  1. Цитаты, которые произвели на ребёнка эмоциональное впечатление (волнение, тревога, радость);
  2. Цитаты, связанные с категорическим несогласием;
  3. Цитаты, связанные с главной мыслью произведения.

Ц И Т А ТА

М О Ё  О Т Н О Ш Е Н И Е

  1. «Зажилась  на свете»,-вздыхал отец. «В инвалидном доме ей место, вот где.»
  2. Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое, что малое. В старину говорили: «Трудней всего три вещи в жизни: богу молиться, долги платить, да родителей кормить.
  3. А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои и чужие. Она у нас  главная. Всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же вы со своей то так?
  4. Вставай, мой батюшка, в школу пора.

  1. Бабкин пакетик он положил себе под подушку и, закрывшись одеялом подумал: «Не придёт больше бабка!»

Мне кажется, что отец Борьки относился к бабке плохо, а бабка относилась ко всем с пониманием и любовью. (Алёша Ю.)

Этот отрывок учит отношению к матери. Дочь с зятем очень плохо относились к матери. Ей было очень жаль их. Ведь они тоже будут старыми. Бабушка учила Борьку быть добрее, чтобы он любил старых родителей. (Наташа Н.)

Только товарищ смог объяснить Борьке, как нужно относиться к старым людям, что им важно внимание и уважение. (Марина Г.)

Бабка была очень хорошая, она заботилась не смотря ни на что.  (Серёжа Г.)

Мне этот рассказ понравился. Он очень поучительный. Он научил меня помогать, уважать старых людей и любить своих бабушек и дедушек. (Илья Ч.)

Л. Н. Толстой «Лебеди». Приём 1- ассоциативное поле: найти слова со звуками:(п), (с), (к); (п), (с), (т); (п), (сь), (ть). Какие слова напоминают эти повторяющиеся звуки?(ПУСТЬ, ПУСКАЙ, СМИРИЛСЯ, могу только СМОТРЕТЬ)

Приём 2: составление символического плана. Части озаглавить.

  1.                                                             Летела стая лебедей.

  1.                                                        Один лебедь устал и спустился вниз.


  1.                                                      Может только смотреть в сторону

улетающей стаи.

  1.                                                         Взмахнул крыльями и полетел.

Итог работы над произведением: выразительное чтение за героев

1ый ребёнок – о всей стае

2ой ребёнок – об одном лебеде

3ий ребёнок – о море

К. Бальмонт «Золотое слово». Приём: лучевая модель слова (кластер). Итог работы над текстом: О чём это стихотворение?(Возвращение к началу урока – кластеру). Золотое слово – это обещание, которое надо выполнить!

Кластер:

Ю. Яковлев «Багульник». Чтение с остановками, прогнозирование, написание эссе.

        Чтение с остановками, прогнозирование (фрагмент урока)

- Кто знает, что такое багульник?

- Как вы думаете, о чём будет рассказ?

        1. Чтение 1 части (читает учитель). Ответы на вопросы:

- Кто герои?

- Какое отношение складывается к Нему?

- Опишите Его.

- Что произойдёт дальше?

        2. Чтение 2 части (про себя).

- Подтвердились ли наши предположения?

- Появились ли новые герои?

- Какой Он?

- Что будет дальше?

        3. Чтение 3 части (читает ученик).

- Подтвердились ли наши предположения?

- Появились ли новые герои?

- Кто Женечка?

- Изменилось ли отношение к Нему?

- Как его звали?

- Куда Он мчался?

- Что произойдёт дальше?

4. Чтение 4 части.

- Подтвердились ли наши предположения?

- Раскрывается ли тема?(Сравнение человека с багульником)

- Можно ли Костю назвать красивым?

- Как бы вы поступили на месте Кости?

- Как бы вы поступили на месте учительницы?

- Изменился ли сам Костя? А отношение к нему?

Написание эссе (небольшое сочинение).

        « Багульник из пучка тонких прутиков превратился в благоухающий букет. Так и мальчик без имени, который «отвратительно  зевал на уроках и слыл молчальником», на глазах превращался в красивого душой и добрыми делами человека ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие критического мышления на уроках чтения и письма

Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, это умение отказаться от собственных предубеждений. Критическ...

Приёмы развития критического мышления на уроках чтения

Большое внимание уделяется работе с информацией, приёмам работы с текстами....

Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах

Сегодня жизнь диктует нам новые, более жесткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, ...

Мастер-класс по теме: «Развитие критического мышления на уроке чтения с формированием УУД»

(1сл)Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления в чтении  с формированием УУД"- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня в этом классе. Мы сегодн...

Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах

Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах...

Развитие критического мышления через уроки чтения и русского языка

В данной работе идет  речь об особенностях формирования      критического мышления через уроки чтения и русского языка....

Методическая разработка" Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма в начальной школе"

Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности. Вот почему необходимо постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость в...