Методические рекомендации, по оцениванию учащихся освобожденных от занятий на уроках физической культуры
учебно-методическое пособие по физкультуре на тему

Палилова Ирина Николаевна

Данные методические материалы помогут учителю физической культуры в работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.rekom_._fizkulture_otsenka.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации,

по оцениванию учащихся освобожденных от занятий на уроках физической культуры

 В настоящее время количество школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, достаточно велико. Растет число учащихся, которым рекомендовано освобождение от занятий физической культурой по медицинским показаниям на длительный срок (3 месяца, 6 месяцев, учебный год). Все вышеназванные школьники должны быть аттестованы и иметь оценку по предмету «Физическая культура» за четверть, полугодие, год.

Врач может рекомендовать освободить (по показаниям) ученика от физических нагрузок, реализуемых в процессе физической подготовки и от некоторых видов физических упражнений (по показаниям состояния здоровья).

Ученик должен быть оценен по уровню теоретической подготовленности (физкультурные знания) и по уровню владения техникой отдельных физических упражнений (по показаниям).

Теоретическая подготовка.

Теоретическая подготовка в процессе физического воспитания учащихся связана с формированием знаний, информационным обеспечением. Её результат – базовые знания в сфере физической культуры. Формирование таких знаний является обязательной задачей физического воспитания.

В определении состава основ физкультурных знаний, как элемента учебного предмета и направления физического воспитания школьников, следует исходить из необходимости достижения осведомленности занимающихся для обеспечения осмысленного отношения к физкультурной деятельности и на этой основе формирования  положительного и устойчивого интереса к ней.

Данные предпосылки позволяют классифицировать необходимые и достаточные основы физкультурных знаний по блокам, а в них выделить  ориентировочные темы. Таких блоков 6.

Блок №1.  Знания по истории и организации физической  культуры.

  1. Причины возникновения физических упражнений.
  2. История и состояние олимпийского движения.
  3. Физическая культура в России в прошлом и настоящем.
  4. История и состояние спорта в мире, России, регионе.
  5. Характеристика оздоровительных систем на основе ОФП.
  6. Система управления физкультурным движением в России.

Блок №2.  Основы представлений о технике базовых способов двигательной                   деятельности человека.

   2.1 Положение тела и его частей.

   2.2  Виды движений,  осуществляемых телом человека и его частями.

   2.3  Характеристика видов двигательных действий для обеспечения передвижений человека  по земле, воде, снегу, льду и под водой.

   2.4 Характеристика двигательных действий для обеспечения преодоления горизонтальных и вертикальных препятствий (без опоры и с опорой).

   2.5 Характеристика двигательных действий для обеспечения взаимодействия с партнером в строю (на месте и в движении), в игровой деятельности, в выполнении совместных двигательных действий, в оказании помощи и страховки.

   2.6 Характеристика двигательных действий с различными предметами и на спортивных снарядах.

   2.7 Описание основ техники способов двигательной деятельности, которые включены в образовательную программу.

   2.8  Виды физических упражнений (их классификация).

   2.9  Основы развития движений у человека в онтогенезе.

   2.10  Характеристика понятий: физическое упражнение, спорт, физическое воспитание, физическое совершенство, физическая подготовка.

Блок №3.   Биологические основы двигательной деятельности.

   

    3.1    Строение тела человека, осанка.

    3.2    Техника дыхания в покое и в процессе выполнения физических упражнений.

    3.3  Требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями в различных условиях.

    3.4    Режим дня в связи с занятиями физическими упражнениями.

    3.5   Физическое развитие человека.

    3.6 Утомление, причины его возникновения при выполнении физических упражнений.

    3.7  Физическая нагрузка, её показатели и величины.

    3.8   Закаливание.

    3.9   Работа мышц, связок, сухожилий при выполнении физических упражнений.

    3.10 Восстановление после выполнения физических упражнений.

    3.11 Деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем при выполнении физических упражнений.

    3.12  Природа травм мышц, связок, сухожилий, костей на занятиях физическими упражнениями.

    3.13 Гигиенические требования к организации занятий физическими упражнениями.

    3.14  Работоспособность и возможность её повышения на занятиях физическими упражнениями.

    3.15  Методы активного восстановления после нагрузки.

    3.16  Баня как гигиеническая и оздоровительная процедура.

    3.17  Основы физиологических требований для построения отдельного занятия физическими упражнениями и их системы.

    3.18  Регулирование нагрузки по показателям реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Блок №4.  Психолого-педагогические основы двигательной деятельности.

     4.1   Знания, умения, навыки в физкультурной деятельности человека.

     4.2 Спортивный инвентарь и оборудование для занятий физическими упражнениями (требования, предназначение, эффективность  по отношению друг к другу, доступность).

     4.3   Учебный предмет «Физическая культура» (содержание, система, требования) и его роль в образовании человека.

