Развитие техники чтения
методическая разработка на тему
Приемы и упражнения для развития техники чтения у школьников с дислексией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tehniki_chteniya.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие техники чтения у школьников с дислексией.
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет Б.Г.Ананьев, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем».
Чтение как один из видов письменной речи является более поздним и более сложным образованием, чем устная речь.
Умственно отставший ребёнок в процессе овладения чтением проходит те же ступени, что и нормальный школьник. Однако такие дети, по данным Г.Я.Трошина, овладевают чтением в 3 раза дольше, чем дети в норме. Среди школьников 1 – 2-х классов вспомогательных школ отличается большое количество детей со специфическими стойкими нарушениями чтения. Так, по данным К.Аверино-Жакке, почти у 70% детей с умственной отсталостью обнаруживаются дислексии.
Дислексия у детей, определяется как частичное расстройство процесса овладения чтением, обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.
Симптоматика дислексий сложна и многообразна и зависит от многих фактов: характера этиологии и патогенеза, возрастных и личностных особенностей ребёнка, состояния устной речи.
При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:
- не усвоение букв
- побуквенное чтение
- искажение звуко-слогов структуры
- замены слов
- аграмматизмы
- нарушение понимания читаемого.
Многие авторы отличают наследственную предрасположенность.
Однако возникновение дислексий всё же обусловлено задержкой в формировании определённых функциональных систем вследствие вредностей, действующих на развитие ребёнка в онтогенезе.
Распространённость дислексий у различных категорий детей с нарушением развития (у/о, детей с дефектами слуха и зрения, с д. у п) значительно большая, чем у нормальных развивающихся детей.
Однако каждый ученик имеет свой темперамент: холерики и сангвиники, как правило, говорят и читают быстро, а флегматики и меланхолики – медленно.
Конечно, следует учесть, что, несмотря на тип темперамента, большая проблема чтения возникает у учащихся с сильным заиканием или при псевдобульбирной дизартрии, если ребёнка очень туго подвижен артикуляционный аппарат.
Еще один аспект развития чтения: частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.
Очень интересен метод жужжащего чтения. Жужжащее чтение было одним из основных элементов обучения чтению в Павлышской школе, школе В.А.Сухомлинского. Сейчас, пожалуй, нет ни одного специалиста, который бы не удостоверился в эффективности жужжащего чтения. В самом деле, при обычной методике учитель за урок опросит не более десяти учеников. При этом каждый из учеников читает не более двух минут. Таким образом, общий тренаж в течение урока составит
10 × 2 = 20 (чел/мин)
При жужжащем чтении все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение 5 минут:
20 × 5 = 100 (чел/мин).
Таким образом, получили увеличение тренажа в 5 раз, целенаправленно отведя для этого всего 5 минут урока.
Так должен начинаться любой урок. Потом дети закрывают книгу, и плановое занятие продолжается.
Ежеурочные пятиминутки чтения были заимствованы в школах Монголии (там проводились уроки русского языка, и скорость чтения у монгольских учеников была значительно выше, чем у наших детей). У каждого ребенка на парте лежала книга. И любой урок – будь то чтение, пение, рисование, математика – начинался с того, что дети открывали книгу, 5 минут читали по–русски в режиме жужжащего чтения, закрывали книгу, и дальше шел обычный урок.
И дело здесь не в генах. Просто при трехминутной тренировке в неделю научить детей читать невозможно, какие бы гены у них ни были.
Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находиться под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Недаром ещё 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», т.е. учи так, чтобы это было последним событием дня.
Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: прочитывается одна - две строчки, затем устраивается кратковременный отдых. Такой режим получается, когда ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку, отдохнул. Диафильмы должны быть занимательного содержания (сказки, приключения).
Развитие техники чтения тормозиться из-за слаборазвитой оперативной памяти: прочитав три-четыре слова, ребёнок уже забывает первое и не может понять смысла предложения. Такое положение можно исправить с помощью зрительных диктантов, разработанных профессором И.Т.Федоренко (г. Харьков), в каждом из 18 наборов по 6 предложений: первое содержит всего два слова «Тает снег» - 8 букв, а последнее – уже 46. наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы.
Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске выписываются либо сразу 5 предложений, которые открываются по одному, либо пишется одно. На прочтение каждого предложение отводится определённое время, которое указывается после него. Дети читают предложение молча и стараются его запомнить. Учитель предлагает им закрыть глаза и представить, как оно записано, и повторить его про себя. Затем предложение стирается с доски, и ученики записывают его в тетрадь.
Если многие дети плохо запоминают текст, его следует повторять до положительного результата несколько дней подряд. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно.
