Развитие техники чтения
методическая разработка на тему

Кулаева Ирина Евгеньевна

Приемы и упражнения для развития техники чтения у школьников с дислексией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tehniki_chteniya.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие техники чтения у школьников с дислексией.

Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет Б.Г.Ананьев, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем».

Чтение как один из видов письменной речи является более поздним и более сложным образованием, чем устная речь.

Умственно отставший ребёнок в процессе овладения чтением проходит те же ступени, что и нормальный школьник. Однако такие дети, по данным Г.Я.Трошина, овладевают чтением в 3 раза дольше, чем дети в норме. Среди школьников 1 – 2-х классов вспомогательных школ отличается большое количество детей со специфическими стойкими нарушениями чтения. Так, по данным К.Аверино-Жакке, почти у 70% детей с умственной отсталостью обнаруживаются дислексии.

Дислексия у детей, определяется как частичное расстройство процесса овладения чтением, обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.

Симптоматика дислексий сложна и многообразна и зависит от многих фактов: характера этиологии и патогенеза, возрастных и личностных особенностей ребёнка, состояния устной речи.

При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:

  1. не усвоение букв
  2. побуквенное чтение
  3. искажение звуко-слогов структуры
  4. замены слов
  5. аграмматизмы
  6. нарушение понимания читаемого.

Многие авторы отличают наследственную предрасположенность.

 Однако возникновение дислексий всё же обусловлено задержкой в формировании определённых функциональных систем вследствие вредностей, действующих на развитие ребёнка в онтогенезе.

 Распространённость дислексий у различных категорий детей с нарушением развития (у/о, детей с дефектами слуха и зрения, с д. у п) значительно большая, чем у нормальных развивающихся детей.

Однако каждый ученик имеет свой темперамент: холерики и сангвиники, как правило, говорят и читают быстро, а флегматики и меланхолики – медленно.

Конечно, следует учесть, что, несмотря на тип темперамента, большая проблема чтения возникает у учащихся с сильным заиканием или при псевдобульбирной дизартрии, если  ребёнка очень туго подвижен артикуляционный аппарат.

Еще один аспект развития чтения: частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.

Очень интересен метод жужжащего чтения. Жужжащее чтение было одним из основных элементов обучения чтению в Павлышской школе, школе В.А.Сухомлинского. Сейчас, пожалуй, нет ни одного специалиста, который бы не удостоверился в эффективности жужжащего чтения. В самом деле, при обычной методике учитель за урок опросит не более десяти учеников. При этом каждый из учеников читает не более двух минут. Таким образом, общий тренаж в течение урока составит

10 × 2 = 20 (чел/мин)

При жужжащем чтении все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение 5 минут:

20 × 5 = 100 (чел/мин).

Таким образом, получили увеличение тренажа в 5 раз, целенаправленно отведя для этого всего 5 минут урока.

 Так должен начинаться любой урок. Потом дети закрывают книгу, и плановое занятие продолжается.

Ежеурочные пятиминутки чтения были заимствованы в школах Монголии (там проводились уроки русского языка, и скорость чтения у монгольских учеников была значительно выше, чем у наших детей). У каждого ребенка на парте лежала книга. И любой урок – будь то чтение, пение, рисование, математика – начинался с того, что дети открывали книгу, 5 минут читали по–русски в режиме жужжащего чтения, закрывали книгу, и дальше шел обычный урок.

И дело здесь не в генах. Просто при трехминутной тренировке в неделю научить детей читать невозможно, какие бы гены у них ни были.

Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находиться под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Недаром ещё 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», т.е. учи так, чтобы это было последним событием дня.

Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: прочитывается одна - две строчки, затем устраивается кратковременный отдых. Такой режим получается, когда ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку, отдохнул. Диафильмы должны быть занимательного содержания (сказки, приключения).

Развитие техники чтения тормозиться из-за слаборазвитой оперативной памяти: прочитав три-четыре слова, ребёнок уже забывает первое и не может понять смысла предложения. Такое положение можно исправить с помощью зрительных диктантов, разработанных профессором И.Т.Федоренко (г. Харьков), в каждом из 18 наборов по 6 предложений: первое содержит всего два слова «Тает снег» - 8 букв, а последнее – уже 46. наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы.

Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске выписываются либо сразу 5 предложений, которые открываются по одному, либо пишется одно. На прочтение каждого предложение отводится определённое время, которое указывается после него. Дети читают предложение молча и стараются его запомнить. Учитель предлагает им закрыть глаза и представить, как оно записано, и повторить его про себя. Затем предложение стирается с доски, и ученики записывают его в тетрадь.