     4.4   Основные положения (характеристика, методика, тестирование) в связи с осуществлением физической подготовки человека (развитие двигательных качеств и двигательных способностей).

    4.5    Способы оценивания уровня физической подготовленности человека и её нормативы.

    4.6  Самоконтроль на занятиях физическими упражнениями.

    4.7  Правила выполнения физических упражнений.

    4.8 Элементарные основы обучения (самообучения) технике физических упражнений.

    4.9 Имитационные и подводящие упражнения, правила их использования и техника выполнения.

   4.10 Общеразвивающие упражнения, правила их использования и техника выполнения.

   4.11   Страховка и самостраховка в процессе выполнения физических упражнений.

   4.12  Психорегуляция и самовнушение в процессе занятий физическими упражнениями.

Блок №5.  Основы личной практики физкультурной деятельности.

     5.1   Правила разработки индивидуального комплекса утренней зарядки.

     5.2  Правила контроля и оценивания личного физического и психического состояния, самочувствия.

     5.3  Определение и оценивание индивидуальных показателей физического развития (рост, вес и т.д.)

     5.4 Определение (выбор) тренирующих программ для индивидуальной физической подготовки (развитие двигательных качеств).

     5.5 Определение содержания физических упражнений и системы их использования для индивидуальной коррекции незначительных нарушений осанки.

     5.6    Пульсометрия.

     5.7   Характеристика личной осанки.

     5.8   Техника тестирования двигательных качеств.

     5.9  Характеристика индивидуального типа телосложения.

Блок №6. Правила техники безопасности при занятиях физическими упражнениями.

           

      6.1    Правила техники безопасности на занятиях лёгкой атлетикой.

      6.2    Правила техники безопасности на занятиях  баскетболом.

      6.3    Правила техники безопасности на занятиях  волейболом.

      6.4    Правила техники безопасности на занятиях  футболом.

      6.5    Правила техники безопасности на занятиях  плаванием.

      6.6    Правила техники безопасности на занятиях  лыжной подготовкой.

      6.7    Правила техники безопасности на занятиях  гимнастикой.

      6.8 Правила подбора места для самостоятельных занятий физическими упражнениями.

      6.9   Правила техники безопасности при проведении туристического похода.

      6.10 Правила приёма солнечных ванн, закаливающих процедур.

Разработка вопросов по каждой теме, определение содержания ответов на каждый из них (в соответствии с возрастными предпосылками школьников по восприятию и пониманию информации), распределение тем должно осуществляться по годам обучения.

Содержание знаний по физической культуре учитель может почерпнуть в журналах «Физическая культура в школе», «Физкультура и спорт», а так же в газетах «Спорт в школе» и «Здоровый образ жизни». Школьники могут получать теоретические знания из учебника по физической культуре и различных методических пособий.

          Техническая подготовка.

         К наиболее обобщенным показателям обученности учащихся двигательному действию относятся: выполнение его в рамках допустимых требований к временным, пространственным, динамическим и ритмическим характеристикам; отсутствие ненужных дополнительных элементов движения; исключение излишнего напряжения и скованности при его выполнении.

Техническая подготовка решает задачи формирования базовых способов двигательной деятельности  (двигательных навыков). Фактические проявления способов двигательной деятельности в обобщенном варианте позволяют выделить: вращения, падения, лазание, передвижения в пространстве (по поверхности, по снегу, по воде, под водой), преодоление препятствий (горизонтальных, вертикальных, смешанных), взаимодействия (с предметами, спортивными снарядами, партнерами), двигательную ритмику. Таким образом, выделяются 7  универсальных способов двигательной деятельности. Все они должны быть представлены в программе независимо от контингента занимающихся. При этом в соответствии с возрастными предпосылками и состоянием здоровья изменяется подбор их разновидностей, нормы требований к результату.

Базовые способы двигательной деятельности.

  1. Вращения.
  1.  Прыжком. Требования: вправо, влево, на 360о, без потери равновесия, приземление на место отталкивания.
  2.  Кувырком. Требования: вперед, назад, вправо, влево, в пределах размеров стандартного мата.
  1.  Лазание.
  1. По вертикальному, наклонному, горизонтальному канату (шесту,                       спортивному снаряду). Требования: не менее 2-х метров от места хвата, любым способом.
  1.  Передвижения.
  1. Бег по прямой. Требования: поза бегуна, полнота отталкивания, движения рук в плоскостях параллельных движению, длина бегового шага не менее 5 стоп.
  2. Лыжи.
  1. Попеременный двухшажный ход. Требования: одноопорное скольжение в подъем минимальной крутизны, поза лыжника, согласованное движение рук и ног.
  2. Одновременный бесшажный ход. Требования: постановка палок для отталкивания, законченность и энергичность отталкивания.
  3. Подъем «ёлочкой». Требования: осуществить подъем не менее 10 метров.
  4. Спуск с гор. Требования: устойчивый спуск с уклона не менее 30о с изменением  во время спуска стойки лыжника (высокая-низкая).
  1.  Преодоление препятствий.
  1. Прыжок в длину с места. Требования: устойчивое приземление на две ноги, преодоление расстояния не менее своего роста плюс 20 см.
  2. Прыжок в длину с короткого разбега. Требования: разметка разбега, отталкивание без потери скорости разбега, вылет в шаге, устойчивое и мягкое приземление на две ноги.
  3. Прыжок в высоту перешагиванием с короткого разбега. Требования: разметка разбега, ритм разбега, устойчивое приземление, преодоление планки на высоте, равной разнице роста и веса школьника.
  4. Преодоление вертикального препятствия с опорой. Требования: любым способом, высота препятствия не менее роста испытуемого, устойчивое и мягкое приземление на ноги.
  1. Взаимодействия.