Тексты зрительных диктантов (по И.Т.Федоренко)
Диктант 1
1. Тает снег. | (8 слов, 4 с) |
2. Идёт дождь. | (9 4) |
3. Небо хмурое. | (10 5) |
4. Коля заболел. | (11 5) |
5. Запели птицы. | (11 5) |
Диктант 2
1. Поле опустело. | (12 6) |
2. Трещат морозы. | (12 6) |
3. Я ищу землянику. | (13 6) |
4. В лесу росла ель. | (13 6) |
5. Наступила осень. | (14 7) |
Диктант 3
1. Дни стали короче. | (14 7) |
2. В лесу много берёз. | (15 8) |
3. Прилетели птички. | (15 8) |
4. Ярко светит солнце. | (16 8) |
5. Лида вытерла доску. | (16 8) |
Диктант 4
1. Весело бегут ручьи. | (16 8) |
2. Подул резкий ветер. | (16 8) |
3. Зоя прилежно учиться. | (17 8) |
4. Дятел долбил дерево. | (17 8) |
5. Я хочу посадить цветы. | (18 7) |
Диктант 5
1. Иней запушил деревья. | (18 7) |
2. Без воды цветы вянут. | (19 7) |
3. Пролетело жаркое лето. | (19 7) |
4. Возле дома посадили ель. | (20 7) |
5. Солнышко светит и греет. | (20 6) |
Диктант 6
1. Федя решил задачу у доски. | (21 6) |
2. Загорелась в небе зорька. | (21 6) |
3. На деревьях сверкал иней. | (21 6) |
4. Город Киев стоит на Днепре. | (22 6) |
5. В лесу собирают землянику. | (22 6) |
Диктант 7
1. Зимой река покрылась льдом. | (23 5) |
2. Мальчик подарил маме цветы. | (23 5) |
3. Крестьяне работают на лугу. | (23 5) |
4. Дежурные стёрли пыль с доски. | (24 5) |
5. Из короба выбрались цыплята. | (24 5) |
Диктант 8
1. Мы жили возле берёзовой рощи. | (24 5) |
2. Небо покрылось серыми тучами. | (25 4) |
3. Дети посадили во дворе акацию. | (25 4) |
4. Бабушка купила внуку букварь. | (25 4) |
5. Землю согрело тёплое солнышко. | (26 4) |
Диктант 9
1. Моя сестра работает на фабрике. | (26 4) |
2. Ласково грело весеннее солнце. | (26 4) |
3. Идёт дождь. | (10 5) |
4. Мы любим наш Киев. | (14 7) |
5. Береги учебные вещи. | (17 8) |
Диктант 10
1. У Андрея чистая тетрадь. | (20 10) |
2. Помогай своему товарищу. | (21 10) |
3. Воды морей солёные на вкус. | (22 7) |
4. Наша страна борется за мир. | (22 7) |
5. Эти мальчики – весёлые ребята. | (24 10) |
Диктант 11
1. Дети ходили в лес за грибами. | (23 7) |
2. Началась большая перемена. | (23 7) |
3. Мальчики – будущие отличники. | (24 7) |
4. Красивы улицы нашего города. | (24 7) |
5. Москва – столица нашей Родины. | (24 5) |
Диктант 12
1. Школьники поливают саженцы. | (24 5) |
2. Депутаты съехались на съезд. | (24 5) |
3. Надо быть честными и правдивыми. | (25 5) |
4. Звёзды сияют на башнях Кремля. | (25 5) |
5. Летом наша семья жила на Волге. | (25 5) |
Диктант 13
1. Весело колоситься густая рожь. | (25 4) |
2. Поля запорошило белым снегом. | (25 4) |
3. Мы читали интересный рассказ. | (25 4) |
4. Учёный много и упорно работал. | (25 4) |
5. Новые дома растут очень быстро. | (26 4) |
Диктант 14
1. Из машины вышел Митрофан Фомич. | (26 4) |
2. Мальчики принесли сухих веток. | (26 4) |
3. В поле поспевают рожь и пшеница. | (26 4) |
4. Молодёжь приехали на стройку. | (24 4) |
5. Дети всех стран хотят жить в мире. | (27 4) |
Диктант 15
1. Свежий ветерок повеял прохладой. | (28 4) |
2. Сверкнула молния, и загремел гром. | (28 4) |
3. Давно скосили луга и поля фермеры. | (28 4) |
4. Белка взобралась на верхнюю ветку. | (29 4) |
5. Солнце светило ярко, и дети купались. | (30 4) |
Диктант 16
1. Весь народ гордится героями космоса. | (29 4) |
2. Дедушка Филипп пасёт большое стадо. | (30 4) |
3. Люблю я в поле встречать восход солнца. | (32 4) |
4. Поднялась за рекой большая серая туча. | (32 4) |
5. В далёкой тайге живут охотники – эвенки. | (33 4) |
Диктант 17
1. Все радовались встрече с космонавтами. | (33 4) |
2. Разведчики отправились в опасный путь. | (33 4) |
3. Дружная семья и землю превратит в золото. | (34 4) |
4. Обувь всегда необходимо очищать от пыли. | (34 4) |
5. Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород. | (34 4) |
Диктант 18
1. Меж редеющих верхушек показалась синева. | (35 4) |
2. Хороши привольные широкие степи Украины. | (35 4) |
3. На смелого собака лает, а трусливого кусает. | (36 4) |
4. Нам велит трудиться школа, учит этому отряд. | (36 4) |
5. Наш народ хочет жить в мире со всеми народами. | (37 4) |
