Преемственность дошкольного и школьного образования
методическая разработка по теме

Кулаева Ирина Евгеньевна

Преемственность в работе дошкольного и школьного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_doshkolnogo_i_shkolnogo_obrazovaniya.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
«МИР ЗНАНИЙ»

_____________________________________________________________________________

143422, Московская обл., Красногорский р-н,                                             т.: (495) 635-24-08

с. Петрово-Дальнее, ул. Суворовская, д. 1 (д.3)                                          ф.: (498) 601-09-10

Программа

"Преемственность в системе дошкольного и начальной ступени школьного образования"

2010-2011 уч.год

Цель  программы:

Создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе.  Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования. Обеспечение непрерывности, целостности, системности.

Объект программы: дети дошкольного и школьного возраста, родители, педагоги.

Задачи:

1. Согласование целей на дошкольном и начальном школьном уровнях.
2. Усовершенствование форм организации и методов обучения как в ДОУ, так и в начальной школе;
3. Совершенствование  образовательного со держания в ДОУ и начальной школе.

Общая цель непрерывного образования детей дошкольного и начального возраста: 

гармоничное физическое и психическое развитие ребёнка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.
Непрерывность дошкольной и начальной образовательной программ предполагает достижение следующих приоритетных целей:

На дошкольной ступени:

  1. Охрана, укрепление здоровья и физическое развитие ребёнка, развитие его общих способностей;
  2. Развитие произвольности, познавательной активности, развитие коммуникативности и уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное образование на следующем этапе.

На ступени начальной школы:

  1. Физическая культура ребёнка.
  2. Познавательное развитие и социализация, соответствующие возрастным возможностям. 
  3. Освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром.
  4. Сформированность учебной деятельности и готовность к образованию в среднем звене школы.

Реализация общей цели образования детей 3 - 10 лет                                                        требует соблюдения ряда педагогических условий:

На дошкольной ступени:

  1. Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком.
  2. Формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребёнка
  3. Создание образовательной среды, способствующей личностному и познавательному развитию ребёнка.

На ступени начальной школы:

1.Опора на наличный уровень достижений дошкольного детства.
2.Направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития.
3. Индивидуальная работа в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка.

Конкретные цели каждого возрастного этапа образования с учётом его непрерывности формулируются по содержательным линиям, которые отражают важнейшие стороны развития личности:

· физическое развитие;
· познавательное развитие;
· социально-личностное развитие;
· художественно-эстетическое.

Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

1. Принцип развития. Предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний, овладения умениями и навыками как средства для детского развития, а не самоцель дошкольного и начального образования.

2.Принцип гуманитаризации. Усиление гуманитарной направленности предметов естественнонаучного и математического циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка; придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей.

3.Принцип целостности. Требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время - сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет.

4.Принцип культуросообразности. Понимается как "открытость" различных культур, создание условий для наиболее полного  ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

5.Принцип содержания образования. Предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по-разному осуществляющих реализацию целей образования с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме этого вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребенка. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка - гражданина РФ на получение равного с другими дошкольного и начального образования.

Доминирующие формы педагогической работы с детьми

Дошкольное образование

Начальная ступень школьного образования

Игра, игровое занятие

Урок

Все виды игровой, художественно – продуктивной  деятельности

Учебная, с использованием игровых приемов

Формы  организации и методы обучения  в дошкольном отделении и

начальной школе

  1. Использование многообразных форм обучения, включая специфические детские виды деятельности на интегрированной основе,
    выход за пределы группы и участка, объединения по подгруппам.
  2. Использование  в дошкольном отделении цикличности содержания обучения, обес печивающую востребованность «предыдущего в настоящем», создающую условия для использования самими детьми имеющего ся у них опыта.
  3. Обеспечение  взаимосвязи занятий (фронтальных, подгрупповых) с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.).
  4. Поддерживать развивающую предметную среду как в дошкольном отделении, так и в начальной школе, функционально моделирующую содер жание детской деятельности.
  5. Более широкое использование методов, активизирующих у де тей мышление, воображение, поисковую деятельность, т.е. элемен ты проблемности  в обучении.
  6. Более широкое использование игровых приемов, создание  эмо ционально-значимых ситуаций, условий для самостоятельной прак тической деятельности.
  7. Изменение форм общения детей как на занятиях в дошкольном отделении, так и на уроках в школе, обеспечение ребенку возможности ориентиро ваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учить ся поддерживать диалогическое общение между детьми, призна вать право ребенка на инициативные высказывания и аргументи рованное отстаивание своих предложений, право на ошибку.

