Добро пожаловать в ТРИЗ!
методическая разработка по теме
ТРИЗ - технология решения изобретательских задач. В ее основе разработки Генриха Сауловича Альтшуллера в области теории решения изобретательских задач о том, что обучать творчеству возможно. Обучение элементам ТРИЗ в начальной школе имеет две важные особенности: с одной стороны – именно в эти годы основным в обучении является развитие мышления. Знания, полученные в школе, могут оказаться малоэффективными без использования их в нестандартных ситуациях, при решении творческих задач. С другой стороны – это особенности тех разделов ТРИЗ, которые направлены на развитие творческого воображения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobro_pozhalovat_v_triz.doc | 272 КБ |
Предварительный просмотр:
Добро пожаловать в ТРИЗ!
Теорию решения изобретательских задач!
ТРИЗ - технология решения изобретательских задач. В ее основе разработки Генриха Сауловича Альтшуллера в области теории решения изобретательских задач о том, что обучать творчеству возможно.
Обучение элементам ТРИЗ в начальной школе имеет две важные особенности: с одной стороны – именно в эти годы основным в обучении является развитие мышления. Знания, полученные в школе, могут оказаться малоэффективными без использования их в нестандартных ситуациях, при решении творческих задач. С другой стороны – это особенности тех разделов ТРИЗ, которые направлены на развитие творческого воображения (РТВ).
Основные цели курса РТВ:
- убедить детей – мир полон тайн и загадок, которые они способны раскрыть собственными силами;
- обучить основным механизмам творческого воображения, позволяющим находить и раскрывать эти тайны;
- использовать механизмы РТВ (развития творческого воображения) для психологической коррекции; развития восприятия, внимания, памяти, эмоций, мышления и, конечно, речи.
В ТРИЗ технологии существует много методов и приемов, используемых для развития творческого воображения. С некоторыми из них я вас познакомлю.
А детям перед работой всегда дается установка: на занятиях РТВ можно позволить себе искать ответ на вопрос вместе с учителем, не боясь ошибиться в своем поиске, предлагая самые невероятные решения и, задавая как можно больше «трудных вопросов».
Методы, приёмы и правила РТВ
- Системный оператор
- Морфологический анализ
- Метод фокальных объектов
- Мозговой штурм
- Приёмы фантазирования механизмы решения изобретательских задач
- Моделирование процессов и явлений в природе и технике методом маленьких человечков (ММЧ)
- Развитие речи на основе моделей построения различных литературных жанров
- Изучение научной фантастически, доступной этому возрасту
Метод системного оператора. В нем система ее элементы рассматриваются в прошлом, настоящем и будущем. Здесь выделяется подсистема и надсистема. Например: класс – это система, ученики класса – подсистема, надсистема – это школа.
В каждом окне системного оператора можно решить конкретную проблему.
Прошлое
НС | Настоящее НС |
Будущее НС |
С | С | С |
ПС | ПС | ПС |
Морфологический анализ. Суть данного метода – построение таблицы, в которой должны быть охвачены всевозможные варианты (подобие таблицы Пифагора). Например: безударные гласные встречаются в приставке? Да!
Так постепенно заполняется вся таблица.
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
|
|
|
|
Метод фокальных объектов. Данный метод мы используем при подготовке к написанию творческих работ. Суть этого метода в переносе признаков одного или нескольких предметов на выбранный объект. Например: на уроке развития речи подбираем признаки к слову дерево. Называем 3 любых предмета. Стол, очки, мыло. Подбираем к каждому из них прилагательные. – Какие из перечисленных признаков характеризуют дерево?
Получившиеся словосочетания легко запоминаются и используются в творческой работе.
стол очки мыло
круглый солнечные зелёное
квадратный бабушкины душистое
деревянный сломанные детское
большой модные жидкое
Приемы фантазирования:
- допиши предложение;
- что на что похоже;
- оживление линий;
- эмпатия – личная аналогия, полное отождествление себя в роли.
