Добро пожаловать в ТРИЗ!
методическая разработка по теме

Терентьева Анжелика Сергеевна

 

ТРИЗ  - технология решения изобретательских задач. В ее основе разработки Генриха Сауловича Альтшуллера в области теории решения изобретательских задач о том, что обучать творчеству возможно. Обучение элементам ТРИЗ в начальной школе имеет две важные особенности: с одной стороны – именно в эти годы основным в обучении является развитие мышления. Знания, полученные в школе, могут оказаться малоэффективными без использования их в нестандартных ситуациях, при решении творческих задач. С другой стороны – это особенности тех разделов ТРИЗ, которые направлены на развитие творческого воображения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobro_pozhalovat_v_triz.doc272 КБ

Предварительный просмотр:

Добро пожаловать в ТРИЗ!

 Теорию решения изобретательских задач!

        ТРИЗ  - технология решения изобретательских задач. В ее основе разработки Генриха Сауловича Альтшуллера в области теории решения изобретательских задач о том, что обучать творчеству возможно.

Обучение элементам ТРИЗ в начальной школе имеет две важные особенности: с одной стороны – именно в эти годы основным в обучении является развитие мышления. Знания, полученные в школе, могут оказаться малоэффективными без использования их в нестандартных ситуациях, при решении творческих задач. С другой стороны – это особенности тех разделов ТРИЗ, которые направлены на развитие творческого воображения (РТВ).

Основные цели курса РТВ:

- убедить детей – мир полон тайн и загадок, которые они способны раскрыть собственными силами;

- обучить основным механизмам творческого воображения, позволяющим находить и раскрывать эти тайны;

- использовать механизмы РТВ (развития творческого воображения) для психологической коррекции; развития восприятия, внимания, памяти, эмоций, мышления и, конечно, речи.

В ТРИЗ технологии существует много методов и приемов, используемых для развития творческого воображения. С некоторыми из них я вас познакомлю.

А детям перед работой всегда дается установка: на занятиях РТВ можно позволить себе искать ответ на вопрос вместе с учителем, не боясь ошибиться в своем поиске, предлагая самые невероятные решения и, задавая как можно больше «трудных вопросов».

Методы, приёмы и правила РТВ

  1. Системный оператор
  2. Морфологический анализ
  3. Метод фокальных объектов
  4. Мозговой штурм
  5. Приёмы фантазирования механизмы решения изобретательских задач
  6. Моделирование процессов и явлений в природе и технике методом маленьких человечков (ММЧ)
  7. Развитие речи на основе моделей построения различных литературных жанров
  8. Изучение научной фантастически, доступной этому возрасту

Метод системного оператора. В нем система ее элементы рассматриваются в прошлом, настоящем и будущем. Здесь выделяется подсистема и надсистема. Например: класс – это система, ученики класса – подсистема, надсистема – это школа.

В каждом окне системного оператора можно решить конкретную проблему.

    Прошлое

 

 НС

   Настоящее

 НС

   

    Будущее

 НС

С

С

  С      

ПС

ПС

 ПС

Морфологический анализ. Суть данного метода – построение таблицы, в которой должны быть охвачены всевозможные варианты (подобие таблицы Пифагора). Например: безударные гласные встречаются в приставке? Да!

Так постепенно заполняется вся таблица.

 

приставка

корень

суффикс

окончание

Безударные гласные

Звонкие и глухие согл.

Непроизносимые согл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод фокальных объектов. Данный метод мы используем при подготовке к написанию творческих работ. Суть этого метода в переносе признаков одного или нескольких предметов на выбранный объект. Например: на уроке развития речи подбираем признаки к слову дерево. Называем 3 любых предмета. Стол, очки, мыло. Подбираем к каждому из них прилагательные.                                       – Какие из перечисленных признаков характеризуют дерево?

Получившиеся словосочетания легко запоминаются и используются в творческой работе.

стол                        очки                        мыло

круглый                  солнечные            зелёное

квадратный           бабушкины            душистое

деревянный           сломанные           детское

большой                 модные                 жидкое

Приемы фантазирования:

- допиши предложение;

- что на что похоже;

- оживление линий;

- эмпатия – личная аналогия, полное отождествление себя в роли.

