Методические рекомендации по оцениванию выполнения задания с развернутым ответом.
методическая разработка по теме

Цитируется по сборнику материалов

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КВАЛИФИКАЦИИ ОШИБОК

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:

 подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;

без комментарий, едь вместо без комментариев, поезжай, более легче вместо более легко (или легче) – неверно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма;

заплатить за квартплату, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания, не соблюдены нормы управления;

– (1)Покатавшись на катке, болят ноги; (2)В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2): нарушены синтаксические нормы.

В отличие от грамматических речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный или единственный ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен. Не следует смешивать также ошибки грамматические и орфографические.

Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать ее нельзя: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина.

В отличие от нее грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в устной речи, она не только видима, но и слышима: ляжь; иду по тропинке, ведущую к дому; уверенность в победу.

Грамотность речи оценивается по количеству ошибок и недочетов, допущенных экзаменуемым в тексте письменной работы. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках. Напомним об этом.

Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составе собственных наименований;

3) в случаях правописания наречий (слитно или раздельно), образованных о  существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании И и Ы после приставок;

6) в трудных случаях различения НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной, как…; ничто иное не…; не что иное, как… и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.


Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки


При оценке сочинения исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: 1) в переносе слов; 2) на правила, которые не включены в школьную программу; 3) в передаче авторской пунктуации.

Ошибки графические (не учитываются при проверке) – разновидность ошибок, связанных с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений.

Графическими ошибками становятся различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Исправляются, но не учитываются описки – неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля, замля вместо земля).

К числу наиболее распространенных обычно относят:

– пропуски букв: весь роман стоится (следует писать строится) на этом конфликте;

– перестановка букв, напр.: новые наименования пордуктов (следует: продуктов);

– замены одних буквенных знаков другими, напр.: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное);

– добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных условиях… (следует: даже).

Практика проведения экзаменационного тестирования показала, что при проверке и оценке задания с развернутым ответом (сочинения) эксперты испытывают определенные затруднения при квалификации ошибок в письменной речи экзаменуемых.


Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых в системе оценивания задания С1

Грамматические ошибки

№ п/п

вид ошибки

примеры

1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый, надсмехаться

2

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда техники, не хватает время

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более интереснее, красивше

4

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями, в двухтысяча шестом году

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего пафоса, ихние дети

6

Ошибочное образование формы глагола, глагольных форм

Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

7

Нарушение согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

8

Нарушение управления

Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей.

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали против такой оценки его творчества.

10

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея.

Все были рады, счастливы и веселые.

11

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство

13

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

14

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитала еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.

15

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

17

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.


Речевые ошибки и недочеты

№ п/п

вид ошибки

примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

Мысль развивается на продолжении всего текста.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой или суффиксом

Мое отношение к этой проблеме не поменялось.

Были приняты эффектные меры.

3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

5

Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

6

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности.

8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм (избыточное значение в словосочетании)

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов; молодой юноша; очень прекрасный.

9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

10

Неоправданное повторение слов

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

13

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю.

У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Одними из наиболее типичных грамматических ошибок (К9) являются ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:

1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);

2) неправильное употребление временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: … даст…, научит… или … дает…, учит…);

3) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (следует: выйдя);

4) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);

5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (следует: тут);

Подобные ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.

Кроме того, к типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки, также выявленные в работах экзаменуемых:

1) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (следует: … это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (следует: … нужны…);

2) ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; В тексте всего раскрывается две проблемы (обычно частицы ставятся перед тем членом предложения, которые они должны выделять, в данном случае ограничительная частица всего должна стоять перед подлежащим – всего две проблемы);

3) неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего: Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;

4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве. 

Когда ошибка не должна влиять на оценку.

Правила, которые не включены в школьную программу

Предлагаем перечень трудных случаев написания и расстановки знаков препинания, когда ошибка должна отмечаться, но не должна влиять на оценку.

ОРФОГРАФИЯ

Буквенная передача звукового состава слов

– буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта);

– н/нн в кратких отглагольных прилагательных / причастиях (взволнованна / взволнована этим событием).

Прописная / строчная буква

– в названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.

– при переносном употреблении собственных имен: (Обломовы и обломовы.

– написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот).

Слитное / дефисное / раздельное написание

– сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, пресс-папье, но! бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант).

– слитное / раздельное написание наречных единиц / наречий с приставкой / с предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа поставить (сравни: напропалую, врассыпную).

– слитное / дефисное написание: перекати-поле, гуляй-город.

ПУНКТУАЦИЯ

– тире в неполном предложении;

– обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;

– запятые при ограничительно-выделительных оборотах;

– различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение их или выделение их запятыми;

– сочетание знаков и комбинация знаков;

– использование тире, двоеточия и точки с запятой в союзном предложении;

– замена двоеточия на тире в бессоюзном предложении.

Названные случаи не должны влиять на оценку.

(Цитируется по сборнику материалов: Методические рекомендации по оцениванию выполнения задания с развернутым ответом. Русский язык. – М., Федеральный институт педагогических измерений, 2005.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ по оценке выполнения заданий итоговых работ для учащихся 2 классов по математике и вводу данных в электронную форму (2012/2013 учебный год)

Проверка и оценка выполнения заданий осуществляется на основе приведённых ниже рекомендаций учителями, преподающими в тестируемых классах....

Методические рекомендации по оцениванию межпредметных результатов младших школьников

Данные методические рекомендации были разработаны преподавателями АКИПКРО Алтайского края для учителей начальных классов региона. Это необходимый  документ для коллег. Добавляю  анкеты для р...

Методические рекомендации, по оцениванию учащихся освобожденных от занятий на уроках физической культуры

Данные методические материалы помогут учителю физической культуры в работе...

Рекомендации по оцениванию выполнения заданий итоговой работы по читательской грамотности для учащихся 4 классов

Рекомендации по оцениванию выполнения заданий итоговой работы по читательской грамотности для учащихся 4 классов...