Диктант 19
1. В тайге водятся хищные животные: волки, рыси. | (36 5) |
2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. | (36 5) |
3. Школьники готовятся к новому учебному году. | (37 5) |
4. Много работы в школьном саду ранней весной. | (36 5) |
5. На берегу моря раскинулся лагерь отдыха. | (34 5) |
Диктант 20
1. Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь. | (38 5) |
2. Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел. | (38 5) |
3. Пробилась из-под земли вода, и родился родничок. | (39 5) |
4. От города в тайгу строители проложили шоссе. | (37 6) |
5. Цветы были не знакомые, похожие на колокольчики. | (40 6) |
Диктант 21
1. Прохладная вода хорошо освежает уставших ребят. | (41 7) |
2. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит. | (42 7) |
3. Победа над врагом наполнила грудь воина счастьем. | (42 7) |
4. Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры. | (43 7) |
5. Школьники выращивают мандарины, лимоны, апельсины. | (44 7) |
Диктант 22
1. По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник. | (45 8) |
2. Начальник подошёл к окну и увидел за ним строящийся дом. | (46 8) |
3. Наша страна живёт в мире и дружбе с другими народами. | (43 8) |
4. Часть Сибири покрыта крутыми и обрывистыми горами. | (43 8) |
5. По нашему краю течёт красивая полноводная река Енисей. | (46 8) |
Чтение в темпе скороговорки предназначено для развития артикуляционного аппарата, особое внимание обращается на чёткость прочтения окончаний слов.
Постоянно ведётся работа над развитием фонематического слуха, используя чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки; развитием подвижности артикуляционного аппарата. Непременным условием улучшения техники чтения является постоянная систематическая работа по анализу и синтезу слов.
Общие выводы.
- Нарушения чтения у учеников вспомогательных школ обусловлены различными этиопатогенетическими факторами. Так, у детей с дислексиями выявляется несформированность функций зрительного и слухового анализаторов, их взаимодействия, недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя речи. В зависимости от этиопатогенетических факторов можно выделить следующие виды дислексии: фонематические, оптические, мнестические, семантические, аграмматические.
- Дислексии у умственно отсталых детей не являются изолированным нарушением, они сопровождаются нарушениями устной речи и нарушениями письма.
Используемая литература.
Р.И.Лалаева «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников». «Союз» С-Петербург 1998.
И.Т.Федоренко (г. Харьков) «Комплекс зрительных диктантов»
И.Т.Федоренко. Подготовка учащихся к усвоению знаний. – Киев, 1980 г.
В.А.Ракитина «Предупреждение нарушений чтения и письма». М. «Владос», 2005г.
В.Н. Зайцев «Резервы обучения чтению: Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1991 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о работе по теме самообразования. Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»
Отчет о работе по теме самообразования.Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»...
Упражнения для развития техники чтения
Упражнения , помогающие развивать технику чтения у детей....
Тексты для развития техники чтения в 1 классе
Учитель предлагает тексты для развития техники чтения в 1 классе, которые он предлагает своим ученикам...
Добрые советы по развитию техники чтения.
Не всегда и не всем чтение даётся легко. Данные советы помогут облегчить этот трудный процесс. Главное - большое желание!...
Развитие техники чтения
Статья для выступления на МО...
Развитие техники чтения. Контроль динамики техники чтения
Как совершенствовать навыки чтения в младшем школьном возрасте? Работа описывает педагогический опыт по работе над динамикой техники чтения и повышения мотивации учащихся....
Повышаем скорость чтения или 10 волшебных упражнений для развития техники чтения.
Скорость чтения является очень важным аспектом успеваемости, и задача родителей – помочь своему чаду научиться быстро читать. Для этого предлагаю 10 интересных упражнений для развития техники чт...