Этот прием часто используется на уроке литературного чтения, как пересказ от лица персонажа.

Ключевым методом в ТРИЗ педагогике является «механизм решения изобретательных задач». В него входит противоречие, приемы разрешения противоречий.

Этапы решения противоречий

  1. Умение увидеть, выявить противоречие
  2. Формулирование противоречия

« Если  действие  есть  «х»,  то  имеем «+»,  но  «-».

3.   Преодоление противоречия

Противоречия подстерегают нас на каждом шагу. Любая система – «сгусток» противоречий, где есть плохие и хорошие стороны, полезные и бесполезные, красивые и безобразные.

Многие русские народные пословицы построены на противоречиях.

Молодость летает вольной пташкой, а старость ползет черепашкой. Добрые дети – дому венец, а плохие – дому конец.

Рассмотрим этапы решения противоречий.

На 1 этапе выявляем П., играем в следующие игры:

  1. «Наоборотка». Например: мир – война, горько – сладко, глубокий – мелкий, расцветает – увядает.
  2. «Хорошо - плохо». Например: Идет дождь. Что в этом «хорошо»? Что в этом «плохо»?
  3. «Перевертыш» (для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство с меняющимся объектом)

Например: тает снег. Это хорошо. Почему? И т.д.

На 2 этапе формируем противоречие. Например: если колобок свеженький, румяненький, то он аппетитный, вкусный, но грустно, что его съест лиса.

Как преодолеть данное противоречие? Дети предложили:

           

Моделирование процессов и явлений в природе и технике методом маленьких человечков  (ММЧ).

Метод развивает мышление, стимулирует мотивацию и любознательность.

Суть: все предметы и вещества состоят из множества разных маленьких человечков. В разных предметах человечки ведут себя по-разному – все зависит от состояния вещества.

Человечки твердого вещества – крепко держатся за руки, в жидкостях – стоит рядом, слегка касаясь друг друга.

Человечки газообразных веществ неусидчивы; они постоянно в движении – любят прыгать, бегать, летать, при этом они иногда сталкиваются или задевают один другого.

Символы на этом кубике – характер их взаимодействия.

+ притягиваются, растворяются (положительные взаимодействия);

- отталкиваются, не смачиваются (отрицательное взаимодействие);

0 бездействие.

Использование этого метода позволяет детям как бы увидеть движение молекул веществ и является начальной ступенькой к изучению загадок науки химии.

Особое значение в ТРИЗ-педагогике придается «встрече с чудом», под которой понимается получение сильного эмоционального впечатления при столкновении с загадкой, тайной, необычным явлением.

Удивление, восторг, радость, испытанные при этом, побуждают любознательность ребенка, оставляя след на всю жизнь.

«Любите детство: поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир? Дайте детству созреть в детях»
                   Жан Жак Руссо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добро пожаловать в Астрахань!!! Краеведение.

Путешествие по Астрахани. Астрахань- это древний гостеприимный город под южным ослепительным солнцем, жемчужина Нижнего Поволжья. "Рыбацкая столица", "Ворота в Каспий", "Волжская Венеция"........

Добро пожаловать в Астрахань!!! Краеведение.

Путешествие по Астрахани. Астрахань- это древний гостеприимный город под южным ослепительным солнцем, жемчужина Нижнего Поволжья....

"Добро пожаловать в лесную школу"

методическая разработка урока по английскому языку для 3 класса (УМК Enjoy English)...

Добро пожаловать в мир волшебной акварели.

Материал может быть использован на уроках ИЗО....

Родительское собрание "Добро пожаловать в 3 класс"

Познакомить родителей с психологическими и физиологическими особенностями детей-третьеклассников,обозначить проблемы характера для данного возраста....

"Добро пожаловать в Страну Знаний"

Первый урок в первом классе «Добро пожаловать в Страну Знаний!» Цели: •создание атмосферы праздника; •знакомство детей со школой.  ...

Презентация школы в стихах "Добро пожаловать в наш Дом".

Презентация "Назийского" центра социальной адаптации и профориентации в стихах "Добро пожаловать в наш Дом"....