Этот прием часто используется на уроке литературного чтения, как пересказ от лица персонажа.
Ключевым методом в ТРИЗ педагогике является «механизм решения изобретательных задач». В него входит противоречие, приемы разрешения противоречий.
Этапы решения противоречий
- Умение увидеть, выявить противоречие
- Формулирование противоречия
« Если действие есть «х», то имеем «+», но «-».
3. Преодоление противоречия
Противоречия подстерегают нас на каждом шагу. Любая система – «сгусток» противоречий, где есть плохие и хорошие стороны, полезные и бесполезные, красивые и безобразные.
Многие русские народные пословицы построены на противоречиях.
Молодость летает вольной пташкой, а старость ползет черепашкой. Добрые дети – дому венец, а плохие – дому конец.
Рассмотрим этапы решения противоречий.
На 1 этапе выявляем П., играем в следующие игры:
- «Наоборотка». Например: мир – война, горько – сладко, глубокий – мелкий, расцветает – увядает.
- «Хорошо - плохо». Например: Идет дождь. Что в этом «хорошо»? Что в этом «плохо»?
- «Перевертыш» (для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство с меняющимся объектом)
Например: тает снег. Это хорошо. Почему? И т.д.
На 2 этапе формируем противоречие. Например: если колобок свеженький, румяненький, то он аппетитный, вкусный, но грустно, что его съест лиса.
Как преодолеть данное противоречие? Дети предложили:
Моделирование процессов и явлений в природе и технике методом маленьких человечков (ММЧ).
Метод развивает мышление, стимулирует мотивацию и любознательность.
Суть: все предметы и вещества состоят из множества разных маленьких человечков. В разных предметах человечки ведут себя по-разному – все зависит от состояния вещества.
Человечки твердого вещества – крепко держатся за руки, в жидкостях – стоит рядом, слегка касаясь друг друга.
Человечки газообразных веществ неусидчивы; они постоянно в движении – любят прыгать, бегать, летать, при этом они иногда сталкиваются или задевают один другого.
Символы на этом кубике – характер их взаимодействия.
+ притягиваются, растворяются (положительные взаимодействия);
- отталкиваются, не смачиваются (отрицательное взаимодействие);
0 бездействие.
Использование этого метода позволяет детям как бы увидеть движение молекул веществ и является начальной ступенькой к изучению загадок науки химии.
Особое значение в ТРИЗ-педагогике придается «встрече с чудом», под которой понимается получение сильного эмоционального впечатления при столкновении с загадкой, тайной, необычным явлением.
Удивление, восторг, радость, испытанные при этом, побуждают любознательность ребенка, оставляя след на всю жизнь.
«Любите детство: поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир? Дайте детству созреть в детях»
Жан Жак Руссо
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Добро пожаловать в Астрахань!!! Краеведение.
Путешествие по Астрахани. Астрахань- это древний гостеприимный город под южным ослепительным солнцем, жемчужина Нижнего Поволжья. "Рыбацкая столица", "Ворота в Каспий", "Волжская Венеция"........
Добро пожаловать в Астрахань!!! Краеведение.
Путешествие по Астрахани. Астрахань- это древний гостеприимный город под южным ослепительным солнцем, жемчужина Нижнего Поволжья....
"Добро пожаловать в лесную школу"
методическая разработка урока по английскому языку для 3 класса (УМК Enjoy English)...
Добро пожаловать в мир волшебной акварели.
Материал может быть использован на уроках ИЗО....
Родительское собрание "Добро пожаловать в 3 класс"
Познакомить родителей с психологическими и физиологическими особенностями детей-третьеклассников,обозначить проблемы характера для данного возраста....
"Добро пожаловать в Страну Знаний"
Первый урок в первом классе «Добро пожаловать в Страну Знаний!» Цели: •создание атмосферы праздника; •знакомство детей со школой. ...
Презентация школы в стихах "Добро пожаловать в наш Дом".
Презентация "Назийского" центра социальной адаптации и профориентации в стихах "Добро пожаловать в наш Дом"....