Статья: "Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня"
статья (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня.
Двигательная деятельность во всех ее разнообразных формах одна из наиболее жизненно важных функциональных систем в жизни ребенка.
Исследования подтверждают, что современная организация учебного процесса в большинстве школ и недооценка родителями рационального двигательного режима приводят к тому, что биологическая потребность в движении многих детей не удовлетворяется. Следует прежде всего обратить внимание на детей, поступающих в 1 класс. Для ребенка начало школьного возраста – критический период, когда «играющий» ребенок превращается в «сидячего» ребенка. Решить вопрос повышения двигательной активности призвана программа физического воспитания учащихся.
В программе значительное место отведено физкультурно-оздоровительным мероприятиям в режиме учебного дня, включающим гимнастику до учебных занятий, физкультурные минуты до уроков, физические упражнения и подвижные игры на переменах, а также ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня.
Гимнастика до учебных занятий служит прекрасным организационным и мобилизующим фактором. Во время занятий происходит настройка всех функций и систем организма на необходимый ритм, что постепенно приводит к повышению общей работоспособности.
Комплекс физических упражнений должен состоять из 4 – 7 общеразвивающих упражнений. Он выполняется в течение 5 – 6 минут.
При составлении комплекса физических упражнений необходимо учитывать, с какого именно урока начинается учебный день, с той целью, чтобы в конце дать специальные упражнения, которые способствовали бы адаптации к началу конкретного урока. Так, если 1 урок связан с письменной работой, целесообразно включить упражнения для развития мышц кисти, что поможет подготовить руку к процессу письма. Если 1 урок чтение, то в комплекс следует включить специальные упражнения, укрепляющие аккомодационный аппарат глаз. Эти упражнения широко применяются для профилактики возникновения близорукости и замедления ее прогрессирования. Особое внимание должно уделяться учащимся 1 класса, у которых в это время глаза только приспосабливаются к возрастающей зрительной нагрузке и вместе с тем резко снижается общая двигательная активность. Учитывая, что длительное пребывание за партой в положении наклона туловища вперед может способствовать искривлению позвоночника, необходимо включать физические упражнения, улучшающие осанку и препятствующие появлению «круглой спины».
Большое внимание в режиме учебного дня обращается на проведение физкультурных минут во время уроков. Они относятся к малым формам активного отдыха и проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения. Проводит ее учитель, продолжительность 2 – 3 минуты. Время начала физкультурной минуты определяет учитель, исходя из реакции учеников: ослабление внимания, появление беспокойства, разговоров.
Комплекс упражнений физкультурных минут состоит из 3 – 4 несложных упражнений. Принимая во внимание, что 1 естественная потребность организма при утомлении – желание потянуться, глубоко подышать, выпрямить спину, развернуть плечи, вначале дается упражнение в потягивании, выполняемое в медленном темпе, с глубоким дыханием. Затем идут наклоны или повороты туловища в сочетании с движением рук и ног. Подбираются упражнения с необходимой амплитудой движения, включающие в активную деятельность все основные мышечные группы и функциональные системы. Они должны содействовать улучшению осанки, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, оказывать влияние на весь мышечный аппарат. Упражнения ученики выполняют, сидя за партами или стоя у парт. До начала физкультурной минуты обязательно проветривается класс. Физкультурная минута – непременное условие поддержания здоровья учеников и лучшего усвоения ими учебного материала.
Следующая форма внеурочных физкультурно-оздоровительных мероприятий – физические упражнения и подвижные игры на переменах. Задачи данного мероприятия – восполнить дефицит двигательной деятельности детей, приобщить их к общедоступным физическим упражнениям и восстановить работоспособность. У младших школьников учебная деятельность вызывает быстрое утомление, а двигательная активность сокращается до 50%. Лучшая форма активного отдыха для них – подвижные игры. Однако отсутствие у детей младшего школьного возраста достаточного двигательного опыта и умения самостоятельно организовывать игры создает определенные трудности. Поэтому при организации игр на переменах большая ответственность ложится на руководителя. Учитель и его помощники во время игр должны следить за состоянием детей, давать им необходимые советы, подбадривать их, чтобы появился эмоциональный настрой. Игры по возможности проводить на воздухе, что наряду с повышением двигательной активности будет способствовать закаливанию организма. Нельзя допускать, чтобы играм придавался характер урока физкультуры, с обязательным соблюдением соответствующих нормативных требований, ибо это сковывает инициативу детей, особенно робких и нерешительных.
Исследования ученых позволили найти оптимальный режим физических нагрузок на перемене. Эти нагрузки должны быть на уровне малой и средней интенсивности, не вызывать значительной утомляемости детей.
В программе физического воспитания определены физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме группы продленного дня. К ним относятся ежедневные физкультурные занятия в объеме одного часа. Час активного отдыха в этих группах проводится воспитателем.
Оздоровительный эффект ежедневных физкультурных занятий в группах продленного дня во многом зависит от правильного дозирования нагрузки. Во время занятий следует внимательно следить за проявлением внешних признаков утомления детей.
Не следует допускать, чтобы в течение всего времени физкультурных занятий дети находились в постоянном движении: необходимы короткие перерывы для отдыха. Чем младше ребенок, тем чаще должны повторяться паузы. Дополнительно к этим занятиям в группах продленного дня рекомендуются прогулки, экскурсии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурно оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продлённого дня в школе
В статье всесторонне рассмотрены различные аспекты процесса физического воспитания в общеобразовательной школе. Даны практические рекомендации для организации физкультурно-оздоровительной работы....
Статья на тему "Осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий"
Здоровье - бесценное достояние не только кахдого человека, но и всего общества. Забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребёнка.Учащиеся младше...
Спортивно-оздоровительное мероприятие в режиме учебного дня - "Игра пионербол"
Материал отображает спотривно-оздоровительное мериприятие в режиме учебного дня с вовлеяением в спортивную жизнь школы родителей обучающихся.. Направление - "Пропаганда на здоровый образ жизни&qu...
Положение о режиме учебных занятий
МОУ-ООШ с.Георгиевка...
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня.
vУтренняя гимнастика до учебных занятий,vФизкультминутки на общеобразовательных уроках,vДинамическая перемена – подвижные игры и занятия физическими упражнениями на больших переменах....
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме работы группы продленного дня
Здоровье человека- актуальная тема для разговора во все времена.Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходима всег...
Исследовательская работа. Тема: «Мотивация к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста посредством физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня»
Исследовательская работа Тема: «Мотивация к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста посредством физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня» ...