Если многие дети плохо запоминают текст, его следует повторять до положительного результата несколько дней подряд. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно.

Тексты зрительных диктантов (по И.Т.Федоренко)

          Диктант 1

1. Тает снег.

(8 слов, 4 с)

2. Идёт дождь.

(9  4)

3. Небо хмурое.

(10  5)

4. Коля заболел.

(11  5)

5. Запели птицы.

(11  5)

Диктант 2

1. Поле опустело.

(12  6)

2. Трещат морозы.

(12  6)

3. Я ищу землянику.

(13  6)

4. В лесу росла ель.

(13  6)

5. Наступила осень.

(14  7)

Диктант 3

1. Дни стали короче.

(14  7)

2. В лесу много берёз.

(15  8)

3. Прилетели птички.

(15  8)

4. Ярко светит солнце.

(16  8)

5. Лида вытерла доску.

(16  8)

Диктант 4

1. Весело бегут ручьи.

(16  8)

2. Подул резкий ветер.

(16  8)

3. Зоя прилежно учиться.

(17  8)

4. Дятел долбил дерево.

(17  8)

5. Я хочу посадить цветы.

(18  7)

          Диктант 5

1. Иней запушил деревья.

(18  7)

2. Без воды цветы вянут.

(19  7)

3. Пролетело жаркое лето.

(19  7)

4. Возле дома посадили ель.

(20  7)

5. Солнышко светит и греет.

(20  6)

         

 Диктант 6

1. Федя решил задачу у доски.

(21  6)

2. Загорелась в небе зорька.

 (21  6)

3. На деревьях сверкал иней.

(21  6)

4. Город Киев стоит на Днепре.

(22  6)

5. В лесу собирают землянику.

(22  6)

          Диктант 7

1. Зимой река покрылась льдом.

(23  5)

2. Мальчик подарил маме цветы.

(23  5)

3. Крестьяне работают на лугу.

(23  5)

4. Дежурные стёрли пыль с доски.

(24  5)

5. Из короба выбрались цыплята.

(24  5)

           Диктант 8

1. Мы жили возле берёзовой рощи.

(24  5)

2. Небо покрылось серыми тучами.

(25  4)

3. Дети посадили во дворе акацию.

(25  4)

4. Бабушка купила внуку букварь.

(25  4)

5. Землю согрело тёплое солнышко.

(26  4)

Диктант 9

1. Моя сестра работает на фабрике.

(26  4)

2. Ласково грело весеннее солнце.

(26  4)

3. Идёт дождь.

(10  5)

4. Мы любим наш Киев.

(14  7)

5. Береги учебные вещи.

(17  8)

Диктант 10

1. У Андрея чистая тетрадь.

(20  10)

2. Помогай своему товарищу.

(21  10)

3. Воды морей солёные на вкус.

(22  7)

4. Наша страна борется за мир.

(22  7)

5. Эти мальчики – весёлые ребята.

(24  10)

Диктант 11

1. Дети ходили в лес за грибами.

(23  7)

2. Началась большая перемена.

(23  7)

3. Мальчики – будущие отличники.

(24  7)

4. Красивы улицы нашего города.

(24  7)

5. Москва – столица нашей Родины.

(24  5)

Диктант 12

1. Школьники поливают саженцы.

(24  5)

2. Депутаты съехались на съезд.

(24  5)

3. Надо быть честными и правдивыми.

(25  5)

4. Звёзды сияют на башнях Кремля.

(25  5)

5. Летом наша семья жила на Волге.

(25  5)

Диктант 13

1. Весело колоситься густая рожь.

(25  4)

2. Поля запорошило белым снегом.

(25  4)

3. Мы читали интересный рассказ.

(25  4)

4. Учёный много и упорно работал.

(25  4)

5. Новые дома растут очень быстро.

(26  4)

Диктант 14

1. Из машины вышел Митрофан Фомич.

(26  4)

2. Мальчики принесли сухих веток.

(26  4)

3. В поле поспевают рожь и пшеница.

(26  4)

4. Молодёжь приехали на стройку.

(24  4)

5. Дети всех стран хотят жить в мире.

(27  4)

Диктант 15

1. Свежий ветерок повеял прохладой.

(28  4)

2. Сверкнула молния, и загремел гром.

(28  4)

3. Давно скосили луга и поля фермеры.

(28  4)

4. Белка взобралась на верхнюю ветку.

(29  4)

5. Солнце светило ярко, и дети купались.

(30  4)

Диктант 16

1. Весь народ гордится героями космоса.