      5.1. С предметами.

      5.1.1.  Броски мяча на точность. Требования: с расстояния 10м, попадание в мишень (обруч), 5 попыток, попадание – балл. Данное упражнение можно заменить бросками в б/б кольцо с линии штрафного броска.

      5.1.2.   Броски малого мяча одной рукой на дальность с места. Требования: из-за головы через плечо и опорную ногу.

      5.1.3.   Жонглирование двумя мячами. Требования: не менее 10 перемещений мяча в ходьбе.

      5.2.  С партнером.

      5.2.1. В строю на месте – организационные команды, повороты, перестроения. Требования: в соответствии с воинским уставом.

      5.2.2. В игре в баскетбол (футбол, ручной мяч, волейбол). Требования: выполнение базовой передачи и приема мяча, бросок (подача) мяча, ведение мяча в движении.

       6.  Ритмика.

       6.1. Воспроизведение предлагаемых ритмических рисунков отстукиванием руками. Требования: точность воспроизведения.

       6.2. Танцевальные шаги вальса, польки. Требования: в соответствии с музыкальным ритмом, пластичность, осанка.

         Данный перечень базовых способов двигательной деятельности отражает содержание технической подготовки школьников 1 – 11 классов.

          На основании письма Министерства образования РФ от 28.02.2003г. №27/2643-6 «Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения» предложен базисный учебный план школы надомного обучения. В этом учебном плане физическое воспитание отсутствует.

          Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 29.10.12г. утверждено новое положение об организации индивидуального обучения детей на дому в муниципальных образовательных учреждениях г. Нижнего Новгорода.

          В пункте 3.12 записано: по личному заявлению родителей (законных представителей) обучение отдельным предметам может быть организовано на базе учреждения.

         На основании этого заявления обучающийся, переведенный на индивидуальное обучение,  может посещать уроки физической культуры вместе со своим классом.

         Ученик должен быть оценен по уровню теоретической подготовленности  (физкультурные знания) и по уровню владения техникой отдельных физических упражнений (по медицинским показаниям).

        Если ученик не может демонстрировать технику выполнения отдельного физического упражнения, то допускается устное изложение техники выполнения физического упражнения.

       Оценку школьник получает в соответствии с нормами оценивания по предмету физическая культура.

       Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики или своего опыта.

       Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.

       Оценку «3» получают ученики за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.

       Оценка «2» выставляется за плохое понимание и знание теоретического и методического материала.

       Оценка «1» выставляется за отказ отвечать на заданный вопрос.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации адаптивного типа по применению подвижных сюжетных игр на уроках физической культуры в младшем школьном возрасте» (утверждена районным экспертным советом по инновационной деятельности от 17 марта 2010 года).

Методические рекомендации имеют физкультурно-спортивную направленность и рассчитаны на обучение детей младшего школьного возраста.Несомненным достоинством методических рекомендаций является разнообраз...

Методические рекомендации к уроку физической культуры

"Основные требования к уроку физической культуры"...

Методические рекомендации «Профилактика травматизма на уроках физической культуры»

Профилактика травматизма на уроках физической культуры...

Формирование двигательной активности учащихся через дифференцированный подход на уроках физической культуры

Одним из направлений в улучшении физического воспитания учащихся образовательных школ является использование дифференцированного похода на уроках физической культуры как важного условия оптимизации пр...

Творческий подход к оцениванию учащихся первых классов на уроках физической культуры

Использование специальных карточек-рисунков для оценивания учащихся первых классов на уроках физической культуры в игровой форме поможет учителям и родителям отслеживать достижения ребенка....

Формирование ключевых компетентностей учащихся 1-2 классов на уроках физической культуры

Формирование компетентности учащихся является одной из актуальных проблем образования, компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации. Компетентностный подход в образов...

Методическая разработка по предмету: «Физическая культура» Тема: «Развитие физических качеств учащихся методом круговой тренировки на уроках физической культуры»

    Круговая тренировка включает в себя различные комплексы упражнений, которые являются в свою очередь основными средствами физического воспитания, с помощью которых у школьников фор...