Преемственность дошкольного и школьного образования
методическая разработка по теме
Преемственность в работе дошкольного и школьного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_doshkolnogo_i_shkolnogo_obrazovaniya.docx | 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
«МИР ЗНАНИЙ»
_____________________________________________________________________________
143422, Московская обл., Красногорский р-н, т.: (495) 635-24-08
с. Петрово-Дальнее, ул. Суворовская, д. 1 (д.3) ф.: (498) 601-09-10
Программа
"Преемственность в системе дошкольного и начальной ступени школьного образования"
2010-2011 уч.год
Цель программы:
Создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе. Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования. Обеспечение непрерывности, целостности, системности.
Объект программы: дети дошкольного и школьного возраста, родители, педагоги.
Задачи:
1. Согласование целей на дошкольном и начальном школьном уровнях.
2. Усовершенствование форм организации и методов обучения как в ДОУ, так и в начальной школе;
3. Совершенствование образовательного со держания в ДОУ и начальной школе.
Общая цель непрерывного образования детей дошкольного и начального возраста:
гармоничное физическое и психическое развитие ребёнка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.
Непрерывность дошкольной и начальной образовательной программ предполагает достижение следующих приоритетных целей:
На дошкольной ступени:
- Охрана, укрепление здоровья и физическое развитие ребёнка, развитие его общих способностей;
- Развитие произвольности, познавательной активности, развитие коммуникативности и уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное образование на следующем этапе.
На ступени начальной школы:
- Физическая культура ребёнка.
- Познавательное развитие и социализация, соответствующие возрастным возможностям.
- Освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром.
- Сформированность учебной деятельности и готовность к образованию в среднем звене школы.
Реализация общей цели образования детей 3 - 10 лет требует соблюдения ряда педагогических условий:
На дошкольной ступени:
- Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком.
- Формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребёнка
- Создание образовательной среды, способствующей личностному и познавательному развитию ребёнка.
На ступени начальной школы:
1.Опора на наличный уровень достижений дошкольного детства.
2.Направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития.
3. Индивидуальная работа в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка.
Конкретные цели каждого возрастного этапа образования с учётом его непрерывности формулируются по содержательным линиям, которые отражают важнейшие стороны развития личности:
· физическое развитие;
· познавательное развитие;
· социально-личностное развитие;
· художественно-эстетическое.
Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
1. Принцип развития. Предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний, овладения умениями и навыками как средства для детского развития, а не самоцель дошкольного и начального образования.
2.Принцип гуманитаризации. Усиление гуманитарной направленности предметов естественнонаучного и математического циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка; придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей.
3.Принцип целостности. Требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время - сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
4.Принцип культуросообразности. Понимается как "открытость" различных культур, создание условий для наиболее полного ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
5.Принцип содержания образования. Предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по-разному осуществляющих реализацию целей образования с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме этого вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребенка. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка - гражданина РФ на получение равного с другими дошкольного и начального образования.
Доминирующие формы педагогической работы с детьми
Дошкольное образование | Начальная ступень школьного образования |
Игра, игровое занятие | Урок |
Все виды игровой, художественно – продуктивной деятельности | Учебная, с использованием игровых приемов |
Формы организации и методы обучения в дошкольном отделении и
начальной школе
- Использование многообразных форм обучения, включая специфические детские виды деятельности на интегрированной основе,
выход за пределы группы и участка, объединения по подгруппам. - Использование в дошкольном отделении цикличности содержания обучения, обес печивающую востребованность «предыдущего в настоящем», создающую условия для использования самими детьми имеющего ся у них опыта.
- Обеспечение взаимосвязи занятий (фронтальных, подгрупповых) с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.).
- Поддерживать развивающую предметную среду как в дошкольном отделении, так и в начальной школе, функционально моделирующую содер жание детской деятельности.
- Более широкое использование методов, активизирующих у де тей мышление, воображение, поисковую деятельность, т.е. элемен ты проблемности в обучении.
- Более широкое использование игровых приемов, создание эмо ционально-значимых ситуаций, условий для самостоятельной прак тической деятельности.
- Изменение форм общения детей как на занятиях в дошкольном отделении, так и на уроках в школе, обеспечение ребенку возможности ориентиро ваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учить ся поддерживать диалогическое общение между детьми, призна вать право ребенка на инициативные высказывания и аргументи рованное отстаивание своих предложений, право на ошибку.
Прогнозируемый результат:
- Развитие любознательности у дошкольников как ос новы познавательной активности будущего ученика.
- Познавательная активность будет выступать не толь ко необходимым компонентом учебной деятельно сти, но и обеспечивать его интерес к учебе, произ вольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка.
- Развитие способностей ребенка как способов само стоятельного решения творческих (умственных, худо жественных) и других задач, как средств, позволяю щих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе учебной.
- Сформированность способностей ребенка перед вхождением в школьную жизнь к пространственно му моделированию; использованию планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей.
- Через использование сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, детского эксперимен тирования достижение сформированности у стар ших дошкольников и первоклассников творческого воображения как направления интеллектуального и
личностного развития ребенка. - Сформированность у старших дошкольников и первоклассников коммуникативных навыков (умение общаться с взрослыми и сверстниками) как необхо димого условия успешности учебной деятельности
Механизм внедрения программы
1 этап |
Поступление ребенка в дошкольное учреждение: |
- Медицинское обследование. |
Медицинская сестра, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели |
2 этап | |
Педагогическая деятельность: - Занятия с детьми по программе дошкольного образования с использованием современных технологий. Психологическое сопровождение ребенка: - Сопровождение адаптации ребенка к условиям ДОУ. | |
Методическая работа: | |
Медицинская сестра, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, педагоги дополнительного образования, учителя, зам. зав. по ВМР, зам. директора по УВР | - Проведение общих методических объединений, собраний, педагогических советов по вопросам воспитания и обучения детей. |
3 этап |
Переход дошкольника в школу |
- Передача пакета документов выпускников в школу. |
Медицинская сестра, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, педагоги дополнительного образования, учителя, родители, зам. директора по УВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема преемственности между ступенями дошкольного и школьного образования
Проблема преемственности между ступенями дошкольного и школьного образования....
"Преемственность дошкольного и школьного образования"
Проблема психологической готовности к школьному обучению означает способность ребенка перейти от спонтанного к реактивному обучению....
ВЫСТУПЛЕНИЕ Творческий подход в вопросах преемственности дошкольного и школьного образования
Творческий подход в вопросах преемственностидошкольного и школьного образования...
СТАТЬЯ Творческий подход в вопросах преемственности дошкольного и школьного образования
Творческий подход в вопросах преемственности дошкольного и школьного образования...
преемственность семьи, дошкольного и школьного образования
проект по преемственности семьи , дошкольного и школьного образования...
Технологические основы организации преемственности дошкольного и школьного образования в условиях реализации стандартов начального общего образования второго поколения
Общие требования к воспитанию, обучению и развитию необходимых личностных качеств детей в период их подготовки к поступлению в школу, новые линии в образовательной работе детского сада и начальн...