(29  4)

2. Дедушка Филипп пасёт большое стадо.

(30  4)

3. Люблю я в поле встречать восход солнца.

(32  4)

4. Поднялась за рекой большая серая туча.

(32  4)

5. В далёкой тайге живут охотники – эвенки.

(33  4)

Диктант 17

1. Все радовались встрече с космонавтами.

(33  4)

2. Разведчики отправились в опасный путь.

(33  4)

3. Дружная семья и землю превратит в золото.

(34  4)

4. Обувь всегда необходимо очищать от пыли.

(34  4)

5. Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород.

(34  4)

Диктант 18

1. Меж редеющих верхушек показалась синева.

(35  4)

2. Хороши привольные широкие степи Украины.

(35  4)

3. На смелого собака лает, а трусливого кусает.

(36  4)

4. Нам велит трудиться школа, учит этому отряд.

(36  4)

5. Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.

(37  4)

Диктант 19

1. В тайге водятся хищные животные: волки, рыси.

(36  5)

2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

(36  5)

3. Школьники готовятся к новому учебному году.

(37  5)

4. Много работы в школьном саду ранней весной.

(36  5)

5. На берегу моря раскинулся лагерь отдыха.

(34  5)

Диктант 20

1. Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.

(38  5)

2. Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел.

(38  5)

3. Пробилась из-под земли вода, и родился родничок.

(39  5)

4. От города в тайгу строители проложили шоссе.

(37  6)

5. Цветы были не знакомые, похожие на колокольчики.

(40  6)

Диктант 21

1. Прохладная вода хорошо освежает уставших ребят.

(41  7)

2. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит.

(42  7)

3. Победа над врагом наполнила грудь воина счастьем.

(42  7)

4. Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры.

(43  7)

5. Школьники выращивают мандарины, лимоны, апельсины.

(44  7)

Диктант 22

1. По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник.

(45  8)

2. Начальник подошёл к окну и увидел за ним строящийся дом.

(46  8)

3. Наша страна живёт в мире и дружбе с другими народами.

(43  8)

4. Часть Сибири покрыта крутыми и обрывистыми горами.

(43  8)

5. По нашему краю течёт красивая полноводная река Енисей.

(46  8)

Чтение в темпе скороговорки предназначено для развития артикуляционного аппарата, особое внимание обращается на чёткость прочтения окончаний слов.

Постоянно ведётся работа над развитием фонематического слуха, используя чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки; развитием подвижности артикуляционного аппарата. Непременным условием улучшения техники чтения является постоянная систематическая работа по анализу и синтезу слов.

Общие выводы.

  1. Нарушения чтения у учеников вспомогательных школ обусловлены различными этиопатогенетическими факторами. Так, у детей с дислексиями выявляется несформированность функций зрительного и слухового анализаторов, их взаимодействия, недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя речи. В зависимости от этиопатогенетических факторов можно выделить следующие виды дислексии: фонематические, оптические, мнестические, семантические, аграмматические.
  2. Дислексии у умственно отсталых детей не являются изолированным нарушением, они сопровождаются нарушениями устной речи и нарушениями письма.

Используемая литература.

 Р.И.Лалаева «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников». «Союз» С-Петербург 1998.

И.Т.Федоренко (г. Харьков) «Комплекс зрительных диктантов»

И.Т.Федоренко. Подготовка учащихся к усвоению знаний. – Киев, 1980 г.

В.А.Ракитина «Предупреждение нарушений чтения и письма». М. «Владос», 2005г.

В.Н. Зайцев «Резервы обучения чтению: Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1991 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе по теме самообразования. Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»

Отчет  о работе по теме самообразования.Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»...

Упражнения для развития техники чтения

Упражнения , помогающие развивать технику чтения у детей....

Тексты для развития техники чтения в 1 классе

Учитель предлагает  тексты для развития техники чтения в 1 классе, которые он предлагает своим  ученикам...

Добрые советы по развитию техники чтения.

Не всегда и не всем чтение даётся легко. Данные советы помогут облегчить этот трудный процесс. Главное - большое желание!...

Развитие техники чтения

Статья для выступления на МО...

Развитие техники чтения. Контроль динамики техники чтения

Как совершенствовать навыки чтения в младшем школьном возрасте? Работа описывает педагогический опыт  по работе над динамикой техники чтения и повышения мотивации учащихся....

Повышаем скорость чтения или 10 волшебных упражнений для развития техники чтения.

Скорость чтения является очень важным аспектом успеваемости, и задача родителей – помочь своему чаду научиться быстро читать. Для этого предлагаю 10 интересных упражнений для развития техники чт...