Прогнозируемый  результат: 

  1. Развитие любознательности у дошкольников как ос новы познавательной активности будущего ученика.
  2. Познавательная активность будет выступать не толь ко необходимым компонентом учебной деятельно сти, но и обеспечивать его интерес к учебе, произ вольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка.
  1. Развитие способностей ребенка как способов само стоятельного решения творческих (умственных, худо жественных) и других задач, как средств, позволяю щих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе учебной.
  2. Сформированность способностей ребенка перед вхождением в школьную жизнь к пространственно му моделированию; использованию планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей.
  3. Через использование сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций,  детского эксперимен тирования достижение сформированности  у стар ших дошкольников и первоклассников творческого воображения как направления интеллектуального и
    личностного развития ребенка.
  4. Сформированность у старших дошкольников и первоклассников коммуникативных навыков (умение общаться с взрослыми и сверстниками) как необхо димого условия успешности учебной деятельности

Механизм внедрения программы

                                                                      1 этап  

Поступление ребенка в дошкольное учреждение:

- Медицинское обследование.
- Адаптационный период при поступлении в детский сад (от 2 недель до 6 месяцев)
- Педагогическая и психологическая диагностика.

Медицинская сестра, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели

2 этап  
Воспитательно-образовательная деятельность с детьми в детском саду

Педагогическая деятельность:

- Занятия с детьми   по программе дошкольного образования с использованием современных технологий.
- Взаимосвязь с социумом (муз. школа, худ. школа, музеи и др.)
- Праздники, развлечения.

Психологическое сопровождение ребенка:

- Сопровождение адаптации ребенка к условиям ДОУ.
- Сопровождение детей группы риска.
- Коррекционно-развивающие занятия.
- Тренинги. Психогимнастика.
- Наблюдение. Диагностика дошкольной зрелости.

Методическая работа:

Медицинская сестра, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, педагоги дополнительного образования, учителя, зам. зав. по ВМР, зам. директора  по УВР

- Проведение общих  методических объединений, собраний, педагогических советов по вопросам воспитания и обучения детей.
- Проведение открытых уроков и занятий.
- Применение новых технологий по воспитанию и обучению детей (знакомство с технологиями применяемыми ДОУ, СОШ).
- Создание педагогических условий построения преемственной  предметно-развивающей образовательной среды.
- Ведение диагностических карт на каждого ребенка, с целью отслеживания развития детей.
- Выявление проблем (дезадаптации, школьной незрелости первоклассников в школе).

 3 этап  

Переход дошкольника в школу

- Передача пакета документов выпускников в школу.
- Отслеживание адаптации детей в первом классе.
- Оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям.
- Проведение общих, классных родительских собраний, консультирование, беседы, рекомендации, психологические тренинги.

Медицинская сестра, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, педагоги дополнительного образования, учителя,  родители, зам. директора  по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема преемственности между ступенями дошкольного и школьного образования

Проблема преемственности между ступенями дошкольного и школьного образования....

"Преемственность дошкольного и школьного образования"

Проблема психологической готовности к школьному обучению означает способность ребенка перейти от спонтанного к реактивному обучению....

ВЫСТУПЛЕНИЕ Творческий подход в вопросах преемственности дошкольного и школьного образования

Творческий подход в вопросах преемственностидошкольного и школьного образования...

СТАТЬЯ Творческий подход в вопросах преемственности дошкольного и школьного образования

Творческий подход в вопросах преемственности дошкольного и школьного образования...

преемственность семьи, дошкольного и школьного образования

проект по преемственности семьи , дошкольного и школьного образования...

Технологические основы организации преемственности дошкольного и школьного образования в условиях реализации стандартов начального общего образования второго поколения

Общие требования к воспитанию, обучению и развитию необходимых личностных качеств детей в период их подготовки к поступлению в школу, новые линии в образовательной работе детского сада и начальн...